Ускоренное освоение Арктической зоны России и увеличение грузооборота Северного морского пути (СМП) выступают в качестве приоритетов экономического развития страны. Ключевым условием достижения поставленных целей является расширение ледокольного, грузового и вспомогательного флота. В статье дается обзор современного состояния судостроительной отрасли России в части производства судов и морской техники для нужд Арктики по таким сегментам, как ледокольный, транспортный, портовый и дноуглубительный флот, выявляются преимущества и ограничения ведущих проектных, судостроительных и судоремонтных предприятий и организаций, делается прогноз по количественным параметрам развития судостроения с учетом индикативных показателей освоения Арктической зоны России и СМП в срок до 2024–2030 гг.
Судостроительная отрасль России включает около 600 предприятий, 42 % которых сосредоточены в Северо-Западном федеральном округе. Крупнейшим судостроительным холдингом России, в который входят около 40 предприятий (проектно-конструкторские бюро и специализированные научно-исследовательские центры, верфи, судоремонтные и машиностроительные предприятия), является «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). На ОСК приходится порядка 80 % судостроительного потенциала России.
Крупнейшими судостроительными и проектными организациями для арктических судов и морской техники являются: Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, Выборгский судостроительный завод, Крыловский государственный научный центр, Производственное объединение «Севмаш», Судостроительный комплекс «Звезда» и Центр судоремонта «Звездочка».
«Адмиралтейские верфи». Производственные мощности и оснащение верфи позволяют строить суда водоизмещением до 70 тыс. т. В секторе надводного судостроения для Арктики – проекты арктического танкера, танкеров для одновременной транспортировки нескольких видов грузов, дизель-электрического ледокола, ледокольного противопожарного буксира, судов-спасателей и научно-экспедиционных судов.
«Балтийский завод». Специализируется на строительстве судов ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков. Завод располагает тремя построечными местами – двумя стапелями и одним эллингом. Стапель «А» длиной 350 м – самый большой в России, что позволяет строить суда водоизмещением до 100 тыс. т. В настоящее время по контракту с «Росатомфлотом» строятся три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
«Выборгский судостроительный завод». Верфь ориентирована на строительство глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения глубоководных и шельфовых месторождений; строительство стационарных добывающих платформ; строительство глубоководных самоподъемных буровых платформ нового поколения; строительство ледоколов, судов ледового класса, судов снабжения. Основные проекты верфи для Арктики: линейный дизель-электрический ледокол 21900М (16 МВт), портовый ледокол Arc124, ледокольное судно обеспечения проекта Aker ARC 130A, средние рыболовные траулеры.
«Крыловский государственный научный центр». Один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Основные направления деятельности: исследования в области морской и речной техники, гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики; проектирование электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов; проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.
«Производственное объединение «Севмаш»». Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 тыс. м2, что позволяет строить суда с шириной корпуса до 38 м, водоизмещением до 100 тыс. т, а также плавучие технические сооружения и морские нефтедобывающие платформы по длине и ширине до 126 м и высоте до 100 м. Для нужд арктического судостроения предприятие строит морские буксиры, несамоходные лихтеры и плавучие доки грузоподъемностью от 1700 до 25 000 т.
«Судостроительный комплекс «Звезда»». Первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. В 2016 г. введена в эксплуатацию первая очередь верфи – блок корпусных производств, окрасочные камеры и тяжелый достроечный стапель для производства среднетоннажных судов и морской техники. Вторая очередь предусматривает введение в эксплуатацию крупнейшего в России сухого дока и производственных цехов полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники. Также запланировано открытие производственных цехов для строительства оффшорной морской техники. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств будет завершен к концу 2024 г. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть» в рамках эксклюзивного соглашения о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях, а также контрактов на проектирование, строительство и поставку многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса. В декабре 2018 г. заключено опционное соглашение с «Новатэком», и производственные мощности «Звезды» зарезервированы под строительство 15 газовозов для будущего проекта «Арктика-СПГ». Правительством РФ определено, что «Звезда» станет единственным исполнителем строительства трех ледоколов серии «Лидер». Суда будут строиться в кооперации с «Балтийским заводом» и другими российскими предприятиями, которые будут изготавливать отдельные узлы и агрегаты.
Центр судоремонта «Звездочка». Судоремонтный и судостроительный комплекс. Площадь – 147 га. Верфь имеет два эллинга, рассчитанных на ремонт и постройку кораблей и судов водоизмещением до 15 тыс. т. Док-камера обеспечивает подъем-спуск судов шириной до 25,5 м и длиной до 170 м. На верфи освоено строительство технологически насыщенных многоцелевых судов ледового класса, рыбопромысловых траулеров, судов-площадок и буксиров, водоизмещением до 7 тыс. т. «Звездочка» – единственная российская верфь, освоившая полный цикл строительства самоподъемных плавучих буровых установок. Также верфь в состоянии изготавливать вспомогательные несамоходные плавсредства (понтонные мосты, плавучие причалы, баржи).
Проектом Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 г. предусматривается расширение инструментов государственной поддержки судостроительной отрасли, в частности:
· Запрет на использование новых иностранных судов для перевозок нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике. С января 2019 г. введены поправки к Кодексу торгового мореплавания, согласно которым за судами под российским флагом закрепляется исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории СМП, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Норма «до первого пункта выгрузки или перегрузки» распространяется на вывоз продукции из акватории СМП до любого пункта назначения как на территории России, так и за рубежом и затрагивает все направления прямого вывоза на рынки стран Азии и Европы. С 30.01.2019 г. иностранным собственникам судов при соблюдении ряда условий предоставлена возможность получения права плавания под российским флагом путем регистрации в Российском открытом реестре судов.
· Предоставление судовладельцам права на налоговые и другие льготы при условии регистрации судов в Российском морском регистре судоходства (в том числе затрагивающие НДС, налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды).
· Распространение механизмов лизинга на дорогостоящее судовое комплектующее оборудование отечественного производства.
· Предоставление российским компаниям субсидий в целях приобретения гражданских судов российской постройки путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам.
· Предоставление организациям судостроения государственных гарантий по привлекаемым кредитам для осуществления основной и инвестиционной деятельности.
В России реализуется государственная кластерная политика, которая сфокусирована как на поддержке промышленного развития, так и на стимулировании развития точек инновационного роста в регионах. В 2012 г. были созданы два региональных кластера в сфере судостроения, которые по результатам конкурсного отбора Министерства экономического развития РФ вошли в перечень инновационных территориальных кластеров: судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области и инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края.
Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области объединяет 41 предприятие, среди ключевых направлений деятельности которых можно выделить следующие:
· строительство современных морских сооружений (суда и платформы, конструкции подводной инфраструктуры), специального оборудования для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, включая подводные роботизированные комплексы;
· строительство судов ледового класса, в том числе атомных ледоколов;
· изготовление изделий машиностроения для предприятий нефтегазового и энергетического комплексов, включая комплекты технологического оборудования, комплекты упаковочные для хранения отработанного ядерного топлива атомных электростанций;
· строительство, модернизация и ремонт атомных и дизель-электрических подводных лодок, кораблей и судов различных классов;
· проектирование и производство пропульсивных установок и их компонентов (гребных винтов всех типов, винтов регулируемого шага, подруливающих устройств, водометов, движительно-рулевых колонок).
Перспективные проекты кластера включают формирование сервисного центра ремонта судов, морских платформ и технических средств для работы в Арктической зоне, участие компаний Архангельской области в проекте «Арктик СПГ-2» (создание сборочно-монтажных площадок), строительство промысловых судов для прибрежного лова, транспортных судов смешанного плавания, производство судового комплектующего оборудования.
В целях развития судостроительных кластеров Министерством промышленности и торговли РФ заявляется запуск программы конкурсной поддержки совместных инновационных проектов в кластерах с участием судостроителей и смежных производств (двигателестроение, радиоэлектроника и производство средств связи, станкостроение, производство конструкционных материалов и химических веществ, металлообработка). Также планируется оказание поддержки со стороны региональных органов власти посредством введения специальных налоговых режимов, создания индустриальных парков и технопарков, специализированных центров сертификации, инжиниринга, прототипирования и промышленного дизайна. Предполагается формирование пояса малых инновационных предприятий и производственных и сервисных компаний вокруг крупных предприятий судостроительной промышленности, обеспечивающих развитие цепочек поставок, использование механизмов аутсорсинга и субконтрактации, создание центров компетенций, применение механизмов трансфера знаний.
Одним из приоритетов политики России в Арктике является развитие СМП, в частности – увеличение грузооборота по нему до 80 млн тонн к 2024 г., что обозначено указом президента РФ. 96 % грузов, которые перевозятся по СМП, составляют СПГ, нефть, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, 4 % – строительные материалы и различное промышленное оборудование [3, 4], поэтому ключевым условием достижения поставленной цели является расширение ледокольного, грузового (в первую очередь, танкерного) и вспомогательного флота. В частности, для обеспечения роста объема грузоперевозок по СМП до 2026 г. необходима постройка двух ледоколов проекта 22220 (в дополнение к строящимся «Арктике», «Сибири» и «Уралу»), а также дополнительно четырех ледоколов на СПГ мощностью 40 МВт. Также необходимо создание одного ледокола «Лидер» в срок до 2026 г., а после 2030 г. – еще двух ледоколов данного проекта. Потребность российского флота в дизельных ледоколах для полноценного выполнения программы развития СМП составляет около 10 новых судов мощностью порядка 20 МВт. Также существует дополнительная потребность в мелкосидящих атомных ледоколах с ледопроходимостью около 2 м, способных работать в мелководных прибрежных районах и устьях рек, а также в буксирах с высоким ледовым классом различных размеров и мощности, осуществляющих ледокольное обеспечение и иные функции в замерзающих портах. Для полного закрытия всех требуемых позиций, однако, наблюдается нехватка необходимой производственной базы и опыта применения современных технологий. Доля импортных составляющих в российских судостроительных проектах достигает 70 %. Не освоено производство судовых главных двигателей мощностью более 10 МВт, радионавигационного оборудования и других комплектующих. На многих российских производствах отсутствуют средства межцехового транспортирования и погрузки крупногабаритных и тяжеловесных сборочных единиц. Сохраняется дефицит крупногабаритных построечных мест, ограничивающих возможности строительства крупнотоннажных судов.
Основные технологические потребности:
· строительство судов и надводных кораблей крупноблочным способом;
· изготовление корпусных конструкций и элементов систем «в чистый размер» в единой системе допусков;
· использование оптико-электронных компьютеризированных систем измерений; использование средств автоматизации и роботизации производства;
· работы по 3D-моделям судов и кораблей.
Применение инструментов государственной поддержки должно быть направлено на снижение технологической и инженерной зависимости России от зарубежных разработчиков и производителей по таким позициям, как суда различных типов и назначений, двигатели, винто-рулевые устройства, спасательные средства коллективного пользования, палубное оборудование.
Литература
1. Коваленко А.С., Моргунова М.О., Грибковская В.В. Инфраструктурная синергия Северного морского пути в международном контексте // Энергетическая политика. 2018. № 4. С. 57 – 67.2. Малышева Н. Открывая ворота Арктики // Порт Ньюс. 2018. С. 14 – 15.
3. Чернов В. Ледоколов много не бывает // Порт Ньюс. 2018. С. 20 – 21.