USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 71.64

+0.6

Природный газ 2.857

+0.03

12 мин
902

Анализ исследований по определению концентраций водорода в природном газе при транспортировке по МГП

Трубопроводный транспорт представляется наиболее экономичным видом транспортировки большого количества водорода на большие расстояния. Однако, прежде чем водород начнет широко использоваться, необходимо построить новую сеть трубопроводов для надежного обеспечения промышленных потребителей. Альтернативой большим инвестициям в новую инфраструктуру может стать использование существующей сети газопроводов с добавлением чистого водорода к природному газу и дальнейшей транспортировкой газовой смеси. Новое решение должно быть проанализировано с точки зрения вопросов компримирования, непосредственной транспортировки и безопасности. В статье представлены результаты всестороннего анализа процесса сжатия метано-водородной смеси и дальнейшей безопасной транспортировки.

Анализ исследований по определению концентраций водорода в природном газе при транспортировке по МГП

Водород рассматривается как важный энергоноситель будущего для получения устойчивой, надежной и экономически эффективной потенциальной энергии для промышленности. Применение включает использование водорода для долгосрочного балансирования производства электроэнергии с потребностями в электрической сети путем использования местных доступных ресурсов, таких как ветер, биогаз, солнечная или ядерная энергия, в зависимости от регионов производства и секторов промышленности [1, 2, 3]. Водород также может использоваться в водородных топливных элементах или для регенерации электроэнергии в газовых турбинах [4]. Одним из основных препятствий на пути перехода к водородной экономике является сложность разработки надежной и экономически эффективной системы доставки водорода [5]. Путь доставки газообразного водорода включает в себя сжатие, хранение и транспортировку [6]. Некоторые операции, такие как сжатие, происходят в нескольких точках между производственным объектом и потребителем. Передача по трубопроводу представляется наиболее экономичным способом транспортировки больших количеств водорода на большие расстояния [7]. По анализу литературы, установлено, что трубопроводный транспорт водорода обходится на 30–50 процентов дороже по сравнению с природным газом [8]. Одним из способов снижения затрат на трубопроводную транспортировку водорода является смешивание его с природным газом [9, 10, 11]. Возможны несколько вариантов развития водородного рынка: 1. Водородсодержащая газовая смесь может транспортироваться на экспорт по трубопроводным системам к конечным потребителям. 2. Водород может быть извлечен и использован на обеспечение нужд промышленности на внутреннем рынке. При соответствующих условиях и относительно низких концентрациях водорода смешивание может потребовать незначительных изменений в эксплуатации и обслуживании трубопроводной системы. В целом на основании исследований, проведенных на сегодняшний день, возникают лишь незначительные проблемы при смешивании менее 10–25 % водорода по объему, в зависимости от конкретных условий и состава природного газа. Более подробно расчет объема примеси водорода в природном газе описан в работе [12]. Более значительные проблемы возникают при более высоких объемных долях водорода в диапазоне 25–50 %. Фракции выше 50 % представляют собой трудности во многих областях, включая материалы для трубопроводов, безопасность и модификации системы, необходимые для устройств конечного использования. Так, авторы работы [13] Голунов Н.Н., Лурье М.В., Мусаилов И.Т. в качестве примера рассмотрели подводный участок магистрального газопровода «Северный поток». В работе изложена теория асчета движения метано-водородной смеси в газопроводах, в том числе с большим перепадом высотных отметок, с высокими и сверхвысокими давлениями (от 10 до 25 МПа). Теория расчета учитывала фракционный состав транспортируемой смеси. Авторами работы [14] предлагается свой вариант расчета транспортировки метано-водородной смеси по участку магистрального газопровода «Северный поток-2». Расчет транспортировки метано-водородной смеси, можно представить в системе уравнений нестационарной работы газопровода высокого давления, которая была подробно описана М.В. Лурье в работе [15].

Общий вывод по результатам исследований, представленных в работах о добавлении водорода в низких концентрациях в существующие газопроводные системы (в объемах 25 % или менее), заключается в том, что такой способ смешивания влечет за собой незначительное увеличение риска воспламенения. Однако добавление большего количества водорода в трубопроводную магистраль приводит к значительному увеличению общего риска безопасности транспортировки. Опять же, эти уровни риска связаны с введением водородных смесей в существующие газовые и не относятся к новым трубопроводам, специально предназначенным для транспортировки водорода, которые требуют необходимого проектирования и управления, в отличие от существующих водородопроводов в Европе и США. Любое введение концентрации водородной смеси потребует обширных исследований, испытаний на существующих трубопроводах, процессов сжатия смеси, мониторинга и технического обслуживания трубопроводных систем.

Следующими наиболее важными проблемами являются выбор и разработка надежной, а также экономически и энергоэффективной технологии сжатия для высокой концентрации водорода и для минимального массового расхода. В нашем случае минимальный массовый расход составил 1,03 кг/с. Существуют две технологии сжатия, доступные для водорода: поршневые компрессоры и центробежные. Для сжатия газа поршневые компрессоры обычно используются при объемном расходе менее 0,472 м3/с [16]. При больших расходах рекомендуется использовать центробежные компрессоры. Однако центробежные компрессоры создают больше проблем при эксплуатации, чем поршневые, так как из-за низкого молекулярного веса смешанного газа с высокой концентрацией водорода требуются более высокие окружности что, в свою очередь, требует использования различных материалов [17]. Для достижения высоких давлений водорода, эти компрессоры требуют нескольких ступеней, работающих на высоких скоростях вращения, а также специальных уплотнений и высоких механических допусков. Центробежные компрессоры, предназначенные для работы с водородом, находятся на стадии разработки по программе ЕС под названием «The HyUnder project» [18].

Целью данной работы является анализ работы магистрального газопровода при транспортировании метано-водородной смеси, с учетом термодинамических процессов и вопросов безопасности. Начальные параметры для различных значений объемной доли водорода и природного газа составили: 25/75 %, массовый поток: 269 кг/с, 383 кг/с и 449 кг/с, внутренний диаметр трубопровода 1000 мм; длина 1000 км; давление 8,4 МПа, температура 300 K и скорость 10 м/с. Для моделирования процесса использовался программный пакет AspenPlus [19] для расчета термодинамических свойств потока газовой смеси при требуемых условиях и количественной оценки производительности и транспортировки.

Для того чтобы надлежащим образом рассчитать термодинамические параметры метано-водородной смеси в условиях реального поведения газа, представленные здесь результаты были основаны на физических свойствах водорода и природного газа, используя уравнение состояния Пенга-Робинсона, а также нового вириального уравнения Ли-Кеслера, модифицированное Клаусом Людтке в работе [20], эти уравнения параметров состояния являются наилучшими для соответствующих расчетов термодинамических параметров газовой смеси водорода и метана в условиях реального поведения газа. Потери давления при транспортировке метано-водородной смеси при условиях реального поведения газа были оценены при помощи метода эмпирической корреляции Беггса и Брилла. Данный метод, основанный на уравнении Фаннинга, при потере давления на трении, которое представляет собой многоцелевое соотношение, полученное на основе экспериментальных данных в работе [21].

Потенциал транспортировки водорода с использованием существующей сети газопроводов России

В процессе транспортировки метано-водородной смеси наиболее важной проблемой является найти максимальное безопасное расстояние транспортировки. При заданном давлении, падение давления вдоль трубопровода зависит от скорости потока, температуры окружающей среды, слоя теплоизоляции и геометрических характеристик трубопровода, таких как диаметр, длина и изменение высоты. Перепад давления и изменения температуры вдоль трубопровода уменьшают плотность газа и увеличивают скорость, что, в свою очередь, увеличивает перепад давления и, следовательно, создает условия дросселирования на определенном расстоянии. Любая оптимизация должна учитывать влияние температуры окружающей среды из-за важности теплообмена между газом в трубе и окружающей средой вдоль трубопровода. При транспортировке газа для минимизации тепловых потерь трубопровод может быть заглублен и изолирован. Заглубленный трубопровод снижает перепад давления и, следовательно, потери энергии в системе, хотя и за счет увеличения инвестиций и эксплуатационных расходов.

Для данного исследования были приняты максимальное и минимальное значения температуры окружающей среды, которые в России могут достигать +45 и -65 °C. На внешней поверхности трубы предполагался слой теплоизоляции, для того чтобы препятствовать коррозии путем предотвращения прямого контакта влаги со сталью. Предполагается, что газопровод находится на глубине не менее 0,8 м под землей. В качестве примера рассматривается подземный изолированный газопровод с внутренним диаметром 1000 мм, теплоизоляцией из 5 см пеностекла. Для подземного магистрального газопровода, согласно СТО Газпром 2-3.5-051-2006, коэффициент теплопередачи от газа в окружающую среду определяется по формуле:


где – термическое сопротивление изоляции трубопровода, м2К/Вт; – коэффициент теплоотдачи от трубопровода в грунт, Вт/м2К; – глубина заложения оси трубопровода от поверхности грунта, м; – коэффициент теплопроводности грунта, Вт/мК; – коэффициент теплоотдачи от поверхности грунта в атмосферу, Вт/м2К.

Предполагается, что температуры внутренней стенки трубы и газа в одном и том же поперечном сечении равны. Толщина стенки трубы , в метрах, задается как:

где максимальное рабочее давление в трубопроводе (МПа), d2 – наружный диаметр трубопровода (м), S – удельный предел текучести материала трубы (МПа), E – коэффициент продольного шва (отражает различные типы продольных сварных швов трубы) и F – расчетный коэффициент (вводится для добавления запаса прочности при расчете толщины стенки).

Для целей оценки толщины стенки трубы в данном исследовании, максимальное давление принимается равным 9,8 МПа, коэффициент продольного шва 1,0; расчетный коэффициент – 0,72. Класс прочности трубы К 5, предел текучести Н/мм2 (кгс/мм2) =343 (35) установлен в диапазоне 483 МПа. Исходя из вышеуказанных данных, расчетная толщина стенки трубы составляет 12,3 мм для трубопровода 1000 мм, расстояние между поверхностью земли и центром трубы составляет z = 1,25 м. Коэффициент теплопроводности k между воздухом и смесью, рассчитанный по уравнению (1), составляет 1,5 Вт/м2, рис. 1.



Для того чтобы можно было провести сравнительную оценку между различными концентрациями водорода, была выбрана одинаковая скорость газа на входе (=20 м/с) и температура (=300 K), при внутреннем диаметре трубопровода d=1000 мм. Результаты показаны на рисунке 2, таблица 1.





По результатам расчета можно предположить, что при разной концентрации метано-водородной смеси в объемах: 50/50 %, 25/75 % и 10/90 % для газопровода с внутренним диаметром 1000 мм объемный расход на входе в газопровод будет постоянным. При этом высокая концентрация водорода в природном газе приведет к снижению плотности и скорости газа и, следовательно, к уменьшению давления.

Выводы

Транспортная водородная инфраструктура является важным фактором, при разработке решений «Водородной дорожной карты». При разработке концепции водородной инфраструктуры России следует обратить внимание на такие пробелы: отсутствие и дальнейшая разработка нормативных документов (ГОСТ, СП и пр.), регламентирующих требования к транспорту водорода; вопросы безопасности [22, 23]; затраты на разработку технологической инфраструктуры «производство – транспорт – хранение – рынок»; выбросы при производстве и потреблении энергии, связанные с водородным маршрутом, включающими централизованное производство в регионах.

Транспортировка водорода по трубопроводу представляет собой наиболее выгодное с экономической точки зрения вид транспорта. Одним из способов снижения затрат на трубопроводную транспортировку водорода является смешивание его с природным газом в соотношении 25/75 %.

Добавление водорода в газопровод является средством доставки чистого водорода на рынки сбыта с дальнейшим использованием технологий сепарации и очистки его на последующем этапе для извлечения из метано-водородной смеси в месте сбыта продукции.

Также можно учитывать тот факт, что при относительно низких концентрациях водорода 10/90 % смешивания может потребовать незначительных изменений в эксплуатации и обслуживании трубопроводной сети, включая незначительные модернизации оборудования на компрессорных станциях.

В целом по результатам исследований, проведенных на сегодняшний день, при содержании водорода в смеси менее 5–15 % по объему возникают лишь незначительные проблемы, в зависимости от конкретных условий и состава природного газа, но при этом меньший отбор водорода. Более значительные проблемы необходимо решать при более высоких объемных долях водорода в диапазоне 15–25 %, при которых возникают проблемы во многих областях, включая материал трубопроводов, безопасность транспортировки, модернизация оборудования на компрессорных станциях.

Литература

1. Новак А. Водород: энергия «чистого» будущего, Энергетическая политика, № 4 (158) / 2021, с. 6–11. URL: https://doi.org/10.46920/2409-5516_2021_4158_6 (дата обращения: 29.01.2023).

2. Министерство энергетики РФ. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года. URL: https://minenergo.gov.ru/node/19194 (дата обращения: 29.01.2023).

3. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Потенциал водородной энергетики и возможные следствия ее реализации // НефтеГазоХимия. 2021. № 1–2. С. 8–11. URL: https://doi.org/10.24412/2310-8266-2021-1-2-8-11 (дата обращения: 29.01.2023).

4. Алексеева О.К., Козлов С.И., Фатеев В.Н. Транспортировка водорода //Транспорт на альтернативном топливе. 2011. № 3 (21). С. 18–24 URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/transportirovka-vodoroda/viewer (дата обращения: 29.01.2023).

5. Козлов С.И., Фатеев В.Н. Водородная энергетика: современное состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Е.П. Велихова. – М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2009. – 520 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004415480 (дата обращения: 29.01.2023).

6. Фатеев В.Н., Григорьев С.А, Серегина Е.А. Водородная энергетика в России и СССР / Российские нанотехнологии, 2020, т. 15, № 3, с. 262–279 URL:

https://sciencejournals.ru/cgi/getPDF.pl?jid=nano&year=2020&vol=15&iss=3&file=Nano2003004Fateev.pdf (дата обращения: 29.01.2023).

7. Melaina M.W., Antonia O., M. Penem M. Blending Hydrogen into Natural Gas Pipeline Networks: a Review of Key Issues, (2013) Technical Report NREL/TP-5600-51995. URL: https://www.nrel.gov/docs/fy13osti/51995.pdf (дата обращения: 29.01.2023).

8. Reynolds, R.A., Slager, W.L. (1975). Pipeline Transportation of Hydrogen. In: Veziroğlu, T.N. (eds) Hydrogen Energy. Springer, Boston, MA. https://doi.org/10.1007/978-1-4684-2607-6_37 (дата обращения: 29.01.2023).

9. Florisson O. Preparing for the Hydrogen Economy by Using the Existing Natural Gas System as Catalyst. Nederlandse Gasunie at Groningen, (2010) NaturalHy project Report SES6/CT/2004/502661. The Netherlands. URL: https://cordis.europa.eu/project/id/502661 (дата обращения: 29.01.2023).

10. Haeseldonckx D., D’haeseleer W., The use of natural-gas pipeline infrastructure for hydrogen transport in a changing market structure, International Journal of Hydrogen Energy, Volume 32, Issues 10–11, 2007, Pages 1381–1386, https://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2006.10.018.

11. Аксютин О.Е., Ишков А.Г., Тетеревлев Р.В., Романов К.В. Метан, водород, углерод: новые рынки, новые возможности // Транспорт на альтернативном топливе. 2020. № 6 (78). С. 48–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metan-vodorod-uglerod-novye-rynki-novye-vozmozhnosti (дата обращения: 29.01.2023).

12. Лурье М.В. Транспортировка партий водорода по газопроводу в потоке природного газа // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2020. № 11–12. С. 84–88. URL: https://neftegas.info/tng/-11-12-2020/transportirovka-partiy-vodoroda-po-gazoprovodu-v-potoke-prirodnogo-gaza/ (дата обращения: 29.01.2023).

13. Голунов Н.Н., Лурье М.В., Мусаилов И.Т. Транспортировка водорода по газопроводам в виде метано-водородной смеси // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2021. № 1–2. С. 74–82. URL: https://neftegas.info/tng/-1-2-2021/transportirovka-vodoroda-po-gazoprovodam-v-vide-metano-vodorodnoy-smesi/ (дата обращения: 29.01.2023).

14. Соколинский Ю.А., Сосна М.Х., Галикеева Л.Р. Технологические аспекты транспортировки метано-водородной смеси по трубопроводу «Северный поток-2» // НефтеГазоХимия. 2021. № 1–2. С. 12–16. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskie-aspekty-transportirovki-metano-vodorodnoy-smesi-po-truboprovodu-severnyy-potok-2/viewer (дата обращения: 29.01.2023).

15. Лурье М.В. Термогидравлический расчет установившихся режимов работы газопроводов высокого давления // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2013. № 2. С. 78–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/termogidravlicheskiy-raschet-ustanovivshihsya-rezhimov-raboty-gazoprovodov-vysokogo-davleniya/viewer (дата обращения: 29.01.2023).

16. Hydro-Pac, Inc., High Pressure Hydrogen Compressors. URL: http://hydropac.com/hydrogen-compression.html (дата обращения: 29.01.2023).

17. Лепов В.В., Архангельская Е.А., Ачикасова В.С. Влияние водорода на кинетику хрупкого разрушения в металлах / Вестник инженерной школы ДВФУ. 2019. № 3 (40), с. 29–37 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vodoroda-na-kinetiku-hrupkogo-razrusheniya-v-metallah/viewer (дата обращения: 29.01.2023).

18. The HyUnder project. URL: http://hyunder.eu/ (дата обращения: 29.01.2023).

19. Aspen Plus, Version 8.0, User Guide (2010). https://courses.washington.edu/overney/Aspen/Aspen_Tutorial.pdf.

20. Ludtke K.H. Process Centrifugal Compressors. Basics, Operation, Design, Application, Springer, Berlin, 2004. https://doi.org/10.1007/978-3-662-09449-5.

21. Земенкова М.Ю., Земенков Ю.Д., Чижевская Е.Л., Подорожников С.Ю., Дудин С.М., Халин А.Н. Интеллектуальное управление моделированием структурных форм течения газожидкостных потоков в трубопроводах// Neftegaz.RU, 2022. № 12 (132). С. 36–41. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/transportirovka/761036-intellektualnoe-upravlenie-modelirovaniem-strukturnykh-form-techeniya-gazozhidkostnykh-potokov-v-tru/?ysclid=ldkdm2q5qe531599947 (дата обращения: 29.01.2023).

22. Васильев, Г.Г., Джалябов, А.А., & Леонович, И. А. (2021). Анализ причин возникновения деформаций инженерных сооружений объектов газового комплекса в криолитозоне. Записки Горного института, 249, 377–385. https://doi.org/10.31897/PMI.2021.3.6.

23. Васильев Г.Г., Леонович И.А., Латифов К.А. О методологии риск-ориентированного нормирования параметров безопасности при проектировании и сооружении газонефтепроводов // Безопасность труда в промышленности. – 2019. – № 2. – С. 84–90. https://doi.org/10.24000/0409-2961-2019-2-84-90 \.



Статья «Анализ исследований по определению концентраций водорода в природном газе при транспортировке по МГП» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2023)

Авторы:
802958Код PHP *">
Читайте также