-
Природный газ 3.224
+0.03
Госрегулирование - статьи журнала Neftegaz.RU
Ноябрь 2024
Перспективы формирования единого энергетического рынка
В статье исследованы вопросы формирования единого энергетического рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учетом особенностей функционирования ТЭК государств-участников. Перспективы создания наднационального энергетического рынка рассматриваются с позиций обеспечения устойчивости отечественной экономики к влиянию внешних факторов, национальной и энергетической безопасности, получения дополнительных конкурентных преимуществ в связанных отраслях промышленности. Разработаны теоретико-методологические положения функционирования внутренних нефтегазовых производств в контексте трансформации мирового и национального энергетических рынков, углубления интеграционных процессов, достижения опережающего технологического развития. Определение ключевых точек интеграционных взаимодействий в ТЭК со странами ЕАЭС выступает одним из приоритетов государственной энергетической политики, позволяет выделить направления обеспечения устойчивого функционирования и повышения эффективности национального НГК, его вклада в национальную экономику.
Август 2024
Обеспечение устойчивого функционирования внутреннего нефтегазового рынка к влиянию внешнеэкономических факторов
В статье рассмотрены вопросы внешнеэкономических отношений в нефтегазовой отрасли с позиций обеспечения национальной и энергетической безопасности государства. На примере стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показана роль политических факторов при воздействии на внутренние экономические процессы. В частности, учитываются различия в структуре органов государственного управления, особенности реализации стратегических и программно-целевых документов развития топливно-энергетического сектора, осуществляется комплексный учет рисков при разработке нефтегазовых проектов. Внешнеэкономические отношения находят отражение в трансформации не только управленческой структуры нефтегазовых предприятий, но и всего внутреннего энергетического рынка. Разработаны теоретико-методологические положения совершенствования механизма государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК), обеспечения его устойчивости к внешним вызовам, в т.ч. за счет укрепления экономических взаимодействий между предприятиями в связанных с НГК отраслями производства. Особая роль в данном вопросе отводится развитию глубокой переработки углеводородов, комплексному внедрению передовых технологических решений во все этапы производственных процессов, углублению экономической интеграции со странами Евразийского экономического союза.
Июнь 2024
Институциональные факторы и условия функционирования нефтегазового комплекса России
В статье рассматриваются вопросы совершенствования институтов государственного регулирования нефтегазового комплекса (ГР НГК) России на современном этапе экономических и технологических трансформаций. Устойчивая институциональная платформа содействует обеспечению бесперебойного функционирования отрасли, достижению технологического суверенитета и опережающего экономического развития. Разработка приоритетных направлений ее функционирования предполагает исследование институциональных особенностей ГР НГК, изучение передового опыта отечественных и зарубежных институтов регулирования, последующее внедрение наиболее результативных форм и инструментов воздействия с учетом внутренней специфики. Отмечена значимость создания базовых институциональных предпосылок для устойчивого развития нефтегазовой отрасли и экономических интеграционных объединений. Эффективность институтов ГР НГК находит отражение в их конкурентоспособности, финансовых возможностях, административном влиянии на принимаемые решения. На примере крупнейших международных институтов (ООН, БРИКС, ЕАЭС, ШОС, ВТО, ОПЕК, ФСЭГ, IEA и др.) показаны административные и экономические рычаги воздействия на глобальную энергетическую политику. Сделан вывод о необходимости использования методологически выверенного инструментария при принятии регулирующих решений, уточнения существующих механизмов взаимодействий государства и нефтегазовых предприятий с учетом интересов участников энергетических отношений, обеспечения национальной и энергетической безопасности.