USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.28

-0.13

Природный газ 2.969

-0.01

5 мин
3237

Больше поездов – больше газа

О рынке перевозок сжиженных углеводородных газов рассказывает директор по маркетингу НПК ОВК Нина Борисенко.

Больше поездов – больше газа

Новые рекорды

В 2018 году суммарная добыча газа всех видов в России увеличилась на 5% по сравнению с 2017 годом и достигла нового рекордного уровня за весь период существования российской газодобычи – 725,4 млрд м3. А к 2030 году Минэкономразвития прогнозирует в РФ существенный рост добычи газа. Это связано с растущим спросом на потребление углеводородов и более благоприятной структурой отечественных запасов газа, нежели нефти.

Основными продуктами газовой отрасли являются сжиженный природный газ (СПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ).


СПГ vs СУГ

СПГ – природный газ (преимущественно метан), добываемый из пластов и нефтяных месторождений. СПГ рассматривается как приоритетная технология импорта природного газа в США, Японии и странах Европы. Однако перевозки СПГ – крайне трудоемкий процесс, требующий наличия инфраструктуры для искусственного сжижения и регазификации, а также хранения и транспортировки газа в криоцистернах и газовозах.

СУГ представляет собой смесь сжиженных углеводородов (в основном пропана и бутана), добываемых в процессе переработки газов, а также добычи нефти. СУГ хранится в газгольдерах и транспортируется в таре под давлением при температуре, близкой к температуре окружающей среды. Данный аспект делает производство и поставки СУГ более привлекательными для рынка. СУГ используют в качестве топлива для транспорта, отопления и сырья для нефтехимических отраслей, причем не только на внутреннем рынке – экспортные отправки популярны в страны, не имеющие инфраструктуры для приема СПГ.


Импульсы для роста

Производство СУГ в России отличается стабильным ростом. За последние 5 лет оно увеличилось на 12%. Распределение СУГ имеет вектор экспортного роста – порядка 46–49% от общего объема перевозок. Развитие производства СУГ в ближайшие годы может быть поддержано за счет расширения транспортной и перевалочной инфраструктуры (терминалы Avestra в Маньчжурии, АО «Роспан Интернешнл» в Коротчаеве, ООО «Иркутская нефтяная компания» в Усть-Куте, АО «Союз-Газ» в Находке и др.), а также увеличения действующих производственных мощностей (газовый проект ООО «Иркутская нефтяная компания»). Дополнительным импульсом для роста выпуска СУГ служит увеличение штрафов за сверхнормативное сжигание попутного нефтяного газа. Эта мера вынуждает многие нефтяные компании производить попутно СУГ в процессе добычи нефти.

Сдерживающие факторы

На мировой арене наиболее быстро спрос на углеводороды растет в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для обеспечения прогнозируемого спроса актуальной задачей отечественных компаний является открытие нового крупного направления экспорта углеводородов на восток. Главными источниками поставок газа из России считаются месторождения Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока. Однако на востоке газопроводная система развита недостаточно. Именно отсутствие эффективных транспортных решений для перевозки СУГ может стать сдерживающим фактором в расширении экспорта энергоносителей в страны АТР.

Сейчас основные потоки на экспорт идут через систему газопроводов (Северный и Голубой потоки, Ямал – Европа и др.), морские порты на западе (порты Усть-Луга, «Тамань-нефтегаз»), а также через Финляндию (станция Бусловская), Беларусь и Польшу (станция Брест-Экспортный) железнодорожным и автомобильным транспортом. Многие компании вынуждены поставлять газ до европейских портов, откуда он морем направляется в страны Азии и Африки.


Значимая роль

С учетом возрастающего спроса на поставки СУГ железнодорожный транспорт приобретает значимую роль как для внутренних перевозок, так и в реализации экспортных запросов в восточном направлении. Задействованный на рынке парк вагонов и его технико-экономические параметры оказывают существенное влияние на эффективность перевозок грузов. Очевидно, что транспортное решение должно обеспечивать конкурентный способ перевозки и поставки российских сжиженных углеводородных газов на мировой рынок.

В настоящее время отечественный парк вагонов для перевозки СУГ – это 37,5 тыс. цистерн. Парк относительно молодой, средний возраст цистерн составляет 16 лет при нормативном сроке службы 40 лет. Погрузка СУГ железнодорожным транспортом за последние 5 лет выросла на 3%, грузооборот – на 5%. При этом ключевую долю грузов (порядка 78% погрузки за 9 мес. 2019 года) составляют сжиженные газы легких фракций (пропан, бутан, ШФЛУ и др.). При объеме котла вагонов-цистерн текущего российского парка, составляющем от 75 до 87 м3, перевозка легковесных грузов является малоэффективной, поскольку не используется в полной мере грузоподъемность вагона. Например, при объеме котла 85 м3 и грузоподъемности 52 т погрузка пропана составляет порядка 40 т, то есть с недогрузом более 20%. Но важно отметить, что на рынке уже появляются модели, позволяющие реализовать полную грузоподъемность вагона. В частности, цистерны сочлененного типа на тележке с осевой нагрузкой 25 тс.


СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК СУГ

Грузы

2018 год

9 месяцев 2019 года

Фракция пропан-бутановая

26%

26%

Пропан

18%

17%

Бутан или смеси бутана

17%

15%

Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ)

15%

15%

Изобутан или смеси изобутана

5%

5%

Тяжелые фракции

19%

22%


Баланс парка

Сегодня парк цистерн для перевозки СУГ сбалансирован и находится в «здоровом» профиците (за 9 месяцев 2019 года 8% вагонов этого парка не задействованы в перевозках, 4% находятся в неисправном состоянии и ждут ремонта). Выбытие цистерн идет умеренно. Так, с 2016 года парк сократился на 5,4%. Однако стоит отметить, что в 2020–2021 годах возможно увеличение профицита парка при условии диверсификации существующих производств в части развития глубокой переработки побочных продуктов (например, полимеры и пластмассы) и, соответственно, роста внутризаводского потребления СУГ.

Но с учетом ввода в строй новых производств и одновременного выбытия парка с окончанием нормативного срока службы прогнозируется, что в период 2023–2024 годов спрос на цистерны для перевозки СУГ дополнительно возрастет. В преддверии этого нового витка спроса на подвижной состава рынок уже сейчас заинтересован в массовом выходе в этот сегмент вагонов нового поколения. Как и в других сегментах, они должны будут существенно повысить эффективность перевозок грузов и увеличить объемы погрузки на железнодорожном транспорте, чтобы поддержать уровень производства новых терминалов после их выхода на полную мощность. Прогнозируется, что с увеличением на рынке количества вагонов нового поколения, в частности производства ОВК, железная дорога сможет привлечь больше объемов СУГ под перевозку на восточном направлении, а операторы и грузоотправители получат надежный подвижной состав, призванный оптимизировать затраты и соответствовать требованиям к обеспечению безопасности перевозок.

Баланс парка цистерн для перевозки СУГ





Статья «Больше поездов – больше газа» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, 2019)

Авторы:
Комментарии

Читайте также