USD 102.9979

+0.09

EUR 108.3444

-0.36

Brent 73.66

+0.42

Природный газ 3.375

0

7 мин
1244

Три кита цифрового бурения

Три кита цифрового бурения

Эффективность сложных технологических процессов, таких как разработка нефтегазовых месторождений, добыча, бурение, всецело зависит от применяемых технологий. Предприятия нефтегазового комплекса стараются минимизировать человеческий фактор, максимально автоматизировать все производственные этапы и использовать современное программное обеспечение для получения и систематизации информации. Однако этого уже недостаточно. Для обеспечения безопасного выполнения производственных операций и комфортной работы сотрудников нужна слаженная система цифровых решений. Как этот вопрос решают ведущие российские компании?

– Дмитрий Александрович, цифровизация в бурении – узкоспециализированное направление, как Вы к этому пришли?

– К этому моменту я уже работал в нефтегазовой отрасли, но в геологии и разработке месторождений. Предложили попробовать себя в IT, в определенный момент в группе «Газпром» образовалось предприятие, которое начало заниматься цифровизацией процессов газодобывающей отрасли, и меня пригласили на проекты, связанные с геологией, разработкой и бурением. После этого я перешел развивать это направление в «Газпром бурение».

– По какому принципу Вы начали формировать цифровой портфель «Газпром бурения»?

– Когда мы формировали портфель наших цифровых проектов, чтобы у нас не было какой-то сборной «солянки», мы разделили все на три условных «кита»: это – персонал, производственная безопасность и, конечно, непосредственно производство.

Первый кит – персонал

У нас в компании свыше 11 тысяч сотрудников, и большая часть из них работает «в поле». Одна из основных задач – получать от них обратную связь, чувствовать вовлеченность сотрудников и приверженность стратегии развития компании.

Приведу пример. Работник пришел в столовую на буровой, пообедал, а ему не понравилось. Он тут же заполняет опрос, который сразу попадает к ответственному за питание сотруднику. Так же со спецодеждой: если рабочий надел новую спецодежду, а через три дня у него порвались сапоги, он заполняет опрос по качеству СИЗов. И этот отклик должен быть молниеносным. Для нас это одна из основ, которую мы положили в стратегию цифровизации.

– Какие цифровые сервисы сейчас запущены для сотрудников?

– Мы сегодня одни из первых в отрасли запустили личный кабинет работника с кадровым электронным документооборотом. В этом году стоит задача перевести в цифру не менее 90 % кадрового документооборота.

Отпуск, меры социальной поддержки, добровольное медицинское страхование – во всех этих случаях заявления заполняются в электронном виде. Работник просто формирует запрос со своего мобильного устройства, а сотрудники Общего центра обслуживания (ОЦО) обрабатывают этот запрос.

– Какие требования к подтверждающим документам? Каким образом сотрудник их загружает в систему?

– Достаточно загрузить электронный документ или фото. Если загружаются подтверждающие документы в виде чека, авиабилета, авансового отчета за командировку, мы можем проверить их за секунду. У нас налажена система работы с налоговыми сервисами, и по QR-коду с чека мы проверяем его подлинность.

Сегодня в личном кабинете реализовано не только то, что касается самого работника, но и часть бизнес-процессов. Например, сдача авансовых отчетов, оформление командировок. Сдача отчетности занимает у работника не более 30 секунд. Если он самостоятельно покупал билет, то подгружаются билет и посадочный талон, если же покупка осуществлялась с помощью нашего сервиса, то просто нужно подгрузить билет из системы для командировок.

В личном кабинете работник может посмотреть свой расчетный лист. Причем мы специально сформировали его в максимально доступном формате. Сотрудник видит не то, какими бухгалтерскими проводками он формируется, а четко – сколько часов отработал, сколько за это начислено, какие удержания у сотрудника, например по исполнительным листам, и сколько будет перечислено в банк на карту.

Кроме того, личный кабинет дает возможность написать обращение к руководству компании, и оно действительно дойдет до адресата.

Цифровой личный кабинет – очень удобная площадка взаимодействия между работником и работодателем.

– Сколько сотрудников пользуются этим личным кабинетом?

– Первыми этот функционал опробовали сотрудники «Газпром бурения», это более 6 тысяч сотрудников. Сегодня показатель согласия использования личного кабинета составляет около 95 %. Часто бывает так, что сначала сотрудник отказывается, потом он видит, что коллега этим пользуется, видит плюсы использования системы и обращается в кадровую службу, чтобы его тоже перевели на ЭДО.

Второй «кит» – цифровизация производственной безопасности

Бурение – сложный и опасный производственный процесс: движущиеся и вращающиеся механизмы, работа на высоте, работа с сосудами под давлением, на глубине, с химреагентами. Это все факторы риска. На сегодняшний день у нас есть два ключевых цифровых продукта, которые мы внедрили. Первый направлен на предупреждение аварийных ситуаций и несчастных случаев. Например, запущена цифровая карта «Спас», уже оформлено более 10 тысяч карт. Работники заполняют карты, если видят, что кто-то из коллег небезопасно выполняет работы, или условия не соответствуют технике безопасности. В карте необязательно указывать личные данные сотрудника, можно написать, условно, «работник «К» производил те или иные работы…». Карта может быть почти анонимной, но тем не менее это будет сигнал к действию.

– Куда поступает этот сигнал?

– Карта «Спас» поступает в службу производственного контроля филиала, также контроль ведут и специалисты в центральном аппарате. Регулярно проводится аналитика нарушений, выявляется системность, формируются профилактические мероприятия – «стоп-часы», «дни безопасности».

– «Спас» работает только на буровой?

– Нет. «Спас» действует не только в опасной зоне, она может заполняться и на базах производственного обслуживания, и в вагон-городках, и в офисах, если, например, сотрудник при движении по лестнице не держится за поручни.

Еще на буровых мы внедряем систему видеоаналитики – второй ключевой цифровой продукт в области производственной безопасности. В этом году на 20 буровых установках должна быть внедрена данная система.

– Как эта система работает?

– Видеоаналитика: простыми словами – это искусственный интеллект, позволяющий определить и составить карту нарушения. В случае если работник находится в зоне, где обязательно должен быть в спецодежде и использовать средства индивидуальной защиты, а он, например, вышел и не надел защитные очки, каску или страховочный пояс. Видеоаналитика сигнализирует о том, что данный работник нарушает правила безопасности. Соответственно, в филиале специалист, который видит нарушение, может тут же позвонить мастеру бригады и сообщить, что на роторной площадке находится работник без средств индивидуальной защиты, работы могут быть остановлены.

Количество детекторов развивается. На сегодняшний день у нас их семь:

- очки,

- каска,

- перчатки,

- защитный костюм,

- нахождение в опасной зоне,

- использование поручней при движении по лестничным маршам,

- страховочная привязь.

– Мы переходим к третьему «киту», и здесь уже, наверное, можно говорить не только о цифровизации производства, но и о цифровизации как отдельном продукте.

Третий кит – цифровизация производственных процессов

– Цифровизация – не только в бурении, а во всех в крупных отраслях – это глобальный продукт.

Сегодня мы совместно с нашими ключевыми заказчиками активно развиваем направление роботизации процесса бурения, чтобы бурить быстрее и качественнее. В 2025 году мы планируем испытания робота, который будет производить автоматическую подачу бурильной трубы – к этому стремятся ведущие буровые компании, так как это один из трудоемких и опасных процессов.

Ну и, конечно, ни одно производство не может существовать без смежных функций, таких как экономика, финансы, казначейство, кадры, материально-техническое обеспечение. За последние два года в группе компаний мы провели модернизацию комплексных решений, немалая часть доработок делается нашими специалистами. Также хочу отметить, что мы перешли на налоговый мониторинг – это очень удобная форма электронного взаимодействия с налоговым органом.

– Не могу не спросить, как компания прошла испытание уходом из страны иностранного ПО?

– Это было почти безболезненно, наши основные процессы и так были на отечественном ПО. Мы изначально выбрали правильную стратегию. Дальше мы начали выстраивать мини-сервисы на базе российских платформ.

По инженерным расчетам использовалось программное обеспечение российской компании. В 2023 году мы перешли на отечественные платформы почтового сервиса телефонии и коммуникаций. Мы используем много собственных решений по софту, это корпоративный портал, в котором сосредоточены разделы производственной отчетности, обучения персонала и все внутренние коммуникации. На портале производственной отчетности объединены все виды сервисов, которые участвуют в процессе бурения.

А вообще, по моему личному мнению, главное – не программное обеспечение, а команда, с которой ты работаешь в одной связке. Если есть настоящие профессионалы и, конечно, взаимопонимание и поддержка в коллективе, то можно найти выход из любых ограничений. В прошлом году руководством компании было принято решение об объединении сервиса цифровых технологий всех дочерних обществ в единую команду. Сегодня в Общем центре обслуживания ГК «Газпром бурение» и «РусГазБурение» наша команда насчитывает более 145 сотрудников, отвечающих за развитие цифровых технологий и связь на объектах от Краснодара до Камчатки. Ежедневно мы обеспечиваем более 5000 пользователей качественным ИТ-сервисом. И я горжусь командой, с которой работаю. Мне нравится одно очень известное выражение из детской сказки: «Я не волшебник, я только учусь», поэтому вместе с командой мы сделали большой шаг в развитие цифровых технологий нашей компании. Уверен, что сделаем еще гораздо больше.


Статья «Три кита цифрового бурения» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12, Декабрь 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также