Для постоянного и динамичного развития нефтегазохимии нужен отлаженный механизм создания новых продуктов и технологий, развитие принципиально новых подходов и решений, основанных на передовых научных достижениях. Приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. С одной стороны, основная часть инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность. На обрабатывающие производства приходится лишь около 10-15% прямых иностранных инвестиций. С другой стороны, если покупать технологии за границей, то вам продадут «вчерашнюю технологию» или в лучшем случае «сегодняшнюю», но вам никогда не продадут перспективную разработку и не раскроют все секреты и нюансы нового процесса – никто и никогда не будет растить себе конкурентов в бизнесе. Следовательно, российский бизнес должен быть заинтересован не в копировании, а в создании собственных новых продуктов и технологий. И здесь без совместной интеграции и тесного взаимодействия с академическими институтами вряд ли возможен прогресс.
В этой связи вопрос участия академических институтов является основным и важным для разработки новых продуктов и технологических решений, тем более что во взаимодействии научного и бизнес сообщества остается некоторое непонимание. Уровень сотрудничества не соответствует возможностям партнеров. Это взаимодействие может и должно быть основой развития, в том числе и нефтегазовой отрасли. Таким образом, поиск новых форм взаимовыгодного сотрудничества между наукой и бизнесом сегодня очень актуален. Российские компании активно выходят на мировой рынок и для успешной конкурентной борьбы они нуждаются в собственных передовых технологиях.
Важным остается вопрос, касающийся защиты внутренних рынков и отечественных производителей. Чтобы защитить российские рынки надо иметь не только необходимые экономически выгодные производства и сырьевую базу, но еще и конкурентоспособные технологии.
В данной статье авторы представляют свое видение того, как правильно использовать потенциал академического института для решения задач, которые стоят перед бизнесом, в том числе и в нефтегазовом секторе.
В нефтегазовой отрасли складывается качественно новая ситуация: снижение цен на традиционные энергоносители, необходимость минимизации расходов при добыче и транспортировке, потребность в более глубокой переработке, формирование новых рынков. Все это обуславливает необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития. Такой переход предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществить которые можно только объединив усилия науки, бизнес сообщества и органов государственной власти. При этом необходима совместная координация от создания до реализации проекта, а сами проекты должны быть взаимовыгодными и привлекательными для бизнеса, как с коммерческой точки зрения, так и с точки зрения его имиджевой составляющей, иначе никто не будет заинтересован даже в их обсуждении.
Так как экспорт нефти и нефтепродуктов остается одним из основных источников бюджетных поступлений, то в условиях, когда цены на нефть могут длительное время быть существенно ниже 100 долл за барр, особое значение приобретает глубокая переработка углеводородов и продажа более дорогих и высокомаржинальных продуктов нефтехимического синтеза. Ведущие мировые державы с каждым годом увеличивают финансирование научных программ по исследованию и применению новых материалов и технологий. Несмотря на экономические сложности, достижения российских ученых в самых различных областях науки и техники очевидны и неоспоримы. И поныне российский научный потенциал остается притягательным фактором для крупнейших мировых компаний.
Ярким примером может служить официальное открытие Московского научно-исследовательского центра компании «Шлюмберже» в 2003 году. В компании считают, что обширная исследовательская программа в России и высокий уровень российской науки способствовали созданию научно-исследовательского центра международного уровня в Москве. Центр сочетает в себе возможности и опыт фундаментальных отраслевых исследований, а также примеры успешного и экономически эффективного внедрения инновационных технологий в рамках российских проектов «Шлюмберже». На сегодняшний день он входит в тройку крупнейших мировых научных центровкомпании, как по уровню экспертизы, оснащенности, количеству сотрудников, так и по объему инвестиций.
Московский научно-исследовательский центр — это пример работы прикладной академической науки. Его сотрудники специализируются на решении фундаментальных задач отрасли, разрабатывая концепции и идеи будущих технологий. Большинство этих технологий получат свое применение через 7–10 лет. Это средний срок полного цикла разработки новой технологии в нефтегазовой индустрии.
На рис. 1 представлены основные этапы вывода нового продукта на рынок, что в прочем характерно и для создания новых технологий.
Здесь интересно отметить три момента. Первый - это необходимые затраты на начальном этапе. Второй – довольно долгий цикл до получения прибыли в отличие, скажем от информационных технологий. И третий момент - это необходимость постоянного совершенствования продукта, чтобы продлить его конкурентоспособную привлекательность и как можно дольше не входить в зону упадка или по крайне мере замедлить этот процесс.
Рис. 1
Надо обратить внимание, что в нефтегазохимии требуется более тщательный подход и прогнозирование, чем в тех же информационных технологиях. Поскольку время разработки и внедрения, как было сказано раньше, занимает довольно длительный срок, а соответственно и большие финансовые затраты, то требуется четкое понимания конечной цели, тщательно проработанный план и техническое задание. Как результат - конечный продукт должен оставаться востребованным и конкурентоспособным на несколько лет вперед после запуска его в производство, позволяя решать поставленные задачи и, в конечном счете, приносить прибыль. То есть при разработке и реализации проекта нужно анализировать и корректировать каждый последующий шаг с учетом меняющихся тенденций в отрасли, учитывая также и последние научно-технические достижения, и конечные задачи.
Попытки бизнеса использовать научный потенциал академических институтов были, есть и всегда будут. На этом потенциале, собственно все и строится. Об этом говорят и поручения Президента и решения правительства, и, в частности, такая важная проблема, как импортозамещение, которое должно быть полностью основано на отечественных перспективных высокотехнологичных разработках.
Целью взаимодействия науки и бизнес сообщества является создание взаимовыгодных условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике и повышения конкурентоспособности ее промышленности. Однако система взаимодействия науки и бизнеса не отлажена, часто дает сбои и не приносит желаемого результата как для одной, так и для другой стороны.
Неоднократно высказывалось мнение о том, что «проще купить скважину, а затем продать ее нефтяной компании, чем заниматься разработками и внедрением». Мы предлагаем бизнес сообществу рассматривать взаимодействие с академическими институтами как создание высокотехнологичного бизнеса, способного приносить значительную прибыль и быть привлекательным для инвесторов, а не пустую трату времени и средств.
Одна из ключевых проблем и не только для нефтегазохимии – отсутствие систематического и предметного диалога отраслевого сообщества с академическими институтами, постоянной и хочу особо подчеркнуть взаимовыгодной связи науки и промышленности. Участие в этих встречах органов государственной власти, вырабатывающих стратегию регулирования и поддержки, как науки, так и бизнеса представляется необходимым и очень важным.
Необходимо систематическое участие бизнес сообщества в формулировании совместно с академическими институтами текущих и перспективных задач по развитию, выработке и реализации научно-технической политики, привлекательной для бизнеса, учитывающей его потребности, возможности и перспективные планы развития.
Отсутствие такого общения, отсутствие понимания проблем и задач бизнеса часто приводит к ошибке, когда сотрудники институтов создают технологии, которые не вписываются в бизнес, в его задачи и цели.
В бизнесе любой проект немыслим без персональной ответственности.
Основная задача при взаимодействии индустриального партнера с академической наукой – это детальное обсуждение и грамотное составление технического задания с учетом собственных планов и возможностей академических институтов, перспективы развития отрасли и рынков сбыта, возможности появления новых игроков и т.д. Так как новый продукт, новая технология, новые рынки появятся, как уже говорилось через несколько лет, то все это должно оставаться актуальным.
Здесь нужно сказать, что есть ряд академических институтов мирового уровня успешно сотрудничающих с ведущими нефтегазовыми компаниями.
Это ИНХС РАН, ИХН СО РАН, ИПХФ РАН, ИК СО РАН, ИНЭОС РАН и другие. Эти академические институты совместно с научными центрами нефтегазовых компаний решают различные актуальные задачи, расширяя научно-технические возможности центров и соответственно круг решаемых задач, и качество технологических решений.
И хотя есть много положительных примеров взаимодействия академических институтов с нефтегазовым сектором, к сожалению, сохраняется проблема регулярного полноценного диалога, с обсуждением потребностей бизнеса. В этом направлении надо суметь объединить усилия разных академических институтов для решения стратегических задач нефтегазовой отрасли. Так как каждый институт специализируется на нескольких конкретных тематиках, и зачастую является мировым лидером, то такое объединение в рамках одного проекта позволит выработать максимально эффективное решение, а не создавать нездоровую конкуренцию.
Важно суметь объединить усилия и результаты разных академических институтов с научными центрами нефтегазовых компаний в один полноценный проект, который будет максимально эффективно вписан в существующие технологии и будет приносить прибыль на протяжении нескольких лет. Также очень важным является вопрос дальнейшей модернизации продукта: необходимо отслеживать тенденции мировых рынков для внесения своевременных изменений, чтобы он постоянно оставался конкурентоспособен.
Это ведет к взаимной заинтересованности в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве. Причем на последующих этапах будут появляться новые участники и новые направления и технологии, постоянно обновляя и развивая возможности бизнеса.
Академические институт мыслят фундаментально, этому их учат, это их особенность. Они способны успешно решать, как локальные, так и комплексные глобальные задачи, стоящие перед отраслью.
Схема процесса создания продукта от идеи до его продажи потребителю хорошо известна, один из вариантов представлен на рис. 2.
Рис. 2
Обращаясь в академический институт, бизнес или индустриальный партнер подразумевает, что он получит всю (!) цепочку до сбыта. То есть будет разработан новый продукт, отлажена новая технология, просчитана экономика и определены параметры оборудования и рынки сбыта так, что ему останется только произвести и продать.
Получается, что за «середину цепочки», которая включает опытные образцы, отлаживание технологии, инжиниринг и т.п. платить никто не хочет.
У институтов не предусмотрено специального финансирования на изготовление образцов или наработки больших объемов для промышленных испытаний, в то время как бизнес хочет получить что-то (промышленный образец, готовый продукт, отлаженную технологию и т.д.), что можно подержать в руках и понять его ценность.
К сожалению, практически полностью отсутствует промежуточное звено, которым раньше были отраслевые и проектные институты.
Мы предлагаем решение этого вопроса через создание «пояса» инновационных предприятий или «научно-индустриального пояса» вокруг академических институтов совместно с бизнес партнерами и по их инициативе. Для бизнес партнеров это должен быть коммерчески выгодный проект для финансирования, в котором они принимают активное участие на всех этапах, а главное в формулировании технического задания, привязанного к конкретному производству и планам по его развитию. Также это будет обеспечивать устойчивую связь между наукой и бизнесом, и служить тем важным и недостающим звеном, обеспечивающим устойчивое развитие, как промышленности, так и науки. Основное отличие от существующего подхода - индустриальный партнер не ищет, что есть в институтах и не рассматривает предложения, которые зачастую не учитывают особенности конкретного производства (хотя и такой вариант никто не исключает), а сам определяет те направления и задачи, которые соответствуют его планам с учетом собственной специфики и особенностей.
Наличие отлаженных связей между наукой и бизнесом, понимание всех шагов, необходимых для производства и вывода на рынок нового продукта или технологии, наличие реально заинтересованного индустриального партнера и возможность дальнейшего развития, делает эти проекты привлекательными для инвесторов.
Рис. 3
Задачи и цели создаваемых инновационных предприятий определяются всеми участниками. Такой подход позволит решать вопросы отсутствия отраслевых институтов, а также функции инжиниринговых центров, т.е. дает возможность решать поставленные бизнесом или индустриальным партнером задачи «под ключ» в его интересах. И что особенно важно, это также будет способствовать организации тесного и постоянного взаимодействия академических институтов с научными центрами нефтегазовых компаний, существенно расширяя их возможности при определенной экономии средств самой компании.
Рис. 4
В период спада цен на нефть наличие такого пояса будет способствовать более быстрому реагированию индустриального партнера на потребности рынков и выводу на существующие рынки новых высокотехнологичных продуктов и уникальных технологий, а также созданию новых рынков товаров и услуг. Это может происходить более мобильно, но в тоже время, оставаясь привязанным к основному производству и тем самым развивая его и открывая новые возможности.
Важно отметить и тот факт, что предлагаемая нами система «научно-индустриальных поясов», создаваемых по инициативе и при непосредственном участии бизнеса, может быть легко вписана в планы инновационного развития регионов, способствуя их экономическому росту и инвестиционной привлекательности. Это могут быть новые предприятия по производству малотоннажной химии и специальных добавок, компонентов для крупнотоннажных производств, производству высокомаржинальных продуктов и опытных партий, отработки новых технологических процессов и др. При наличии реального взаимодействия науки и бизнеса нет необходимости «перетаскивать» научных сотрудников академических институтов во вновь создаваемые предприятия. Таким образом, в регионе появится возможность создания новых рабочих мест.
Мы не рассматриваем задачу переделать все академические институты в прикладные. Наоборот, надо развивать новые механизмы для оперативного решения проблем промышленности с активным привлечением этих институтов, их потенциала, при тесном взаимодействии с бизнес сообществом и административной поддержке соответствующих государственных структур.
В рамках научно-технического сотрудничества академической науки с компаниями нефтегазового сектора необходимо иметь возможность регулярно проводить неформальные круглые столы и совещания для того, чтобы наука знала о проблемах и задачах отрасли, понимала потребности тех или иных предприятий.
Научные достижения мало демонстрировать, их надо уметь внедрять.
Необходимо стремиться к созданию гибкого инновационного сектора, «научно-индустриального пояса», который будет строиться на огромном российском научном потенциале и разработках, и обеспечивать устойчивую связь и реальное взаимодействие академической науки и бизнес сообщества для оптимизации и развития производства и создания высокомаржинальных высокотехнологичных продуктов.
«Научно-индустриальный пояс» - это коммерческий проект по созданию институтов развития, новых продуктов и новых рынков, при котором индустриальный партнер во взаимодействии с наукой не только имеет возможность, но и должен контролировать весь процесс от определения тем до выпуска готовой продукции. При этом на каждой стадии необходимо совместно вносить изменения и корректировать выполнение проекта, а также решать следующие вопросы: привлечение ведущих научных центров и ведущих ученых РФ, участие собственных научных центров компаний, создание междисциплинарных научных групп и лабораторий, получение результатов, превосходящих мировые аналоги, создание новых продуктов, технологий и рынков сбыта.
Как обеспечить такое взаимодействие, как организовать конкурс, способный обеспечить успешное развитие отрасли, каковы его преимущества и какие условия финансирования мы подробно расскажем в следующем номере.
Здесь же еще раз отметим, что возможно взаимовыгодное сотрудничество академических институтов с бизнесом на качественно новых принципах, на высоком профессиональном уровне и в более широком и глобальном диапазоне.
Таким образом «научно-индустриальный пояс» создается по заказу и для решения задач бизнеса в соответствии с его планом перспективного развития и позволит не только решать задачи по развитию бизнеса, но и будет способствовать обеспечению академической науки.
Наличие академической науки и собственных высокотехнологичных производств и продуктов, в конечном счете, и определяет престиж государства, его интеллектуальный потенциал.
Финансирование науки в ведущих индустриальных странах всегда находилось на довольно высоком уровне. Как пример, можно привести активное финансирование фундаментальной науки в последнее время в Китае, который уже занимает одно из лидирующих мест в гонке за технологиями.
Чтобы быть равноценным партнером на международных рынках надо иметь конкурентоспособную академическую науку, иметь отлаженный механизм по созданию на ее основе и производству высокомаржинальных высокотехнологичных продуктов, и оперативно реагировать на изменение конъюнктуры мировых рынков.
Надо научить наше бизнес сообщество умело пользоваться научным потенциалом в интересах развития производства как это делают во всем мире. Такая возможность есть и академические институты готовы к сотрудничеству.