Освоение ресурсов Арктической зоны сопряжено с рядом проблем. В первую очередь к ним следует отнести удаленность от основных промышленных центров, высокую ресурсоемкость и зависимость от поставок из других регионов; критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и отрицательные демографические процессы; отсутствие российских современных технических средств и техники для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов; неразвитость и износ инфраструктуры; отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга, зависимость от иностранных средств, а также недостаточно развитое навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания.
Таким образом, главными задачами для развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности в Арктике до 2020 года стали развитие инфраструктуры и обеспечение расширения пропускной способности ж/д сетей и создания новых; освоение Тимано-Печорского нефтегазоносной провинции и месторождений на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан; внедрение и использование оптико-волоконной и спутниковой систем связи и мониторинга; совершенствование нормативно-правовой базы.
Для осуществления поставленных задач следует учитывать мировые тренды, которые напрямую влияют на арктическую стратегию России.
Главным трендом является борьба за рынок сжиженного природного газа (СПГ) между США и Россией.
Международное энергетическое агентство (МЭА) представило очередной прогноз развития мировой энергетики до 2040 г.
В базовом сценарии New Policies Scenario, предусматривающем реализацию всех существующих и анонсированных экономико-политических мер по трансформации энергетического сектора, отмечается, что потребление газа вырастет на 45 % к 2040 г. Россия является одним из крупнейших игроков на рынке СПГ. По материалам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт СПГ из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона за период с января по август 2018 года вырос на 48,2 % в годовом сопоставлении, до 15 млрд куб. м. При этом в августе экспорт СПГ сократился по сравнению с прошлогодним августом на 22 %, до 0,9 млрд куб. м.
По заявлению министра энергетики РФ А. Новака, Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4 % до 15–20 % мирового рынка в период до 2035 г. По оценкам министерства, с 2024 по 2035 гг. на мировом рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ в год, благодаря наличию конкурентоспособных проектов Россия может занять до половины этого пространства.
Одним из главных конкурентов России для поставок СПГ остаются США. На сегодняшний день Администрация Дональда Трампа реализует стратегию энергетического превосходства США. Америка вышла на 1-е место в мире по добыче нефти – почти 11 млн баррелей в день. 15 участков шельфа в Арктике предусматривается разработать в 2019–2024 гг., в том числе на шельфе пограничного с Россией Чукотского моря. Сейчас действует ограничение предыдущей Администрации Барака Обамы на разработку природных ресурсов в Арктике. Указ Дональда Трампа о снятии запрета на добычу нефти на шельфе в марте 2019 года, в свою очередь, Федеральный окружной суд Аляски признал незаконным.
Россия планирует увеличить территорию арктического континентального шельфа. Подкомиссия ООН в 2019 году подтвердила принадлежность территорий по заявке России на континентального шельф в Арктическом регионе. В планах России присоединение хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса. Потенциально присоединение этих территорий даст 5 млрд тонн условного топлива. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из претендующих на него стран. Помимо российской, на рассмотрении находится заявка Дании. В Арктике существуют территориальные споры между США и Канадой, Канадой и Данией, что поднимает градус напряженности в этом регионе.
Самыми богатыми в Арктическом регионе считаются запасы Баренцева и Карского морей. С момента подписания договора о морской границе между Россией и Норвегией в Баренцевом море не осталось неурегулированных территориальных споров. В юго-западной части Карского моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них – Ленинградское (предварительно оцененные запасы газа категории АВС1+С2 – более 1 трлн м³) и Русановское (780 млрд м³). Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года.
В феврале 2009 года на Сахалине состоялся запуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа. Однако международные проекты СПГ в Российской Арктике были подписаны с середины 1990-х гг.
Япония – крупнейший в мире импортер СПГ, и на нее приходится основная доля продукции завода СПГ компании Sakhalin Energy. По итогам прошлого года японским потребителям было поставлено более 7,4 млн тонн СПГ (или 64,31 %) проекта «Сахалин-2». Tokyo Gas – партнер Sakhalin Energy, именно в адрес этой компании была отправлена первая партия российского СПГ. Среди других покупателей сжиженного природного газа в основном потребители в Азиатско-Тихоокеанском регионе: компании из Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Индии, Таиланда, а также ближневосточного Кувейта. Поставки в АТР и расположение проекта в непосредственной близости к крупнейшим рынкам сбыта СПГ стали мощными конкурентными преимуществами первого российского проекта по сжижению природного газа. На поставки Sakhalin Energy приходится доля в более чем 9 % объемов СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе и около 4 % на мировом рынке сжиженного природного газа.
В 2019 году партнеры по проекту («Газпром» – 50 % плюс одна акция, Shell – 27,5 % минус одна акция, Mitsui –12,5 %, Mitsubishi – 10 %) рассчитывают принять окончательное инвестиционное решение для проекта по строительству третьей технологической линии сжижения природного газа проекта «Сахалин-2», мощность которой составит порядка 5,4 млн тонн СПГ. Напомним, что в рамках этого дальневосточного проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн тонн нефти и 500 млрд куб. м газа.
По данным Федеральной таможенной службы, в первые четыре месяца 2018 г. доходы от экспорта сжиженного природного газа выросли в два раза по сравнению с январем–апрелем 2017 г. до 1,476 млрд долларов, из которых на Sakhalin Energy пришлось 750,8 млн долларов. Вторую половину доходов обеспечил «Ямал СПГ», на арктическом заводе которого пока запущена в строй только первая линия мощностью в 5,5 млн тонн СПГ. «Сахалин-2» реализуется на основе так называемого Соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым зарубежным инвесторам предоставляются беспрецедентные налоговые преференции. Соглашение по этому проекту было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и Администрация Сахалинской области.
Помимо существующих проектов Россия планирует внедрить новые проекты СПГ:
«Арктик СПГ-2» – срок ввода 2023 год, проект завода по производству СПГ на Гыданском полуострове, который реализует «Новатэк». Проект завода по производству СПГ из трех очередей общей мощностью до 18 млн тонн. Ресурсной базой должно будет стать Утреннее месторождение с доказанными запасами 388,5 млрд куб. м (согласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «дочка» «Новатэка» «Арктик СПГ-2». Предполагается освоение совместно с Китайской Народной Республикой.
- «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга Ленинградской области, для поставки в Атлантику, в Южную Азию – срок 2023 год совместно с Shell. Мощность завода составляет 10 млн тонн. Договор подписан в 2017 году между «Газпром» и «Shell». Роль ресурсной базы будут выполнять не конкретные месторождения, а поставки пойдут из единой системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома».
- «Дальневосточный СПГ» – «Сахалин-1» (307 млн тонн нефти и 485 млрд куб. м газа) расчет 6,2 млн тонн. Предполагается строительство порта отгрузки СПГ для «Сахалин-1». Акционеры – «Эксон Мобил» США – 30 %, «Роснефть» – 20 %, «ONGC Videsh» Индия – 20 %, «Содеко» Япония – 30 %. «Эксон Мобил» с 1995 года оператор «Сахалин-1» с долей 30 %. В 2018 году «Эксон Мобил» вышла из совместных с компанией «Роснефть» проектов по геологоразведке из-за санкций.
- проект «Сахалин-3», 255 млн тонн и ввод нефтеналивного терминала «Ворота Арктики» (Обская губа). Проект завода по производству СПГ мощностью 5 млн т в год с возможностью расширения до 10 млн тонн. Его ресурсной базой должны будут стать месторождения проекта «Сахалин-1» – Чайво (введено в 2005 году), Одопту (введено в 2010 году) и Аркутун-Даги (введено в 2015 году) с запасами 307 млн тонн нефти и 485 млрд куб. м газа, которые разрабатываются консорциумом «Эксон Нефтегаз Лимитед» (по 30 % – у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20 % – у «Роснефти» и индийской ONGC).
Среди других проектов СПГ в Российской Арктике упоминаются:
- «Штокмановский СПГ» – проект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн тонн на ресурсной базе Штокмановского месторождения шельфа Баренцева моря с запасами 38 трлн куб. м газа. Оператором проекта должна была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51 % принадлежал «Газпрому», 25 % – французской Total и еще 24 % – норвежской Statoil Hydro.
- «Печора СПГ» – проект завода по производству СПГ мощностью 4 млн т на ресурсной базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа с общими запасами 165 млрд куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта – совместное предприятие «Роснефти» и группы «Аллтек», созданное в 2015 году.
Россия опередила США по поставкам СПГ в Европу и Азию в 2018 году. Например, в Азию РФ поставила 12,86 млн тонн, тогда как США – 10, 73 млн тонн. Первое место по поставкам СПГ в Азию занимает Австралия, потом Катар и Малайзия. Всего импорт СПГ в мире составил 313 млн тонн и по оценкам экспертов эта цифра будет расти.
Идет борьба за рынок СПГ Европы – 26 марта 2019 г. Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о противодействии энергопоставкам России в Европу. Документ носит название «О приоритете усилий по укреплению сотрудничества учреждений США с целью убедить страны Центральной и Восточной Европы диверсифицировать источники энергии и маршруты поставок, укрепить энергобезопасность Европы и помочь США достичь своих целей в области глобальной энергетической безопасности». За него проголосовал 391 депутат, против были 24.
Законопроект призван:
-
сокращать зависимость стран региона от российских поставок газа;
-
увеличивать конкуренцию на рынке;
-
поощрять инвестиции американских фирм в энергетическую инфраструктуру в Европе;
-
увеличивать экспорт энергии и технологий из США.
Следует ожидать усиления санкций США и против российского СПГ в Азию – вполне вероятен подобный законопроект о противодействии поставкам российского газа в Азию.
На этом фоне следует ожидать укрепления российско-китайского сотрудничества в Арктике. Китай уже считает проект «Ямал СПГ» – на 1/3 принадлежит КНР – китайским, как и порт Сабетта, которые входят в глобальный интеграционный и логистическо-коммуникационный проект Китая «Один пояс – один путь» (в «Ямал СПГ» 30 % у КНР, 19 % у Тоталь). Следует помнить о том, что Китай будет участвовать в проекте «Арктик СПГ-2».
Китай диверсифицирует свои проекты и проявляет интерес также к американскому проекту «Аляска-СПГ».
Среди других проектов, которые могут быть реализованы с КНР – ж/д «Белкомур» и порт Архангельск. Однако целесообразность этих проектов еще требует определённых расчетов правительства и Министерства экономического развития РФ. России необходимо привлекать в арктические энергетические проекты иностранных инвесторов, при этом соблюсти национальные интересы и интересы национальной безопасности.
Следующий тренд, который имеет значительное влияние на развитие проектов в Арктике, – таяние ледников и развитие технологий для упрощения прохождения судов по СМП.
В 2018 году наблюдался третий результат по уровню таяния льдов начиная с конца 1970 годов. Предоставляет уникальный шанс для освоения Арктической зоны и ранее недоступных залежей нефти и газа, которые насчитывают не менее 22 % от всех мировых запасов углеводородов. В 2018 году президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет, которым предусмотрено строительство шести новых тяжёлых ледоколов.
В настоящий момент Россия не только обладает самым крупным ледокольным флотом, но и является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, без которых не обходится практически ни одна сложная экспедиция в Центральной Арктике. В то время как у США в наличии есть лишь два ледокола. Это тяжёлый ледокол «Полярная звезда», второй более низкого ледового класса – «Хили». К тому же оба этих корабля работают в данное время на антарктическом направлении.
Неарктические страны также заинтересованы в использовании кратчайшего транспортного коридора из Европы в Азию – Севморпути.
В январе 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР обнародовала первую Белую книгу об арктической политике Китая, в которой говорится, что Пекин является важной заинтересованной стороной в делах Арктики. Китай не имеет территорий в Арктике, но Госсовет отмечает его «географическую близость» к полярным областям. КНР в своей стратегии определила, что «Полярный Шелковый путь» является частью более широкой китайской программы «Один пояс – один путь». Китай является одним из 13 государств-наблюдателей при Арктическом совете. Россия будет с осторожностью привлекать КНР к транспортным и инфраструктурным проектам в Арктике. Причина – необходимость опираться на использование российских оптико-волоконных и спутниковых систем связи и мониторинга. КНР рассматривает возможность участия в строительстве ж/д магистрали «Белкомур» в Архангельской области «Белое море – Коми – Урал» ОАО «Белкомур» через сотрудничество китайской корпорацией «Poly Technology» и ОАО «РЖД». А также в строительстве порта Архангельск через китайскую компанию COSCO. Среди китайских грузовых судов первым Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в 2013 году освоил «Yong Sheng». Летом 2017 года этим маршрутом прошли еще шесть китайских судов. В сентябре 2017 года китайское исследовательское судно «Xue Long» впервые осуществило рейс Северо-Западным проходом вдоль северного побережья Канады, сократив время в пути из Нью-Йорка в Шанхай на семь суток по сравнению с маршрутом через Панамский канал.
Для обеспечения национальной безопасности Россия может закрепить Севморпуть как внутренний территориальный коридор. Это возможно, так как Севморпуть проходит через территориальные воды России, что даёт ей право устанавливать правила судоходства.
Из стратегии России относительно развития АЗРФ до 2020 года следует, что главными задачами для развития Арктического региона являются:
-
создание ИТ-инфраструктуры;
-
обеспечение экологической безопасности;
-
развитие международного сотрудничества в Арктике;
-
обеспечение военной безопасности и защита границы.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» ставит задачи, среди которых развитие Севморпути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн. Важным реализуемым транспортно-инфраструктурным проектом в Арктике является «Северный широтный ход» – строящаяся ж/д магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево – с 2018 по 2022 гг. Для развития промышленности в ЯНАО и УрФО – проект «Урал промышленный – Урал Полярный», пропускная способность – около 24 млн тонн грузов в год.
Чешское отделение испанской компании «OHL ZS» инвестировало 2 млрд евро в строительство проекта «Северный широтный ход» – железную дорогу Бованенково – Сабетта, которая обеспечит транспортировку углеводородов с Бованенковского месторождения «Газпрома». Проект имеет государственное значение: его реализация будет способствовать ускорению экономического и социального развития АЗРФ. В ЯНАО расположены ключевые проекты «Газпрома», которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать основной объем российской добычи природного газа. Северный широтный ход позволит связать единой транспортной артерией месторождения «Газпрома» на полуострове Ямал в Надым-Пур-Тазовском регионе, крупнейшие города ЯНАО – Надым, Салехард, Новый Уренгой, а также строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс. СШХ снимет инфраструктурные ограничения в транспортном сообщении ЯНАО с промышленными предприятиями и портами в европейской части России. Все это позволит существенно оптимизировать логистическое обеспечение объектов «Газпрома» и сократить расстояния доставки грузов.
Не стоит рассчитывать, что санкции в скором времени будут сняты, поэтому главная задача России – приобретение современных технических средств и техники для: 1) освоения месторождений, 2) развития инфраструктуры, 3) внедрения спутниковой системы мониторинга, 4) проведения оптико-волоконной связи, 5) развития навигационного обеспечения мореплавания.
Главным драйвером развития АЗРФ будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры. Следующим этапом развития Российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы. Для обеспечения безопасности Севморпути Россия может утвердить необходимость сопровождения всех иностранных судов в акватории арктических морей. Необходимо создание системы комплексной безопасности АЗРФ.
Несмотря на санкции между арктическими странами не было охлаждения отношений. Возможно, удастся договориться о соглашении о ключевых принципах обеспечения безопасности связи и подписать соответствующий Договор об общих правилах.
Сотрудничество стран Арктического совета будет способствовать снижению напряженности в международных отношениях.