Комплексное освоение Арктической зоны Российской Федерации определено приоритетной задачей в целом ряде документов стратегического планирования федерального уровня.
Согласно Стратегии пространственного развития (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), первоочередными задачами развития Арктической зоны Российской Федерации являются:
-
обеспечение устойчивого круглогодичного транспортного сообщения малонаселенных и островных территорий Арктической зоны, Дальнего Востока, изолированных от единой транспортной системы Российской Федерации;
-
содействие развитию распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь на удаленных и труднодоступных территориях, обладающих необходимыми природными условиями и ресурсами;
-
стимулирование опережающего развития и внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, в первую очередь в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее в тексте – СНТР, утверждена Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642) эффективное освоение Арктики указано в составе приоритета научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» (пункт 20е СНТР).
Реализация этого приоритета должна стать ответом на «большой вызов», который заключается в необходимости эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, а также укрепления позиций России в области экономического, научного и военного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Главным инструментом реализации СНТР являются комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла, результатом которых должны становиться востребованные на рынке продукты, услуги, технологии, позволяющие эффективно и экономически выгодно решать актуальные проблемы социально-экономического развития страны и регионов.
Формирование и отбор комплексных программ и проектов полного инновационного цикла должны обеспечить советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития; утверждать такие программы будет правительство Российской Федерации.
В настоящее время Советом по приоритету «Связанность территории Российской Федерации» совместно с Минобрнауки России готовится предложение о разработке комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Платформенные решения для комплексного освоения территорий (ПР КОТ)».
Целью Программы ПР КОТ является разработка технологий и продуктов, обеспечивающих связанность и комплексное освоение малонаселенных и труднодоступных территорий в арктических, сибирских и дальневосточных регионах, в том числе создание:
-
комплексных моделей освоения ресурсного потенциала и обеспечения жизнедеятельности на удаленных и труднодоступных территориях,
-
моделей инженерной и социальной инфраструктуры, транспортного обслуживания,
-
транспортно-логистических систем,
-
средств управления, связи и навигации,
-
объектов социальной, коммунальной, энергетической инфраструктуры,
- автономных зданий и сооружений.
С предложением выступить в качестве пилотного региона для разработки и реализации Программы ПР КОТ в Совет по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» обратились представители Республики Саха (Якутия), для которой проблемы связанности территории, ее комплексного освоения стоят крайне остро.
Для Республики Саха (Якутия), как и для других российских арктических территорий, характерны очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, технологическая изолированность энергосистемы, неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В целом доля транспортных издержек в валовом региональном продукте (далее – ВРП) регионов Дальнего Востока и Арктики в два раза превышает аналогичный среднероссийский показатель.
Эффективное решение проблем пространственного развития арктических регионов не представляется возможным без разработки и внедрения новых технологий, позволяющих обеспечивать энергетическую, транспортную, информационную, социокультурную связанность малонаселенных и труднодоступных территорий.
На примере транспортного сообщения в Усть-Янском улусе Республики Саха (Якутия) (рис. 1) видно, что дорога с твердым покрытием соединяет только два населенных пункта: административный центр района – поселок Депутатский с поселком Усть-Куйга. Остальные населенные пункты имеют сезонную транспортную доступность по зимникам или водным путям. Решить проблему связанности территорий такого масштаба исключительно путем строительства дорог, мостовых переходов и прочих традиционных путей сообщения невозможно по экономическим и экологическим соображениям: стоимость строительства превысит сотни миллиардов рублей и причинит невосполнимый вред чрезвычайно уязвимым к антропогенному воздействию арктическим биосистемам.
РИС. 1
В рамках Программы ПР КОТ разрабатываются комплексные решения для обеспечения связанности территории, которые будут отвечать как требованиям экономической целесообразности, так и жестким экологическим требованиям, которые предъявляются к любой хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Программа ПР КОТ включает в себя четыре направления:
- Комплексное прогнозирование и моделирование;
- Автономные здания, сооружения и системы;
- Умный транспортно-логистический модуль – УТЛМ;
- Защитные покрытия.
Результатом работ по первому направлению станет создание комплексных моделей освоения ресурсного потенциала и обеспечения жизнедеятельности на удаленных и труднодоступных территориях.
Одной из актуальных проблем государственного и муниципального управления в России является неполная согласованность, а часто и изолированность основных видов стратегического планирования – отраслевого, регионального, научно-технического, а также планирования в целях обеспечения безопасности.
Решением данной проблемы, позволяющим синхронизировать и гармонизировать различные подходы к прогнозированию и планированию социально-экономического развития может стать комплексная модель освоения ресурсного потенциала и обеспечения жизнедеятельности, включающая в себя модели расселения, размещения производительных сил, транспортно-логистического обслуживания, энергообеспечения, а также социокультурную модель территории.
В составе комплексной модели формируются данные о наличии и качестве ресурсов территории – минеральных, климатических, водных, растительных, почвенных, земельных, животного мира (с учетом норм допустимого изъятия), рекреационных, а также проводится оценка человеческого капитала территории.
Создание комплексной модели территории позволит обоснованно определить приоритеты ее социально-экономического развития, для реализации которых будут сформированы предложения по выбору оптимальных сценариев и соответствующих решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Результатом применения комплексных моделей станет повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие удаленных и труднодоступных территорий, повышение их инвестиционной привлекательности, оптимизация государственных, отраслевых и региональных программ.
В результате работ по направлению «Автономные здания, сооружения и системы» будет создана модульная платформа для комплексного освоения территорий, позволяющая в течение короткого срока развернуть автономный населённый пункт («автономный умный город») и обеспечить в нём весь контур жизнедеятельности с качеством жизни, сопоставимым с городскими агломерациями. Структура автономного умного города приведена на рис. 2.
РИС. 2
Также в рамках направления «Автономные здания, сооружения и системы» планируется проектирование и производство плавучих транспортируемых производственных модулей полной заводской готовности для освоения Арктики, в том числе – для добычи полезных ископаемых.
Разворачивание таких модулей позволит применять промышленные технологии на малонаселенных территориях с использованием развиваемых мощностей по сжиженному газу и современных достижений по роботизированным системам выполнения технологических операций замкнутого цикла. Подразумевается использование безлюдных технологий (минимизация количества работающих) на месте эксплуатации, а также изготовление большинства элементов в условиях существующих заводов с последующей буксировкой к месту эксплуатации.
В целях обеспечения транспортной связанности удаленных и труднодоступных территорий в рамках Программы ПР КОТ будет создан Умный транспортно-логистический модуль (УТЛМ), представляющий собой систему мультимодальных перевозок, работающую по принципу «одного окна» и обеспечивающую постоянную транспортную доступность. В составе УТЛМ будут объединены как уже использующиеся транспортно-логистические ресурсы, так и транспортные средства, не нуждающиеся в традиционной транспортной инфраструктуре – малая авиация, дирижабли, вездеходный и амфибийный транспорт. Также планируется разработка и включение в состав УТЛМ беспилотных авиационных и наземных транспортно-логистических систем. Принцип деятельности УТЛМ показан на рис. 3.
РИС. 3
Для управления деятельностью УТЛМ планируется создание интегрированной цифровой платформы взаимодействия перевозчиков (транспортных предприятий, частных перевозчиков и индивидуальных владельцев транспортных средств) и клиентов (пассажиров, грузоотправителей) по обеспечению мобильности и оказанию транспортно-логистических и других услуг всеми видами транспорта.
Посредством платформы будет осуществляться планирование маршрутов транспортных средств, связь с государственными структурами управления движением, мониторинг положения транспортных средств в реальном времени, осуществление логистического планирования и оценки эффективности транспортировки грузов и людей.
Сервисную часть системы управления предполагается реализовать в форме электронной площадки для размещения заявок на транспортировку грузов и пассажиров со стороны потребителей. При этом потребитель, заказывая услугу, задает ее базовые параметры, такие как точки отправления и назначения, время доставки и параметры транспортировки, не заботясь об особенностях маршрута и количестве логистических операций. Исполнителями транспортных заявок будут являться юридические и физические лица, являющиеся владельцами транспортных средств и предоставляющие свои ресурсы под управление региональной системой.
Для каждой разновидности транспортных средств в составе УТЛМ будет разработана экономически обоснованная модель их использования.
Для амфибийных транспортных средств планируется разработка арктического стандарта полного жизненного цикла, то есть будет создана база нормативной документации, что позволит снизить трудоемкость и сроки разработки новых транспортных средств, а также затраты на их разработку, изготовление и обслуживание. Будет разработан комплекс стандартов, нормирующих перечень применяемых материалов и типоразмеры основных узлов арктических транспортных средств.
Также будут разработаны варианты универсального базового шасси с различными типами движителей для транспортировки людей, грузов и
выполнения технологических операций, обеспечивающих преодоление расстояний от 100 до 300 км и от 300–700 км.
В составе работ по УТЛМ планируется организация проектирования и производства аэростатических летательных аппаратов (АЛА) и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания. Запланированы разработка, сертификация и подготовка серийного производства пилотируемого/беспилотного многоцелевого дирижабля грузоподъемностью от 10 тонн и пилотируемого/беспилотного дирижабля грузоподъемностью от 32 тонн. Потребуется создание центра подготовки пилотов (операторов) АЛА и специалистов по их обслуживанию, разработка и сертификация технических средств обучения (тренажеров) для центра подготовки.
Воздушный транспорт в составе УТЛМ будет представлен также легкой авиационной техникой. Воздушные суда малой авиации в арктическом исполнении должны обеспечивать укороченные взлет/посадку на грунтовые полосы и подготовленные площадки, иметь возможность использования на лыжном и поплавком шасси, обеспечивать автоматический полет по маршруту с использованием пилотажно-навигационного комплекса и автопилота, а также возможность безопасной посадки при отказе двигателей, эксплуатацию при температурах воздуха от минус 55 до плюс 50 °С.
По данному направлению планируются разработка, сертификация и организация серийного производства перспективных легких многоцелевых самолетов. На сегодняшний день построен прототип многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета, идет подготовка к серийному производству, ведется проектирование девятиместного самолета укороченного взлёта/посадки.
Выполнение работ по направлению «Защитные покрытия» в составе Программы ПР КОТ необходимо для создания как автономных зданий, сооружений и систем, так и для всех элементов умного транспортно-логистического модуля. Целью данных работ является создание и организация серийного производства покрытий, обеспечивающих снижение себестоимости, увеличение сроков службы и эксплуатационных характеристик зданий, сооружений, транспортных средств, включая трубопроводный транспорт.
По направлению «Покрытия» планируется создание технологий и производства ледостойких и антиобледенительных покрытий, комплекса антикоррозионных материалов, а также экологически чистых серосодержащих композиционных материалов для дорожного строительства, возведения взлетно-посадочных полос и площадок, иных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Актуальной задачей сегодняшнего этапа формирования Программы ПР КОТ является организация взаимодействия с потенциальными заказчиками и индустриальными партнерами Программы.
Совет по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории Российской Федерации» открыт для сотрудничества со всеми заинтересованными хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, научными организациями и общественными инициативами.