USD 63.7185

-0.09

EUR 70.7594

+0.03

BRENT 64.37

+0.09

AИ-92

-42.39

AИ-95

0

AИ-98

-51.5

ДТ 47.9

+0.04

7 мин
425

Made in Russia. Единая электронная централизованная система судового комплектующего оборудования как инструмент развития импортозамещения и производственного потенциала отечественных предприятий

В современных условиях развития экономики и изменения мировой конъюнктуры рынка импортозамещение становится одним из важнейших элементов экономиче¬ской политики страны и производственной политики предприятий, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импорти¬руемых промышленных товаров товарами отечественного производства. Основными целями развития импортозамещения является обеспечение национальной и госу¬дарственной безопасности Российской Федерации и достижение технологической неза¬висимости в критических областях. Что предлагают российские разработчики для реализации программы импортозамещения при разработке шельфовых месторождений?

Импортозамещение ставит перед собой определенные задачи, направленные на придание отечественной экономике высоких конкурентоспособных свойств; повышение качества отечественной экономики в вопросе производства товаров для международного рынка по мировым стандартам; защиту и развитие отечественных производителей, повышение производственного и инновационного потенциала предприятий. Поэтому стратегия импортозамещения, с одной стороны, рассматривается как политика «догоняющего развития», основанная на протекционизме, с другой – отказ от импортных продуктов за счет развития национальной высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Если рассмотреть возможность развития импоротозамещения в судостроительной промышленности, то можно отметить, что данная отрасль обладает существенными ресурсами для достижения намеченных целей по объему и структуре производства продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров.

В настоящее время наблюдается поступательный рост отечественной грузовой базы, влияющий на подъем судостроительной отрасли в целом. Так в период с 2010 по 2017 годы на российских верфях построены 858 судов и объектов морской техники, на стадии строительства находятся 156 судов. Выручка промышленных предприятий отрасли имеет положительную динамику, к 2017 году она выросла более чем в 2 раза относительно показателей 2013 года.

Перспективный внутренний рынок продукции гражданского судостроения включает морские суда для обновления транспортного и рыбопромыслового флота страны, морскую технику для изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России, морские паромы, буксиры, суда-спасатели, принципиально новые крупнотоннажные суда усиленного ледового класса – балкеры, танкеры и газовозы, а также научно-исследовательские суда.

В качестве одного из приоритетных направлений развития судостроительной промышленности на ближайшее время Правительством Российской Федерации обозначено создание судов и технических плавсредств для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Понимая всю важность формирования такой инфраструктуры, нефтедобывающие компании ведут активную работу по созданию широкой номенклатуры морской техники различного назначения. Судостроительные комплексы уже выпускают и планируют наращивать производство судов высокого ледового класса и элементов морских платформ для нужд Арктики.

Очевидно, что вся эта морская техника нуждаются в современных и качественных комплектующих изделиях, и особо актуальным сейчас является вопрос замены импортного оборудования на отечественное. Поэтому задача системного импортозамещения судового комплектующего оборудования (СКО) и необходимость вовлечения все большего числа отечественных предприятий в процесс производства судов и СКО становится особенно актуальной.

Однако ситуация в коммерческом судостроении по-прежнему такова, что объем импортных комплектующих в составе проекта может составлять до 70%. К примеру, отечественные предприятия пока не освоили производство главных двигателей для крупнотоннажных судов, дизель-генераторов большой мощности, радионавигационного оборудования, аварийно-спасательного оборудования и других комплектующих, которые по качеству, цене и срокам изготовления могли бы конкурировать с импортными аналогами.

Сложность решения проблем импортозамещения заключается в отсутствии необходимой производственной базы и опыта, который был утрачен ввиду использования устаревших технологий. Но в то же время в судостроительной промышленности имеются реальные резервы, использование которых ограничено отраслевой разобщенностью и отсутствием единой информационной базы о конкурентоспособной продукции отечественного производства. Важно отметить, что для эффективного развития импортозамещения СКО и создания его новых перспективных образцов, необходимо обладать всей полнотой информации о технических характеристиках и функциональных преимуществах существующих возможностях отечественных предприятий.

В целях реализации пункта 2 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 661 «Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации», а также при поддержке Департамента судостроения и морской техники Минпромторга России и лично заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации
О.Н. Рязанцева, который курирует данное направление в судостроительной промышленности, на базе АО «ЦНИИ «Курс» образован и функционирует Центр импортозамещения и локализации СКО (Центр СКО), который является своего рода интегратором судостроительной отрасли, объединяющий на своей площадке основных специалистов и экспертов в этой области.

Для обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных предприятий на внутреннем рынке, а также развития их производственного потенциала и повышения доли высокотехнологичной наукоёмкой продукции в общем объёме производства, сегодня требуется комплексная система мер поддержки промышленных предприятий, предусматривающая использование экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов. Поэтому одной из ключевых задач Центра СКО является: разработка предложений по повышению конкурентоспособности и качества судовых комплектующих изделий, направленных на снижение зависимости от поставок продукции иностранного производства, аналитическое обеспечение предприятий судостроительной отрасли и создание единой электронной централизованной системы судового комплектующего оборудования (ЕЭЦС СКО), которая будет содержать информацию об отечественных производителях и технических характеристиках продукции, мерах государственной поддержки предприятий отрасли, потребностях внутреннего рынка в гражданских судах и морской технике на период до 2035 года наиболее востребованных и критических позициях СКО. Зарегистрированные пользователи ЕЭЦС СКО смогут определить круг потенциальных партнеров, получить аналитические данные по оптимальным направлениям развития производства и регионам для организации совместных предприятий или локализации производства. Также на сайте доступны такие сервисы, как личный кабинет пользователя, отраслевой форум, поиск по параметрам и подбор аналогов оборудования. К настоящему времени запущен интернет-портал www.c-sko.ru в тестовом режиме, его полная версия начнет работу в конце 2018 года.

Создание такой информационной системы является важнейшим условием развития отечественной промышленности, т.к. одной из первичных проблем для производственно-экономического развития предприятий является именно отсутствие информации о текущем и перспективном рынках, мерах государственной поддержки, надёжности контрагента и т. д. Иными словами, промышленным предприятиям требуется информационное обеспечение для правильного выстраивания своей стратегии и как следствие развитие производственного потенциала.

Вместе с тем, такой открытый информационный ресурс обеспечит предприятиям не только новые каналы сбыта продукции, укрепления межотраслевой кооперации, налаживания профессиональных контактов и стратегического сотрудничества между компаниями, но и позволит сократить сроки выхода продукта на рынок.

Рисунок 1- Структура Центра СКО и информационного обеспечения деятельности предприятий
Рисунок 1- Структура Центра СКО и информационного обеспечения деятельности предприятий

 Так, согласно аналитическим данным Центра СКО для освоения шельфа будет расти спрос на буровые суда, а также буровые и добывающие платформы, потребуются тысячи единиц специализированного технологического оборудования - насосы, компрессоры, электрогенераторы, мощные приводы, подводные роботизированные комплексы и проч. И здесь можно смело говорить, что отечественные предприятия готовы и способны адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка для разработки новых технологий в области судостроения и в том числе для разработки морских нефтегазодобывающих комплексов, оборудования и оказания инжиниринговых услуги для освоения континентального шельфа.

            Также в целях  расширения функциональных возможностей ЕЭЦС СКО запланирована интеграция портала с Государственной информационной системой промышленности Минпромторга России и существующими отраслевыми системами управления нормативно-справочной информацией (в том числе с НСИ ОСК) в части обмена данными, что позволит расширить группу профессиональных пользователей: службы закупок судостроительных и судоремонтных предприятий, проектные организации, судовладельцы, поставщики и производители комплектующих изделий и материалов.

Особенно актуальной является работа специалистов Центра СКО по определению критических позиций и разработке вариантов развития импортозамещения наиболее востребованной номенклатуры СКО. По результатам исследования существующего рынка гражданского судостроения, а также детального анализа спецификаций проектов судов и объектов морской техники, включенных в «Сводный перспективный план потребности в гражданских судах и морской технике на период до 2035 года» Минпромторга России формируется обобщённый перечень критических позиций СКО, который будет в наибольшей степени востребован рынком как в количественном, так и стоимостном выражении и подлежит первоочередному импортозамещению. Для этих критических позиций будут определены оптимальные критерии ухода от импортозависимости, такие как:

1)         Доработка и модернизация имеющихся образцов СКО до конкурентоспособного уровня.

2)         Внедрение существующего научно-технического задела, выполненного в рамках профильных государственных программ.

3)         Трансфер аналогов СКО двойного назначения в гражданское судостроение.

4)         Формирование новых НИОКР и их выполнение в рамках профильных государственных программ.

5)         Локализация производства иностранных компаний на территории Российской Федерации.

6)         Применение инструментов тарифно-таможенного регулирования (повышение или снижение ввозных таможенных пошлин на иностранные аналоги).

Полученные результаты будут обобщены и сформулированы в виде рекомендаций Минпромторгу России для формирования актуальных мероприятий по реализации плана импортозамещения.

 

В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях совершенствования судостроительных технологий не рационально без импортозамещения, которое является особым инструментом реализации стратегии развития промышленности посредством повышения научного и технологического, производственного потенциала предприятий. А для этого необходим комплексный подход предполагающий сотрудничество и тесное взаимодействие государства, представителей отечественного и иностранного бизнес-сообществ, научно-исследовательских институтов, что в дальнейшем позволит выстроить оптимальную стратегию развития судостроительной отрасли.

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Читайте также
Система Orphus