Активность в Арктической зоне Российской Федерации в
последние годы значительно выросла и освоение как материковой, так и шельфовой
частей – процесс круглогодичный. Однако
существует немалая доля сезонных работ: фоновый и производственный
экологический мониторинг, геофизические исследования, геолого-разведочное
бурение, наблюдение за морскими млекопитающими, обследование устьев скважин.
Указанные изыскания на шельфе арктических морей проводятся в безлёдный период и
с применением научно-исследовательских судов с ледовым классом неарктических
категорий. Данные особенности, с учётом нестабильности ледовых условий от года
к году, их тяжести в восточных арктических морях, повышают риски повреждения
судна и оборудования, а также несут повышенную опасность для экипажей и научных
сотрудников, в случае столкновения с потенциально опасным ледяным образованием.
В статье описывается практический опыт организации
информационно-технологического обеспечения мониторинга ледовой обстановки,
операций воздействия на ОЛО и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов, приводятся примеры из практики обеспечения
поисково-разведочного бурения в Карском море в 2017-2018 годах.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ 2000-2003
годов и приказом МЧС России от 28 декабря
2004 №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»,
при проведении буровых работ необходима разработка планов ЛАРН, подразумевающих
организацию в море мероприятий, проводимых с судов и объектов. Одновременно
проведение разведочного бурения и ввод углеводородных месторождений в
эксплуатацию на шельфе Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) сопряжены
со сложными условиями жизненного цикла ледового покрова.
Необходимость изучения жизненного цикла льдов и обеспечения
безопасности мореплавания в Северном ледовитом океане зародились ещё в середине
XVII века во время исследовательских походов Семёна Ивановича Дежнёва.
Становление ледокольного флота в XX веке обеспечило мощный рывок в развитии
отечественных технологий управления ледовыми операциями, выведя их на передовые
позиции в мире. Однако в связи с распадом СССР разработка и внедрение новых
подходов практически не проводились и только в 2013 2014 годах были
возобновлены исследования в районе Штокмановского газоконденсатного
месторождения, вдоль маршрутов транспортировки нефти с МЛСП «Приразломная» и
АТКО «Ворота Арктики», в зонах безопасности проведения разведочного бурения. В
2014 году принята государственная программа «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации» в рамках которой выделены задачи
повышения качества метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, а
также государственного экологического морского надзора в целом. Утверждение в
2016 году «Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны
Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020
года» придало новый импульс развитию рынка: в 2017 2018 годах успешное бурение
ООО «Газпром геологоразведка» в юго-западной части Карского моря; создание
компанией ПАО «Газпром нефть» Центра управления ледовой обстановкой;
формирование единого оператора системы управления ледовой обстановкой и
активный перевод накопленного научно-исследовательского багажа в прикладную
область ПАО «НК «Роснефть». Обозначенная в Стратегии развития АЗРФ
необходимость повышения безопасности транспортных маршрутов в субарктических и
арктических районах, районах Крайнего Севера вкупе с лицензионными обязательствами
нефтегазовых компании обеспечат в ближайшие 5-7 лет рост спроса на услуги
информационного-технологического обеспечения процессов освоения арктического
шельфа.
|