USD 76.4667

-0.61

EUR 90.4142

-0.94

BRENT 41.64

+0.05

AИ-92 43.4

-0.01

AИ-95 47.26

-0.02

AИ-98 53.06

-0.04

ДТ 47.74

+0.06

15 мин
174
0

СМП как важнейшая часть Ледового шелкового пути: состояние и перспективы

Ледовый шелковый путь активно разрабатывается Россией и Китаем. Важнейшей его частью является Северный морской путь. В создании Ледового шелкового пути интересы двух стран максимально совпадают, ведь это возможность экономического сотрудничества, прежде всего, в сфере освоения нефтегазовых ресурсов Арктики.

В последние годы во всем мире большой интерес к проекту Новый шелковый путь, который состоит из двух проектов – Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века. Китай ставит задачу связать между собой экономически развитые страны Восточной Азии и Европы по двум древним маршрутам Шелкового пути. Предполагается создание обширной инфраструктуры на маршруте Шелкового пути от западных границ Китая через страны Центральной Азии и Иран в Европу. В настоящее время Россия и Китай активно разрабатывают ещё и третий маршрут - Ледовый шелковый путь (ЛШП), важнейшей частью которого должен стать Северный морской путь (СМП).


Во многом идея создания Ледового Шелкового Пути объясняется тем, что в последние годы во всем мире резко вырос интерес к развитию Арктики. Каковы же причины?


  • Во-первых, это связано с ресурсным потенциалом и транспортным значением Арктики;
  • Во-вторых, это отсутствие признанной и нормативно оформленной демаркации международных северных морских границ и арктического шельфа;
  • В-третьих, лед в Арктике тает, а это значит, что становится более доступным транспортное и ресурсное использование Арктики.


                             Согласование интересов России и Китая


В создании ЛШП интересы России и Китая совпадают максимально. Все остальные направления, в том числе среднеазиатский или морской маршруты Шелкового пути, менее интересны для РФ.

Интересы Россия 

  • Для России важно развивать СМП, однако в современных условиях создание инфраструктуры и судов ледового класса, требуют больших инвестиций, которые имеет Китай и который заинтересован в развитии ЛШП;
  • В условиях санкций Россия нуждается в новых технологиях и оборудовании для освоения Арктики и развития СМП;
  • Строительство ЛШП даст возможность более активно осваивать месторождения полезных ископаемых и, главным образом, нефтегазовые ресурсы в Арктике;
  • На фоне сложных отношений с Западом в настоящее время Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества с Китаем. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.

Интересы Китая 

  • Это самый короткий и безопасный морской маршрут из Китая в Европу;
  • Освоение трассы дает возможность смягчения проблемы недостаточного газоснабжения Китая;
  • В строительстве будут участвовать многие китайские предприятия, работающих в сферах энергетики, судостроения, финансов, транспорта, и т.д.;
  • Для Китая интересны проекты по освоению энергетических ресурсов Арктики, находящиеся в зоне ЛШП.

В освоении Арктики Китай может оказать России техническую поддержку. Например, поставки буровых машины, произведенные китайской компанией «Хунхуа» для строительства терминала СПГ на Ямале. Китайские предприятия строят 6 транспортных судов и отвечают за операционную деятельность 14 из 15 танкеров-газовозов [7].


СМП как важнейшая часть Ледового шелкового пути


Северный морской путь является кратчайшим морским путем между европейской и азиатской частью России, между Азией и Европой. Это важнейшая часть ЛШП. Он обеспечивает нормальные условия проживания населения на всей территории северных регионов. СМП проходит по территории, которая является стратегической ресурсной базой, производит транспортировку и экспорт добываемых здесь природных ресурсов и тем самым обеспечивает решение важнейших задач социально-экономического развития России.

Чаще всего СМП сравнивают с традиционным морским путем через Суэцкий канал, или, как его еще называют, Южным морским путем (ЮМП). Примером, который приводится во многих источниках для сравнения длительности данного маршрута по СМП и ЮМП, является путь Роттердам (Норвегия) – Йокогама (Япония), где расстояние при использовании Южного морского пути составит 11205 морских миль, а при использовании Северного морского пути – 7345 морских миль [6,10,11].

На первый взгляд, складывается довольно привлекательное направление для инвестиций и развития СМП. Но действительно ли выгоден транзит по Северному морскому пути, и что он может дать стране? Чтобы попытаться дать ответ на данный вопрос проведем анализ преимуществ и недостатков каждого из маршрутов (табл. 1).


Преимущества маршрута

Маршрут

Недостатки маршрута


Устойчивые торговые связи, наличие крупных портов на пути маршрута, развитая инфраструктура 

Египет проводит активную политику инвестирования в развитие Суэцкого канала, строительство второй нитки позволило снизить время ожидания прохода с 10-12 до 3-4 часов).

Предпочтительный маршрут для перевозок опасных грузов: нефтепродукты, газовый конденсат, СПГ    

Южный морской путь (через Суэцкий канал)

Длина 11 тысяч морских миль или 20 тысяч километров. Маршрут достаточно сложен в отношении географических особенностей и наличия определенных узких мест на пути следования грузов (например, Суэцкий канал, который в силу естественных причин сдерживает свободное прохождение грузов).

Из-за увеличения платы за проход через Суэцкий канал и резкого падения стоимости топлива кораблям дешевле идти вокруг Африки. 

- Дополнительные затраты из-за пиратства составляют 100-200 долларов без учета страховых выплат и 220-250 тысяч вместе с ней.

Нестабильная обстановка в Египте, которую многие компании приравнивают к среднесрочным рискам.




Экономическая поддержка Китая может стать одним из ключевых факторов для  успешного развития.

Для РФ Арктика - приоритетное направлении в реализации  госпрограмм. Объем финансирования более 220 млрд.руб. за 2010-2020 гг. Один из приоритетов  – восстановление транспортной инфраструктуры и строительство ледокольного флота для расширения возможностей использования.

Таяние льда в Арктике увеличит время навигации и привлечения иностранных судов.

При использовании СМП снижаются расходы на нефтепродукты и стоимость фрахта, уменьшается размер страховой премии.

В структуре грузов преобладают наливные. В направлении восток-запад стоит ожидать преобладания рыбы, угля, СПГ, в направлении запад- восток - сырой нефти, СПГ, железорудного концентрата.

Северный морской путь

Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Организационно Северный морской путь делится на:

Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота.

Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока - свыше 14 тыс. км

Состояние инфраструктуры СМП способствует высокому уровню рисков страховых ставок.

Контейнерные перевозки рассматривается как неперспективные, так как  требуют точного расписания, что в арктических условиях затруднительно.

Необходимы  инвестиции в инфраструктуру, развитие качества сервиса, изменения в политике тарифообразования, увеличение  ледокольного флота.

Неразвитость информационной инфраструктуры - один из главных факторов, учитываемых иностранными компаниями

Неразвитость мультимодальных комплексов инфраструктуры в местах стыка логистических путей различных видов транспорта.

Необходимы большие средства на дополнительные работы по разведке дна, разработке маршрута, обновление существующих карт.




Из таблицы видно, что не так все однозначно. Много за и много против при сравнивании двух торговых морских трасс. В настоящее время СМП – это преимущественно внутренняя российская магистраль, по которой идет вывоз сырья и снабжение северных территорий разнообразными грузами. На международные перевозки приходится всего лишь 2 %.

Превращение ЛШП в маршрут мирового масштаба зависит от ряда причин. Многое будет зависеть от глобального потепления, которое позволит осуществлять навигацию в арктических водах более длительный период времени. Но особенно большая зависимость от стоимости энергоносителей, в первую очередь – нефти. При сохранении низкой цены ЛШП с его конкурентным преимуществом в виде более коротких расстояний будет гораздо труднее конкурировать с таким гигантом, как Южный морской путь через Суэцкий канал [9]. Впрочем, ЛШП обладает достаточным потенциалом. При условии успешного развития его конкурентных преимуществ сможет, если не обогнать Южный морской путь через Суэцкий канал, то, как минимум, потеснить его, чтобы ряд грузов, идущих через Индийский океан из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, перетянуть на северное направление [1].

Однако все положительные аспекты могут нивелироваться из-за негативных факторов: слишком велики риски из-за большого износа основных фондов портового хозяйства, усиливающейся вероятности отказа в предоставлении ледокольного сопровождения, бюрократизацией процедуры получения разрешения и т.д. Следует также отметить, что СМП является предпочтительным вариантом для судов с определенными техническими параметрами, например, усиленными мерами защиты ото льдов и торосов, в результате чего требуются корабли более дорогие в плане снаряжения и делает СМП непривлекательным в глазах потенциальных желающих.

Однако нужно понимать, что ЛШП не попытка заменить ЮМП, это возможность экономического сотрудничества стран тихоокеанского побережья, и прежде всего в сфере освоения нефтегазовых ресурсов Арктики.

В настоящее время СМП работает для обеспечения транзита с конца июля по ноябрь. Для круглогодичного использования СМП необходим мощный ледокольный флот. Ледокольный флот СССР был не просто самым мощным, но и не имел себе равных в мире. В настоящее время атомный ледокольный флот насчитывает четыре ледокола. Однако, практически все эти ледоколы даже с учетом продления их ресурса через 4-5 лет будут выведены из эксплуатации, поэтому, идет замена атомного ледокольного флота. Уже спущены на воду 3 атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Причем у «Сибири» двухосадочная конструкция. Это значит, что при глубокой осадке корабль сможет проламывать толстые океанские льды, а при мелкой - работать в устьях рек. Таким образом, «Сибирь» - это судно-универсал. Оно сможет замещать собой ледоколы сразу нескольких классов. Намечено строительство нового сверхмощного атомохода «Лидер» на суперсудоверфи Дальнего Востока «Звезда», который должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по СМП при толщине льда свыше 4 метров [8]. Перед СМП поставлены серьезные задачи - увеличение грузопотока к 2024 году до 80 млн тонн. Если учесть, что в 2017 году он составлял 9, 7млн.т., то становится ясно, что задача весьма сложная. Происходить это будет за счет создания производств по сжижению природного газа (СПГ) в Арктике и загрузки углеводородами ледокольного флота [4,5].

Перспективы развития арктических проектов на трассе Ледового шелкового пути

Морские перевозки на сегодняшний день являются самыми экономически выгодными и данный бизнес только растет и развивается. Однако Северный морской путь необходим России не для обслуживания транзитных грузов, а для обеспечения собственных транспортных потребностей. Главной и единственной на сегодняшний день причиной оживления на трассе СМП являются реализуемые проекты по разработке сырьевых ресурсов Арктики. При этом около 18 млн тонн составят грузы с ямальских проектов, 8,5 млн тонн - с Новопортовского месторождения нефти, 1,5 млн тонн - грузы «Норникеля».

Намеченные к реализации и строящиеся Проекты на трассе ЛШП впечатляют. Проект «Ямал СПГ» на полуострове Ямал - первый крупнейший проект Китая и России в рамках проекта ЛШП. Полуостров Ямал имеет богатейшие в мире запасы природного газа. Однако его газовые месторождения являются одними из наиболее трудных для освоения. Совместное строительство Китаем и Россией Ледяного Шелкового пути делает возможной добычу энергоресурсов во льдах Ямала. Китайские предприятия стали важной силой в строительстве и эксплуатации этого трудного проекта [2]. Первая очередь проекта пущена в эксплуатацию в январе 2017 г. Впервые в истории в июле 2018 года СПГ был доставлен на 2 танкерах из порта Саббета в Китай без ледокольного сопровождения за 19 дней, что на 16 дней быстрее, чем это было бы по традиционному пути через Суэцкий канал.

Планируется проект с иностранным участием «Арктик СПГ-2» на полуострове Ямал — мощности по добыче, сжижению и поставкам сжиженного природного газа. Ресурсной базой проекта «Арктик СПГ- 2» является месторождение Утреннее, расположенное на полуострове Гыдан в ЯНАО, примерно в 70 км от проекта «Ямал СПГ».

В связи с грандиозными планами по освоению газовых месторождений ПАО «НОВАТЭК» намерено построить на полуострове Камчатка морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа. И что очень важно - строительство и круглогодичная эксплуатация этого хаба позволит создать на базе перевалочного терминала новый независимый центр формирования цены на сжиженный природный газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Рис.1) [3].

На Дальнем Востоке создается судостроительный комплекс Звезда, который станет самой крупной верфью в России. Здесь Китай и Россия совместно финансируют в строительство грузовых судов ледового класса для развития проекта Ледовый Шелковый путь. На верфи намечено строительство нового сверхмощного ледокола «Лидер», который должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по СМП при толщине льда свыше 4 метров.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что, несмотря на явные сложности, в мире значительный интерес к проекту ЛШП, который активно разрабатывается совместными усилиями Китая и России. Сложная политическая обстановка в мире на сегодняшний день способствует созданию такой глобальной конкурентоспособной транспортной артерии, которая будет служить как политическим, так и экономическим интересам обеих стран. У России и Китая есть не только желание, но и уже многое делается для развивать ЛШП до уровня конкурентной международной магистрали. Однако, чтобы быть конкурентоспособными, необходимы значительные инвестиции, и главным образом, в развитие портов и ледокольного флота, чтобы они соответствовали современным мировым стандартам. Россия развивает инфраструктуру Севера, создает атомные ледоколы на основе новейших технологий, Китай инвестирует в проекты на трассе ЛШП, в строительство грузовых кораблей повышенного ледового класса.

Геополитическая борьба за Арктику постоянно обостряется, особенно между странами, входящими в Арктический регион. Вполне вероятно, что будет наращиваться санкционное давление на Россию и это может оказать негативное влияние на совместное строительство «Ледового шелкового пути». Вместе с тем, Россия хочет оставить за собой право на СМП, как части ЛШП. Россия ограничила для иностранных военных судов возможность прохождения по Северному морскому пути, пролегающему вдоль всей северной и восточной морских границ РФ. Иностранные военные корабли смогут ходить по Северному морскому пути только после уведомления российских властей. Российская Федерация должна обеспечить нормальную эксплуатацию СМП в национальных интересах и в интересах национальной безопасности.

Литература

1. Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста. Петербургский международный экономический форум - 2018. http://roscongress.rbc.ru/arctic                                                                                                   

2.Ерохин В.Л., Тяньмин Г. Инвестиционное сотрудничество России и Китая в регионе Арктики: «ЯМАЛ СПГ» и другие перспективные проекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь», 2017. С. 6-16.                                                                                                     

3. Зубарь Ю. Н. «Возможности Камчатского края в развитии грузоперевозок по Северному морскому пути». Презентация к докладу, IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», 5-7 декабря 2018 года, Санкт-Петербург.                   

4.Ларченко Л.В. Государство и ресурсодобывающие регионы Севера. СПб, 2008. 208 с.                                                                 

5. Ларченко Л.В., Колесников Р.А. Инновационное развитие нефтегазовой отрасли России в условиях санкций и падения цены на углеводороды// Инновации. 2016. № 7. С.72-77.                                                                                                                         

6. Самойлова В. Зачем России нужен Северный морской путь? https://regnum.ru/news/economy/2292409.html.                     

7. http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-06/25/content_53369435.htm                                                                                       

8. ЦКБ "Айсберг" не исключает строительства в России еще четырех атомных ледоколов. http://tass.ru/ekonomika/5410638.                                                                                                                                                                   

9. Чернышенко И.К. Совершенствование транспортной инфраструктуры и законодательных аспектов развития транспортных маршрутов в Арктике. Сборник докладов форума «Арктика: настоящее и будущее», 4-6 декабря 2017, СПБ, с. 29-30.                                                                                                                                                                                                                   

10. Farré A. Buixadé. Commercial Arctic shipping through the Northeast Passage: routes, resources, governance, technology, and infrastructure. Polar Geography, 2014, № 4, pp. 298 – 324.                                                                                                                         

11. Taranukha N.A. Organization and evaluation of effectiveness of container traffic on Northern Sea Route, International Offshore and Polar Engineering, 2014, № 1, pp.1074-1077.






Статья « СМП как важнейшая часть Ледового шелкового пути: состояние и перспективы» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2020)

Авторы:
Читайте также