USD 94.5054

+1.15

EUR 104.4481

+0.8

Brent 75.34

+0.69

Природный газ 2.939

+0.03

6 мин
1014

Восточный нефтяной приоритет

Роль транспортировки в современной нефтегазовой промышленности огромна. Доступность транспортной инфраструктуры зачастую является определяющим фактором для принятия инвестиционного решения о реализации того или иного добывающего проекта. Запуск новых крупных магистральных трубопроводов позволил российским компаниям начать разработку нескольких месторождений и значительно увеличить добычу нефти

Восточный нефтяной приоритет

Восточный нефтяной приоритет

Ценовая конъюнктура, а также действующее в этом году соглашение об ограничении добычи нефти России со странами ОПЕК+ оказали существенное влияние на перераспределение транспортных потоков российских нефти и нефтепродуктов. Так, с январь по июль текущего года в систему «Транснефти» было принято около 280 млн т нефти, что на 1,8 млн т меньше, чем за семь месяцев прошлого года. По итогам девяти месяцев 2017 г. объемы транспортировки и сдачи нефти грузополучателям сократились на 0,9% или 3,3 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 356,9 млн т нефти, а также на 1,2% или 0,3 млн т до 25 млн т нефтепродуктов.

Экспорт из России, по итогам первых семи месяцев текущего года, сократился на 3,2 млн т до 136,5 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда как на российские НПЗ в это время было поставлено на 1,8 млн т нефти больше – порядка 141,4 млн т. В этом году Российская Федерация лидирует в качестве крупнейшего поставщика нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию. Экспорт за первые семь месяцев 2017 г. по ответвлению в КНР от нефтепровода ВСТО достиг 15,2 млн т нефти, что на 2,1 млн т больше, чем в январе-июле 2016 г. Объемы поставок российской нефти в Китай вышли на рекордную отметку в 1,5 млн баррелей, или 6,3 млн т нефти. По сравнению с прошлым годом рост уже достиг 60%. В ноябре этого года CNPC завершила сварочные работы на второй ветке нефтепровода Мохэ-Дацин, по которой 1 января 2018 г. стартуют поставки в рамках проекта Сковородино-Мохэ-Дацин мощностью до 30 млн т нефти. Длина нового отвода, позволяющая увеличить вдвое поставки российской нефти по этому направлению, превышает 940 км.

Восточное направление стало целевым для развития поставок углеводородного сырья из России. «Транснефть» реализует ряд проектов по увеличению пропускных мощностей магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Планирует к 2020 г. обеспечить поставки по ВСТО-1 в объеме 80 млн т, ВСТО-2, от Сковородино до Козьмино – 50 млн т нефти.

В прошлом году компания ввела в эксплуатацию более 2,8 тыс. км магистральных трубопроводов. Год назад стартовал нефтепровод Заполярье-Пурпе, поставки по которому достигли в настоящее время около 5 млн т в год, на 2018 г. запланированы поставки на уровне 11,1 млн т. Однако его пропускная способность достигает 45 млн т нефти в год. Предполагается, что запуск этого трубопровода создаст возможность освоения порядка десяти новых месторождений на Севере страны: Мессояхской, Уренгойской и Большетской групп, ресурсным потенциалом в 2 млрд т нефти. Еще один проект, введенный в эксплуатацию в 2016 г., магистральный нефтепровод Куюмба-Тайшет, ориентирован на разработку новых месторождений в Красноярском крае: Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского. В 2017 г. «Транснефть» планирует поставить по нему нефть в объеме 1 млн т, а в 2018 г. – порядка 2,9 млн т нефти. К 2023 г. мощность трубопровода должна составить 15 млн т нефти в год. Компания ведет расширение магистральных нефтепроводов для нефти Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Руководство «Транснефти» заявило об отсутствии необходимости строительства других маршрутов для транспортировки российской нефти. Однако в конце ноября этого года стало известно о планах «Роснефти» о строительстве арктического порта Индига и строительства трубопровода к нему, эти мощности должны позволить российской ВИНК создать возможности для самостоятельного экспорта нефти месторождений Требса и Титова. Представители «Транснефти» пока не видят необходимости в этом дорогостоящем проекте и отмечают существующий профицит мощностей по перевалке нефти в Усть-Луге и Приморске, который будет только расти по мере роста объемов поставок западносибирской нефти в Китай по ВСТО.

Согласно прогнозам, в период до 2019 г. в России ожидаются объемы добычи нефти до 553 млн т, экспорт к этому времени будет составлять порядка 277,6 млн т, в том числе в страны дальнего зарубежья будет поставляться до 252,2 млн т нефти. Рост экспортных поставок возможен в основном в направлении стран АТР. Прогнозируется изменение структуры экспорта продукции российской нефтепереработки – постепенное замещение темных светлыми нефтепродуктами и падение объемов экспортных поставок до 145,5 млн т к 2019 г., что на 8,1% меньше по сравнению с показателями 2016 г.


Запад: с нефти на нефтепродукты

Среди наиболее крупных инвестиционных проектов «Транснефти» можно отметить строительство нефтепровода – отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ, а также два проекта по расширению этого нефтепровода на участке Тайшет-Сковородино до 80 млн т в год и на участке Сковородино-Козьмино до 50 млн т. Реализуются несколько проектов по развитию поставок российских нефтепродуктов, в том числе в порт Приморск до 25 млн т в год (проект «Север»); двухэтапный проект «Юг», включающий реконструкцию магистральных трубопроводов Тихорецк-Новороссийск, а также строительство трубопровода Волгоград-Тихорецк; реконструируется система магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в Москву и Подмосковье. «Транснефть» уже в 2018 г. должна завершить реконструкцию нефтепродуктопроводов в Приволжском и Центральном федеральных округах для увеличения поставок нефтепродуктов в Московский регион.

Так, в самое ближайшее время «Транснефть» собирается ввести в строй первую очередь нового продуктопровода «Юг», который соединит Волгоградский НПЗ ЛУКОЙЛа с Новороссийским морским портом. Оттуда российский дизель будет поставляться на зарубежные рынки, в том числе страны Средиземноморья, где российская ВИНК активно работает почти уже 10 лет. По информации «Транснефти», этой осенью магистральные нефтепродуктопроводы Волгоград-Тихорецк и Тихорецк-Новороссийск уже начали заполнять дизельным топливом. Крупный проект позволил создать инфраструктуру для транспортировки российского дизеля в объеме порядка 6 млн т в год до Новороссийского порта.

Планируется нарастить мощность трубы в будущем до 11 млн т в год, после завершения строительства участка Самара-Волгоград. Уже в начале декабря 2017 г. стартуют поставки топлива от Волгоградского НПЗ в порт Новороссийск в объеме порядка 250 тыс. т ежемесячно.

Создаваемая «Транснефтью» система магистральных нефтепродуктопроводов должна обеспечить к 2020 г. объемы поставок российских светлых нефтепродуктов до 56 млн т в год. Проекты «Север» и «Юг» обеспечат возможность экспорта для отечественных НПЗ из российских портов на Балтике и Черном море.

Что касается западного направления поставок, одной из целей «Транснефти» является выполнение поручения правительства РФ о переориентации грузопотока из прибалтийских портов в российские: Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. В частности, планировалось к 2018 г. полностью прекратить перевалку через соседние прибалтийские государства. Благодаря значительному профициту мощностей на Балтике, конкуренция между портами продолжает расти. Экспортная перевалка нефти в российских портах продолжает расти. По итогам прошлого года, через Козьмино, Приморск, Усть-Лугу и Новороссийск перевалено рекордные 142,9 млн т нефти. На Балтике необходимо отметить Приморск с его 50,6 млн т нефти и 15,2 млн т дизельного топлива, отправленных на экспорт в 2016 г. В этом балтийском порту сейчас существует профицит мощностей по перевалке нефти: сейчас «Транснефть» использует их для поставок на экспорт нефтепродуктов. Уже к 2021 г. экспортные мощности по дизелю в Приморске должны достичь 25 млн т. Не отстает и Усть-Луга: в прошлом году через порт поставлены на экспорт рекордные 30,1 млн т нефти. Здесь существует потенциал увеличения мощностей до 38 млн т нефти в год. Через черноморский Новороссийск в 2016 г. отправлено на экспорт 30,4 млн т нефти, а на дальневосточный порт Козьмино поставлено в прошлом году 31,8 млн т нефти.

Рост объемов транспортировки нефтепродуктов у «Транснефти» привел к тому, что компания стала перепрофилировать мощности неиспользуемых нефтепроводов под продуктопроводы. В частности, под поставки дизеля из Приморска была переведена часть Балтийской трубопроводной системы. Сейчас на долю компания приходится порядка 25% поставок нефтепродуктов в стране, главным образом это дизельное топливо. В перспективе эти объемы будут лишь расти.

Что касается нефти, одной из самых острых проблем для «Транснефти» остается поддержание качества поставок, идущих на экспорт. В стране сокращаются объемы запасов среднесернистой нефти, в результате увеличивается прием в транспортную систему сырья с осложненными характеристиками. Разрабатываемые месторождения стареют, качество извлекаемой нефть не становится лучше, ее все сложнее добывать, содержание серы увеличивается по многим направлениям поставок. Сейчас «Транснефть» ставит задачу стабилизации качества нефти, ведет реконструкцию систем по смешению нефти. Для государства и его транспортной компании борьба за максимизацию прибыли, получаемой от каждого барреля нефти, извлекаемой в стране, является безусловным приоритетом.



Статья «Восточный нефтяной приоритет » опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, Декабрь 2017)

Авторы:
Комментарии

Читайте также