USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

20 мин
203

Предынвестиционное проектирование верхних строений морских нефтегазопромысловых платформ с применением онтологического моделирования

Наиболее распространенным типом морских нефтегазопромысловых сооружений является морская стационарная платформа, ключевой элемент которой, верхнее строение, как правило, превышает по стоимости опорное основание. На успешность и эффективность реализации проекта напрямую влияет качество выполняемых работ по предынвестиционному проектированию. Для создания цифровых систем поддержки комплексного проектирования верхних строений морских платформ необходима формализация и структурирование знаний о предметной области, что может быть достигнуто за счет разработки онтологической модели. В рамках выполненного исследования на базе программного комплекса Protégé была разработана онтологическая модель ВСП, включающая в себя систему классов и набор атрибутов. Онтологическая модель верхнего строения морской платформы, являясь, по сути, базой знаний, за счет интероперабельности может выступать в качестве информационного ядра для разработки интеллектуальной цифровой системы поддержки предынвестиционного проектирования.

Предынвестиционное проектирование верхних строений морских нефтегазопромысловых платформ с применением онтологического моделирования

Ключевые слова: верхнее строение, морское нефтегазопромысловое сооружение, предынвестиционное проектирование, семантические технологии, онтологическое моделирование, цифровой инжиниринг.


Верхнее строение морской платформы (ВСП) является сложной системой, состоящей из большого количества подсистем. Также ВСП является составляющим элементом других систем, более высокого уровня, таких как МНГС, проект освоения морского нефтегазового месторождения, экосистема морской акватории, нефтегазовая компания, регион, государство и т.п. Каждая из этих систем имеет свои цели, которые нередко могут противоречить друг другу. При этом все эти системы связаны между собой большим количеством прямых и опосредованных связей. В азработанной в иерархии системы морского нефтегазового месторождения предложены следующие уровни системы: наднациональный, национальный, уровень региона и отрасли, уровень месторождения и комплекса (МНГК), объекта (МНГС), модулей, узлов, элементов. Для каждого из данных уровней определены свои цели, оказывающие влияние на соседние элементы иерархий.

Множество целей и взаимосвязь систем определяют факторы влияния, которые требуется учитывать при проектировании ВСП [6]. Учет всех целей, взаимосвязей, ограничений сложной системы требует оперирования огромными массивами разнородных данных, что требует использования интеллектуальных цифровых систем. Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 г. [4], прогнозируется активное использование искусственного интеллекта, а также внедрение инновационных продуктов и передовых цифровых решений для задач отрасли.

В основе любой интеллектуальной цифровой системы должна находиться база знаний о предметной области проектирования, для разработки которой может применяться онтологическое моделирование. Исходя из этого в рамках данной работы была поставлена следующая цель: разработать онтологическую модель верхнего строения морской нефтегазопромысловой платформы.

Основные понятия онтологического моделирования

Одной из наиболее актуальных проблем развития информационных технологий является доведение до промышленной эксплуатации технологий, позволяющих строить комплексные модели и решать с их помощью те оптимизационные, аналитические и оперативные задачи, которые не могут быть решены другими способами [8].

Традиционный способ решения любых оптимизационных задач с применением математического моделирования, согласно [8], сводится к:

  • формализации фрагмента предметной области таким образом, который позволяет отразить ее характеристики, существенные для оценки результата;
  • выбору способа представления характеристик в виде чисел, установлению зависимостей между характеристиками;
  • разделению характеристик на заданные в качестве ограничений и подлежащие оптимизации;
  • поиску экстремальных значений оптимизируемых характеристик.

Главным недостатком такого подхода является излишнее упрощение моделируемой ситуации или недостаточность математического аппарата для удовлетворительного описания характеристик и отношений между объектами в модели, ввиду чего полученный результат может существенно отличаться от реальной ситуации. Например, распространенным способом является рассмотрение системы как «черного ящика», при котором рассматриваются только входные и выходные параметры системы, не принимая во внимание ее структурные особенности. Сама работа системы при этом описывается эмпирическими закономерностями, которые при изменении параметров не позволяют корректно предсказывать ее поведение. К недостаткам стандартного моделирования также можно отнести то, что любая модель является отражением определенной теории, ввиду чего при ее изменении (в связи с неудовлетворительностью результатов) требуется полная перестройка всей модели [8].

Одним из наиболее многообещающих направлений для решения подобных задач является использование семантических технологий [8]. Семантические технологии – это набор способов представления и использования концептуализированной информации в электронном виде [8]. Идея «семантической паутины», предложенная Тимом Бернерс-Ли, подразумевает, что узлы семантической сети могут предоставлять информацию не только в виде сигнала (текста, картинки и т.п.), но и в формализованном представлении, которое позволит алгоритмам обрабатывать смысл информации [8]. Таким образом, переход с традиционных IT-решений на семантические технологии является переходом от работы с данными к работе со знаниями (онтологиями).

Онтология как способ познания представляет собой учение о существе или сущности, бытии, сути [9]. С точки зрения информатики онтология – это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы, состоящей из структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области [9]. Таким образом, по сути своей онтология является метаописанием предметной области.

Разница между «данными» и «знаниями» заключается в способе восприятия и использования информации. Для восприятия и использования данных человеку необходимо выполнять интерпретацию, выявление их смысла и его перенос на интересующую часть реальности (в тех случаях, когда это делает программный алгоритм – ситуация принципиально не меняется, так как способ интерпретации данных все равно задан человеком). Представленные же в электронной форме знания могут восприниматься непосредственно, так как они уже выражены при помощи того понятийного аппарата, которым пользуется человек. Кроме того, с такими знаниями (онтологиями) могут выполняться и полностью автоматические операции – получение логических выводов. Результатом этого процесса станут новые знания [8].

В рамках исследования предлагается использование онтологической модели как основы для формирования базы знаний и работы с базами данных. База данных (БД) – организованная совокупность данных с их описанием, предназначенная для обработки на ЭВМ при решении задач в автоматизированных системах [9]. База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, обладающих внутренней структурой и связанных между собой системой различных отношений. Т.е. БЗ является дальнейшим развитием БД. БЗ содержит систему знаний о проблемной области как части объективного мира со всеми взаимосвязями, существующими между ее элементами и динамикой их изменения [9].

Таким образом, задачей онтологического моделирования является создание формализованных электронных моделей (баз) знаний, которые могут предназначаться для:

  • имитационного моделирования процессов с целью их оптимизации;
  • быстрого получения логических выводов на основании большого количества информации, с целью поддержки принятия решений;
  • обеспечения доступности для восприятия пользователей больших объемов сложно структурированной информации и обмена знаниями между людьми;
  • решения ряда технических задач, прежде всего в области интеграции информационных систем [8].

Рассматривая вопрос принятия решений важно понимать, что онтологическое моделирование только оказывает поддержку, максимально обеспечивая человека информацией, требуемой для осознанного их принятия, а также предсказывая последствия тех или иных вариантов решения для того, чтобы человек мог оценить их приемлемость с учетом ценностных установок [8].

Онтологический анализ – выявление в актуальной части реального мира дискретных составляющих (объектов, классов объектов), создание системы терминов данных объектов, определение их фундаментальных свойств и взаимосвязей между ними. Результатом онтологического анализа является онтология предметной области [9, 10], она же – онтологическая модель предметной области. Предметная область – часть реального мира, рассматриваемая в пределах данного контекста (под контекстом может пониматься область исследования или объект некоторой деятельности) [11]. Таким образом, онтологический анализ по сути своей является онтологическим моделированием. Основная задача онтологии – точная спецификация предметной области.

Базисным способом выражения информации в онтологических моделях является триплет – синтаксическая структура, состоящая из подлежащего (сущность, о которой сообщается информация), сказуемого (свойства, значение которого задается для данного объекта – предикат) и дополнения (свойство или сущность, связываемые через предикат с подлежащим) [8]. Таким образом, вся информация, содержащаяся в онтологической модели, выражается в виде элементарных выражений, а сама модель представляет собой набор триплетов.

Онтологическая модель, представляя собой набор логических утверждений, позволяет определять правила поведения объектов и предсказывать таким образом последствия тех или иных решений и действий [8]. Исходя из этого можно определить один из ключевых способов использования онтологических моделей – перенос знаний от носителя к пользователю [8]. Для использования базы знаний, разработанной инженером на базе онтологии, не требуется такой же уровень погружения в предметную область: разработанная семантическая модель путем задействования логического аппарата выдаст результат в соответствии с заложенными в нее знаниями (например, от инженера, способного сформулировать правила и регламенты выполнения технологической операции, к исполнителю данной операции).

Также важным способом применения онтологических моделей является перенос информации между различными средами или между человеком и средой. Онтологическая модель в данном случае будет обеспечивать единство языка между участниками обмена [8]. Данное свойство онтологий носит название интероперабельность (от англ. Interoperability) – способность продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими продуктами или системами без ограничений [11].

Процедура создания онтологической модели, согласно [8], включает в себя выполнение следующей последовательности шагов: декомпозиция, идентификация, классификация, описание свойств, присвоение значений и установка связей.

Онтология ВСП

Цель данного исследования заключается в совершенствовании подходов к предынвестиционному проектированию верхних строений морских платформ. Онтологическое моделирование позволяет за счет формализации знаний о ВСП установить структурные, функциональные и причинно-следственные связи между элементами, обеспечить согласование терминов и понятий между участниками процесса проектирования и осуществлять поддержку принятия решений, что позволяет вывести предынвестиционное проектирование на принципиально новый уровень за счет интеллектуального подхода к процессу.

Для реализации онтологии верхнего строения морской платформы был выбран язык описания онтологий OWL (Ontology Web Language). OWL – это язык, базирующийся на направлении Semantic Web, служащий для представления web-онтологий предметных областей и одобренный консорциумом W3C [12]. Преимуществом языка OWL является богатая семантическая выразительность и поддержка логического вывода.

Язык OWL использует синтаксис XML, удобный для компьютерного анализа, но не всегда удобный для восприятия человеком. Поэтому обычно для документов с онтологиями, написанными на языке OWL, используют специализированные программы отображения, например Protégé [13]. Protégé является одним из наиболее развитых бесплатно распространяемых редакторов онтологий и фреймворков баз знаний. При необходимости Protégé позволяет осуществлять трансляцию всех разработанных в нем онтологий в другие языки семантической разметки, например в RDFS, а также подключать различные плагины, позволяющие осуществлять визуализацию онтологий, бесконтекстный поиск по онтологиям и т.д. [12].

Основной акцент в разрабатываемой онтологической модели был сделан на формализации представления о структурных и функциональных аспектах ВСП, позволяющей дальнейшее использование модели в инженерных и аналитических системах.

В основу модели были положены действующие нормативные документы, используемые в отечественной практике проектирования морских нефтегазопромысловых сооружений, в частности в качестве основных можно выделить:

  • ГОСТ Р 70831-2023 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Правила проектирования и строительства [14];
  • НД 2-020201-027 Правила классификации и постройки морских стационарных платформ [15].

Разработанная онтологическая модель является открытой и дополняемой структурой, верхний уровень которой состоит из следующего набора классов: партономия ВСП, таксономия ВСП, функции и процессы ВСП, объекты деятельности ВСП, интерфейсы ВСП, нормативные требования.

Для установления взаимосвязей между элементами классов, помимо встроенных в Protégé структурных предикатов, были определены следующие объектные свойства-связи (object properties): состоять из; выполнять функцию; являться объектом функции; иметь интерфейс с; соответствовать требованиям.

Для описания характеристик объектов онтологии были определены следующие свойства-литераллы (data properties):

  • количество;
  • масса;
  • размерные характеристики: высота; длина; ширина; объем; площадь; давление; расход; температура; мощность.

Построенная онтологическая модель содержит более 600 триплетов, описывающих предметную область. Рассмотрим структуру разработанной онтологии чуть более подробно.


Партономия ВСП описывает структуру сооружения с точки зрения функциональных блоков. В составе ВСП в соответствии с [14, 15] выделяются следующие подклассы:

· Буровой комплекс: комплекс сооружений, оборудования, машин и механизмов, обеспечивающий выполнение технологических операций по строительству скважин с помощью бурильного инструмента [14]. В состав бурового комплекса входят:

  • Основное оборудование и системы бурового комплекса (буровая вышка с комплектом оборудования, опорная рама с гидроприводным оборудованием, циркуляционная система и др.);
  • Вспомогательные системы бурового комплекса (система гидравлики, система сжатого воздуха, система инертного газа и др.).
  • Технологический комплекс: комплекс нефтегазового оборудования, предназначенный для выполнения технологических процессов добычи, сбора, переработки и транспортировки скважин с морской платформы [14]. В состав технологического комплекса входят: основные системы технологического комплекса (система сбора скважинной продукции, системы подготовки продукции, система отгрузки продукции и др.); вспомогательные системы технологического комплекса (система водяного охлаждения, система технологической пресной воды, система сжатого воздуха и др.).
  • Энергетический комплекс: комплекс оборудования, систем трубопроводов с арматурой и КИПиА, предназначенный для обеспечения потребителей МНГС необходимыми энергоресурсами: электрической энергией, тепловой энергией (теплоносителем), паром [14]. В состав энергетического комплекса входят: энергетичесекая установка (основная энергоустановка, вспомогательная энергоустановка, аварийная энергоустановка, системы, обслуживающие энергоустановки); электроэнергетическая система (основная энергоустановка, вспомогательная энергоустановка, аварийная энергоустановка, сети освещения и др.).
  • Жилой блок: функционально законченная блочная, модульная или блочно-модульная конструкция верхнего строения многофункционального МНГС, предназначенная для размещения обслуживающего персонала [14]. В состав жилого блока входят: жилые и общественные помещения; административные помещения; камбузный, прачечный и медицинский блок; санитарно-гигиенические помещения.
  • Комплекс обеспечения вертолетов: элемент морской платформы, предназначенный для посадки и обслуживания вертолетов [15]. Включает в себя вертолетную площадку и средства обеспечения вертолета.
  • Комплекс судовых устройств и инженерных систем: совокупность систем и устройств, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности морской платформы. Включает в себя: судовые устройства (грузоподъемные устройства, комплекс спасательных средств, сигнальные средства и др.); инженерные системы (система отопления и теплоснабжения, система вентиляции, система кондиционирования воздуха, система пожаротушения и др.).




Таксономия ВСП описывает структуру с точки зрения материальных объектов и ресурсов, из которых состоит сооружение. Включает в себя металлоконструкции, оборудование, трубопроводы и запорно-регулирующую арматуру, приборы и устройства, кабельную продукцию и инвентарь.

Функции и процессы ВСП: включает в себя набор основных функций и процессов, выполняемых сооружением в процессе освоения месторождения, в том числе:

  • Бурение и ТКРС: набор функций, связанных с работой со скважинами;
  • Работа с ресурсами: набор функций и процессов, направленных на работу с потоками ресурсов (углеводородная продукция, энергетические ресурсы и др.);
  • Обеспечение жизнедеятельности платформы: набор вспомогательных функций, обеспечивающих выполнение морской платформой основных функций в рамках работ по освоению запасов месторождения
  • Размещение персонала;
  • Прием и отправка вертолетов.

Объекты деятельности ВСП: включает в себя набор объектов, на которые направлены основные и вспомогательные функции морской платформы в рамках производственной деятельности сооружения, в том числе: месторождение, скважины, ресурсы, персонал, вертолетная техника.

Интерфейсы ВСП: включает в себя основные узлы, по которым ВСП взаимодействует с окружающими объектами, в том числе: опорная часть морской платформы, внешние трубопроводы и кабели.

Нормативные требования: описывает структуру нормативно-правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации морских нефтегазопромысловых сооружений. Данный класс включает следующие подклассы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, технические регламенты, Указы Президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации, Кодексы Российской Федерации, международные договоры, нормативно-правовые акты органов государственной власти, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, межгосударственные и национальные стандарты, международные стандарты, своды правил, правила регистров, ведомственные стандарты, отраслевые стандарты, методические указания, методики и инструкции.

Разработанная онтология верхнего строения морской нефтегазопромысловой платформы позволяет повысить качество выполнения работ по предынвестиционному проектированию за счет следующих преимуществ:

1) Формализация и стандартизация знаний о предметной области:

  • Онтология обеспечивает формализованное, машиночитаемое описание объектов, функций, связей, процессов и требований в контексте предметной области;
  • Однозначная идентификация объектов минимизирует риски неоднозначной интерпретации между пользователями онтологической модели.

2) Поддержка систем цифрового инжиниринга и автоматического проектирования:

  • Онтология позволяет получить структурированную иерархию сложной системы верхнего строения морской платформы;
  • Связь разнородной информации (функции, процессы, элементы, нормативная документация, характеристики и т.п.) в единую модель, что позволяет обеспечить комплексный подход к предынвестиционному проектированию ВСП;
  • Возможность извлечения информации и знаний из онтологии путем формирования запросов;
  • Онтология позволяет решать задачи автоматического конфигурирования верхних строений морских платформ под заданные требования и ограничения, что является важнейшим элементом работы систем автоматического проектирования;
  • Настройка взаимосвязей в онтологии позволяет упросить процессы моделирования взаимодействий между элементами верхнего строения, а также между ВСП и объектами внешней проектной среды, что существенно повышает возможности прогнозирования поведения системы на всех этапах жизненного цикла;
  • Интероперабельность онтологии, позволяющая упростить интеграцию в единый комплекс других элементов цифрового инжиниринга (расчетные модели, CAD-системы, модули поддержки принятия решений и т.п.).

Важно отметить, что разработанная онтологическая модель не является исчерпывающей и обладает открытостью, что создает задел для ее дополнения и интеграции с другими онтологиями, а также использования на всех стадиях жизненного цикла сооружения (от проектирования до ликвидации). Ключевой задачей данного исследования было разработать базовую онтологию, удовлетворяющую задачам предынвестиционного проектирования ВСП и создать задел для дальнейшего развития данной тематики. В связи с этим можно выделить следующие основные направления для развития разработанной модели:

  • Расширение глубины и ширины разработанной онтологии ВСП: добавление новых объектов (классы, индивиды, свойства), повышение детализации существующих.
  • Интеграция модели в состав системы интеллектуального цифрового инжиниринга ВСП.
  • Интеграция с онтологиями внешних предметных областей, таких как морское нефтегазопромысловое сооружение, морское месторождение углеводородов и т.п.
  • Интеграция с цифровыми двойниками: онтология может выступать в качестве семантического ядра для создания цифрового двойника сооружения, что позволяет полноценно контролировать всю технологическую цепочку процесса освоения запасов месторождения, решать задачи имитационного моделирования, выполнять мониторинг и диагностику состояния систем, прогнозировать состояние систем и планировать техническое обслуживание и ремонт и т.п.

Концепция системы цифрового инжиниринга ВСП

Важным аспектом разработки онтологической модели являлось определение области ее практического применения.

В комплекс первоочередных мер по решению задачи цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации входит создание условий для перехода на принцип управления и принятия решений на основе больших данных, использования цифрового мониторинга, оценки и прогнозирования состояний и процессов. Также в перечне технологий, оборудования, материалов и специализированного программного обеспечения, требующего создания или локализации на территории Российской Федерации до 2050 года отмечается потребность в рекомендательных системах и инструментах интеллектуальной поддержки принятия решений [4, 16]. Это обуславливает актуальность проработки вопросов создания инструментов цифрового проектирования морского обустройство, в частности это касается и предынвестиционного проектирования верхних строений морских платформ. Информационное ядро подобных систем может разрабатываться на основании онтологических моделей.

Процедура проектирования верхнего строения морской платформы на предынвестиционной стадии состоит из следующей последовательности основных шагов:

1) Внесение исходных данных, задание ограничений.

2) Генерация альтернатив (определение вариантов технологической схемы разработки месторождений, определение соответствующих данным вариантам альтернатив верхнего строения морской платформы).

3) Конфигурирование вариантов верхнего строения морской платформы (определение состава основных систем).

4) Технологические расчеты по вариантам (расчеты технологии добычи, подготовки и транспортировки продукции).

5) Уточнение конфигурации вариантов верхнего строения по результатам технологических расчетов.

6) Технико-технологические расчеты по вариантам ВСП для уточненных конфигураций (оценка нагрузки масс, расчет энергопотребления и т.п.).

7) Оценка затрат по вариантам (капитальные, операционные).

8) Оценка экономических показателей по вариантам (ЧДД, ВНД, ИД, срок окупаемости).

9) Многоцелевая оптимизация для поиска рационального варианта.

10) Вывод рационального варианта.

В рамках исследования сформирована концепция информационной системы цифрового инжиниринга ВСП. Цель системы: автоматизация процесса проектирования, конфигурирования и выбора рационального варианта ВСП на основе формализованной онтологии, расчетных моделей и методов многоцелевой оптимизации. Разработка подобной системы за счет комплексного подхода и автоматизации позволит в значительной степени ускорить процесс предынвестиционного проектирования, повысить качество выполняемых расчетов и принимаемых решений.

Система цифрового инжиниринга ВСП включает в себя следующие компоненты:

  • Онтологическая модель: информационное ядро системы, являющееся базой знаний о ВСП (хранит в себе формализованные знания о составе, процессах, интерфейсах, взаимосвязи компонентов и т.п.), а также связывающее между собой базы данных и расчетные модели. Реализация на языке OWL обеспечивает семантическую связность, интероперабельность и поддержку логического вывода.
  • Модуль исходных данных и ограничений: компонент, отвечающий за получение и обработку с помощью логических механизмов онтологии исходных данных и ограничений по проекту (в т.ч. нормативных).
  • Модуль конфигурирования ВСП: на основе онтологической модели выполняет функции определения состава систем и оборудования в соответствии с задаваемым функционалом и набором ограничений.
  • Модуль расчетных моделей: представляет собой совокупность расчетных моделей, подключаемых к онтологии, и выполняющих технико-технологические и экономические расчеты в рамках проектных работ (расчет технологических схем, энергетики, оценка массы, оценка стоимости и т.п.).
  • Модуль визуализации и взаимодействия: интерфейс системы, отвечающий за взаимодействие с пользователем (внесение данных, настройки, указания системе и т.п.) и графическое отображение результатов работы (схемы, диаграммы, графики и т.п.).

Заключение

  • Традиционные приемы математического моделирования в решении задач проектирования и оптимизации по ряду причин не всегда позволяют получить удовлетворительные результаты. Одним из наиболее перспективных направлений для решения подобных задач является использование семантических технологий, в частности – онтологическое моделирование.
  • Онтологическая модель представляет собой концептуализированное представление о какой-либо области реальности, представленное в электронном виде [8]. Основная задача онтологического моделирования – создание точной формализованной спецификации предметной области [11].
  • В рамках исследования была разработана онтологическая модель верхнего строения морской платформы, которая обеспечивает формализованное и однозначное описание объектов, функций, процессов и требований, что способствует стандартизации знаний и снижению риска ошибок на этапе предынвестиционного проектирования. Она позволяет интегрировать разнородную информацию в единую структурированную модель, поддерживает автоматическое конфигурирование ВСП под заданные параметры, а также создает возможность интеграции с другими цифровыми инструментами (CAD-системы, расчетные модели, системы поддержки принятия решений), тем самым повышая эффективность предынвестиционного проектирования ВСП и создавая задел для создания интеллектуальной системы проектирования.
  • Разработанная онтология не является исчерпывающей. В перспективе предполагается увеличение детализации разработанной онтологии, проработка вопросов интеграции с онтологиями смежных предметных областей, а также проработка вопросов создания семантического ядра цифрового двойника для решения задач всего жизненного цикла сооружения.

В рамках исследования предложена концепция информационной системы цифрового инжиниринга ВСП, основанная на применении онтологической модели. Реализация данной системы позволит интегрировать разнородную информацию в единую структурированную модель, что поддерживает автоматическое конфигурирование ВСП под заданные параметры, а также создает возможность интеграции с другими цифровыми инструментами (CAD-системы, расчетные модели, системы поддержки принятия решений), тем самым повышая эффективность предынвестиционного проектирования.

Литература

1. Каменский К.А., Резанов К.С., Зубков С.К., Дряхлов В.С., Дадакин Н.М. Верхние строения морских платформ основные подходы к оптимизации массогабаритных характеристик. Деловой журнал NEFTEGAZ.RU 11 (143), 2023, с. 14–19.

2. Каменский, Г.А. Решение задачи разработки матрицы вариантов верхних строений морских платформ на ранних стадиях проектирования / Г.А. Каменский, Е.В. Богатырева // Газовая промышленность. – 2024. – № 12 (875). – С. 42–49.

3. Основные подходы к оценке масс верхних строений морских нефтегазопромысловых сооружений / Г.А. Каменский, Е.В. Богатырева, В.С. Дряхлов, К.С. Резанов, С.К. Зубков // Научный журнал Российского газового общества. – 2024. №3 (45). – С. 56–65.

4. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 г. № 908-р. – 2025. – 107 с.

5. Ермаков А.И. Оптимальное проектирование морских нефтегазовых сооружений: Дисс. … доктора техн. наук: 05.15.12 / А.И. Ермаков. – Москва, 2000. – 363 с.

6. Каменский, Г.А. Применение методов системного анализа в решении задач выбора рационального варианта верхнего строения морской платформы / Г.А. Каменский, Е.В. Богатырева // Труды Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. – 2025. – № 1 (318). – С. 84–96.

7. Автоматическое конфигурирование системы подготовки газа на основе онтологических моделей / И.Н. Глухих, Т.Г. Шевелев, Р.А. Панов [и др.] // Онтология проектирования. – 2022. – Т. 12, № 4 (46). – С. 518–531.

8. Горшков С. Введение в онтологическое моделирование. ООО «ТриниДата», 2016, – 165 с.

9. Боргест, Н.М. Ключевые термины онтологии проектирования: обзор, анализ, обобщения / Н.М. Боргест // Онтология проектирования. – 2013. – № 3 (9). – С. 9–31.

10. Боргест Н.М. Научный базис онтологии проектирования / Н.М. Боргест // Онтология проектирования. -– № 1 (7), 2013. – С. 7–25.

11. Онтология проектирования. Теоретические основы. Ч. 1. Понятия и принципы

12. Козырев И.В. Применение онтологий в задачах эксплуатации кораблей // Программные продукты и системы. – 2013, № 2. С. 16–21.

13. Интеллектуальные системы в морских исследованиях и технологиях; [под ред. Ю.И. Нечаева]. СПб: ГМТУ, 2001.

14. ГОСТ Р 70831-2023 Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Правила проектирования и строительства.

15. НД 2-020201-027 Правила классификации и постройки морских стационарных платформ.

16. Многоцелевая оптимизация верхних строений морских нефтегазопромысловых платформ с применением нечеткой логики / Г.А. Каменский, Е.В. Богатырева // Деловой журнал Neftegaz.ru. – 2025. – № 6 (162). – С. 56–64.




Статья «Предынвестиционное проектирование верхних строений морских нефтегазопромысловых платформ с применением онтологического моделирования» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2025)

Авторы:
903147Код PHP *">
Читайте также