Арктическая зона является стратегически важным регионом для обеспечения политической и экономической безопасности Российской Федерации. Одним из направлений развития являются Арктические коммуникации, ожидается, что при сохранении существующей тенденции глобальных климатических изменений их интенсивность стремительно возрастет. Глобальные изменения климата уже оказывают влияние на состояние экологических систем Арктики, что уже приводит к экономическим издержкам и социальным проблемам. Для успешного планирования и осуществления мероприятий по развитию Арктических коммуникаций необходимо осуществлять учет эколого-экономических последствий изменения климата на всех уровнях планирования.
Благодаря принятию в 2009 году Климатической доктрины Российской Федерации, утвердившей цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями, климатический фактор начали учитывать при разработке стратегий развития на национальном и региональном уровнях.
Все они, так или иначе, основываются на информации, содержащейся в официальном докладе Федеральной Службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Оценка макроэкономических последствий изменения климата на территории Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу». Согласно этому документу Российская Арктика в течение ближайших 20-40 лет столкнется экономическими вызовами, обусловленными долгосрочным стрессом для биоразнообразия, сокращением видов ввиду исчезновения уникальных мест обитания флоры и фауны. Прогнозируется трансформация экологических и климатических проблем в политико-экономические. Ожидаются проблемы в межгосударственных отношениях, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием транспортных путей и биоресурсов, делимитацией континентального шельфа. Среди положительных моментов изменения климата отмечается увеличение продолжительности летней навигации и развитие в связи с этим морского судоходства, включая морские перевозки и туризм, в первую очередь по Северному морскому пути, облегчится доступ по морю к природным ресурсам Арктики, включая месторождения энергоносителей на шельфе ледовитого океана, что откроет новые возможности для экономики, но одновременно породит дополнительные угрозы для окружающей среды.
К таким драматическим изменением необходимо быть готовым, иметь сценарии развития и на их основании разработанные меры по адаптации к эколого-экономическим последствиям изменения климата. Существующие сценарии развития Арктической зоны РФ разработаны как элементы региональных стратегий развития, сценарии для отдельных случаев можно найти в научных статьях.
Российским законодательством к Арктической зоне отнесены следующие административные единицы, входящие в Баренц регион: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, некоторые муниципальные образования Архангельской области (Архангельск, Мезенский район, Новая Земля) и республики Коми (Воркута). Сценарии, содержащиеся в стратегических и других нормативно правовых документах этих регионов, стратегиях развития Арктической зоны РФ и северо-западного федерального округа в разделах «сценарии», «видение», «ожидаемые результаты реализации стратегии», имеют максимальный горизонт планирования до 2030 и неопределенно «на дальнейшую перспективу».
Среди множества сценариев можно выделить два подхода «иннерционный» и «инновационный», все стратегические документы делают выбор в пользу «инновационного» сценария развития, при котором нас ожидает тесное сотрудничество полярных стран по широкому спектру направлений.
Основу экономического роста в российской Арктике по прежнему будет составлять добывающая промышленность (в любых сценариях), при этом климатические изменения облегчают доступ к шельфовым месторождениям, что приводит к увеличению количества нефтедобывающтх проектов (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ). В тоже время климатические изменения приводят к увеличению рисков аварий, разрушения инфраструктуры, расположенной в прибрежной зоне (Мурманская и Архангельская области) и в зоне вечной мерзлоты (НАО).
Уменьшение ледяного покрова и увеличением периода навигации приведет к увеличению интенсивности морских перевозок по Северному морскому пути, что способствует развитию логистических центров (Мурманская и Архангельская области), судостроения (Архангельская область) и машиностроения (Архангельская область, для обеспечения шельфовых проектов), туристско-рекреационного бизнеса (по причине улучшения транспортной доступности). Возрастает потребность в высоко квалифицированных кадрах и новых технологиях. При этом все сценарии предполагают дальнейшее сокращение постоянного населения Арктической зоны за счет отъезда в центральные и южные регионы РФ, что наряду со старением населения приведет к недостатку трудовых ресурсов. Данная проблема будет решена путем повышения производительности труда и использования новых технологий. Роль научных центров и университетов возрастает.
Неравномерное изменение биопродуктивности арктических морей приводит к повышению уловов в одних районах и уменьшению в других [14] что наряду с увеличением выловов приносит риски для рыбодобычи (Мурманская и Архангельская области, НАО) и требует улучшения прогнозирования рыбозапасов, а для балансировки показателей рыбодобычи будет развиваться аквакультура (Мурманская бласть).Увеличивающаяся биопродуктивность лесов, продвижение границы леса на север будет способствовать дальнейшему развитию лесной отрасли (Архангельская область, республика Коми).
Отступление границы тундры (НАО), изменение режима ледостава, продвижение на север возбудителей заболеваний животных приводит к уменьшению кормовой базы, возникновению эпизоотий, что повышает риски потери продукции в оленеводстве (НАО, Мурманская область).
Коренное население саамы и ненцы испытывают риски здоровью за счет новых инфекций, ухудшения условий для хранения пищевых продуктов, изменения режима питания и нарушения традиционного образа жизни за счет повышения транспортной доступности и увеличения контактов с некоренным населением (Мурманская и Архангельская области, НАО).
Увеличение частоты неблагоприятных явлений погоды, переходов температуры через «0», изменение гидрологического режима рек, увеличение штормовой активности на море, повышение температуры приводят к подтоплению населенных пунктов, обрушению берегов, более быстрому износу коммунальной инфраструктуры, повышению пожароопасности. Именно этот прогноз уже сейчас используется при разработке ведомственных программ и регламентов Министерства по чрезвычайным ситуациям, региональных и муниципальных программ повышения готовности к чрезвычайным ситуациям.
Инерционные сценарии к рискам, обусловленным климатическими изменениями, добавляют экономические и политические.
Таким образом, сценарии развития показывают, интенсивность Арктических коммуникаций будет расти, что принесет не только экономические выгоды, но и существенные проблемы, в том числе экологические.
Возможные социально-экономические последствия изменения климата в Арктике по материалам работы [15] сведены в таблицу ниже.
В этих условиях важнейшими задачами обеспечения экологической безопасности добычи и морской транспортировки энергетических ресурсов при осуществлении морских операций по СМП становятся:
-
выявление и мониторинг основных источников загрязнения экосистем арктических морей при различных сценариях развития системы транспортных перевозок;
-
определение направлений и расчет переноса загрязнений дрейфующими льдами;
-
выявление особенностей гидрометеорологического режима морей Арктики и влияния климатической системы на безопасность морских перевозок.
-
формирование допустимых показателей обеспечения безопасности морских перевозок для обеспечения экологической безопасности на арктическом шельфе;
-
анализ основных характеристик изменчивости состояния ледового покрова и его динамики во времени и пространстве;
-
ранжирование чрезвычайных ситуаций и разработка стратегии действий в случае их возникновения;
-
анализ ледовых повреждений ледоколов и транспортных судов с учетом технических особенностей флота, физической природы и пространственно-временной изменчивости показателей сжатия льдов, вероятности столкновений судов с айсбергами;
-
разработка системы управления безопасностью морских операций и экологической безопасности в Арктике.
Рост доступности Арктики, открывая возможности для расширения добычи природных ресурсов, также требует увеличения объема перевозок, т.е. в свою очередь провоцирует экологическую нагрузку. Удаленность и разреженность арктических портов требует, чтобы каждый порт, способствуя местной и международной торговле, минимизировал негативные воздействия на окружающую среду.
Возрастающая нефтегазовая активность в Арктике несет целый комплекс угроз для уникальной арктической экосистемы, являющейся средой обитания разнообразных и уникальных видов животных и растений, а также территорией проживания коренных народов Севера. При этом даже небольшие разливы нефти могут иметь катастрофические последствия для хрупкой экологии Арктики.
Возникает необходимость не только обеспечения системы мониторинга, но и разработки мер раннего обеспечения тесного взаимодействия в вопросах защиты арктической экосистемы и реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике с другими государствами как в вопросах поиска и спасания на море, так и готовности устранения и предотвращения морских нефтяных загрязнений в Арктике.
Литература:
1. Россия и сопредельные страны: природоохранные, экономические и
социальные последствия изменения климата. WWF России, OXFAM. - М., 2008. – 64 с.
2.Коренные жители Кольского полуострова страдают от изменений климата. Режим доступа: http://www.clicr.ru/post/show/id/39
3. А.Н. Давыдов, Г.В. Михайлова. Изменения климата и условия жизни в Арктике в восприятии ненцев острова Вайгач // Экология человека. 2013.№2. С. 29-34.
4.Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации».
5.Оценка макроэкономических последствий изменения климата на территории Российской Федерации на период до 2030 и дальнейшую перспективу. Под редакцией В.М. Катцова, Б.Н. Порфирьева. Москва. 2010.
6.Указ Президента РФ от 02.05.2014 N 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
7. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 и на период до 2025 года, утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП,20.
8. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого Автономного округа, утверждена постановлением Совета депутатов НАО от 22.06.2010 № 134- сд.
9. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года.
Режим доступа: http://dvinaland.ru/-6132jm80
10. Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 (в редакции от 12.02.14) № 45.
11. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Воркута», утверждена решением Совета депутатов МО городского округа «Воркута» от 23.12.2014 №638.
12. Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Президентом РФ.
13. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 №2074-р.
14. Г.Г. Матишов, А.М. Брехунцов, С.Л. Дженюк. Исследования Карского моря на современном этапе освоения российской Арктики. Арктика:экология и экономика №1(9), 2013. С. 4-11.
15. Ключникова Е. М., Исаева Л. Г., Маслобоев В. А., Алиева Т. Е., Иванова Л. В., Харитонова Г. Н. Сценарии развития ключевых отраслей экономики Мурманской области в контексте глобальных изменений в Арктике. // Арктика: экология и экономика № 1 (25), 2017 Арктика: экология и экономика № 1 (25), 2017. С. 19-31.