Ноябрь 2023
Подводные челночные танкеры для транспортировки углеводородов
Применение танкеров обосновано возможностью снижения капитальных затрат на разработку шельфовых и арктических месторождений, возрастанием стоимости строительства в связи с увеличением расстояния до береговой инфраструктуры. Для обслуживания и ремонта элементов подводного трубопровода регулярно требуется полное или частичное его отключение, что экономически невыгодно и требует периодически значительных финансовых вложений. Образцом танкера является специализированное судно с динамической системой позиционирования и гибридными азимутальными и туннельными двигателями с аккумуляторными системами, которое транспортирует, как правило, нефть или газ от платформ или одиночных скважин к прибрежным нефтеперерабатывающим заводам. В материалах представлены результаты проведенного исследования о возможностях подводно-подледных челночных танкеров, способных обеспечить транспортировку метана в виде сниженного природного газа, метанола, а также различных типов газов в жидком состоянии (углекислого газа, жидкого воздуха, азота и других). Рассмотрена организация безопасного функционирования подводно-подледного челночного танкера вида при транспортировке углеводородной продукции, перемещениях (погружения и подъемы) в безаварийной эксплуатационной зоне. Проведен обзор открытых источников литературы по устройству и организации управлением подводно-подледных челночных танкеров, условий их нормальной эксплуатации, а также описаны возможные сценарии функционирования при типовых и чрезвычайных ситуациях.