USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.76

0

6 мин
185
0

Мобильная система удаленного мониторинга производственного процесса на ТЭЦ

Данная статья посвящена разработке мобильного приложения, позволяющей улучшить процесс коммуникации, с уменьшением времени обработки данных и преобразования их в графический вид для ведения работы на современном предприятии.

Мобильная система удаленного мониторинга производственного процесса на ТЭЦ

В эпоху развития высокотехнологичных автоматизированных систем каждое предприятие ставит перед собой задачу оптимизации производственного процесса. На Волжской ТЭЦ для оптимизации рабочего процесса разработаны и используются программные комплексы. Эти комплексы используются на станции несколько лет и по результатам эксплуатации проведем их анализ.

Программно-инструментальный комплекс «Мобильные инспекции» (рисунок 1) позволяет проводить мониторинг оборудования с использованием мобильного приложения в процессе обходов, осмотров оборудования. Для измерения параметров температуры и вибрации, в дополнение к планшетному компьютеру, применяется МФУ SmartBox. Устройство позволяет производить замеры параметров оборудования с дальнейшей передачей данных в ПК посредством кабеля USB. Идентификация происходит с помощью считывания RFID-меток. Выявленные дефекты на оборудовании заносятся вручную в программно – инструментальный комплекс, с возможностью прикрепления подтверждающего фото. После завершения обхода, внесения и сохранения необходимых данных, производится выгрузка обхода с планшета на сервер. В данном комплексе имеется возможность просмотра технологических схем и документов, сохраненных на планшетном компьютере.


По результатам практического применения данного ПК были выявлены следующие недостатки: отсутствие навигации в цеху и онлайн связи между ПК и сервером, использование дополнительного устройства для проведения замеров. В связи с тем, что замеры данных с оборудования производятся посредством считывания RFID-меток, то затрачивается большее количество времени по поиску необходимого оборудования. Отсутствие онлайн доступа создает также временные трудности для передачи информации. Применение двух различных устройств по замеру температуры и вибрации – неудобство использования.

Система управления эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтами (СУЭТОР MAXIMO). Комплекс включает в себя такие функции, как ведение оперативного журнала, журнала дефекта, журнала заявок, составление наряда-допуска (наряд), распоряжения. Приложение «Наряды-допуски» содержит электронную базу всех нарядов/распоряжений, выдаваемых на станции. Данное приложение позволяет осуществлять мониторинг текущих работ по состояниям записей, вести базу данных шаблонов нарядов/распоряжений, распечатывать бланки и журналы учета нарядов и распоряжений разных видов. Функционал «Журнал заявок» (ЖЗ) СУЭТОР MAXIMO позволяет создавать местные и диспетчерские заявки. Сотрудники имеют возможность отслеживать каждую заявку до её закрытия. Приложение «Оперативный журнал» системы управления эксплуатацией, техническим обслуживанием (СУЭи ТОР) представляет собой электронный журнал электростанции. Предназначен для регистрации в хронологическом порядке различных событий, отклонений, дефектов, обходов и т.д., произошедших на электростанции. Запись оперативного журнала не имеет состояний и появляется в журнале сразу после её сохранения. Функционал «Журнал: Контроль. Усовершенствование. Безопасность» (КУБ) используется для фиксации результатов проверок, создание записей, проводимых в соответствии с требованиями законодательства Российской федерации, стандартов ПАО «Лукойл» серии 1.6 Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды. Также в приложении осуществляется последующее отслеживание своевременного устранения выявленных нарушений.

Не смотря на многочисленные преимущества на практике у приложения СУЭТОР MAXIMO были выявлены следующие недочеты: доступ к функционалу только с помощью браузера, ограниченный и сложный функционал, доступ только для административного персонала. В связи с отсутствием доступа к приложению рабочего персонала возрастает нагрузка на начальников смены по анализу и занесению данных в ПК.

Система автоматического управления «АМАКС» предназначена для автоматизации котла, работающего на газомазутном топливе. Система рассчитана на реконструкцию газопровода котла с применением газовых блоков БГ-8. Обеспечение управления этим оборудованием реализованного на серийных программно-технических комплексах (ПТК АМАКС).


Данный комплекс на практике вызывает множество трудностей таких, как частые сбои, которые проявляются в долгой загрузке функционала либо не сохранения данных, что в последствии приводит к повторной ревизии оборудования и настройки программы, тем самым возникает сложность в эксплуатации. ПК устанавливается и работает только с горелочным оборудованием организацией изготовителя. Все эти недостатки значительно влияют на рабочий процесс.

Следует отметить, что в вышеперечисленных ПК либо не полностью, либо вообще отсутствует возможность удаленного мониторинга оборудования в реальном времени, отсутствует система навигации станции. Отсутствие данных функционалов значительно усложняют рабочий процесс и увеличивают количество времени на выполнение необходимых работ. Разработанное же мобильное приложение с включенными функционалами по отображению дефектных элементов, выполняемых работ и возможностью перехода с общей схемы участка в схему конкретного элемента позволит значительно сэкономить время на выполнение работ, с учетом правил безопасности.

Учитывая это, в данной работе для оптимизации производственного процесса на станции используется мобильная система удаленного мониторинга. Система удаленного мониторинга разработана в виде мобильного приложения, созданного с использованием платформы – конструктора AppGlobal. Приложение разработано на базе Национального исследовательского университета МЭИ в г. Волжском. Данное приложение позволяет оптимизировать процессы планирования работ на станции. Реализация системы удаленного мониторинга позволяет решить следующие задачи: обеспечение автоматизированного сбора информации; качественное планирование работ; визуально-графическое отображение дефектов, производимых работ и навигацию по оборудованию.

МП устанавливается на корпоративный телефон или планшет. Данное устройство будет передаваться по смене, что позволит сотруднику зайти под своей учетной записью в систему. У каждого сотрудника будет представлен лишь тот функционал, который ему необходим для работы согласно должностной инструкции. Для уменьшения количества аварийных ситуаций на станции в приложении объединены функционалы определения дефектов, составления нарядов на выполнение работ с принципиальной схемой.

На рисунке 3 представлен интерфейс МП, содержащий в себе следующие разделы: мой аккаунт, push-сообщения, схемы, чат, нормативно – техническая документация (НТД), нарядно – допускная система (НДС).


Дизайн интерфейса приложения является простым, лаконичным, интуитивно понятным, позволяет без специального обучения приступить к работе персоналу.

Раздел НТД включает в себя основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия представленный на рисунке 4.


В разделе НДС находятся наряды по выполняемым или законченным работам на станции представленный на рисунке 5.


В МП одним из основных разделов является «Схемы», позволяющий отображать, технологические схемы с расширенными возможностями просмотра элементов оборудования. Таких, как двух-трехмерные проекции всей арматуры, трубопроводов с возможностью поиска арматуры по навигации, просмотр и изменение в рабочей схеме положения запорной и регулирующей арматуры (открыто, закрыто), какая арматура находится в дефекте или ремонте, в каком состоянии вращающиеся механизмы (в работе, резерве, ремонте). Возможность оперативного указания дефектов и заметок, как на участке схемы, так и на отдельном элементе, с добавлением фотографии.

Раздел «Схемы» представлен на рисунке 6. Для работы необходимо пройти в данный раздел, выбрать необходимый функционал (навигация, дефект, работы) и открыть необходимую схему оборудования. Функционал навигация позволяет с легкостью переходить с укрупненной схемы на подробную схему конкретного элемента рисунок 7.

Функционал «Дефект» отображает в реальном времени состояние элементов системы рисунок 8.

Функционал «работы» отображает в реальном времени проводимые работы рисунок 9, со всей информацией, указанной в наряде.


Также в приложении имеется рабочий чат рисунок 10.


Следует, отметить то, что МП возможно настроить таким образом, что позволит минимизировать человеческий фактор в проведении мониторинга производственных мощностей, производственного процесса, ведения нарядов на работы, обслуживания оборудования с помощью QR-кода или штрихкода и т.д. МП имеет ряд преимуществ, связанных с удобством формата поиска, изучения необходимой технической документации, и не только, оптимизацией работы по актуализации данных оборудования в онлайн режиме, с получением уведомлений сотрудников о событиях в компании.

На данный момент многие предприятия работают по устаревшим «правилам» тем, самым терпят убытки. Разработанный комплекс удаленного мониторинга, объединяющий автоматизированную систему управления оборудования и офисного программного обеспечения, является наилучшим вариантом оптимизации производственного процесса станции, и позволяющий сократить травматичные ситуации на станции






Статья «Мобильная система удаленного мониторинга производственного процесса на ТЭЦ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, Август 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также