По прогнозам многочисленных экспертов, природный газ и газохимия сыграют в мировой экономике и энергетике XXI века такую же роль, какую нефть и нефтехимия сыграли в ХХ веке. Огромные запасы природного газа дают России отличный шанс сохранить достойное место среди ведущих держав мира. Какие меры необходимо предпринять, чтобы не упустить этот шанс и какие технологии предлагают сегодня отечественные компании?
Сегодня благополучие российской экономики обеспечивается за счет экспорта нефтегазовых ресурсов. И, несмотря на настойчивые призывы перейти от «экономики трубы» к значительно более перспективной «экономике развития», основанной на интенсивной глубокой переработке добываемых сырьевых ресурсов, наша страна продолжает развиваться экстенсивно - преимущественно за счет сырьевых отраслей.
Развитие сектора газохимии, и, в конечном счете, производства на этой основе широкого спектра химической продукции, следует рассматривать как важнейший источник компенсации возможного снижения поступлений от сырьевого сектора, и как мощнейший драйвер всего экономического роста.
В России есть все условия для развития нефтегазохимии. Прежде всего, это наличие крупнейшей в мире сырьевой базы: в РФ по итогам 2014 года добыто 527 млн. тонн нефти и газового конденсата (2-е место в мире) и 641 млрд. куб. метров природного газа (также 2-е место в мире).
Разведанные запасы природного газа составляют в нашей стране около 50 трлн. куб. метров (порядка 28% общемировых запасов), из которых 20 трлн. куб. метров - этансодержащий («жирный») газ.
В мировой практике считается, что если в составе природного газа содержание этана («жирность») более 3%, то его совместно с другими фракциями экономически выгодно извлекать, и использовать в глубокой переработке в качестве газохимического сырья для производства конечной полимерной продукции.
Необходимо констатировать, что «переработка на этан» в России развита очень слабо, но уже давно и широко реализована во многих странах мира.
Для успешного развития газохимической отрасли в нашей стране необходимо решить одну из ключевых структурных проблем: нарастить конкурентоспособные мощности для производства исходных сырьевых продуктов - мономеров (прежде всего этилена и пропилена), устранив их существующий дефицит.
Россия в настоящее время производит 17 кг этилена на человека в год против 81 кг на человека в Западной Европе. Помимо собственной высокой рентабельности в 15-20 %, производства мономеров создают основу для более высоких переделов, где финансовые результаты вдвое выше (к примеру, изготовление потребительских изделий).
С одной стороны, в нашей стране существует избыток нефтегазового сырья, который до 2030 года продолжит расти. С другой стороны, имеется значительный потенциал для увеличения спроса на полимерную продукцию, сырьем для которой как раз и являются мономеры.
Объемы потребления нефтегазохимической продукции в России существенно отстают от среднемирового уровня. Россия с текущим уровнем ВВП на душу населения должна была бы потреблять в 2,5 - 3 раза больше полимеров, чем потребляется в настоящее время. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем развития традиционных отраслей-потребителей нефтегазохимической продукции (строительство, ЖКХ, автомобильная промышленность, пищевая промышленность, упаковка и др.) и их незначительной долей в общем ВВП страны.
Министерством энергетики РФ разработан и утвержден в марте 2012 года «План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г.», План одобрен Правительственной комиссией по ТЭК. В Плане предложен кластерный принцип развития и размещения нефтегазохимических производств, который, в свою очередь, имеет территориальный характер. Отрасль предлагается развивать в рамках 6 крупных кластеров: Северо-Западного, Волжского, Каспийского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного. Как задумано в Плане, кластерный принцип позволит добиться следующих основных преимуществ:
· Организовать кооперацию на всей цепочке от переработки сырья до производства готовой продукции;
· Осуществлять сбалансированное развитие мощностей по производству и переработке нефтегазохимических продуктов (прежде всего – этилена и пропилена);
· Получить максимальный эффект от экономии капитальных и операционных затрат на единицу крупнотоннажной полимерной продукции («эффект масштаба»);
· Минимизировать операционные затраты на логистику сырья и сбыт готовой продукции.
Одним из условий успешного подъема отрасли в рамках Плана-2030 является намерение увеличить добычу этансодержащего природного газа с 90 до 160 млрд. куб. метров, что должно привести к повышению потенциала извлечения этановой фракции с 4 млн. до 8 млн. тонн, пропан-бутановой фракции - с 8 млн. до 13 млн. тонн ежегодно.
В процессе разработки Плана в каждом из создаваемых кластеров был сформирован перечень конкретных проектов по созданию производств продукции нефтегазохимии, с учетом наличия интеллектуальных предпосылок, сырьевых ресурсов и возможностей инфраструктуры.
В ходе дальнейшей работы по реализации Плана (Мониторинга и Актуализации) предусматривается уточнение сырьевой базы и детализация заявленных проектов, создание необходимой инфраструктуры внутри и вокруг каждого кластера, организация более мелких образований кластерного типа (технопарков, индустриальных парков, технико-внедренческих зон и т.п.) и их локализация в рамках тех или иных крупных территориальных кластеров.
В апреле прошлого года совместным приказом Минпромторга и Минэнерго России утверждена «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса Российской Федерации до 2030 года», в которой, по замыслу ее разработчиков, были отражены все основные наработки Плана-2030, и в то же время преодолены некоторые ведомственные расхождения между участниками химического рынка.
Важным фактором при разработке Плана (и в дальнейшем – Стратегии) является емкость рынка конечной полимерной продукции, которая будет выпускаться на предприятиях в создаваемых кластерах. При реализации всех заложенных в Плане проектов, мощности полиолефинов (полиэтилена и полипропилена) к 2030 г. вырастут более чем в 4 раза по сравнению с нынешними и, по прогнозам, на внутреннем рынке будет наблюдаться профицит. Вместе с тем, по другим крупнотоннажным полимерам, сырьем для которых являются не только продукты установок пиролиза (а именно – поливинилхлорид, полистирольные пластики, полиэтилентерефталат и др.), дефицит на внутреннем рынке сохранится и к 2030 г.
В то же время, необходимо отметить, что экспортные возможности отечественных крупнотоннажных пластмасс останутся весьма высокими. На наш взгляд, при разработке концепции каждого крупного проекта необходимо, в первую очередь, определить целевые рынки конечной продукции – Россия, страны СНГ, страны дальнего зарубежья, или какой-либо комбинированный вариант.
Каждый из разрабатываемых кластеров будет иметь свои сильные стороны, преимущества, а также свои особенности и специфику, связанные с территориально-географическим расположением, наличием (или близостью) сырьевых ресурсов, возможностями интеграции имеющихся нефтегазохимических предприятий, уровнем развития транспортной инфраструктуры, развитостью рынка и т.д. и т.п.
Территориальное расположение нашей организации (ОАО «Пластполимер» находится в Санкт-Петербурге, в этом году мы отмечаем 300-летний юбилей с момента основания Петром Первым Охтинского порохового завода) естественным образом сосредоточило наши усилия на развитии Северо-Западного региона.
Северо-Западный газонефтехимический кластер обладает рядом уникальных преимуществ. Во-первых, Северо-Западный федеральный округ сам по себе является крупным потребителем нефтехимической продукции. Это связано как с активным строительством в ключевых городах, прежде всего в Санкт-Петербурге, так и с развитием других потребляющих отраслей.
Кроме того, Северо-Западный кластер является ярким примером концепции размещения нефтехимических мощностей «вблизи рынка»: географическое положение благоприятствует морской торговле нефтехимической продукцией с экспортной ориентацией. Также в регионе достаточно хорошо развита транспортная инфраструктура, имеются квалифицированные профильные кадры и мощные научные и учебные центры. На Северо-Западе также расположены крупные химические предприятия, к нефтехимии, правда, прямого отношения не имеющие. В первую очередь это заводы минеральных удобрений в районе г. Череповца. Их наличие говорит о существовании в регионе развитой производственной инфраструктуры, которая с успехом может служить основой для создания новых производств нефтехимической цепочки.
Это все преимущества региона. Но есть один глобальный и пока непреодолимый недостаток. Это отсутствие в настоящее время необходимых ресурсов углеводородного сырья, которые могут стать основой для создания мощностей пиролиза и крупнотоннажных полимерных производств. Для консолидации этих ресурсов необходимо добиться реализации в ближайшие годы ряда крупных инфраструктурных проектов, к чему мы во многом и прилагали наши усилия в последние несколько лет.
По нашему мнению, в Северо-Западном кластере источником сырьевых ресурсов для организации производств крупнотоннажных полимеров могут быть следующие инфраструктурные и локальные проекты:
· Проект «ТрансВалГаз», предполагающий транспортировку этансодержащего природного газа одной из ниток существующей газотранспортной системы ОАО «Газпром» (Уренгой – Надым – Пунга – Ухта – Грязовец – Череповец – Ленинградская область – побережье Балтийского моря) – совместный проект «Газпрома», «Сибура» и компании «Dow Chemical»;
· Проект реконструкции магистрального газопровода «Кохтла-Ярве – Ленинград» и сооружения газопровода-отвода для транспортировки природного газа в морской порт Усть-Луга (мощностью более 7 млрд. кубометров газа в год);
· Расположенные в регионе производства, основную или побочную продукцию которых можно использовать в качестве сырья для производства полимеров (в частности, каменноугольный бензол ОАО «Северсталь» - для производства этилбензола-стирола-полистирола; побочная продукция производства минеральных удобрений ОАО «Аммофос» - для производства безводного фтористого водорода и фторполимеров на его основе).
На основании прогнозов по наличию сырьевой базы, в Северо-Западном кластере создание производств нефтегазохимической продукции возможно в следующих центрах:
Ø на базе реализации проекта «ТрансВалГаз» с созданием газоперерабатывающих и газохимических производств в Вологодской области (в районе г. Череповца) и/или в Ленинградской области (на побережье Балтийского моря, в районе порта Усть-Луга);
Ø на базе химических предприятий Череповецкого промышленного узла, входящих в группу компаний ЗАО «ФосАгроАГ» (ОАО «ФосАгро-Череповец», объединившее активы предприятий «Азот» и «Аммофос», а также ЗАО «Агро-Череповец»);
Ø в Калининградской области, на базе проекта «Северный поток» и с использованием ресурсов газопровода, проложенного по дну Балтийского моря - как наиболее выгодном месте для размещения экспортноориентированных производств с точки зрения транспортной логистики;
Ø кроме того, во всех крупных городах региона с численностью населения около 200-300 тыс. человек возможно создание предприятий-сателлитов по переработке полимеров и по переработке отходов (в частности, полимерных) и выпуску необходимой для нужд населения продукции;
Ø руководство Вологодской области предлагает создать крупный центр по переработке полимерной продукции в индустриальном парке «Шексна», находящемся в 40 км к востоку от Череповца, в котором имеется развитая производственная и удобная логистическая инфраструктура, и существует возможность получения стабильных налоговых льгот.
Каковы перспективы для рынков крупнотоннажных пластмасс при успешной реализации заявленных проектов? В случае создания производств полимеров в этих точках концепция их распространения на рынках могла бы выглядеть следующим образом:
· Усть-Луга (от 1.5 до 2.0 млн. тонн в год, включая полиэтилен, полипропилен, альфа-олефины, моноэтиленгликоль): меньшая часть – внутренний рынок, большая часть – экспорт в Европу;
· Череповец (~ 850 тыс. тонн в год, включая полиэтилен, полипропилен, полистирол, винилацетат и ПВА-пластики, фторполимеры): большая часть – внутренний рынок, меньшая часть – экспорт в Европу;
· Калининград (от 300-500 тыс. тонн до 1.6 млн. тонн в год полимерных продуктов, в зависимости от ресурсов «жирного» природного газа): весь объем – экспорт в Европу.
Реализация этих проектов позволит полностью закрыть потребности Центрального и Северо-Западного регионов России (где расположена большая часть перерабатывающих мощностей в стране) и значительно повысить экспортный потенциал отечественных полимеров на европейском рынке за счет удобной транспортной логистики.
В целом необходимо отметить, что создание в рамках Северо-Западного газонефтехимического кластера ряда крупных химических производств с упором на глубокую переработку углеводородного сырья позволит решить и общегосударственные задачи, и задачу совершенствования и укрепления регионального рынка по следующим основным направлениям:
- Эффективное использование сырьевых ресурсов;
- Развитие местной и региональной инфраструктуры;
- Создание конкурентоспособных высокотехнологичных производств;
- Организация выпуска продукции с использованием инновационных, прогрессивных, экологически безопасных технологий;
- Постепенное решение проблемы утилизации и использования твердых бытовых отходов, в частности – полимерных;
- Стимулирование внутреннего спроса на продукцию и поддержка экспорта;
- Увеличение налогооблагаемой базы для бюджетов разных уровней;
- Создание современных высококвалифицированных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
Отдельно следует сказать о том, что инвестиции в производства по синтезу полимерных материалов обладают высоким мультипликативным эффектом, т.е. стимулируют экономический рост в многочисленных сопряженных и смежных отраслях.
Работа над реализацией всех вышеописанных проектов была возможна и актуальна в условиях роста экономики, высоких цен на нефть и тесного сотрудничества российских и международных компаний в сфере технологий и финансов.
К сожалению, изменения, произошедшие в российской экономике начиная с 2014 года, не способствовали дальнейшей работе в данном направлении. Очевидно, что в нынешней непростой экономической ситуации (в условиях санкций и ограниченности доступа к финансовым рынкам и высокотехнологичному оборудованию), глобальные проекты в сфере нефтегазохимии, создание крупных мощностей по пиролизу или по полимерам выглядят малопривлекательными и труднореализуемыми.
Дальнейшую реализацию крупных инфраструктурных проектов в области нефтегазохимии могут позволить себе в нынешних условиях только очень глобальные компании (например, «Сибур» продолжает работу над проектом «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, «Роснефть» не отказывается от планов создания Восточной нефтехимической компании в Находке, а «Лукойл» - газохимического комплекса в Буденновске), хотя их сроки и планы по созданию мощностей наверняка будут скорректированы.
Наиболее эффективными, как нам кажется, в настоящее время могут быть проекты по модернизации, техническому перевооружению и повышению эффективности действующих производств полимеров. Подобные проекты требуют относительно небольших инвестиций и в то же время являются достаточно быстро окупаемыми.
Накопленный у ОАО «Пластполимер» богатый опыт проектирования, строительства и реконструкции производств полиэтилена, полипропилена, полистирольных и поливинилацетатных пластиков может быть с успехом использован в нынешних экономических условиях в целях дальнейшего развития отечественной полимерной промышленности.
В настоящее время примером такой работы может стать реализация проектов по реконструкции и техническому перевооружению производств полиэтилена высокого давления (ПЭВД) по процессу «Полимир», в том числе на предприятиях в г. Томске, а также в г. Новополоцке (Белоруссия) и в г. Сумгаите (Азербайджан).
ОАО «Пластполимер» обладает лицензией на процесс производства ПЭВД с мощностью единичной технологической линии от 50 до 125 тыс. тонн/год, получивший промышленное название «Полимир». Данный процесс позволяет получать до 17 марок полиэтилена с плотностью в интервале 917-930 кг/м3. Ряд этих марок используется для получения высокопрочных пленок и изделий с повышенной жесткостью.
Технологический процесс «Полимир» был реализован в проектах производства полиэтилена в Восточной Германии («Лейна-Верке», мощность 60 тыс. тонн/год), в Белоруссии (г. Новополоцк) - с увеличением мощности от 50 до 137 тыс. тонн/год, в России (г. Томск) - с увеличением мощности со 150 до 230 тыс. тонн/год с дальнейшим ее увеличением до 245 и до 275 тыс. тонн/год, а также в Азербайджане (г. Сумгаит) – с увеличением мощности с 50 до 120 тыс. тонн/год.
Еще одним примером нашей деятельности на этом рынке в современных условиях может стать реализация проектов по созданию производств мономера винилацетата и различных сополимеров этилена - с винилацетатом, с бутилакрилатом, тройных сополимеров и т.п.
ОАО «Пластполимер» является разработчиком запатентованной технологии получения винилацетата из этилена и уксусной кислоты парофазным методом, на ее базе создано крупнейшее в России производство винилацетата на предприятии ОАО «Ставролен» мощностью 50000 тонн/год с последующим увеличением до 70000 тонн/год; и технологии синтеза сополимеров этилена с винилацетатом I и II типа (сэвилена) - реализованной на предприятии ОАО «Казаньоргсинтез» с мощностью 12 000 тонн/год с последующей реконструкцией и возможностью увеличения мощности до 25 000 тонн/год.
Сополимеры этилена с винилацетатом, с бутилакрилатом и другими полярными мономерами обладают рядом специальных потребительских качеств (в частности, очень высокой адгезией) и в настоящее время весьма востребованы на рынке. Проекты реконструкции действующих производств ПЭВД (и в трубчатых, и в автоклавных ректорах) с организацией выпуска сополимеров сейчас рассматриваются на ряде предприятий (в частности, в Казани, в Уфе, в Салавате, в Ангарске) - на наш взгляд, они могут быть весьма эффективным способом организации дальнейшей работы установок ПЭВД, многие из которых проработали уже 40-50 лет.
Также нам представляется целесообразным рассматривать возможности организации производства, наряду с сэвиленом, различных видов поливинилацетатных пластиков – поливинилацетатной дисперсии (ПВАД), поливинилового спирта (ПВС), поливинилбутираля (ПВБ), сополимерной дисперсии винилацетата с этиленом (СВЭД) и т.д., используя имеющийся у «Пластполимера» опыт проектирования и создания аналогичных производств в России и странах СНГ (проекты производств ПВАД и СВЭД на предприятии ОАО «Кубань-Полимер» в Нальчике и ряд других), а также производств по переработке данных пластиков в конечные продукты – лаки, краски, клеи, пленки и волокна на базе ПВС и т.п. Ряд проектов по созданию таких производств в настоящее время находится в стадии рассмотрения и обсуждения.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в нынешних экономических условиях происходит естественный переход – от планирования и реализации глобальных нефтегазохимических проектов к проектам, не требующим крупных финансовых вложений, быстро окупаемым и эффективным. На наш взгляд, в области полимерной химии это могут быть проекты реконструкции и технического перевооружения действующих производств ПЭВД, создание компактных и относительно небольших по мощности производств сополимеров этилена (весьма востребованных на рынке), а также производств поливинилацетатных пластиков.