Интернет - портал
Маркет
Деловой Журнал
Пишем о технологиях, которые двигают отрасль
Повышаем продажи, продвигая бренд
Отражаем научный взгляд на энергетику будущего
вперед
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572

USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

5 мин
285

Фабрика Цифровой Трансформации: «Сегодня Индустрия 4.0 – это уже не лоскутные технологии, а интегрированные решения»

Цифровизация промышленности является серьезнейшим инструментом повышения эффективности производства. Именно поэтому руководители большинства компаний, в том числе нефтегазового сектора, стремятся к внедрению в работу цифровых продуктов. О том, какие решения применяются для различных нужд предприятий, какие задачи способны выполнять цифровые двойники и к чему приведет развитие современных технологий в ближайшем будущем, в интервью Neftegaz.RU рассказали технический директор по направлению Интернета вещей «Фабрики Цифровой Трансформации» Олег Маковельский и руководитель направления R&D «Фабрики Цифровой Трансформации» Алексей Есаулов.

Фабрика Цифровой Трансформации: «Сегодня Индустрия 4.0 – это уже не лоскутные технологии, а интегрированные решения»

– Что включают в себя комплексные услуги «Фабрики Цифровой Трансформации» (ФЦТ) по созданию цифровых двойников для нефтегазовых предприятий?

О. М.: Агрегировав и классифицировав все доступные программно-аппаратные технологии, которые можно применить в разработке цифровых двойников, мы сформировали концепт «комплексного цифрового двойника». Сегодня в компании существует 2 направления по его созданию. Первое – это разработка, внедрение и адаптация решений на базе коммерческого ПО. Второе – разработка, внедрение и адаптация решений с уклоном в предиктивную диагностику на базе собственного программно-аппаратного обеспечения.


Рисунок 1 – Идеология комплексного цифрового двойника

– Какие задачи в рамках этих направлений способны решать цифровые двойники?

О. М.: Во-первых, это расчет времени до выхода оборудования из строя. Мы устанавливаем причины и классифицируем виды дефектов. Особенно интересным является наше собственное решение в области предиктивной диагностики, направленное на выявление наиболее частых видов дефектов – механики разрушения.

Во-вторых – контроль эксплуатации оборудования или актива в наиболее эффективном эксплуатационном диапазоне и вычисление этих диапазонов.

Далее идет расчет параметров технологических процессов, влияющих на качество, и выдача рекомендаций или даже управляющих воздействий на оборудование или актив.

Еще одна задача – имитация работы оборудования в режиме «что, если…?». В западной литературе это называют виртуальным цифровым двойником. Это разновидность цифрового двойника, представляющая собой некую математическую модель, отключенную от оборудования и позволяющую просчитывать сценарии его работы в различных режимах.

Пятая задача – расчет экономических показателей энергоэффективности при эксплуатации оборудования.

Шестая – визуализация интерактивно-эксплуатационной документации. Для решения этой задачи у нас есть подсистема дополненной и смешанной реальности, позволяющая оцифровывать данные и отображать их для оператора или сервисного инженера.

И последняя крупная задача – это оркестрирование всего процесса диспетчирования и сервисного обслуживания оборудования.

– Какие технологии позволяют решать эти задачи?

О. М.: Все начинается с аппаратной части: с подключения к контроллеру либо с его установки. Для этого доступна коммуникационная платформа Kepware Server от компании PTC, позволяющая накапливать все полевые сигналы и передавать их на уровень выше для расчетов, визуализаций и т. д.

Центральной агрегирующей технологией является промышленный Интернет вещей, представленный платформой ThingWorx от компании PTC – мы являемся их партнерами через материнскую компанию «КАДФЕМ Си-Ай-Эс». Следующая технология – системное 1D/0D численное моделирование для построения имитационной модели процесса, например, перекачки топлива из одной точки в другую. . С помощью платформы мы соединяем анные из разных источников, разрабатываем приложения, увязываем наши методики и математические модели.

Далее следует технология машинного обучения и параметрической оптимизации. Здесь используются как коммерческое ПО, так и open source-технологии. Машинное обучение представлено модулем компании PTC ThingWorx Analytics со встроенными алгоритмами.

Еще одна технология – интеграция с информационными системами, т. е. принцип готовых шаблонных коннекторов к системам типа MES, ERP, сервисным системам класса ТОиР.

Важная составляющая – Технологии дополненной и смешанной реальности. Это так называемые ИЭТРы – интерактивные электронно-технические руководства – на местах, которые передаются в оцифрованном виде в очки дополненной реальности, на планшеты и телефоны.

А. Е.: Еще одна технология –предиктивная диагностика или вибродиагностика, специализирующаяся на раннем выявлении дефектов и контроле их развития. Здесь прежде всего имеется в виду программно-аппаратный комплекс, основной функцией которого является повышение эффективности эксплуатации производственного оборудования.


Система предиктивной вибродиагностики – очень важный источник данных для комплексного цифрового двойника о состоянии оборудования и технологического процесса. Кроме того, методики системы предиктивной вибродиагностики получаются очень точными, т. к. постоянно ведется сопоставление данных, поступающих с реального оборудования, с цифровой математической моделью поведения активов.

– Какой вектор развития, по-вашему, получат передовые технологии в дальнейшем?

О. М.: Я вижу перспективу в переводе инженерных знаний в цифру, максимальной автоматизации различных производственных активов и создании экосистем, а также в создании нормативной базы – регламентирующих документов, ГОСТов, стандартов. Сейчас они частично есть в виде рекомендаций.

А. Е.: На мой взгляд, развитие современной технологии будет приводить к снижению влияния человека. Все чаще решение вопросов, возникающих на производстве, будет приниматься, исходя из данных инструментального контроля, объективных оценок и с использованием формализованных алгоритмов.

– Есть ли у клиента возможность протестировать конкретную технологию, прежде чем внедрять ее в производство?

О. М: Да, такая практика у нас была. К нам обратилась компания, для специалистов которой мы провели краткий тренинг: рассказали о платформе промышленного Интернета вещей и о том, как с ее помощью создавать приложения. После этого специалисты даже получили тестовое задание – оно помогло заказчику проверить собственные силы и определиться, насколько ему нравится продукт.


– Какой бизнес-эффект заказчик получает уже после внедрения технологий в производство?

А. Е.: Приведу конкретные характеристики, которых нам удалось добиться при внедрении в нефтегазовом секторе. За счет оптимизации технологического процесса энергоэффективность основного оборудования для транспортировки нефти и газа выросла до 8%. В работе высоковольтных электродвигателей наблюдается сокращение вынужденных простоев до 15% и увеличение межремонтных интервалов на 20%.

– Помогает ли ФЦТ в подготовке предприятия к цифровой трансформации?

А. Е.: Да. Мы предоставляем не только законченное решение в виде комплексного цифрового двойника, но и методы трансформации внутренних процессов, помогаем их упорядочить и привести к тому виду, когда цифровые двойники начнут приносить предприятию наибольший эффект.

– Какие шаги должно выполнить промышленное предприятие для внедрения передовых технологий в производство?

О. М.: Важнейшим шагом здесь является внутренний анализ бизнес-процессов. Начинаем работу с обследования предприятия, указываем «узкие» зоны, даем свое экспертное заключение и считаем экономическую выгоду. Далее разрабатывается техническое задание и начинается процесс формирования рабочих групп со стороны заказчика и исполнителя. Кроме того, мы проводим программы обучения для предприятий и разрабатываем методики испытаний.

– Как много времени занимает процесс от поступления заказа до начала эксплуатации?

О. М.: Мы делаем все, чтобы сократить сроки. При стандартном пилотном проекте они могут составлять в среднем 2,5-3 месяца или полгода. А в случае с полномасштабными проектами внедрения и с интеграцией с существующими ИТ/ОТ-системами – год-полтора.


Рисунок 2 – Пример консоли приложений типового отраслевого решения по управлению эффективностью активов производства на базе цифровых двойников

– Помимо внедрения технологий ФЦТ реализуется в образовательном направлении. Компания проводила ряд вебинаров по технологиям Индустрии 4.0. Планируется ли продолжать обучение специалистов?

О. М.: Да, мы провели серию вебинаров, посвященных цифровой трансформации и созданию комплексных цифровых двойников. Слушателями были как рядовые инженеры, так и руководители предприятий различных отраслей. На будущее мы запланировали проведение еще нескольких вебинаров, в том числе по дополненной реальности.



Статья «Фабрика Цифровой Трансформации: «Сегодня Индустрия 4.0 – это уже не лоскутные технологии, а интегрированные решения»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, Сентябрь 2020)

Авторы:
631267Код PHP *">
Читайте также