USD 71.2298

+0.35

EUR 80.2689

-0.14

BRENT 43.27

0

AИ-92 43.26

+0.05

AИ-95 47.33

+0.05

AИ-98 52.88

+0.01

ДТ 47.8

+0.02

13 мин
347
0

Прогноз развития минерально-сырьевых центров нефти и газа Арктической зоны с морской схемой транспортировки

В статье приведены принципы формирования минерально-сырьевых центров в Арктической зоне.

В статье приведены принципы формирования минерально-сырьевых центров в Арктической зоне, рассмотрены основные проекты, реализуемые отечественными ВИНКами в северных морях, а также даются прогнозы дальнейшего освоения Арктики с учетом увеличения добычи углеводородного сырья на этих месторождениях.

Стрежнем социально-экономического развития Арктической зоны России является эффективное освоение природных ресурсов. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (в редакции от 31 августа 2017 г.), рассматривая основные принципы и механизмы реализации, определяет, что «…приоритетными проектами для большинства опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации, прежде всего в Уральской, Сибирской и Дальневосточной частях Арктической зоны Российской Федерации, станут минерально-сырьевые центры… Это обстоятельство обусловлено тем, что на добычу и переработку полезных ископаемых приходится порядка 50 процентов всех проектов (еще по 7 процентов приходится на геологоразведку и шельфовые проекты), итого почти две трети всех проектов напрямую связаны с разработкой минерально-сырьевой базы Арктической зоны Российской Федерации. Предложенный подход к территориальному развитию может создать условия для освоения перспективных минерально-сырьевых центров, обеспечив их необходимой инфраструктурой и ресурсами (транспорт, энергетика, связь, а также кадры и технологии)».

Это не первый утвержденный правительством Российской Федерации документ стратегического планирования, рассматривающий минерально-сырьевые центры как объекты управления освоением природно-ресурсного потенциала Арктической зоны. Ранее этот подход был принят в «Стратегии социально-экономического развития Северо­Западного федерального округа на период до 2020 года», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р.

Принципы выделения минерально-сырьевых центров

В «Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года», утвержденной Распоряжением правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р был определен переход к программно-целевому планированию в сфере освоения ресурсной базы – в пределах минерально-сырьевых центров (МСЦ), выделяемых с учетом возможностей существующей и планируемой инфраструктуры.

Минерально-сырьевой центр определяется в Стратегии как «совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям».

Разработка подходов к выделению МСЦ различных видов полезных ископаемых началась именно в нефтяной отрасли. Начиная с 2002 года было введено в научный оборот и раскрыто содержание понятия «технологический центр добычи нефти» (ТЦД), которое определяется как «совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общую инфраструктуру и единый пункт отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортную систему (на железнодорожный, трубопроводный, морской транспорт) для доставки потребителям – на переработку или экспорт». Разработка методических подходов выделения ТЦД как объектов управления развитием крупного регионального добывающего предприятия была завершена в 2002 году для анализа структуры и оптимизации товарных потоков добываемой нефти ОАО «Самаранефтегаз». Получение необходимых характеристик ТЦД, включая их локализацию, ресурсную базу и инфраструктуру добычи, подготовки и транспортировки нефти стала возможна после интеграции информационных потоков службы главного маркшейдера, геологической службы, отдела по разработке месторождений и отдела по сбору и подготовке нефти и газа. Пространственное структурирование основано на формальной процедуре, что позволяет провести однозначное выделение ТЦНД. Принцип разработки схем ЦНД основан на определении ранга элементов транспортной схемы в пределах региона нефтедобычи. Базовым элементом является купол месторождения или месторождение, если оно является однокупольным. Элементами следующего ранга – многокупольные месторождения. Между месторождениями и пунктами сдачи располагается ряд дожимных насосных станций, которые являются коммутационными транспортными узлами на которых происходит смешение нефтей, поступающих из различных источников.

Сочетание ТЦД и ресурсной базы его окружения (зон) составляют МСЦ. Очевидна взаимосвязь этих объектов: ТЦД является системообразующим элементом МСЦ, тогда как МСЦ является ресурсной базой развития центра добычи с учетом расширения транспортной инфраструктуры.

Арктические минерально-сырьевые центры УВ сырья

Полностью на территории и акватории Арктической зоны Российской Федерации расположен 41 минерально-сырьевой центр углеводородного сырья (МСЦ УВС), по которым приняты инвестиционные решения или завершается их обоснование. Они размещены в акватории Баренцева (включая его юго-восточную часть – Печорское море) и Карского морей, на севере Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, на Чукотском полуострове (таблица).

Из всей совокупности 365 месторождений нефти, газа и конденсата, расположенных на территории и акватории Арктической зоны Российской Федерации, к МСЦ УВС может быть отнесено 247 месторождений УВС (68 % от общего числа в Арктической зоне), обеспечивающих 100 % текущей и 100 % прогнозной добычи в соответствии с согласованными проектными документам. Остальные месторождения являются резервом развития базы добычи выделенных МСЦ в дальнейшем или могут послужить основой формирования новых МСЦ УВС в средне- и долгосрочной перспективе.

МСЦ УВС по виду транспорта вывоза продукции типизируются на трубопроводные (относящиеся к системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» – АО «Транснефть-Сибирь» и АО «Транснефть-Север» или к Единой системе газоснабжения ПАО «Газпром»), железнодорожные с вывозом продукции со станций, расположенных на примыкающих к магистралям ОАО «Российские железные дороги» железнодорожных ветках (железнодорожная линия Обская – Бованенково – Карская ПАО «Газпром» с выходом на Сосногорский регион Северной железной дороги; АО «Ямальская железнодорожная компания» с выходом на Свердловскую железную дорогу), морские с вывозом продукции с обособленных морских терминалов, как входящих в состав портов Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики», так и независимых (МЛСП «Приразломная»), а также расположенных на внутренних водных путях (Сандибинский МСЦ с отгрузкой из пункта Нумги). Дополнительно выделяются МСЦ УВС, обеспечивающие местное потребление (Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь) или местную переработку сырья, включая Новоуренгойский завод по подготовке конденсата к транспорту и Пуровский завод по переработке конденсата.

ТАБЛИЦА 1.
Минерально-сырьевые центры углеводородного сырья Арктической зоны РФ




Шесть МСЦ с трубопроводным транспортом продукции расположены на территории Арктической зоны частично: часть их месторождений находится в Ненецком АО и Ямало-Ненецком АО, а пункты отгрузки в системы магистральных нефте- и газопроводов находятся в Республике Коми и Ханты-Мансийском АО. В Ненецком АО это действующие нефтяные Харьяго-Усинский и Хасырейский МСЦ, перспективный газовый Лаявожский МСЦ; в Ямало-Ненецком АО – нефтяные МСЦ с поставкой на Бобровку, Самотлор и Тевлинскую ЦПС.
 
Арктические центры с морской схемой транспортировки

В Арктической зоне можно выделить 11 сложившихся инвестиционных проектов, находящихся на различных этапах реализации, связанных с освоением углеводородных ресурсов с морской схемой транспортировки. Они расположены на шельфах Баренцева, Печорского и Карского морей, на побережье – в Ненецком, Ямало-Ненецком АО и Красноярском крае (рис. 1).

ТАБЛИЦА 2.

 

РИС. 1. Проекты освоения углеводородных ресурсов Арктической зоны России с морской схемой транспортировки

В рамках приведенных 11 инвестиционных проектов происходит развитие 14 МСЦ УВС, что связано с тем, что при разработке газоконденсатных месторождений с производством сжиженного природного газа (СПГ) создаются два МСЦ УВС, отличающих технологией подготовки и логистикой транспортировки продукции (СПГ и конденсата). Это происходит в проектах Ямал СПГ, Арктик СПГ 2 и Большой Штокман.

Приведем краткую характеристику инвестиционных проектов и минерально-сырьевых центров.

Печорское море

Проект: Варандей
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Варандейский нефтяной морской.
Задача: Разработка нефтяных месторождений Варандейского технологического центра добычи и круглогодичный экспорт смеси добываемой товарной нефти и нефти, поставляемой по нефтепроводу «Харьягинское месторождение – Южно-Хыльчуюское месторождение», (Варандейская смесь) в Западную Европу.
Недропользователи: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Башнефть-Полюс» (совместное предприятие ПАО АНК «Башнефть» – 74,9 % и ПАО «ЛУКОЙЛ» – 25,1 %), ООО «Нефтегазовая компания "Развитие Регионов"» (дочернее общество ООО «Полар ойл продактс»).

Проект: Приразломное
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Приразломный нефтяной морской.
Задача: Разработка шельфового Приразломного нефтяного месторождения и круглогодичный экспорт товарной нефти (сорт ARCO) в Западную Европу.
Недропользователи: ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Проект: Песчаноозерское
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Песчаноозерский нефтяной морской.
Задача: Разработка Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения и сезонный экспорт товарной нефти в Западную Европу.
Недропользователи: ООО «Арктикнефть» (дочерняя компания британской Urals Energy).

Карское море, Обская губа

Проект: Новопортовское
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Новопортовский нефтеконденсатный морской.
Задача: Разработка Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения и круглогодичный экспорт товарной смеси нефти и конденсата (сорт Novy Port) в Западную Европу.
Недропользователи: ООО «Газпромнефть-Ямал» (дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Проект: Сандибинское
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Сандибинский нефтяной морской.
Задача: Разработка Сандибинского нефтяного месторождения и отгрузка части добытой нефти в сезонную навигацию в Западную Европу (нефть сырая сандибинская).
Недропользователи: ОАО «РИТЭК» (дочернее общество ПАО «ЛУКОЙЛ»).

Проект: Ямал СПГ
Статус: строящийся.
МСЦ УВС: включает два центра, отличающиеся технологией подготовки и логистикой транспортировки продукции – Ямал СПГ газовый морской и Ямал СПГ конденсатный морской.
Задача: Обустройство и разработка большей части Южно-Тамбейского  газоконденсатного месторождения, производство сжиженного природного газа (СПГ) и круглогодичный экспорт СПГ и стабильного газового конденсата на мировые рынки, в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) через Севморпуть.
Недропользователи: ООО «Ямал СПГ» (ПАО «НОВАТЭК» 50,1 %; Total 20 %; CNPC (China National Petroleum Corporation – Китайская национальная нефтегазовая корпорация) 20 %; Silk Road Fund (Фонд шелкового пути) – 9,9 %). Доля Total в НОВАТЭК – 18,6 %.

Проект: Арктик СПГ 2
Статус: проектируемый.
МСЦ УВС: по аналогии с Ямал СПГ будет включать два центра, отличающиеся технологией подготовки и логистикой транспортировки продукции – Арктик СПГ 2 газовый морской и Арктика СПГ 2 конденсатный морской.
Задача: Обустройство и разработка Салмановского (Утреннего) газоконденсатного месторождения, производство сжиженного природного газа (СПГ) и круглогодичный экспорт СПГ и стабильного газового конденсата на мировые рынки, в том числе в страны АТР через Севморпуть.
Недропользователи: ООО «Арктик СПГ 2» (ПАО «НОВАТЭК»), состав консорциума в процессе формирования.

Карское море, река Енисей

Проект: Пеляткинское
Статус: действующий.
МСЦ УВС: Пеляткинский конденсатный морской.
Задача: Разработка Пеляткинского газоконденсатного месторождения, поставка газа для нужд муниципальных образований города Норильск и Дудинки и круглогодичный экспорт стабильного газового конденсата в Западную Европу.
Недропользователи: ООО «Таймыргаз» (дочернее общество ПАО «ГМК «Норильский никель»).

Проект: Таналау
Статус: заявленный.
МСЦ УВС: Таналау нефтяной морской.
Задача: Планируемое обустройство и разработка Пайяхского нефтяного месторождения, круглогодичный экспорт нефти на мировые рынки.
Недропользователь: АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» (дочернее общество ОАО «Независимая нефтегазовая компания»).
Баренцево море

Проект: Печора СПГ
Статус: не определенный.
МСЦ УВС: Печора СПГ газовый морской.
Задача: Планируемое обустройство и разработка Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, производство СПГ и круглогодичный экспорт на мировые рынки.
Недропользователи: Предприятия группы АЛЛТЕК – Кумжинское – ЗАО «СН Инвест», Коровинское – ООО «ЕвроСеверНефть». Оператор проекта ОАО «РН-Печора» (совместное предприятие ОАО «Роснефть» и группы АЛЛТЕК: ООО «РН-Газ» – 50,1 %, Si Eich Gaz PitiiLtd (Сингапур, владеет «Печора СПГ») – 49,9 %).

Особняком стоит проект освоения Штокмановского месторождения (проект Большой Штокман, включающий месторождения-спутники). Судьба проекта не определена. Наиболее вероятной схемой его реализации является создание производства СПГ и последующий экспорт СПГ и конденсата на мировой рынок морским путем.

Прогноз объемов морской транспортировки в акватории Севморпути

Вывоз продукции арктических МСЦ УВС предполагает их транспортировку морским путем по Северному морскому транспортному коридору (СМТК), который образуют акватории арктических морей России и судоходные участки впадающих в них рек. Реализуемые в настоящее время проекты освоения месторождений нефти и газа расположены в западной части российской Арктики (рис. 2).


РИС. 2. Расположение МСЦ УВС и трассы морской транспортировки

До настоящего времени вывоз продукции производится в западном направлении. Терминалы Печорского моря определяют грузопоток Поморского сектора СМТК, включающего акватории Печорского и Баренцева морей. Терминалы Обской губы и расположенные на реке Енисей формируют грузопоток сектора Севморпути. Из юго-западной части Карского моря перевозки осуществляются через пролив Карские ворота либо севернее мыса Желания архипелага Новая Земля и далее через Поморский сектор. Основной объем нефти в 2017 году (17 млн т или 95 % от общего объема углеводородного сырья) переваливались на рейде Кольского залива, где к началу 2018 года сформировалась система перевалки, состоящая из двух рейдовых перевалочных комплексов РПК «Норд» и РПК «ЛК «Волга» на основе танкеров типоразмера ULCC «Умба» и «Кола». Часть нефти (в рамках сезонной навигации), а также конденсат и СПГ проекта Ямал СПГ вывозится на мировой рынок напрямую.

Если танкеры терминалов Печорского моря (Варандей и Приразломная) действуют самостоятельно, то круглогодичный вывоз нефти, СПГ и конденсата терминалов Карского моря требует ледокольного обеспечения, которое предоставляет ФГУП «Атомфлот». Построенные для проектов Пеляткинское, Новопортовское и Ямал СПГ суда арктического ледового класса Arc 7, для которых в соответствии с «Правилами плавания в акватории Северного морского пути» и классификационными требованиями Российского морского регистра судоходства допускается самостоятельное круглогодичное плавание в юго-западной части Карского моря при всех типах навигации (экстремальная, тяжелая, средняя и легкая).

Использование судов ледового класса Arc 4 в юго-западной части Карского моря только в легких ледовых условиях и только под проводкой ледокола. Два судна этого класса на условиях фрахта используются для транспортировки нефти Новопортовского месторождения, для обеспечения проекта Ямал СПГ планируется фрахт 11 газовозов класса Arc 4.

В соответствии с заключенными контрактами, ФГУП «Атомфлот» обеспечивает поддержание каналов на реках Обь и Енисей, далее суда ледового класса Arc 7 следуют самостоятельно. Суда класса Arc 4 сопровождаются до кромки льдов.

Планирование транспортировки СПГ в восточном направлении через Севморпуть требует ледокольной проводки и для судов класса Arc 7 в период зимне-весенней навигации: им разрешено самостоятельной плавание в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море только в условиях легкой навигации.

Оценка потребности в ледоколах определяется прогнозом арктического грузопотока, определяющее значение для которого имеет транспортировка углеводородных ресурсов.

Проведенный прогноз транспортировки углеводородных ресурсов основан на учете уровней добычи в соответствии с согласованными Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (ЦКР Роснедр по УВС). Объемы добываемой нефти и конденсата принимаются к перевозке полностью; объемы добываемого газа проанализированы с точки зрения обеспечения заявленных объемов производства СПГ.

Прогноз объемов транспортировки выполнен для всех МСЦ УВС с круглогодичной и сезонной перевозкой сырья, за исключением проекта Таналау (Пайяхская группа месторождений Независимой нефтегазовой компании). Запасы основного месторождения проекта, для которого был утвержден проект разработки – Северо-Пайяхского – списаны. Действующих проектов разработки нет. Текущие извлекаемые запасы нефти проекта составляют 163 млн т (по категории С1 – 39 млн т и по категории С2 – 124 млн т). Вместе с тем, по заявлению компании, предполагается начало вывоза нефти в 2023 году с достижением уровня более 20 млн т в 2029-2033 годах. В этом случае до 2040 года включительно будет вывезено 292 млн т нефти, что в два раза превышает величину текущих запасов (подготовленные ресурсы категории D0 выявлены только на площади Пайяхамалская – 2,2 млн т).

Исходя из оценки согласованных проектов разработки, основной объем грузопотока в акватории Севморпути будет связан с вывозом СПГ проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 (рис. 3).


РИС. 3. Объемы транспортировки углеводородного сырья в акватории Севморпути

Объемы транспортировки по согласованным проектам будут нарастать и превысят в 2026 году 45 млн т. Развитие геологоразведочных работ, в основном на Гыданском полуострове, несомненно, позволит увеличить объемы добычи, в первую очередь газа, что приведет к росту объемов транспортировки СПГ, производимого как на новых производствах, так и за счет расширения существующих.

Автор:

Михаил Григорьев,
директор и совладелец консультационной компании ООО «Гекон», академик Российской академии естественных наук,приглашенный лектор факультета Международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Санкт-Петербургского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Китайского университета нефти (Пекин)



Статья «Прогноз развития минерально-сырьевых центров нефти и газа Арктической зоны с морской схемой транспортировки» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№5, Май 2018)

Читайте также
Система Orphus