Тема противодействия угрозам совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта, с использованием беспилотных летательных или водных аппаратов сейчас является архиважной в повестке обеспечения безопасности критической инфраструктуры России.
В статье рассматривается описательно аналитическая работа руководителя отдела обеспечением качества в Региональном институте морской безопасности Арабской академии наук Египта – Ахмеда Мохи Ибрагима. Статьяпоказывает , как видят иностранные коллеги решение данной проблемы.
В своей работе Ахмед Мохи описывает подход, демонстрирующий преимущества, которые создают нейротехнологии для более глубокого распознавания действий нарушителей, угрожающих безопасности морских портов. Кроме того, в ней рассмотрено использование передовых технологий для снижения нагрузки на человеческий фактор на месте происшествия.
Он считает, что разработка направлений взаимодействия между людьми и робототехническими средствами для обеспечения безопасности портов, судов, объектов, людейи грузов может повысить уровень достижений в когнитивной, аффективной, психомоторной и социальной сферах. Переход к гибкому роботизированному производству находится в центре внимания новой технологической революции, которая также охватывает большие данные, беспроводную связь, цифровизацию, нейротехнологии, искусственный интеллект, виртуальную реальность, дополненную реальность и другие области.
Цель его исследования – продемонстрировать потенциал нейротехнологий, стать одной из управляющих основ, обеспечивающих четкие команды для выполнения конкретных задач для систем и структур безопасности морского порта. Кроме того, продемонстрировать вытекающие из этого преимущества для разработки роботов, которые могли бы стать естественным продолжением человека. Роботы могли бы делать все, о чем думает человек, используя только свой мозг, чтобы смягчить угрозы, уязвимости и обеспечить безопасность жизни группы охраны во время патрулирования объектов транспортной инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса (далее – ОТИ и ТЭК) путем применения более высоких уровней безопасности в случае инцидента, связанного с безопасностью ОТИ и ТЭК.
Изучение функций нервной системы, включая функции головного и спинного мозга, а также периферической нервной системы, известно как «нейронаука». Любая техника или устройство, взаимодействующее с нервной системой для отслеживания или контроля активности мозга, называется «нейротехнологией». Нейротехнологии существуют уже около полувека, но только в последние два десятилетия достигли зрелости. Термин «нейротехнология» относится к совокупности процедур и устройств, которые позволяют установить прямую связь между техническими компонентами и нервной системой.
Как уже многие знают, морские технологии интегрируются и развиваются через поэтапную стратегию развития, состоящую из трансформации в морские автономные суда и умные порты для достижения полной автономии без вмешательства человека.
Последние достижения в области нейронауки включают картирование нашего мозга, определение нейронной активности для сигналов принятия решений, сценарии на основе искусственного интеллекта, улучшение здоровья человека, безопасности людей, национальной и международной безопасности.
Инициативы в области нейронауки могут стать частью нескольких совместных мероприятий в ближайшем будущем для усиления стратегий безопасности в портах и портовых сооружениях. Нейротехнологии – это ключ, который все еще недостаточно используется в морской отрасли, но стал преобразующей технологией во многих других отраслях.
Нападение на порт или судно, намеревающееся войти в порт, представляет собой экспоненциальное увеличение риска жертв среди гражданского населения, что не соответствует принятым на сегодняшний день мерам по обеспечению безопасности морского порта. Эти угрозы и уязвимости предполагают ответные удары по судам во внутренних, территориальных и международных водах. В случае нарушения безопасности оперативная и физическая безопасность являются взаимоукрепляющими и взаимозависимыми, и если одна из них не справляется, другая должна дополнять ее, давая как можно более раннее предупреждение для принятия максимально быстрых ответных мер.
К примеру, Администрация транспортной безопасности США изучает возможность считывания злонамеренных намерений пассажиров при прохождении контроля безопасности без необходимости физического досмотра с использованием технических средств на основе нейротехнологий и нейросетей.
Ахмед Мохи в своей работе показывает , что нейротехнологии дают возможность снизить риск потери жизни группы охраны, их умственной нагрузки, стресса, тревоги, бдительности и эмоций во время взаимодействия с нарушением безопасности. Также Ахмед Мохи описывает возможности нейротехнологий при интеграции их в системы безопасности с использованием роботизированной техники, беспилотных летательных и водных аппаратов, которые, в свою очередь, осуществляют функции по обеспечению безопасности в автономном, систематичном и круглосуточном режимах, без трудозатрат человеческого ресурса на эти цели. Данные аппараты, как он описывает в своей работе, способны контролировать морское пространство припортовой зоны, воздушное пространство с целью идентификации водных объектов, приближающихся к морскому порту или морскому судну, сканирование их на предмет наличия опасных предметов (тех же самых взрывчатых веществ). В своей работе он упоминает строящееся военное патрульное судно Thunderchild ВМС США, которое контролируется как опционально пилотируемое высокотехнологичное патрульное судно для оборонного рынка и впоследствии для гражданского использования. Патрульное судно будет оснащено автономными системами, зависящими от потребностей среды, в которой оно находится.
На рисунке 2 показан прототип конструкции, в котором оператор дистанционно манипулирует одной из роботизированных единиц, которая является автономным морским надводным судном, последующим за получением уведомления о прибытии от приближающегося контейнеровоза. Патрульное судно оснащено нейросенсором, связанным через нейронную сеть, который может предварительно сканировать контейнеры для обнаружения любого нарушения безопасности, например лиц, пытающихся незаконно мигрировать, и сообщать об этом для анализа с целью принятия правильного решения уже оператором.
И точно такие же системы Ахмед Мохи описывает и с применением других видов беспилотных аппаратов.
Ценность нейротехнологий может создать фундаментальные изменения в способах управления безопасностью, чтобы облегчить физическую нагрузку на группы охраны в результате реализации планов безопасности морских портов и морских судов. Нейротехнологии могут обеспечить значительные мгновенные измерения мозга группы охраны путем измерения степени их сознания, их способности контролировать, минимизировать усталость, испытательное напряжение и страх, психическую неготовность, уменьшить ошибки человеческих элементов и могут исследовать перспективу злого умысла и наличия запрещенных предметов и веществ у лиц, следующих на территорию морского порта или морского судна.
В настоящее время депутатами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации ведется активная работа по урегулированию вопросов эксплуатации, а также борьбы с БПЛА в рамках законодательства.
В то же время научно-производственные предприятия Российской Федерации также ведут разработки новых технических средств по противодействию БПЛА – радиоэлектронные ружья, комплексы радиоподавления и обнаружения. Но до сих пор существуют прецеденты, с которыми такие технические средства не справляются, вследствие чего критическая инфраструктура подвергается террористическим атакам со стороны диверсионных разведывательных групп. К таким относятся – нефтеперерабатывающие заводы, газовые трубопроводы, морские терминалы, теплоэнергетические станции и т.д.
По мнению автора, использование технических средств по противодействию БПЛА, основанных на подавлении сигнала управления, видео и навигации на сегодняшний день – недостаточно. Средства, используемые сегодня в гражданском обороте, недостаточно эффективны.
В статье предлагается рассмотреть возможность создания синергичного комплекса противодействия БПЛА на основе использования одномодовой лазерной установки, интегрированной в комплекс обнаружения и позиционирования объектов слежения.
Использование одномодовых лазерных установок мощностью 5 кВт, но в оборонно-промышленных целях, уже применяется в Турции и странах Европы для борьбы с БПЛА, а поставщиком таких комплексов выступает Eon Photonics и Ermaksan.
Комплекс противодействия БПЛА на основе использования одномодовой лазерной установки, интегрированной в комплекс обнаружения и позиционирования объектов слежения, – это комплекс систем и технических средств, позволяющих за максимально короткое время и на большом расстоянии обнаружить и идентифицировать приближающийся БПЛА, а после принять соответствующее решение оператором комплекса – нейтрализовать надвигающуюся угрозу.
Готовое решение состоит из двух систем и интеграции одной в другую – система «Radar-IQ» (АО «ТСНК»), либо аналоговой системы, и волоконный непрерывный одномодовый лазер высокой мощности 2кВт YRL-2000 (АО «ЛЛС»), либо аналог.
Предполагается, что работа комплекса будет выражена по следующему алгоритму:
Таким образом, использование подобного комплекса может оказать положительное влияние на безопасность критической инфраструктуры России ввиду эффективности в использовании, точности и мощности поражения БПЛА. Тема противодействия БПЛА в настоящее время является чрезвычайно важной в повестке обеспечения антитеррористической защищенности ОТИ или ТЭК. Необходимо практиковать любые возможности противодействию этой новой и малоизученной угрозе, а также следить за разработками других стран.