USD 70.4999

0

EUR 79.2207

0

BRENT 42.77

0

AИ-92 43.06

-0.02

AИ-95 47.14

+0.02

AИ-98 52.88

-0.14

ДТ 47.6

+0.13

5 мин
126
0

Логистика в Арктике. Терминальная сеть Архангельского речного порта

В сфере освоения нефтегазовых месторождений и их последующей разработки важным звеном является транспортная логистика. А если это касается шельфов Северного Ледовитого океана, то транспортная составляющая становится определяющим фактором. Сегодня на арктическом побережье ведется активная работа по освоению и разработке новых месторождений, формированию инфраструктуры. В рамках реализации «Ямал СПГ» строится глубоководный порт в Сабетте и завод по сжижению природного газа.
Как сегодня развивается один из самых громких арктических проектов?

Сабетта строилась на песке Архречпорта

Проект «Ямал СПГ» и Сабетта открыли новые возможности не только для нефтегазодобывающей отрасли, в работу активно включились транспортные компании. Архангельский речной порт стал одним из первых в Архангельской области.

«Отправлять первые грузы в Сабетту мы стали в 2012 году, – рассказывает генеральный директор Архангельского речного порта Андрей Разговоров. – Подготовительная работа там уже велась. Но прежде чем развернуть масштабное строительство порта и завода, необходимо было доставить специалистов и создать условия для работы и жизни. Для строительства рабочего поселка с причалов нашего терминала в «Жаровихе» в Сабетту пошли буксирно-баржевые составы с блок-модулями. Из них впоследствии и построили огромный рабочий поселок. Мы отгрузили десятки судов с различными грузами – это и стройматериалы, техника, топливо. Стройка начиналась на совершенно пустом месте, и для создания инфраструктуры требовалось огромное количество ресурсов».


Рис. 1 Буксир порта работает на Сабетте

В последующем в проекте «Ямал СПГ» Архангельский речной порт стал основным поставщиком песка. Нерудные строительные материалы, так на профессиональном сленге называют песок, речной порт добывает в Северной Двине с 1960-х годов. Почти весь Архангельск построен на местном песке. Да и сегодня популярность этого строительного материала не снижается. Качество речного песка подтверждено различными сертификатами. Когда на Сабетте понадобился материал для строительства сложных сооружений, таких как резервуары для сжижения газа, был выбран именно архангельский песок. Его образцы прошли лабораторные исследования во Франции, где специалисты дали высокую оценку качества. С 2014 года в ЦГР «Жаровиха» началась отгрузка песка для строительства резервуаров. С 2014 по 2016 годы на Сабетту доставлено более 300 тысяч тонн. Оказалось, что из всех компонентов, использованных в производстве бетона для Сабетты, песок – единственный материал отечественного производства.


Рис. 2 Центральный грузовой район Жаровиха

Сейчас песок будет поставляться на Соловки. Речники запускают на архипелаге модульный бетонный завод. Его планируют использовать для строительства фундаментов жилых домов, водовода и канализации.


Рис. 3 Грузовой район на Соловках

Добывает Архангельский речной порт песок и для дорожной отрасли. При строительстве магистралей используется материал крупной фракции. В 2014-2015 годах он активно использовался при реконструкции федеральной трассы М8. Для главной дорожной артерии региона порт поставил свыше 3 млн тонн.

«Конечно, мы гордимся тем, что наша работа востребована и получает высокую оценку. Сегодня мы не только поставляем песок на Сабетту, мы активно работаем и на других проектах. Сейчас являемся подрядчиками у АО «Межрегионтрубопроводстрой» по строительству ледовых сооружений для глубоководного порта. Наш флот обеспечивает грузоперевозки сложных металлоконструкций, труб и различных стройматериалов. Экипажи наших судов демонстрируют высокий уровень подготовки и опыта работы в арктических условиях. И, конечно, на предприятии ведется каждодневная напряженная работа по обеспечению навигации».

Терминальная сеть Архречпорта

Архангельский речной порт сегодня – многопрофильное предприятие, которое обслуживает три грузовых терминала, обеспечивает грузоперевозки в бассейне Северной Двины и пассажирские речные линии в столице Поморья.


Самый востребованный терминал «Жаровиха». Здесь обрабатываются суда с осадкой до 5,2 метра. Основной поток грузов направлен в районы Крайнего Севера и арктического побережья. Заказчиков привлекает удобная транспортная доступность, собственные железнодорожные пути, склады открытого и закрытого типа и отсутствие листа ожидания. С 2013 года в грузовом районе «Жаровиха» работает экспортно-импортный участок, который позволяет отправлять и принимать грузы из Европы и Азии. На время погрузочно-разгрузочных работ здесь открывается временный таможенный пункт.

Для обработки крупнотоннажных судов Архречпорт открыл перевалочный пункт на базе причалов бывшего 2-го лесозавода, по соседству с ЦГР «Жаровиха». Он получил название второго грузового района. Сейчас на этом участке ведется формирование портовой инфраструктуры. На первом этапе провели дноуглубительные работы, после которых второй грузовой район начал обслуживать суда дедвейтом 7-12 тысяч тонн. За полгода работы обработано 7 судов. В основном ведется отгрузка строительных материалов и техники, которые отправляются в Сабетту, Певек и Диксон.

Но обслуживает суда Архречпорт не только на Северной Двине. Уже третью навигацию предприятие обеспечивает погрузо-разгрузочные работы в Белом море на Соловецком архипелаге. Силами речников там построен терминал, который является основным грузовым терминалом на Соловках. Он позволяет доставлять строительные материалы, технику, топливо и продовольствие для муниципальных нужд.

«Терминал построен и обслуживается речным портом по Концессионному соглашению с правительством Архангельской области, – говорит Андрей Разговоров. – В последние годы на Соловках ведется муниципальное строительство жилья, в поселке создается новая инфраструктура. Доставить строительные грузы и технику на Соловки раньше было крайне затруднительно. Не было условий, причалов. «Тамарин» причал принимал только пассажирские суда и катера. Когда появились проекты по реконструкции водовода, канализации, строительству домов, главным вопросом стала доставка грузов на Соловки. Мы этот вопрос решили в течение одной навигации. Построили площадку для хранения грузов, организовали погрузку-выгрузку плавучими и автокранами. Сегодня можем смело сказать, что в Белом море работает полноценный грузовой терминал».

Собственный грузовой терминал и флот позволяет оперативно доставлять на Соловки песок и щебень, а также делать необходимый запас стройматериалов.

Развитая терминальная сеть речного порта дает возможность предприятию выполнять в регионе функцию оператора по обработке мало- и среднетоннажных судов, обеспечивая грузопотоки в Белом, Баренцовом и Карском морях. Общий грузооборот порта, включая добычу НСМ, достигает 5 млн тонн в год.

Сегодня на речников возложена крайне важная задача и по Северному завозу в Архангельской области, Ненецком автономном округе. Ежегодно от причалов ЦГР «Жаровиха» уходят десятки судов, которые снабжают отдаленные поселки на побережье Белого и Баренцева морей жизненно необходимыми товарами. Для населения и северных воинских частей отгружаются товары, которые позволят северянам благополучно перезимовать, ведь морская доставка – единственный доступный способ получить стройматериалы, бытовую технику, машины, продукты, медикаменты и пр. Дважды в месяц «Жаровиха» отгружает по 30 контейнеров с продуктами питания. 20 футовые контейнеры отправляются в Нарьян-Мар. За каждый рейс на побережье Баренцева моря приходит свыше 600 тонн продовольствия. Обратно суда возвращаются с металлоломом и остатками металлоконструкций после очистки Арктики.

«Развивая портовую инфраструктуру, пробуя свои силы в разных направлениях по обработке и формированию грузопотоков, мы, прежде всего, открываем новые возможности для наших клиентов, – говорит Андрей Разговоров. – Сегодня наши заказчики могут беспрепятственно отправлять и получать грузы со всей страны с последующей отправкой в самые северные порты России и наоборот, пользоваться терминалом на Соловках, осуществлять грузоперевозки по Северной Двине, побережью морей Северного ледовитого океана. А наши услуги по доставке песка и щебня дают еще больше возможностей для компаний в строительной сфере».

Можно смело сказать, что сегодня транспортная логистика в Арктике начинается в Архангельске и не малую роль в этом играют местные предприятия, которые развивают портовую инфраструктуру, обрабатывают суда, формируют грузопотоки и собственно говоря, доставляют грузы в Арктику.




Статья «Логистика в Арктике. Терминальная сеть Архангельского речного порта» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, Август 2017)

Авторы:
Читайте также
Система Orphus