USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.2

+1.12

Природный газ 3.394

+0.2

7 мин
393

Информационные технологии в управлении ремонтом нефтегазотранспортных предприятий

Информационные технологии в управлении ремонтом нефтегазотранспортных предприятий

В работе рассматриваются вопросы разработки специализированного интернет-портала, предназначенного для автоматизации производственных процессов, связанных с принятием управленческих и технологических решений, а также управлением потоками технологической информации ремонтного производства, представленной в документальной форме в условиях реализации принципов промышленной безопасности. Сформулированы основные принципы создания интернет-портала для коллективной разработки нормативно-технических документов на основе оригинальных авторских программно-технологических решений, а также для реализации систем совместной работы над документами, содержащими не только нормативную информацию, но и другие категории информационного наполнения.

Информационное обеспечение систем автоматизации процессов ремонтного производства играет важнейшую роль в решении задач повышения промышленной безопасности [1–3] при одновременном снижении себестоимости работ и сокращении срока ввода объектов в эксплуатацию. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие ремонтного комплекса и внедрение новых технологий управления производственными процессами в отрасли при повышении требований к безопасности и надежности строительных конструкций, что должно сопровождаться совершенствованием методов информационного обеспечения и управления информационными потоками, а также разработкой и внедрением более совершенных систем управления производственными процессами.

Информационные потоки в ремонтном производстве имеют, как правило, форму потоков документов, содержащих информацию следующих категорий: нормативную; справочную; проектно-сметную; плановую; оперативно-производственную; аналитическую; отчетную.

Объединение всех информационных структур (массивов данных, документов, отдельных сообщений) позволяет создать в рамках системы автоматизации производственных процессов общий информационно-справочный комплекс. Для организации оперативного анализа данных в реальном времени для поддержки принятия управленческих и технологических решений данные целесообразно организовать в виде многомерного куба по технологии OLAP (Online Analytical Processing), по которому можно получать отчеты в требуемых разрезах.

Данные многомерного куба OLAP хранятся в реляционной базе данных, образующей единый комплекс с информационно-поисковыми, информационно-справочными, информационно-вычислительными и информационно-аналитическими системами. Все эти компоненты связаны между собой потоками информации и участвуют в процессах ее преобразования и передачи.

Основные преимущества совместного использования хранилищ данных в распределенной среде заключаются в том, что появляется возможность: пользователям сети получать доступ ко многим информационным процессам и ресурсам, как на локальных, так и на удаленных компьютерах; осуществлять фрагментацию баз данных и хранить отдельные фрагменты на различных компьютерах из организационных соображений или вследствие необходимости поддержки требуемых эксплуатационных характеристик (производительность, время реакции и т.п.); интеграции баз данных различных локальных информационных систем; использования различных компьютеров и избыточных копий данных для повышения надежности информационных систем при нарушении работоспособности отдельных компонентов; распараллеливания транзакций для их выполнения на различных компьютерах в целях повышения производительности [4–6].

Эффективный и плодотворный подход к построению систем автоматизации ремонтного производства заключается в использовании технологий распределенных систем обработки информации с функциями совместной работы специалистов при подготовке документированной информации различных категорий, аналитическими и поисковыми возможностями, что реализуется на базе специализированных интернет-порталов.

Процессы создания, передачи, обработки и анализа производственной информации в современной ремонтной отрасли связаны с участием целого ряда специалистов, зачастую территориально удаленных друг от друга [7–9]. Использование информационных технологий открывает широкие возможности в области решения задач управления потоками технологических документов. Для этих задач одними из наиболее важных свойств сети Интернет можно считать: 1) простоту организации общения; 2) быструю передачу информации; 3) выбор режима общения – диалог в реальном времени; широкое распространение интернет-технологий; 4) круглосуточную работу серверов.

Существуют различные подходы к созданию интернет-портала для коллективной разработки нормативно-технических документов на основе оригинальных авторских программно-технологических решений, а также для реализации систем совместной работы над документами, содержащими не только нормативную информацию, но и другие категории информационного наполнения. Эффективно и экономически оправдано использование для создания портала готовых технологических решений, таких как Microsoft SharePoint Portal Server и Windows SharePoint Services.

Характерными особенностями Microsoft SharePoint Portal Server являются: широкий набор базовых функций по обеспечению коллективной работы; интеграция со всеми необходимыми при разработке приложениями и службами Microsoft (Internet Information Services, СУБД SQL Server, почтовые службы, Microsoft Office и др.); возможность сосредоточиться в значительной степени на концептуальных, а не на программно-технологических особенностях реализации основных функциональных возможностей; расширяемость платформы за счет разработки собственных веб-частей (web-parts), что обеспечивает возможность создания нестандартных функций по обработке, анализу и представлению информации; поддержка распределенных баз данных; обеспечение параллелизма обработки информации для повышения производительности с использованием особых кластерных структур – «ферм серверов» (Server Farms).

Рассмотрим проект интернет-портала для автоматизации процедур поддержки принятия решений в ремонтном производстве. Роль службы, обеспечивающей управление реляционными структурами данных, отводится Microsoft SQL Server. С помощью этой СУБД организовано предметно-ориентированное распределенное хранилище данных, на основе которого осуществляются подготовка отчетов, анализ управленческих и технологических процессов и выбор решений. Хранимые данные извлекаются из документов с помощью технологии добычи данных (Data Mining), что позволяет из неструктурированных данных получить информацию (знания), имеющую самостоятельную ценность (тренды, коммерчески полезные зависимости, скрытые структуры). Построение многомерного куба OLAP может быть выполнено различными средствами, например с помощью Microsoft Analysis Services.

Основой для построения интернет-портала выбран Microsoft SharePoint Portal Server. Для представления на страницах портала аналитической информации OLAP могут использоваться различные пакеты программ, которые, с одной стороны, интегрируются с Microsoft Analysis Services, а с другой – взаимодействуют с интернет-приложениями. Такими средствами, например, являются:

- ProClarity Analytics Platform, клиент OLAP, работающий с приложениями Microsoft Office и с web-приложениями и имеющий специальную надстройку ProClarity for SharePoint Portal Server, которая обеспечивает взаимодействие клиента OLAP с интернет-порталом.

- Panorama NovaView – клиент OLAP, который обеспечивает взаимодействие между Microsoft Reporting Services, Microsoft Excel и Microsoft Share Point Portal Server. Для организации хранилищ данных в Panorama NovaView могут быть использованы такие СУБД, как Oracle, Teradata, DB2 и Microsoft.

Помимо управления средствами анализа данных, что обеспечивает поддержку принимаемых решений, интернет-портал на основе SharePoint Portal Server позволяет организовать коллективную работу над документами, управлять документооборотом и решать сложные организационные задачи крупного ремонтного предприятия. Интернет-портал обеспечивает поиск документов и других информационных объектов по реквизитам и полному тексту, позволяет реализовать такие методы совместной работы над документами, как поддержка обсуждений проектов документов, определение рабочих заданий для исполнителей, агрегирование и распределение информации среди разработчиков, ведение документооборота проекта разработки, распространение новостей, поддержка организации собраний и т.д. Таким образом, реализуется непрерывный цикл движения управленческой информации, поскольку принятые решения, зафиксированные в документах, снова подвергаются формализации и анализу в хранилище данных, т.е. производственный процесс в подобных системах имеет целенаправленный, итерационный характер.

Литература

1. Горбань Ю.И., Горбань М.Ю., Немчинов С.Г., Цариченко С.Г. Роботы-пожарные на защите морских добывающих платформ. Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2020. – № 8 (104). – С. 78–83.

2. Фомин А.Н. Бесцеховая структура управления и промышленная безопасность предприятия. Как избавиться от принципа работы «на авось»? Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2020. – № 8 (104). – С. 84–87.

3. Громов И. «ТЕХЭКСПЕРТ»: производственная безопасность под контролем. Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2020. – № 9 (105). – С. 22–24.

4. Троценко В.В., Федоров В.К., Забудский А.И. и др. Системы управления технологическими процессами и информационные технологии. – М.: Юрайт, 2017. – 136 с.

5. Шишмарев В.Ю. Основы автоматизации технологических процессов. – М.: Кнорус, 2019. – 408 с.

6. Бородин И.Ф., Андреев С.А. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления. – М.: Юрайт, 2018. – 386 с.

7. Колышкина Т.Б., Шустина И.В. Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство. – М.: Юрайт, 2020. – 164 с.

8. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство. – М.: Юрайт, 2020. – 463 с.

9. Куняев Н.Н., Демушкин А.С., Кондрашова Т.В., Фабричнов А.Г. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот. – М.: Логос, 2014. – 500 с.




Статья «Информационные технологии в управлении ремонтом нефтегазотранспортных предприятий» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, Март 2021)

Авторы:
672115Код PHP *">
Читайте также