Западносибирская нефтегазонасосная провинция уже на протяжении 40 лет остается главной сырьевой базой страны и основой нашей энергетической безопасности. Запасы газа по категориям АВС 1 составляют 59% в суммарном объеме России, а нефти 62, 8%. В настоящее время западная Сибирь обеспечивает 57% суммарной добычи нефти Российской Федерации. Несмотря на то, что в последние годы отмечается некоторое снижение ее отборов, вне всяких сомнений на ближайшие десятилетия Западная Сибирь останется регионом, обеспечивающим основную долю добычи углеводородного сырья в России.
Вместе с тем, для того, чтобы снизить темпы падения добычи нефти, наблюдающиеся в последние годы в Западной Сибири, необходимо вовлечение дополнительных запасов, которые до сих пор не охвачены выработкой.
Следует особо отметить то, что, несмотря на то, что основные объемы запасов вовлечены в разработку, резервы все еще остаются достаточно большими.
Так, например, 53% месторождений, открытых в Западной Сибири, до сих пор не осваиваются. Не охвачено разработкой 8,1 млрд. т нефти, содержащихся в 4893 залежах и 408 месторождениях углеводородов, в основном по причине низкой экономической эффективности их освоени. По большому счету основной объем таких запасов и можно отнести к категории трудноизвлекаемых.
Здесь необходимо остановиться и поразмышлять о самом термине «трудноизвлекаемые запасы». О том, с какой целью, и в каких случаях этот термин используется. Как правило, нефтяники его применяют для определения запасов, находящихся в осложненных геологических условиях, разработка которых существующими технологиями затрудительна, либо их извлечение в настоящих условиях экономически нецелесообразно. Как, например, в случае истощенных или удаленных от существующей инфраструктуры месторождений. Однако всегда следует иметь в виду, что со временем, вследствие научно-технического прогресса, появляются новые технологии, позволяющие эффективно разрабатывать такие запасы. Изменяется конъюнктура рынка и критерии, позволяющие те или иные запасы определять как трудноизвлекаемые. Поэтому и само понятие «трудноизвлекаемые запасы» с течение времени, необходимо корректировать.
Покажем это подробно на некоторых примерах. Так, наиболее известная среди специалистов, классификация Триз, разработанная Э.М. Халимовым и Н.Н. Лисовским, была предложена в 1994 г. и определила некоторые критерии выделения ТрИЗ.
А изменения в Налоговый кодекс, определяющие условия и критерии предоставления налоговых льгот, введены в действие в 2012 г. За время, прошедшее с момента подготовки классификации Н.Н. Лисовского и Э.М. Халимова до ввода в действие налоговых льгот по ТрИЗ, появились новые технологии, которые позволили экономически эффективно разрабатывать определенную долю запасов, считавшихся ранее малоэффективной. Соответственно, существенному переосмыслению подверглись и критерии, характеризующие запасы нефти как трудноизвлекаемые.
Для примера можно привести ретроспективный обзор изменения трудноизвлекаемых запасов нефти. Западной Сибири за последние 30 лет. Из слайда видно, что те запасы, которые в 80-90-х годах прошлого века относились к трудноизвлекаемым, в настоящее время вовлечены в активную разработку.
Еще более наглядно это демонстрирует сравнение фактической добычи нефти с суммой проектов разработки всех месторождений Западной Сибири, рассчитанной по состоянию на 1990 год. Из приведенного графика отчетливо видно, как появление новых технологий интенсификации добычи нефти и методов повышения нефтеотдачи пластов, кардинально изменили тенденции нефтедобычи в западной Сибири. В соответствии с проектами разработки, составленными и утвержденными до 1990 г., ожидаемая добыча составляла бы в настоящее время около 140 млн.т нефти. Факты говорят о другом – в результате применения новейших технологий, получивших широкое распространение в середине 90-х годов, в частности появление технологий ГРП, горизонтального бурения, многомерных цифровых моделей резервуаров, в Западной Сибири сегодня добывается 300 млн.т нефти, то есть в два раза больше, чем предполагалось. Таким образом, дополнительная добыча, по сравнению с представлениями 90-х гг., основанных на существующих в то время технологиях, составила почти 1,8 млрд.т. По сути – это объем трудноизвлекаемых запасов, уже извлеченных из недр в результате применения инновационных решений.
Сложившаяся в последние годы ситуация выглядит практически зеркальной-в условиях снижения добычи нефти, нужны новые технологические решения, технологии, позволяющие эффективно разрабатывать запасы нефти, которые сегодня представляются нам трудноизвлекаемыми. Существующее в настоящее время понимание структуры таких запасов свидетельствует о том, что различные виды ТрИЗ принципиально отличаются друг от друга и требуют различных подходов.
В частности, для углеводородов, содержащихся в нетрадиционных коллекторах, необходимы разработка специального классификатора и методик подсчета запасов и проектирования разработки. Задача стимулирования ТрИЗ в современных условиях осложнена отсутствием понятия (определения) и классификатора ТрИЗ.
Вернемся к сопоставлению критериев ТрИЗ классификаций Н.Н. Лисовского, Э.М. Халимова и тех, которые изложены в налоговом кодексе.
Видно, что критерии отнесении к ТрИЗ, низкопроницаемых коллекторов, как и тех, которые содержат высоковязкую нефть ужесточились практически на порядок. По проницаемости с 30 мД до 2 мД, по вязкости – с 30Cпз до 200 Спз. Соответственно, уменьшился объем запасов, которые можно определить как ТрИЗ с 10.8 млрд.т. до 4.7 млрд.т. То есть в 2.3 раза!.
Многие ученые и специалисты критикуют такой подход как волюнтаристский и слабо обоснованный с научной точки зрения. Однако, в поддержку объективности процесса ужесточения критериев свидетельствует то, что около 60% запасов, ранее считавшихся ТрИз, в настоящий момент уже вовлечены в разработку. Невовлеченными остаются лишь 4.8 млрд.т., относившихся ранее к этой категории. В то же время доля воволеченных в разработку запасов, отнесенных к ТрИЗ в соответствии с налоговым кодексом, составляет всего лишь 13 % (за исключением истощенных запасов).
Это подчеркивает гланый принцип формирования критериев выделения ТрИЗ. Они должны быть гибкими и основываться не только на геологических, но и в первую очередь – на экономических принципах, поскольку главная цель определения понятия ТрИз – это размер и адрес помощи государства в их освоении.
С Этой точки зрения представляется интересным еще и сопоставление льготируемых ТрИЗ и общий объем запасов, неосовоенных до настоящего времени. Анализ показывает, что из 8.1 млрд. т запасов, невовлеченных в разработку по Западной Сибири, налоговыми льготами покрывается лишь 3.4 млрд.т или 42%.
С одной стороны, это говорит о необходимости совершенствование критериев ТрИЗ, позволяющих расширить область применения налогового стимулирования, с другой не надо забывать и о необходимости совершенствовании практики администрирования государства в области мониторинга лицензионных соглашений.
Помимо налогового и лицензионного администрирования, роль государства в освоении трудноизвлекаемых запасов может заключаться также и в развитии внешней инфраструктуры нефтепромыслов, позволяющей снизить капитальные вложения на этапе ввода месторождений в разработку и поиске инновационных технологий их освоения. В интенсификации этих процессов, помимо федерального центра, большую роль могут играть и субъекты федерации, на территории котрых имеются месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. Существующие примеры это убедительно показывают. Так, например, один из самых успешных проектов на территории Западной Сибири за последние 10 лет – это разработка Уватской группы месторождений на юге Тюменской области, когда в результате субсидий субъекта федерации в развитие внешнего трубопроводного транспорта и ряда других капитальных объектов в короткие сроки удалось ввести в промышленную разработку кластер из 15 месторождений, представленных преимущественно трудноизвлекаемыми запасами Тюменской свиты. Готовится к вводу не менее амбициозный – Тобольский проект.
В отношении методов налогового стимулирования есть еще один принципиальный момент, о котором не стоит забывать: любые льготы, субвенции и прочие преференции могут быть даны любому недропользователю только на время, пока не появится и не будут апробированы технологии, позволяющие такие запасы успешно разрабатывать в условиях действующего налогового режима. Говоря фигурально – пока не появится ключ к трудноизвлекаемым запасам. Ведь понятие трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) возникает, когда существующие технологии не отвечают геологическим особенностям пласта и разработка их нерентабельна.
Если с этой точки зрения мы посмотрим на проблему освоения трудноизвлекаемых запасов, то станет очевидно, что налоговые льготы – это не что иное, как стимулирование государством инновационного развития ТЭК, технологических решений в заданных геологических условиях.
Реализация такого подхода на практике позволит в реальные сроки вовлечь в промышленное освоение запасы, которые до настоящего времени считались трудноизвлекаемыми. Разработка новых технологических решений стимулирует смежные отрасли промышленности. По сути, в результате освоения ТрИЗ, будет запущен механизм инновационного развития всей экономики страны.
Далее необходимо заострить внимание на тех вопросах, которые в некоторой степени тормозят запуск этого механизма.
Во-первых, это администрирование налоговых льгот на ТРИЗ, в частности – раздельный учет добычи на участке с трудноизвлекаемыми запасами, учет геологической изолированности от других объектов, методики определения параметров пласта, включая вязкость и проницаемость и наличие сертифицированных лабораторий, позволяющих определять эти параметры с необходимой достоверностью.. В этом направлении необходима более активная работа наших коллег из других министерств и ведомств в частности Минэнерго.
Во вторых создание классификатора ТрИЗ и методик геолого-гидродинамического моделирования, подсчета запасов и проектирования разработки, особенно в части нетрадиционных запасов.
В третьих объединение усилий государства и недропользователей в создании импортозамещающих технологий разработки ТрИЗ.
В четвёртых необходимо разработать строгое научно обоснованное определение ТрИЗ и его применение, включая критерии назначения и отмены налогового стимулирования по различным видам ТрИЗ.
В заключение, хотелось бы отметить, что в настоящее время недропользователями Западной Сибири подбирается универсальный ключ к разработке тюменской и баженовской свит, других запасов, находящихся в осложненных и нетрадиционных коллекторах. Именно для того, чтобы его найти, государство предоставило налоговые льготы для освоения этих горизонтов. Есть большая уверенность, что в недалеком будущем появятся технологии, которые позволят эффективно разрабатывать и эти запасы. С этого момента налоговые льготы станут не нужны. Из этого следует, что понятие трудноизвлекаемых запасов является относительным. Его нельзя выразить в раз и навсегда установленных значениях проницаемости и выработанности продуктивных пластов. Главный критерий их выделения – это технологическая и экономическая возможность их освоения. Все это позволит осуществлять «зрячее» и адресное планирование не только уровней добычи углеводородного сырья, но и системы государственного регулирования недропользования. Принципиально по-другому будет выглядеть и энергетическая стратегия государства. Будет создано поле для инновационного развития отрасли и связанных с ней секторов промышленности.