Среди постоянных участников конференции числятся ведущие эксперты проектного управления и высокопоставленные представители крупнейших НПЗ, EPC подрядчиков, проектных институтов и поставщиков технологий.
Если упоминать конкретные компании, то это Газпром нефть, Башнефть, Eni, OMV, Роснефть Лукойл, СИБУР, НИПИГазпереработка и др.
В 1й день конференции эксперты оживленно дискутировали о финансировании проектов и максимальной оптимизации стоимости, о ключевых факторах успешного проектирования и путях предотвращения проектных рисков.
После подиумных дискуссий участники конференции отправились на Гала-ужин и Церемонию награждения лауреатов премии «Проектное управление в даунстрим». К слову сказать, ужин и «раздача слонов» прошли в знаменитом венском музее истории искусств, то есть после трапезы и чествований можно было еще впечатлиться шедеврами от Рембрандта до Рубенса.
В кулуарах конференции Neftegaz.RU услышал, что главный инженер Мозырского НПЗ из Беларуси так и не смог прибыть на конференцию, хотя уже был по дороге в аэропорт, но пришлось развернуться, так как сам «батька» вдруг решил посетить завод.
2й день конференции запомнился интересным выступлением С. Мишина из Emerson: «Independent Project Analysis (IPA), уважаемое консалтинговое агентство в области управления проектами, дает экономическую картину больших строек в отрасли.
Если пронормировать все проекты на миллиард долларов исходного бюджета, то их можно разложить на четыре квартиля. И в четвертом квартиле итоговые затраты вдвое больше, чем в первом. При этом если в первом квартиле проект длится 2,5 года, то в четвертом - 5 лет.
Почему? Во-первых, каждые несколько лет меняется ситуация. Она меняется и в худшую сторону в плане рисков, ужесточения законодательства и конкуренции, и в лучшую, потому что появляются новые технологии, новые возможности. Если эти факторы не учитывать и выполнять проекты так же, как 5, а тем более 10, а тем более 20 лет назад, то результат будет ближе к четвертому квартилю, чем к первому.
Также на ранних этапах важно взаимодействие ключевых участников проекта. Я приведу один лишь пример по автоматизации. Если использовать компактный привод для клапанап, можно сократить длину трубопроводов, если ставить неинтрузивные и многопараметрические датчики, можно сократить количество врезок в технологическое оборудование. Если ставить системы управления с электронной кроссировкой, можно практически избавиться от строительства кабельных эстакад. Эти примеры показывают, что и в строительной и в технологической части есть что оптимизировать, если задуматься об автоматизации на ранних этапах проектирования.
Что касается надежности, то предприятия первого квартиля тратят на техобслуживание и ремонт в три раза меньше, чем предприятия четвертого квартиля, при этом показатель механической готовности у них 95%. Секрет в онлайн мониторинге и прогностической диагностике, которой оснащены более 80% агрегатов на предприятиях первого квартиля, и менее 20% - на предприятиях четвертого.
Улучшение показателя эффективности, будь то производственная эффективность, надежность или затраты на техобслуживание, принесет существенную прибыль. Все начинается с понимания текущего состояния предприятия. Наш отраслевой эксперт может провести рабочее совещание с участием руководителей среднего уровня. С теми людьми, которые детально знают оборудование и проблемы предприятия.
При этом мы не пытаемся автоматизировать всё подряд - иногда для решения самых важных задач предприятия достаточно нескольких простых рецептов. Задача в том, чтобы добиться максимального эффекта при ограниченном бюджете. В нашей практике есть пример, когда при относительно небольших затратах предприятие за год из последнего квартиля по энергоэффективности поднялось в первый, окупаемость вложений составила 3 месяца»
Также 2й день конференции запомнился интересным выступлением С. Ротова из Yokogawa, который предлагал решения по увеличению производительности НПЗ и НХЗ, в последующих выступлениях его цитировали не раз.
На последующей дискуссии с директорами заводов речь шла о критериях отбора субподрядчиков и обеспечения успешного сотрудничества с зарубежными поставщиками, и о том, как мотивировать подрядчиков на быстрый пуск оборудования и гарантировать дисциплину исполнения.
После продолжительного выступления Ч. Халилова из Танеко о применяемых компанией передовых технологиях, главный инженер Антипинского НПЗ скромно уточнил, что речь пойдет о других масштабах, так как Танеко - «это все-таки всесоюзная стройка, на фоне которой Антипинский НПЗ выглядит как областная выскочка, независимая компания, которая добилась мощности переработки в почти 9 млн т/ год»
Во время кофе-брейка Neftegaz.RU пообщался со скромным представителем АНПЗ, который добился рекордной в отрасли 98% глубины переработки и вскоре начнет выпуск бензинов стандарта Евро-5.
Neftegaz.RU: «В чем эффективнее работать с российскими поставщиками оборудования, а в чем с зарубежными, особенно в условиях санкций?»
С. Мурзин: «Мне кажется, что санкции развернули к нам российского поставщика, сделали его более адекватным.
Зарубежный поставщик - зачастую не значит, что у него суперхорошее оборудование, то есть ты заплатил, поставил и начал пускать. Ничего подобного! С ним точно также приходится работать вплотную, и не всегда у зарубежного поставщика есть квалифицированные люди, которые доводили бы дело до конца.
Причина в том, что поставщик большой, а его обслуживающий персонал – это зачастую фрилансеры, которые периодически привлекаются на работу. Сам костяк специалистов достаточно мал и, как правило, разбросан по всему миру. В итоге к нам на завод приезжает так называемая 2я и 3я лига, и порой ничего не может сделать.
А российский поставщик - это всегда возможность иметь обратную связь.
Я очень строг ко всему, что происходит у нас на заводе, и за любой мелкий недочет всегда спрашиваю с поставщика. Есть адекватные люди, которые имеют обратную связь, они приезжают, исправляют или проводят технические консультацию.
А есть те, кто просто отписывается или ставят нам в вину неправильные условия эксплуатации, пишут, что это не входит в гарантийные обязательства. Да мы и не требуем гарантийных обязательств, мы просто хотим совместно разобраться с проблемой и сотрудничать дальше!
Как раз недавно у меня была неприятная ситуация с одним очень известным поставщиком. В итоге я порекомендовал своему руководителю больше его в качестве партнера не рассматривать.
Да, я очень жестко к этому отношусь, все меня уже знают...
Если назвать хороший пример, то здесь на конференции присутствует Emerson. Мы с ними очень плотно работаем, просто в какой-то момент они пошли нам навстречу и мы за это им очень благодарны»
Заключительным аккордом конференции стал технический визит на один из самых крупнейших и современных нефтеперерабатывающих заводов Европы – OMV и стоящий рядышком завод по производству полиолефинов Borealis. Этот Borealis несказанно выигрывает от такого соседства, так как нефтехимическое сырьё для производства полиэтилена и полипропилена поступает на завод прямехонько через трубопровод с OMV. Таким образом, приезд в гости ярко продемонстровал участникам конференции преимущества синергии нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей. Кроме этого менеджеры OMV и Borealis поделились опытом осуществления крупных проектов в Европе и на Ближнем Востоке и провели содержательную экскурсию по всей территории кластера.
В автобусе, по дороге обратно в г Вену, участники конференции наконец-то расслабились и прекратили деловые разговоры. Кто-то рассказывал о сафари в Южной Африке, кто-то перешел на политику. Специалист из Турции живо интересовался отношением к его стране после инцидента с российским Су-24. А вице-президент известной компании из Франции громко возмущался гипертрофированной зарплатой в 10 000 евро парикмахера Ф. Олланда.
Когда автобус встал в пробку, казавшаяся совершенно волшебной Вена тут же напомнила г Москву. И даже стало как-то легче на душе, значит и на солнце есть пятна.