Высококлассные молодые специалисты – доминанта успешности нефтегазовой отрасли - Актуально - Статьи журнала
5 мин
5
0

Высококлассные молодые специалисты – доминанта успешности нефтегазовой отрасли

Высококлассные молодые специалисты – доминанта успешности нефтегазовой отрасли

Нефтегазовая отрасль является ведущей отраслью народного хозяйства Российской Федерации, позволяющая занимать нашей стране передовые позиции в глобальном экономическом пространстве. Предприятия топливно-энергетического комплекса представляют собой крупные промышленные хозяйственные объекты, осуществляющие диверсифицированные бизнес-процессы с целью бесперебойной и динамичной добычи нефти и природного газа. Для укрепления передовых позиций в мире необходимо повышать конкурентоспособность данной отрасли. Успешное решение поставленной задачи заключается, в частности, в эффективной деятельности персонала. Новые инновационные специалисты, обладающие специальными компетенциями, – будущее этого направления. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим им гибко ориентироваться на рынке новых технологий, передового оборудования и быть подготовленными к продолжению образования.

Столь высокая планка поставлена перед выпускниками высших учебных заведений и работодателями, при этом возникает вопрос, каким образом подготовить такого специалиста? Что влияет на образовательный процесс в современную эпоху интернационализации?  

Образование – это непрерывный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знаний, духовных богатств, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение особыми компетенциями. Американский философ Ральф Эмерсон утверждал: «То, чему мы учились в школах и университетах, — не образование, а только способ получить образование».

В новейшей истории во главу угла встает феномен интернационализации, оказывающий всестороннее влияние на процесс подготовки специалиста. Выпускники имеют возможность получить фундаментальные знания в отечественных вузах, а также приобщиться к практикоориентированному обучению в лучших университетах мира.

В эпоху перемен и реформирования экономики интернационализация открывает различные экономические, политические, социальные аспекты сферы образования.  

С одной стороны, интернационализация высшего образования - это процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений в обучении, исследованиях и сервисных функциях. Во многих странах интернационализация рассматривается как средство для достижения более широких целей, например, улучшения качества, реструктуризации и модернизации систем высшего образования и услуг. И в то же самое время, интернационализация образования - это характеристика академических и интеллектуальных ценностей такого мироустройства, при котором «доминирующая роль принадлежит национальным государствам».

Современные исследователи определяют интернационализацию как процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель­скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней, а также как диверсификацию и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение.

Каким образом высшему учебному заведению «встроиться» в процесс интернационализации, а студентам, будущим лидерам нефтегазовой отрасли, получить инновационные знания в новом формате?

Рассмотрим основные направления интернационализации высшего образования:

1.      Разработка и реализация совместных образовательных программ всех уровней с участием зарубежных и отечественных университетов, академических институтов и других организаций.

Первым шагом для этого будет создание таких программ как 3+1 (3 года обучения в университете своей страны, 1 год обучения в гостевом университете) или 1+1, если мы рассматриваем магистратуру.

2.      Подготовка и реализация образовательных программ на иностранном языке.

Необходимо разрабатывать программы на иностранном языке, так как общепринятым языком международного общения является английский. Логичнее начинать с магистерских программ, так как студенты, уже окончившие Бакалавриат, более точно понимают необходимость получения зарубежного опыта.

3.      Укрупнение образовательного процесса: дальнейшее развитие сетевых университетов, разработка и реализация новых совместных образовательных программ.

Отличными примерами являются такие объединения, как университеты ШОС и СНГ, позволяющие студентам обучаться в течение семестра или года в вузах, с которыми подписан договор в рамках сотрудничества.

4.      Расширение сферы влияния дистанционного образования для иностранных студентов: разработка электронных курсов для программ бакалавриата и магистратуры.

Самые крупные и топовые мировые университеты предлагают курсы, модули и целые программы дистанционно, что вполне подходит для первого погружения студента в международную среду.

5.      Создание практикоориентированных образовательных программ

В европейских университетах, например, студенты имеют больше практических занятий, больше стажировок на предприятиях. Благодаря развитой академической мобильности данные стажировки проходят в различных странах.

6.      Создание грантовых программ для иностранных студентов

7.      Усовершенствование системы продвижения университетов на внешние рынки, участие в международных выставках в формате B to B, B to C.

8.      Совершенствование инфраструктуры университетов, строительство современных кампусов

9.      Создание совместных научных лабораторий с иностранными учеными

10. Привлечение иностранных профессоров по различным направлениям для чтения курсов лекций на иностранном языке

Вышеназванные тенденции характерны для всех крупных современных топовых университетах мира и, в частности России.

Университеты, внедряющие международные стандарты качества образования, являются наиболее конкурентоспособными, а следовательно, наиболее привлекательными для любого студента, желающего не просто просидеть на лекциях и практиках в течение четырех или двух лет в зависимости от программы, а получить высококачественное техническое «нефтегазовое» образование, а также возможность изучить национальную и иностранную точку зрения на многие вещи. Каждый современный развитый вуз предлагает иностранным студентам грантовые программы, стипендии. Существуют также программы от правительства стран. Одним из лучших примеров реализации обучения за рубежом является программа Эразмус Мундус, которая предоставляет студентам возможность получения степени магистра в ряде стран-членов ЕС. Курсы на получение степени магистра созданы для студентов, прошедших первую ступень высшего образования продолжительностью не менее трех лет (для студентов из России – не менее четырех лет). Курс Эразмус Мундус на получение степени магистра обеспечивает получение минимум 60 (одногодичный курс обучения), максимум - 120 зачетных единиц по системе ECTS на уровне магистра (двухгодичный курс обучения).  

Эразмус лишь одна из тысяч программ международного обмена, необходимо постоянно искать вновь появляющиеся предложения, подавать документы и выигрывать. И может быть именно Вы станете будущим лидером нефтегазовой отрасли?   



Статья «Высококлассные молодые специалисты – доминанта успешности нефтегазовой отрасли» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11-12, Ноябрь 2013)

Авторы:
Комментарии

Читайте также