USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.14

-0.16

Природный газ 2.95

-0.02

12 мин
1467

Нефтяная житница России

Нефтяная житница России

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает второе место по запасам и добычи нефти в России. Среди месторождений округа 30 крупных и одно уникальное – Русское. Прогнозные ресурсы нефти велики не только на суши, но, в особенности, на шельфе Карского моря, где также сосредоточены уникальные по запасам газа Уренгойское, Медвежье, Ленинградское и Русановское месторождения. О роли региона в общей стратегии развития нефтегазового потенциала Арктики рассказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

- Дмитрий Николаевич, еще в недавнем прошлом на Ямале наблюдалось снижение добычи нефти и газа. По сведениям за прошедшие месяцы текущего года, темпы добычи углеводородов на территории региона стабильно держатся на уровне прошлого года (за пять месяцев на Ямале добыто 232,92 млрд м3 газа, 8,87 млн тонн нефти и 6,93 млн тонн газоконденсата), считаете ли Вы, что наконец удалось переломить ситуацию в данной области? За счет чего сейчас удается поддерживать уровень добычи?

- Скажу так: начальные суммарные ресурсы углеводородного сырья Ямала оцениваются в 147 триллионов кубометров по газу, порядка 19 миллиардов тонн по нефти и 9,8 миллиардов тонн по конденсату. Сегодня округ обеспечивает добычу 7% нефти и свыше 80% газа всей России. Обеспечивает стабильно. Ни о каких спадах речи нет. Здесь нужно понимать, что уровень добычи жестко соотносится с уровнем потребления. Сколько нужно потребителям ресурсов, столько предприятия ТЭКа на Ямале и добывают.

- Какие, на Ваш взгляд, перспективы у новых Бованенковского и Тамбейского центров нефтегазодобычи, а также месторождений на Гыданском полуострове?

- Перспективы очень хорошие. В последние годы на Ямале формируются новые системообразующие центры нефте- и газодобычи на базе крупных месторождений. Идет активное строительство связанных с их освоением транспортных и трубопроводных коммуникаций. В частности, на полуострове Ямал развиваются Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский центры; на северо-востоке округа, в связи со строительством нефтепровода Заполярье-Пурпе идет активная подготовка к промышленному освоению группы нефтяных месторождений, центральное положение среди которых у Мессояхинского месторождения (Мессояхинский центр нефтедобычи). В акваториях Обской и Тазовской губ идет подготовка к освоению группы газоконденсатных месторождений – Каменномыский центр газодобычи. Прорабатывается вопрос создания Гыданского центра газодобычи с условным названием СПГ-2 для развития мощностей по производству СПГ. По Бованенковскому центру газодобычи скажу, что ресурсный потенциал группы месторождений, входящих в его состав, оценивается в 16 триллионов кубометров. Этот объем позволит обеспечить до 30% от прогнозируемого в долгосрочной перспективе общероссийского уровня производства природного газа. В цифровом выражении – это 250 миллиардов кубометров к 2030 году, при потенциальных возможностях до 320 миллиардов в год. (Справочно: добыча газа в 2013 г. на Бованенковском месторождении составила 22,9 млрд м3, в 2012 году введена в промышленную эксплуатацию первая очередь магистрального газопровода Бованенково-Ухта пропускной способностью 60 млрд м3 в год).

Экономика Европы в значительной степени зависит от российского газа, и отказаться от него она может только ценой довольно значительных потерь

Развитие новых центров газодобычи имеет чрезвычайно важное значение для укрепления российских позиций на мировых энергетических рынках.

Западные санкции, о которых так много говорили, отразились ли они на поставках ямальского газа в Европу?

- Объективно: экономика Европы в значительной степени зависит от российского газа, и отказаться от него она может только ценой довольно значительных потерь для себя. В прошлом году, например, даже в условиях экономической стагнации потребление российского газа в Европе выросло на 16% по сравнению с 2012 годом. В этом году эксперты прогнозируют примерно такой же рост… Российская сторона не раз подтверждала, что она выполнит все обязательства, что мы – надежные партнеры. Сомнений здесь быть не должно. Ямал слово держит.

Специалисты подчеркивают несостоятельность экспортно-сырьевой модели углеводородного рынка и необходимость углубленной переработки нефти и газа. Планируются ли в регионе новые нефте- и газохимические проекты? Насколько перспективной считаете развитие нефте - и газоперерабатывающей.

- Согласен, нужно развивать переработку. И мы максимально содействуем этому. В округе сегодня реализуется несколько масштабных проектов, которые внесут серьезные изменения в дальнейшее развитие топливно-энергетического сектора региона, страны и мира. К примеру, на 2015-2016 годы намечен ввод в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса. Мощность предприятия по сырью должна составить более 800 тысяч тонн в год. На заводе ежегодно планируется производить до 400 тысяч тонн с возможностью увеличения до 1,2 миллиона тонн полиэтилена низкой плотности и высокого давления.

На полуострове Ямал будет новый российский центр по производству сжиженного природного газа. Проект включает в себя мощности по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на базе крупнейшего на севере полуострова Ямал Южно-Тамбейского месторождения. Мощность завода по производству СПГ составит 16,5 миллионов тонн в год. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди – 2017 год. Сжиженный природный газ Ямала позволит отечественной энергетике диверсифицировать поставки энергоносителей, занять свою нишу в мировом рынке СПГ.

В начале 2014 года завершился очередной этап расширения Пуровского завода переработки конденсата, расположенного вблизи Восточно-Таркосалинского месторождения. В результате мощность Пуровского ЗПК была увеличена с 5-ти до 11 миллионов тонн деэтанизированного газового конденсата в год.

Неразвитая транспортная схема всего Севера России – основная его проблема

Одним из приоритетных нефтетранспортных проектов является строительство трубопровода «Заполярье – Пурпе», второго отрезка нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Он позволит подключить новые районы нефтедобычи Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края к магистральной системе нефтепроводов «Транснефти». С реализации этих планов ежегодные объёмы поставок нефти после 2020 года могут составить порядка 45 миллионов тонн. Нефтепровод «Заполярье – Пурпе – Самотлор» будет самым северным магистральным нефтепроводом в нашей стране.

Строительство завода «Ямал-СПГ» дает мощный толчок развитию логистической инфраструктуры региона. Как Вам видится дальнейшее развитие СМП, железной дороги «Северный широтный ход», какие дивиденды и как скоро они смогут принести региону?

- Неразвитая транспортная схема всего Севера России – основная его проблема. Транспортный проект «Северный широтный ход», который мы разработали, – это и есть та самая панацея, которая способна разом решить сразу несколько принципиальных индустриально-социальных проблем, мешающих полноценному развитию центральной части российской Арктики. Семьсот километров железнодорожного полотна свяжут Ямал с сетью российских железных дорог. Дорога поможет в освоении новых месторождений в труднодоступных территориях, откроет прямой доступ для экспорта жидких углеводородов к портам Балтийского моря. Более того, перспектива Северного широтного хода – это выход Единой транспортной системы России на Северный морской путь и далее – через порт Сабетта – в Мировой Океан. Цепной реакцией на развитие Северного широтного хода станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России. В свою очередь, товары со всей страны получат выход на мировой рынок через многофункциональный порт Сабетта. Объекты Северного широтного хода вошли в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». При этом, не дожидаясь начала финансирования «СШХ» из федерального бюджета, мы приняли решение финансировать из своих средств строительство двух его инфраструктурных составляющих – совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Надым и круглогодичной автомобильной дороги с твердым покрытием «Салехард-Надым», которая пройдет в одном технологическом коридоре с железнодорожной магистралью и поможет в ускорении ее строительства.

Надо договариваться «на берегу» и выходить в Арктику согласованно – с самыми передовыми экологическими технологиями по добыче и транспортировке нефти и газа

Строительство стратегической автодороги длиной 337 км между Салехардом и Надымом началось в 2011 году. На начало этого года введено в эксплуатацию 66 километров дороги в переходном типе покрытия и отсыпано более 150 км земляного полотна. К концу 2014-го дорога «прирастет» еще на 40 километров. Полностью автодорога «Надым-Салехард» должна быть введена в эксплуатацию в 2018 году.

Широкомасштабные работы, которые ведутся в регионе, наносят серьезный вред экосистеме, в частности, много говорилось об ущербе, который наносит углубление дна, необходимое для строительства порта Сабетта. Что делается в ЯНАО для минимизации экологических рисков?

- Северная природа – хрупка и ранима. Это знают уже все. И наша позиция здесь однозначна: надо договариваться «на берегу» и выходить в Арктику согласованно – с самыми передовыми экологическими технологиями по добыче и транспортировке нефти и газа, с пунктами предотвращения чрезвычайных ситуаций, совместными программами защиты окружающей среды, спасения людей...

Ни один новый проект на Ямале сегодня не реализуется без учета жестких природоохранных требований и ещё на периоде разработки – без согласования с коренными жителями ямальской тундры. У нефтегазовых компаний есть понимание, что оборудование, которое будет работать в Арктике, должно обладать минимальным воздействием на окружающую среду, компактностью и полной автономностью. Здесь показателен опыт «Газпрома» по освоению полуострова Ямал. На одном из крупнейших мировых газовых месторождений – Бованенковском, например, обеспечено замкнутое водоснабжение на всех объектах, организован жесткий учет горюче-смазочных материалов, которые после использования в том же количестве и в той же таре увозятся с Бованенково на «материк». Там запрещено передвижение по тундре в период гнездования птиц, и по согласованию с оленеводами-кочевниками перекрывается движение по дороге, чтобы через нее могли перейти оленьи стада.

Уникальные в техническом и экологическом отношении технологии использует и «Транснефть», ведущая строительство магистрального нефтепровода. С соблюдением самых жестких экологических правил строится и новый арктический морской порт в поселке Сабетта. Местные жители, поддержав на общественных слушаниях строительство этого порта, все же беспокоились о том, не нанесет ли этот объект ущерб популяции рыб в Обской губе. Однозначного ответа на этот вопрос ученые дать не могут. Но, чтобы избежать даже возможного ущерба, в поселка Харп строится завод по выращиванию молоди сиговых видов рыбы.

Природоохранная деятельность на Ямале – это улица с двусторонним движением. С одной стороны, окружные власти нашли возможность резко ужесточить контроль за деятельностью нефтегазовых компаний. С другой – изменилась политика и самих компаний. Отрадно, что применение природоохранных технологий ТЭК сейчас считает одним из самых важных приоритетов своей деятельности.

- В Салехарде планируют создать Российский Центра освоения Арктики. На какой стадии находится проект, какие работы уже проведены, какие НИИ и компании привлечены к сотрудничеству, и к какому времени планируется начать работу Центра?

- Проект Российского Центра освоения Арктики подготовлен Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа. Работа по его созданию началась еще в прошлом году. Концепцию Центра поддержали Совет безопасности РФ, а также министр иностранных дел России Сергей Лавров. Проект был также одобрен Президентом РФ Владимиром Путиным.

В июле этого года Российский Центр освоения Арктики был зарегистрирован как некоммерческое партнерство. К сотрудничеству привлечен ряд профильных научных институтов и топливно-энергетических компаний. (среди участников некоммерческого партнерства – Правительство ЯНАО, Институт криосферы Земли Сибирского отделения РАН, ООО «РусАльянс», Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). И этот список расширяется, переговоры с потенциальными участниками продолжаются.

В целом, Центр начал работу и набирает обороты. Несмотря на первые шаги в развитии, уже состоялись ключевые для арктического региона научно-исследовательские экспедиции. К примеру, недавно (16.07.2014) на остров Белый в Карском море отправилась группа ученых для проведения исследований в различных направлениях. В течение одного месяца там будут работать сотрудники Арктического и антарктического НИИ (Санкт-Петербург), Тюменского государственного университета, Казанского зооботанического сада и Службы ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа.

Отмечу, под эгидой Российского Центра освоения Арктики, прошло первичное обследование вороники, образовавшиеся на полуострове Ямал. Результаты исследований главного научного сотрудника Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН Марины Лейбман и старшего научного сотрудника Ямало-Ненецкого научного Центра изучения Арктики Андрея Плеханова были озвучены, в буквальном смысле, на весь мир.

- Г.Шмаль, Президент Союза нефтегазопромышленников России, считает, что сырьевой базой для МГП Сила Сибири должен быть Ямал, т.к. на территории ЯНАО находятся главные запасы газа. Как такая идея вписывается в концепцию развития округа и насколько муниципалитет готов обеспечить строительство инфраструктуры?

- Насколько мне известно, сырьевой базой для поставок природного газа по газопроводу «Сила Сибири» станут месторождения Якутии и Иркутской области. Запасы газа Восточной Сибири, конечно, не такие, как на Ямале, но их вполне достаточно для обеспечения поставок. Может быть, имелась в виду отдаленная перспектива… На Ямале же реализуются свои проекты строительства транспортных систем для углеводородов. В первую очередь, это газотранспортные системы, обеспечивающие масштабный проект по освоению полуострова Ямал и прилегающих шельфов. Сейчас ОАО «Газпром» продолжает строительство газопровода «Бованенковское – Ухта – Торжок». Его проектная мощность – 140 млрд м³ в год. Первая нитка протяженностью более 1240 км введена в эксплуатацию в октябре 2012 года одновременно с историческим пуском Бованенковского месторождения. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Запасов Ямала хватит на многие годы и проекты

Буквально в прошлом месяце полностью завершено строительство линейной части продуктопровода «Пуровский ЗПК» – «Тобольск-Нефтехим» протяженностью 1 100 км. Окончательный ввод в эксплуатацию всего продуктопровода намечен на 2015 год. Кроме того продолжается строительство нефтепровода «Заполярье – НПС «Пурпе», завершение которого планируется в конце 2016 года. Его ввод в эксплуатацию позволит вовлечь в разработку крупнейшие нефтяные месторождения автономного округа – Русское, Заполярное, Восточно- и Западно-Мессояхское и другие. Это составная часть проекта строительства самого северного российского нефтепровода длиной около 900 км «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В перспективе трубопроводы Пурпе – Самотлор и Заполярье – Пурпе станут единой системой с общей пропускной способностью в 45 млн тонн в год. С этим нефтепроводом мы связываем большие надежды не только по увеличению добычи нефти, но и в целом по ускорению социально-экономического развития региона. Впрочем, мощный социально-экономический эффект дадут все наши проекты.

Возвращаясь к вопросу о сырьевом обеспечении «Силы Сибири», то, если когда-то ресурсы Ямала будут востребованы, то мы готовы. Напомню, за полвека активного освоения из недр Ямала извлечено около 16 трлн м³ газа, а начальные суммарные ресурсы территории – 147 трлн м³. Так что запасов Ямала хватит на многие годы и проекты.

- При реализации подобных проектов, как, по Вашему мнению, должны быть распределены сферы ответственности между федеральной властью, региональной властью и бизнесом?

- Сферы интересов государства, регионов и бизнеса во многом совпадают, но в чем-то и различаются. В уставах любых бизнес-структур основной целью деятельности определено извлечение прибыли. Федеральные органы власти обеспечивают достижение государственных задач. А сфера ответственности органов государственной власти региона одна – благополучие население. Но в это понятие включены и безусловная реализация стратегических государственных задач, и создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса, и главное – соблюдение самых строгих экологических стандартов, и многое-многое другое. Мы свою задачу видим в обеспечении соблюдения баланса интересов между всеми участниками процессов. Как показывает жизнь, регион со своей задачей справляется.

Дарья Белецкая,

Smarta Confernces

Надежда Носкова,

Пресс-служба администрации ЯНАО



Статья «Нефтяная житница России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7-8, 2014)

Авторы:
658520Код PHP *">
Читайте также