USD 63.4536

0

EUR 68.771

0

BRENT 57.66

+0.33

AИ-92 42.41

-0.04

AИ-95 46.16

0

AИ-98 52.11

+0.02

ДТ 48.19

-0.01

6 мин
56
0

Дорога в Арктику: стратегия развития и транспортная инфраструктура

Каковы приоритетные задачи и как они решаются?

Вопросы стратегического планирования Российской Федерации являются определяющими для формирования государственной политики. Стратегия развития отражает цели и механизмы организации и взаимосвязанной деятельности во всех сферах и направлениях на перспективу, определяет приоритеты, задачи регионального развития России, меры по их достижению и решению, предложения по совершенствованию системы расселения и приоритетные направления развития и размещения производств на территории страны. Каковы приоритетные задачи и как они решаются?

Задачи стратегического развития России имеют приоритетное значение и определенную сложность реализации для Арктической зоны. Необходимо уделять особое внимание особенностям Арктического региона с учетом всего его потенциала:

- низкая плотность населенности,

- сложнейшие климатические условия жизнедеятельности

 и в то же время

- огромные запасы разведанных полезных ископаемых и осваиваемой их добычи.

Эти условия определяют особые цели и задачи развития территорий Арктики и должны рассматриваться не только в региональных планах развития, но и включаться в государственный план развития страны в качестве приоритетных с учетом всех сложностей разработки и практической реализации.

Рассматривая стратегию развития Арктики, необходимо определить место и значение транспортной инфраструктуры в комплексе целей и задач развития России. Именно на этой основе должна формироваться и разрабатываться стратегия транспортного развития Арктического региона, определяться основная цель развития и пути ее реализации.

Фактическое состояние транспортного сообщения на материковой части Арктической зоны не позволяет говорить о наличии развитой транспортной инфраструктуры на этой территории.


Решение задачи обеспечения Арктики многие годы рассматривалось на основе функционирования Северного морского пути. В результате наземный транспорт на Арктической территории – это в основном автомобильные дороги временного пользования – зимники. Железнодорожный транспорт не обеспечивает требуемую доставку грузов по всей территории. Не все морские порты имеют круглогодичное транспортное сообщение с территориями Севера РФ. Речной транспорт имеет очень короткий период функционирования. Воздушный транспорт не обеспечивает доставку крупногабаритных грузов. Таким образом, транспортная инфраструктура Арктической зоны в настоящий момент не обеспечивает в должной степени возможность всесезонной доставки грузов «до двери» как для предприятий, так и для жителей.

В условиях постоянно растущего объема добычи полезных ископаемых, перспективных планов организации перерабатывающих и иных промышленных предприятий, задача обеспечения их устойчивой всесезонной транспортной доступности на всей территории Арктической зоны РФ становится определяющей для развития регионов Арктики, для обеспечения современных условий жизнедеятельности и увеличения постоянно проживающего населения, социального развития Арктических регионов в целом.

Развитая транспортная инфраструктура Арктической зоны имеет и особое значение для решения стратегических задач.


Схема 1. Влияние транспортной инфраструктуры на решение стратегических задач

Реализация задачи повышения степени интегрированности и сбалансированности пространства РФ на Арктической территории во многом определяется наличием развитой транспортной инфраструктуры. Само понятие интеграции предусматривает научные, технические и иные связи не только между регионами, но и международное сотрудничество. Для Арктики добыча полезных ископаемых – это удовлетворение потребностей экономики России и реального многостороннего международного сотрудничества при реализации экспортных возможностей. Решение этих вопросов в условиях Арктики возможно только при наличии сетей всесезонной эксплуатации наземного транспорта на всей территории Арктической зоны и с выходом на транспортные сети России, международные транспортные сети.

Максимальное раскрытие регионального и местного социально-экономического потенциала отдельных территорий страны также невозможно в Арктике без наличия развитой транспортной инфраструктуры. При обеспечении внутренней потребности и не обеспечении требуемого уровня жизни прекращается развитие, приток трудоспособного населения практически прекращается, а значит, возникает потребность в сотрудничестве с соседними регионами, обмене опытом, дополнительными поставками сырья и материалов, готовой продукции. Решение этих задач требует обеспечения транспортной доступности, что определяется наличием на территориях современной развитой транспортной инфраструктуры.

Создание и функционирование современной транспортной инфраструктуры определяет не только эффективность, но и возможность реализации приоритетных направлений развития Арктики.

Развитая транспортная инфраструктура, имеющая выход на территорию всей страны, обеспечивает решение вопросов совершенствования системы расселения на территории, что определяется всесезонной транспортной доступностью на территориях, в том числе на осваиваемых.


Плотность расселения на территории России

Так, именно вдоль автомобильных и железных дорог возникают новые населенные пункты, создаются объекты промышленности, развивается бизнес. Действенная система расселения, направленная на «постоянное жительство», определяется не только наличием производств, но и транспортной доступностью к населенным пунктам, местам производств, другим объектам.

Развитая транспортная инфраструктура определяет и решение вопросов совершенствования форм организации экономики и условий преференциального развития. В частности, решение вопросов освоения регионов Арктической зоны с запасами полезных ископаемых требует создания и развития производств, с возможностью минимизации вахтового метода добычи полезных ископаемых, который приводит к известным последствиям. Это определяет не только строительство предприятий, но и создание соответствующей инфраструктуры для обеспечения их устойчивой работы, что диктует и необходимость создания современных условий проживания работающих. А это и определяется в результате решения задачи обеспечения всесезонной транспортной доступности с использованием различных видов транспорта.

Таким образом, транспорт является одной из системообразующих отраслей, обеспечивающих создание тесных связей со всеми элементами экономики и социальной сферы и определяющих их эффективное функционирование и развитие.

Основываясь на проведенном анализе и определении места и роли развитой транспортной инфраструктуры в стратегии развития регионов Арктической зоны Российской Федерации, можно считать целью разработки и реализации стратегии – обеспечение транспортной доступности на всей территории Арктики.

Задача комплексная, непростая и долгосрочная, как по трудоемкости и срокам реализации, так и по требуемым объемам финансирования. Но достижение именно этой цели в перспективе обеспечит эффективную реализацию приоритетных направлений развития и решения задач развития Арктического региона, среди которых мы считаем необходимым выделить:

- создание на территории Арктической зоны всесезонно эксплуатируемых сетей современной наземной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь между регионами РФ и выход на транспортные сети Европы и Азии. Именно транспортные сети обеспечивают требуемый для развития регионов уровень внешних связей. Развитие сетей наземной транспортной инфраструктуры должно основываться на тесном сотрудничестве и взаимодействии федеральных, региональных и местных органов управления и транспортных структур, бизнеса при разработке и реализации проектов развития, с разделением функций органов управления по разработке, реализации и финансирования проектов;

- организация деятельности, функционирования и оснащения объектов транспортной инфраструктуры на современном уровне. Современный уровень организационного, технологического и технического оснащения должен основываться на разработках и производстве продукции российских предприятий и организаций и наиболее эффективном зарубежном и отечественном опыте их применения;

- обеспечение морских и речных портов современной наземной инфраструктурой, включающей объекты сетей наземных видов транспорта, аэродромов, В частности, морские порты должны обеспечивать не только временное складирование грузов, но и оперативную их отправку потребителям с использованием всех видов транспорта. Это требует создания в зоне портов развитой транспортной структуры сети наземного, речного и воздушного транспорта, обеспечивающей доставку грузов по всей территории Арктики;

- обеспечение на Арктических территориях логистического взаимодействия всех видов транспорта, создание современных логистических центров и хабов в зонах доступности всех видов транспорта. Доставка грузов (независимо от их габаритов и массы) должна обеспечиваться специализированными организациями, владеющими современными логистическими технологиями и системами контроля и управления доставкой, современными логистическими центрами и промежуточными складскими центрами.

Затронув частично основные направления разработки стратегии развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны России, мы понимаем, что многое требует дополнительного обсуждения и готовы принять в нем активное участие. 

Авторы:

Тагиева Наталья Константиновна,
к.т.н., академик Международной академии транспорта, доцент МАДИ

Онегин Владимир Евгеньевич,
академик Международной академии транспорта

 



Статья «Дорога в Арктику: стратегия развития и транспортная инфраструктура» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, 5 2018)

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Читайте также
Система Orphus