Месторождения нефти и газа все сложнее относить к высокомаржинальным активам с ресурсной базой высокого качества. Добывать нефть становится дороже с каждым годом, а учитывая ограничения, налагаемые ОПЕК+, и сложности, вызванные эпидемиологической ситуацией, 2020 год стал одним из самых непростых для нефтегазовой отрасли. Какие механизмы предлагают задействовать российские разработчики инновационных технологий в борьбе за конкурентные преимущества в условиях падающей добычи и низких цен на нефть? Об этом Neftegaz.RU побеседовал с генеральным директором компании «ГеоСплит» Александром Юрьевичем Каташовым.
– Александр Юрьевич, завершается непростой 2020 год, каким он был для «ГеоСплит»? Все ли планы, поставленные перед компанией, удалось реализовать?
– Не секрет, что этот год не только для «ГеоСплит», но и для всей отрасли прошел под знаком двух взаимосвязанных событий – пандемии, а также падения спроса и цен на углеводороды. Несмотря на это, наша компания успешно справилась с возникшими вызовами, и намеченные на этот год цели были достигнуты. Сейчас технология маркерной диагностики GEOSPLIT применяется на более чем 200 скважинах. Конечно, для этого, учитывая возникшие непредвиденные внешние факторы, на тактическом уровне пришлось действовать не так, как в прошлом году, но это принесло результат.
– Расскажите подробнее, о каких планах идет речь и какие решения были приняты?
– В 2019 году, планируя работу на предстоящий год, мы выделили три направления, по которым хотели добиться значимого прогресса.
Первое направление – расширение нашего клиентского портфеля.
В этом году мы начали работать как с новыми заказчиками, так и продолжили сотрудничество с теми, с кем работали в предыдущие годы. Для привлечения новых клиентов мы существенно расширили спектр применения нашей технологии (например, выпустили новые виды продукции для исследования газовых скважин и ПХГ). В результате у нас существенно выросло количество объектов исследований по технологии GEOSPLIT, а компания вдвое увеличила российскую выручку по итогам 2020 года.
Второе направление нашей деятельности связано с работой на мировых рынках. Ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, приостановили возможность личного общения с клиентами и партнерами. Пришлось менять систему работы, делать упор на дистанционные методы, проведение мероприятий в режиме online, открытие местных представительств и лабораторий.
Принятые меры оказались действенными, «ГеоСплит» получил заказы на пилотные проекты в странах Ближнего Востока и существенно увеличил количество контрактов и проектов в Китае.
И третье направление работы — это цифровизация. В реализации этого направления кризисные явления 2020 года нам не мешают, и уже в четвертом квартале будут готовы релизы наших первых программных продуктов — это решения «ГеоСплит», которые позволяют эффективно работать с данными маркерной диагностики.
– А если говорить об отрасли в целом, какие яркие, знаковые события этого года Вы могли бы отметить?
– Думаю, что наиболее значимым фактором для индустрии была цена на нефть, а если точнее – избавление от иллюзий и общее понимание, что мы вошли в период, когда низкие цены на углеводороды – это не кратковременная волатильность, а как минимум среднесрочный тренд. Падение спроса из-за пандемии, на мой взгляд, ярко показало, что теперь основным вопросом для успеха (а иногда – для выживания) нефтегазовых компаний будет экономическая эффективность разведки, добычи и разработки месторождений.
– Но тем не менее компания продолжает развивать инновационные направления, в частности Вы сказали про такое направление, как цифровизация. Расскажите, на какой стадии находится этот проект?
– Инновации – не важно, в цифровой сфере или какой-либо другой – это то, чему необходимо уделять внимание, в особенности сейчас. Потому что именно инновационные методы позволяют улучшить экономическую эффективность. В ситуации кризиса вопрос реального применения инноваций – это вопрос выживания и конкурентоспособности компании. Сейчас необходимо внедрять инновации по снижению затрат не просто на бумаге, для «лозунгов» или «формального выполнения KPI», а в реальности. Комплексные решения по увеличению эффективности добычи, которые мы предлагаем, позволяют не просто выжить в сложившейся ситуации, но и извлечь из нее выгоду.
Что касается развития цифровых решений, то это направление можно назвать логичной эволюцией нашего портфеля продуктов и решений.
В 2017 году на 30 горизонтальных скважинах была применена технология GEOSPLIT, в основе которой лежит долгосрочная динамическая маркерная диагностика. Эта технология позволяет проводить исследование производительности интервалов скважин с любой частотой на протяжении более пяти лет (сейчас для отдельных объектов мы довели длительность исследований до 10 лет), при этом разместить маркеры в объекте исследования нужно всего один раз. Используя эту технологию, заказчик накапливает гораздо больше данных, чем при других методах исследования скважин и месторождений. В случае широкого применения технологии на группе взаимосвязанных пластовых объектов, начинает появляться та самая пресловутая Big data – то есть большие данные с текущей и исторической информацией.
Вопрос заключается в том, насколько эффективно обрабатывается этот объем данных с точки зрения получения дополнительной ценности от их анализа, чтобы выработать рекомендации по управлению месторождением на будущее.
Наши цифровые решения направлены на создание инструментов для заказчика, при помощи которых он сможет работать с данными GEOSPLIT, чтобы эти наборы данных давали дополнительную ценность сегодня и, самое главное, завтра. Мы продолжаем работу в рамках этого направления, выпускаем продукты анализа данных, которые наши заказчики могут использовать, работая с данными через свой личный кабинет.
– Как технология маркерных внутрискважинных исследований преобразовалась за годы своего существования?
– С момента появления технологии маркерных исследований, мы сделали существенные шаги вперед. Когда технология только вышла на рынок она позволяла проводить оценку профиля притока горизонтальной скважины после многостадийного гидроразрыва пласта, оценку работы каждой ступени по воде и нефти и на основе этой информации осуществлять управление скважинами и оптимизировать их работу. В основу технологии положена идея использования квантовых маркеров-репортеров, размещаемых в полимерной оболочке пропанта.
В отличие от традиционных методов исследования горизонтальных скважин технология не требовала специальных средств доставки приборов, не сопряжена с рисками прихвата оборудования и неоднозначной интерпретации данных.
К настоящему времени мы существенно расширили список продуктов, у нас теперь есть решение для компоновки нижнего заканчивания – маркерные «ленты», которые интегрируются с элементами компоновки, а также кислотостойкая маркерная «дисперсия» для размещения в скважине при операции кислотной стимуляции.
Кроме того, мы разработали специальное решение, которое работает не только на нефтяных скважинах, но также на газоконденсатных и газовых скважинах. То есть сейчас, когда у нас есть маркеры не только на воду и нефть, но и специальные маркеры на газовую фазу, мы фактически предлагаем возможность проведения трехфазного мониторинга.
Также у нас появились интересные решения для других сегментов, помимо добычи. Например, в этом году мы вывели на рынок и запустили новые проекты по исследованию подземных хранилищ газа – естественные резервуары, используемые для хранения углеводородов. Применение нашей маркерной технологии позволяет решать задачи по управлению и обеспечению безопасности данных объектов.
Еще очень интересный проект, который запущен в этом году – это маркировка нефти, транспортируемой по трубопроводу. Достаточно актуальная задача в свете недавних событий, когда попавший в общий нефтепровод некачественный продукт испортил крупный объем при экспортной поставке. Даже выявление того, откуда попала эта нефть, потребовало много времени и усилий, а технологии превентивного мониторинга просто не было. А если бы при транспортировке была применена наша маркерная система, выяснить это не составило бы труда, ведь каждый вход отмечен своим маркером и в любой момент времени можно обнаружить источник поступления некачественного продукта.
– Таким образом, несмотря на сложности года, компания активно продолжает разрабатывать различные проекты, осваивая новые сферы применения своих продуктов?
– Да, активность не снижается, а, наоборот, увеличивается. Мы занимаемся развитием традиционного портфеля маркерных исследований, как с точки зрения исследуемых объектов, так и с точки зрения видов исследований, а также работаем над увеличением кодировочной емкости. Это особенно важно для использования маркерной технологии в подводных добычных комплексах (ПДК). Иными словами, у нас есть целая дорожная карта развития базовой технологии и дополнительно мы разрабатываем цифровое направление.
– В кризисные времена совсем не просто осваивать новые направления. Какие механизмы помогли достичь таких результатов?
– Если говорить о «ГеоСплит», то наша команда всегда была нацелена на инновационность и на создание продуктов и решений, опережающих по функциональности и информативности существующие технологии. Мы создали уникальную внутреннюю атмосферу в коллективе, наши специалисты действительно хотят создавать самую крутую инновацию, причем не только для российского, но и для международного рынка. Мы открыли современную и отлично оснащенную лабораторию в Технопарке «Сколково». У нас много молодых талантливых специалистов с высокой мотивацией в работе, которые с любопытством изучают рынок новых разработок и предлагают свои решения.
Перед компанией стоит задача агрессивного развития на внешних рынках. Завоевать их можно только обладая по-настоящему инновационным, работающим продуктом, и в том случае, когда этот продукт можно не просто поставить, а обеспечить качественное сервисное сопровождение, соответствующее уровню мировых стандартов.
Когда перед компанией стоят подобные вызовы, то нет другого пути, кроме как строить работу команды таким образом, чтобы исследовательская деятельность приносила ощутимый, реальный коммерческий результат. Тогда счастливы все – и клиенты, и разработчики, и акционеры.
– Вы затронули тему расширения географии деятельности компании, расскажите, пожалуйста, подробнее, за счет чего удалось это сделать? В этом году компании вынуждены были сокращать расходы и штат сотрудников, в условиях падения экономики немало компаний остановили свою работу. Но «ГеоСплит», напротив, открыл новые филиалы за рубежом. За счет чего удалось не только удержать компанию на плаву, но и расширить географию деятельности?
– В этом году мы пришли к пониманию того, что на тех рынках, где мы уже присутствуем, нам необходимо присутствовать локально. Наиболее крупные зарубежные проекты у нас сегодня сосредоточены на Ближнем Востоке и в Китае. Масштаб этих проектов перерос ситуацию, когда достаточно присутствия сотрудников, занимающихся продвижением и продажами в этих странах. Появилась необходимость создания собственной лаборатории, в которой специалисты вовлечены в процесс исследования и подготовки данных для клиента. Вне зависимости от внешних обстоятельств мы в любом случае вышли бы на открытие зарубежных представительств.
– А почему были выбраны именно эти направления? Географически?
– У нас все просто: когда мы говорим о целевой географии экспорта, то берем ТОП-20 стран по производству и добыче углеводородов. Они распределены по кластерам – Ближневосточный кластер, в первую очередь Саудовская Аравия и Эмираты, Китай и Юго-Восточная Азия, Северная Африка, а также Северная и Латинская Америка. Поскольку невозможно было сразу заниматься всем, мы решили двигаться постепенно, то есть выделить ключевые кластеры, в первую очередь – Китай и Ближний Восток, запустить там работу и постепенно наращивать присутствие в других регионах.
– А есть уже конкретные планы по дальнейшему росту в других странах?
– Да, если говорить про цели развития, у нас принята трехлетняя программа, в рамках которой мы ставим своей целью достичь сбалансированной выручки по географии. Это значит, что выручка на международных рынках должна стать не меньше, чем выручка с российского рынка. Наша экспортная программа рассчитана на то, чтобы получать выручку не менее чем из 20 стран.
– В целом как Вы оцениваете нынешнее состояние отрасли и что, по Вашим оценкам, может измениться в обозримой перспективе?
– Я считаю, что золотые времена прошли и отрасль будет перестраиваться. Сегодня настало время для тех компаний, которые ориентированы на эффективность и инновационные методы. Уже сейчас все крупные недропользователи запустили стратегии цифровой трансформации. Поэтому те сервисные компании, которые готовы им в этом помочь и у которых есть реально работающие инновационные решения, будут очень востребованы.
– В преддверии нового года хотелось бы спросить о планах компании, какие задачи Вы ставите перед коллективом, какие цели намечены на 2021 год, если мы говорим уже не о развитии, расширении географической деятельности, а, например, о России?
– В России мы ставим своей целью увеличение портфеля заказов, а также запуск проектов по цифровой трансформации с теми заказчиками, кто уже активно использует технологию маркерной диагностики GEOSPLIT. Думаю, что следующий год пройдет у нас под знаком цифровизации.