Ошибаться нельзя!
Давайте поставим себя на место сотрудника УПБ и посмотрим, чем же им приходится заниматься. Проведение инструктажей, проверок знаний сотрудников; планирование, организация, проведение различных проверок установок и производств; контролирование своевременности проведения необходимых мероприятий с целью устранения выявленных нарушений; общение с контролирующими органами (работа с предписаниями, постановлениями и т.п.). А вдруг авария или несчетный случай на производстве? Не стоит забывать и об отчетности. Руководство всегда хочет знать, что и как происходит на его предприятии. Что характерно, эта область отличается большим объёмом бумажных документов: предписания, инструкции, планы, отчёты.
Причем нередко одни документы заменяют (дополняют) другие. В такой ситуации легко и ошибиться, а ошибаться нельзя! Конечно, персональные компьютеры позволяют хранить и систематизировать документы. Но при занесении всех бумажных документов в компьютер возможно дублирование, а порой и противоречивость однотипной информации на различных компьютерах. И при этом планирование, контроль исполнения, отчётность, переписка всё равно остаются тяжёлым ручным трудом.
Естественно, такое положение дел не устраивает руководство УПБ. Поэтому попытки автоматизировать работу возникали уже неоднократно. Но использование не специализированного программного обеспечения или ПО, адаптированного под другое предприятие, не приносило желаемых результатов. Поэтому когда «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» предложил реализовать автоматизацию УПБ на базе системы Lotsia PDM Plus, которая уже хорошо себя зарекомендовала при автоматизации ПКО предприятия, твёрдой уверенности в положительном ходе проекта у руководства УПБ не было. Однако сдача
в тестовую эксплуатацию уже первых частей проекта показала, что в этот раз управление промышленной безопасности, наконец получило ту систему, которая ему была столь необходима.
Задачи и команда
В рабочую группу проекта вошли представители компании «Ребис РАША» (Группа компаний «Русский САПР»), специалисты филиала ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» и несколько специалистов УПБ. Со стороны УПБ проект курировал начальник отдела промышленной безопасности Юрий Иванович Савинов.
В качестве основных задач, которые должна была решать система, были выделены следующие:
• учёт и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников;
• производственный контроль 2-го уровня;
• производственный контроль 3-го уровня;
• контроль и учёт предписаний надзорных органов;
• регистрация и учёт опасных производственных факторов и объектов;
• регистрация и учёт аварий, инцидентов, неисправностей.
С целью сделать процесс внедрения системы наиболее гибким и безболезненным для сотрудников УПБ и предприятия в целом было решено разделить проект на шесть модулей (по количеству задач) и производить внедрение системы по мо дуль но. Таким образом, подобный способ внедрения имел и ещё один положительный момент – демонстрация возможности масштабирования системы, причём как вертикально (расширение функционала системы), так и горизонтально (постепенное увеличение числа пользователей системы).
На старте
Осуществление проекта началось в феврале 2008 г. с проведения обучения сотрудников ООО «ЛУ КОЙЛ–ИН ФОРМ», назначенных для сопровождения проекта в качестве администраторов Lotsia PDM Plus.
Следующим шагом было проведение специалистами компании «Ре бис РА ША» совместно со специалистами ООО «ЛУ КОЙЛ-ИН ФОРМ» обследования, в результате которого была получена общая информация по проекту в целом и детальная информация по первой его части – «Учёт и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников». Через 3 месяца после начала реализации проекта, первый модуль системы был передан в УПБ для тестовой эксплуатации. Модуль «Учёт и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников» включал в себя следующее:
1. Ведение карточек работников с фиксированием дат и результатов проведения ежегодных проверок знаний, повторных и внеплановых инструктажей
При этом предусмотрена возможность временного и полного отключения контроля системой за сроками проведения инструктажей и проверок знаний по каждому сотруднику.
2. Предоставление руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчётов о выполнении графика проверок знаний и инструктажей
3. Рассылка оповещений о необходимости проведения инструктажей и проверок знаний, а так же об истечении срока проведения проверок знаний и инструктажей лицам, ответственным за их проведение.
4. Предоставление отчётов отделу охраны труда об экзаменуемых лицах, не прошедших аттестацию, и многое другое…
Кроме того, была решена проблема единого информационного пространства. Другими слова ми, теперь вся информация хранится в одном месте в строго определённом структурированном виде.
Расширение функционала
В течение двух месяцев специалисты УПБ, начальники установок, производств проходили первичное обучение по работе с системой. В это же время активно тестировался переданный модуль. Все замечания и пожелания подробно разбирались, и, при необходимости, в мо дуль вносились корректировки. К концу тестового периода удобство
от использования системы ощутили не только специалисты УПБ, но и другие сотрудники предприятия. Так, например, начальники установок получили прекрасный инструмент для напоминания о необходимости проведения инструктажей и проверок знаний, тем самым сократив количество срывов этих мероприятий.
После завершения первого этапа рабочая группа приступила к реализации следующих модулей системы: «Производственный контроль 2-го уровня» и «Производственный контроль 3-го уровня».
Как и при разработке первого модуля системы, участники рабочей группы сначала провели обследование на предмет получения детализированной информации, необходимой для реализации этих модулей.
Через два месяца УПБ уже получило первые тестовые варианты модулей, и с октября 2008 г. началось активное обучение пользователей для работы с новыми модулями. Обучение, как и в первый раз, проводилось силами специалистов ООО «ЛУ КОЙЛ-ИН ФОРМ», а информационная поддержка и внесение исправлений по выявленным замечаниям и пожеланиям пользователей – специалистами компании «Ребис РА ША».
В результате совместной работы к концу года проект функционировал в составе трёх основных модулей. Помимо ставших уже привычными, в системе появились новые возможности:
• формирование графика производственно го контроля 2-го уровня и 3-го уровня. Сформированный график проведения производственного контроля можно выгрузить из системы напрямую в MS Excel;
• фиксирование результатов проверок с выдачей соответствующих предписаний и фиксирование их выполнения;
• предоставление руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчётов о выполнении графиков производственного контроля и мероприятий по результатам этого контроля.
Ввод в действие модулей производственного контроля позволил упростить работу по планированию, контролю за соблюдением графика, отслеживанию в режиме реального времени результатов проведения проверок и исполнения выданных предписаний. С другой стороны, исполнители получили возможность сокращения времени согласования сроков переноса исполнения предписания, если такая необходимость возникнет. Кроме того, появилась возможность отследить, по чьей вине произошёл срыв срока исполнения предписания (исполнитель не сделал или проверяющий не проконтролировал исполнение).
Так же заметно сократилось время, которое приходится тратить специалистам УПБ на сводной отчётности по проведению мероприятий производственного контроля.
Дальше – больше
Так как оставшиеся три модуля («Контроль и учёт предписаний надзорных органов», «Регистрация и учёт опасных производственных факторов и объектов», «Регистрация и учёт аварий, инцидентов, неисправностей») предназначены для использования исключительно специалистами УПБ, было решено сделать их совместно.
Модуль «Контроль и учёт предписаний надзорных органов» позволил:
• регистрировать предписания
• формировать план мероприятий по выполнению предписаний. Каждое мероприятие может формироваться с указанием нескольких ответственных исполнителей, причём отслеживание выполнения мероприятия происходит по каждому исполнителю в отдельности;
• регистрировать переписку и внутренние документы по выполнению предписаний;
• представлять руководству, начальникам производственных под разделений и специалистам УПБ отчёты о выполнении пунктов предписаний и мероприятий по предписаниям.
Модуль «Регистрация и учёт опасных производственных факторов и объектов» дал возможность:
• регистрировать опасные производственные и профессиональные риски, опасные производственные объекты предприятия, заключения экспертизы ПБ, аттестацию рабочих мест;
• представлять руководству, начальникам производственных подразделений и специалистам УПБ отчё ты об опасных производственных и профессиональных рисках, опасных производственных объектах предприятия, заключениях экспертизы ПБ, аттестацию рабочих мест по формам, предусмотренным действующими стандартами и положениями предприятия;
• вести реестры в соответствии со стандартами и положениями, действующими на предприятии.
Модуль «Регистрация и учёт аварий, инцидентов, неисправностей» позволил регистрировать аварии, инциденты, неполадки, производственный травматизм и профзаболевания. Теперь по результатам расследования инцидентов формируются планы необходимых мероприятий, а руководству и специалистам УПБ представляются отчёты об их выполнении.
Резюмируя
Проект по внедрению ИС УПБ был реализован в течение одного календарного года.
Внедрение системы позволило сократить трудозатраты на повседневные рутинные работы, дало возможность своевременно в автоматическом режиме получать оповещения о запланированных мероприятиях и контролировать сроки их выполнения. Упростилось формирование сводных отчётов, составляемых в УПБ.
Естественно, в процессе эксплуатации может возникнуть потребность в дополнительном функционале. Но уже очевидно, что дополнительные возможности могут быть реализованы достаточно оперативно.