USD 99.9971

0

EUR 105.7072

0

Brent 72.19

+1.15

Природный газ 2.843

+0.02

10 мин
1103

Анализ условий реализации организационных и технологических процессов при управлении ремонтно-строительными предприятиями

Анализ условий реализации организационных и технологических процессов при управлении ремонтно-строительными предприятиями

В статье рассмотрена сложная организационная система производства (ОСП), для которой характерна своеобразная организация инжиниринга: внешнее проектирование, в процессе которого решаются основные функционально-структурные и экономические вопросы системы в целом, ее основных целей и взаимодействия с внешней средой; внутреннее проектирование (аспект инжиниринга внутренних подсистем), связанное с разработкой элементов системы; практический инжиниринг (инжиниринг, осуществляемый в ходе практического функционирования системы), предполагающий создание элементов системы и их интеграцию в единое целое, в соответствии с решениями, принятыми в ходе макропроектирования. Описано использование ряда практически важных принципов, определяющих общую направленность принимаемых решений.

При реализации инвестиционно-строительного проекта (ИСП) возникает и эксплуатируется организационная система производства (ОСП), которая представляет собой сложную открытую социотехническую систему, преобразующую совокупность ресурсов в совокупность результатов, имеющих более высокую потребительскую стоимость. Она имеет ряд ключевых характеристик, позволяющих точно понять их принципиальное отличие от любых других систем.

Организационная система производства является:

- искусственной системой, то есть она создается человеком или группой лиц для своих нужд или образуется в результате целенаправленных усилий в процессе общественного развития. К первому виду ОСП можно отнести промышленные предприятия и информационные сети. Ко второму типу - отраслевые системы;

- сложной системой, то есть системой, элементарные компоненты которой являются сами по себе системами со всеми характерными свойствами систем. Так, промышленное предприятие состоит из элементарных компонентов, таких как работники предприятия и комплексы технических средств, которые сами по себе являются системами;

- большой системой, то есть сложной многоуровневой (иерархической) системой, в которой пространственный (географический) фактор имеет существенное значение;

- социотехнической системой, то есть социальной или организационной системой, для эффективного функционирования которой существенными факторами являются методы и порядок взаимодействия людей с техническими средствами;

- открытой системой, то есть системой, которая активно взаимодействует с внешней средой. Открытая система получает из внешней среды необходимые ресурсы и передает во внешнюю среду результаты своей деятельности. Открытая система характеризуется развитыми механизмами адаптации к изменениям внешней среды;

- адаптивной системой, в которой происходит постоянное приспособление к постоянным изменениям во внешней среде и требованиям и ограничениям на функционирование и развитие системы. Любая бизнес-система является адаптивной системой, так как она создает результат, который должен отвечать постоянно изменяющимся потребностям, и существует в постоянно изменяющейся конкурентной, правовой и социальной среде;

- вероятностной системой, что означает, с одной стороны, что бизнес-система подвержена вероятностному воздействию факторов и объектов внешней среды, и, с другой стороны, процессы, протекающие в бизнес-системе, также имеют случайный характер. Случайный характер процессов и воздействия со стороны внешней среды не означает того, что внутренние и внешние события полностью непредсказуемы.

Рассмотрение ОСП включает понятия внешней и внутренней среды системы.

Под внешней средой или окружением ОСП следует понимать совокупность факторов и объектов, непосредственно не принимающих участие в деятельности системы, но влияющих на нее и осуществляющих взаимодействие с ней. Выделяют непосредственное окружение ОСП, то есть факторы и объекты, взаимодействующие напрямую с системой, а также дальнее окружение ОСП - факторы и объекты, взаимодействующие с системой посредством других факторов и объектов, как правило, входящих в непосредственное окружение.

Внешняя среда ОСП рассматривается как источник рисков, при этом риск может рассматриваться как опасность и как позитивная возможность. В структуре дальнего окружения ОСП принято выделять внешние, дальние факторы воздействия. Кроме того, окружение системы накладывает определенные ограничения на ее функционирование и развитие.

В качестве факторов и объектов дальнего окружения ОСП обычно выступают государство, осуществляющее регулирование хозяйственной деятельности, макроэкономические и макрополитические условия бизнес-среды, факторы, определяющие конъюнктуру на рынке продукции и ресурсов ОСП, отраслевая инфраструктура и так далее. В составе непосредственного окружения обычно присутствуют поставщики, подрядчики, консультанты, потребители, заказчики, покупатели, конкуренты.

Внутренняя среда ОСП состоит из объектов, непосредственно участвующих в функционировании и развитии системы. Внутренняя среда ОСП накладывает на функционирование и развитие системы определенные ограничения, связанные со способностью выполнять хозяйственную и стратегическую деятельность, и также является источником преимуществ.

ОСП представляет собой открытую динамическую систему, состоящую из совокупности связанных между собой работ, взаимодействующую с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя полученные результаты, и находящуюся под воздействием различных факторов риска. Таким образом, можно выделить четыре базовых элемента любого проекта: ресурсы (включая человеческие, материальные, информационные), работы, результаты и риски.

Совокупность вероятностных взаимодействий ОСП с независимыми факторами окружающей и внутренней среды, представляется в качестве базовых элементов, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Ресурсы используются в ходе выполнения работ, работы создают результаты, в результатах содержатся материальные и экономические субстраты ресурсов. Риски воздействуют на ресурсы, работы, результаты. Все ресурсы, работы, результаты и риски ОСП переплетаются в виде сложной системы процессов со входом и выходом.

Вход - это совокупность объектов, необходимых для выполнения процесса. Процесс представляет собой совокупность операций по обработке входа. Выход представляет собой целевой результат, для создания которого системные объекты, свойства и связи соединены вместе. Возмущение - это воздействие на систему объектов и факторов внешней среды, являющихся источниками различного рода отклонений в функционировании системы.

Работа ОСП связана с такими понятиями, как обратная и прямая связь. Обратная связь представляет собой сопоставление результатов с ранее поставленными целями. Прямую связь можно представить как целенаправленное и сознательное воздействие на систему, предназначенное для обеспечения необходимого результата. Субъектом прямой связи является управляющая подсистема, объектом - управляемая подсистема. Источником обратной связи является управляемая система, а получателем - управляющая. Из прямой и обратной связи складывается единый контур управления, объединяющий управляющую и управляемую подсистемы.

Управляемая подсистема, как правило, представляет собой совокупность процессов и работ, связанных с непосредственной переработкой ресурсов и результатов, с созданием продукции, которая воплощает в себе добавленную стоимость и в дальнейшем передается потребителю. Управляющая подсистема ОСП представлена менеджментом, совокупностью управленческих процессов, основным предметом которых является информация. На основе информации о внешней среде и ОСП менеджеры вырабатывают я принимают решения и таким образом оказывают воздействие на производственные процессы. Созданные в ходе этих процессов результаты анализируются на предмет соответствия ранее принятым решениям, в ходе чего происходит принятие новых управленческих решений.

В силу того что любая ОСП является адаптивной и развивающейся, в ней должен быть реализован второй контур управления, являющийся контуром более высокого уровня по отношению к первому, простому, контуру управления функционирования, а именно - контур управления развитием системы. Выделение контура управления развитием ОСП предполагает выделение в управляющей системе двух подсистем - подсистемы управления функционированием и подсистемы управления развитием. Подсистема управления функционированием является по отношению к подсистеме управления развитием управляемой подсистемой. Контур управления развитием позволяет реализовать характеристики ОСП, связанные с ее саморазвитием, самоорганизацией и самообучением.

В рамках ОСП управление развитием сосредоточено на высших уровнях управления. Контур управления развитием в настоящее время связан с реализацией таких функций, как стратегический менеджмент, управление организационным развитием, инновационный и инвестиционный менеджмент.

В настоящее время огромное число организационных проектов (организационного развития, реструктуризации и реорганизации, внедрения различного рода систем стратегического управления, реинжиниринга бизнес-процессов и так далее) связано с инжинирингом подсистемы управления развитием, что подтверждается растущим объемом так называемого стратегического консультирования.

Рассмотрим возможность повышения эффективности подсистемы управления функционированием ОСП. Зависимость трудоемкости управления от показателей ремонтно-строительных работ устанавливается, как правило, путем статистической обработки имеющихся данных. Для различных видов ремонтно-строительных работ эти зависимости носят различный характер [4-7]. Вместе с тем трудоемкости функций управления зависят также от степени автоматизации обработки управленческой информации и от степени централизации, достигнутой в данном органе управления. Остановка в выполнении ремонтно-строительных работ является отказом в ОСП. Устранение отказа вызывает информационные потоки вверх по иерархии промежуточных полномочий и вниз.

Информационные потоки вверх по иерархии промежуточных полномочий:

рис 1.jpg

где SN - информация, содержащая сведения об отказе, поступающая менеджеру функциональных подсистем; SN-1, SN-2, . . . , S2, S1 - информация, обрабатываемая в отделах менеджеров иерархической структуры; S0 - информация, обрабатываемая в стратегической вершине ОСП.

Выработанное управляющее решение образует информационный поток вниз по уровням иерархии:

рис 1.jpg

где RN - производственный отдел в котором подготавливаются необходимые мероприятия и ресурсы устранения отказа; RN+1 - работоспособное состояние производственных подразделений.

Процесс переходов из состояния в состояние, а также время обработки информации и выработки управляющего решения, т.е. переход из i-го состояния в (i + 1)-ое состояние, моделируется марковским или в общем случае полумарковским случайным процессом [8-10].

Общее время от возникновения отказа в ОСП до его устранения T представляет собой сумму случайных величин передачи информации из состояния в состояние и обработки информации с выработкой решений во всех состояниях: T = (TN+1,N + TN,N + TN,N-1 + TN-1,N-1 + TN-1,N-2 + . . . + T1,0 + T0,0) + (T*0,1 + T*1,1 + T*1,2 + . . . + T*N,N+1 + T*N+1,N+1), где TN+1,N - время передачи информации с сооружаемого объекта к менеджеру функциональных подсистем; TN,N - время обработки информации менеджером функциональных подсистем; TN,N-1 - время передачи информации из состояния SN в состояние SN-1; TN+1,N - время обработки информации и выработки рекомендаций по устранению отказа в группе менеджера N-го уровня иерархии.

Первое слагаемое в скобках представляет собой время передачи информации вверх по уровням иерархии промежуточных полномочий ОСП. Время выработки решения в стратегической вершине - T0,0. Второе слагаемое в скобках - время передачи информации вниз по уровням иерархии в сумме со временем устранения отказа на объекте, где производятся ремонтно-строительные работы.

Закон распределения случайной величины T найти аналитически достаточно сложно. Однако это и не требуется. Основной показатель эффективности - это вероятность p, равная: p(x) = P{T < Tдир}, где Tдир - директивное время выполнения комплекса работ при сооружении объекта, которое устанавливается или определяется на этапе планирования строительного производства.

Величиной р(x) можно управлять варьируя параметры ОСП. Число задержек для выработки управляющих воздействий равно числу реализовавшихся отказов. Тогда принцип планирования и управления производством ремонтно-строительных работ можно описать следующим образом. В предположении, что процесс производства происходит полностью безотказно - ремонтно-строительные работы могли бы закончиться за время TБ. Однако, так практически никогда не происходит. Поэтому срок окончания производства ремонтно-строительных работ по разным соображениям (в том числе с использованием статистических данных) - допустимый срок производства назначается равным TД > TБ. Хотя для процедуры назначения TД существуют различные модели, основу такой процедуры составляет опыт производства ремонтно-строительных работ на объектах различного назначения и знания экспертов.

В качестве примера была рассмотрена ОСП с двумя уровнями иерархии при следующих исходных данных: TБ = 6 месяцев = 4320 часов - безотказное время производства ремонтно-строительных работ; TД = 7 месяцев = 5040 часов (вариант 1) и TД = 8 месяцев = 5760 часов (вариант 2) - допустимое время производства ремонтно-строительных работ; ТЗ = TД - TБ = 720 часов - время задержки; параметры распределения времени T примем равным n = 0,1.

Результаты расчетов показывают, что параметр n характеризует степень эффективности работы отделов и служб от увеличения числа исполнителей n. Ясно, что параметр n не может быть равным 1, так как увеличение эффективности от увеличения числа исполнителей на одного человека становится необоснованно большой. В данном случае выбрано значение n = 0,1, которое, как показали многовариантные расчеты, можно признать достаточно реальным. Если принять обоснованным величину вероятности p(x) = 0,95, то в варианте 1 отделы должны содержать 5-6 человек, в варианте 2 достаточно 2 человек. Это обусловлено тем, что в варианте 2 допускается большая величина задержки производства ремонтно-строительных работ. Отметим, что с ростом числа исполнителей n вероятность p(x) стабилизируется и дальнейшее увеличение числа исполнителей становится неоправданным.

Литература

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Титов С.А. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Высшая школа, 2000. - 587 с.

2. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - М.: Юрайт, 2013. - 448 с.

3. Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации. - М.: Юрайт, 2015. - 368 с.

4. Соколов Г.К. Технология и организация строительства. - М.: Академия, 2012. - 528 с.

5. Харитонов В.А. Основы организации и управления в строительстве. - М.: Академия, 2013. - 224 с.

6. Антипин А.И. Инвестиционный анализ в строительстве. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

7. Загидуллина Г.М., Романова А.И., Гимадиева Л.Ш. Современные методы технико-экономического анализа деятельности в строительстве. - М.: Академия, 2011. - 208 с.

8. Розанов Ю.А. Теория вероятностей, случайные процессы и математическая статистика. - М.: Наука, 1989. - 320 с.

9. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшее образование, 2006. - 479 с.

10. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике.- М.: Высшее образование, 2006. - 404 с.




Статья «Анализ условий реализации организационных и технологических процессов при управлении ремонтно-строительными предприятиями» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, 2015)

Авторы:
671321Код PHP *">
Читайте также