Госкорпорация «Росатом» - масштабная инфраструктурная отрасль, обеспечивающая целый спектр экономических, энергетических и технологических потребностей государства. В то же время, деятельность Росатома в сфере работы с одними из ключевых стейкхолдеров – общественностью и местным населением, имеет самостоятельное важное значение для отрасли.
Например, опыт создания и функционирования Общественного совета как инструмента взаимодействия Госкорпорации с заинтересованными сторонами является заслуживающим внимания и вполне привлекательным для использования как на национальном, так и международном уровнях. Безусловно, формат общественных советов, работающих с различными органами государственной власти в России, получил уже широкое распространение. В то же время Общественный совет Госкорпорации отличает неформальный подход к выполнению функции донесения общественного мнения при принятии государственных и ведомственных решений в сфере атомной энергетики, когда учитываются точки зрения самых разных людей и организаций: от местных жителей до международных организаций. Следует заметить, что в странах – членах МАГАТЭ используются множество практик и инструментов при работе с общественностью, однако опыта, похожего на деятельность Общественного совета, в этой сфере нет.
В этой статье речь идет лишь об одной из сторон деятельности Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представляющей живое неформальное сотрудничество с общественностью, направленное на достижение обоюдосторонних интересов. Амбициозные планы национального и международного лидерства в сфере наукоемких ядерных технологий и развития бизнеса требуют согласования с заинтересованными сторонами и построения диалога. Диалог возможен с использованием его участниками соответствующей терминологии со знанием основных технических и технологических параметров атомных объектов и воздействия на окружающую среду. Диалог может быть реализован на принципах открытости, доступности информации и уважения мнений. В диалоге поэтому должны участвовать подготовленные представители заинтересованных сторон, поскольку уровень дискуссии выходит за рамки общеобразовательных стандартов. Поэтому заинтересованным сторонам необходимы активные и квалифицированные представители, которые могут высказывать мнение по сложным техническим темам.
В образовательной сфере широко распространено понятие общественного эксперта – представителя общественных организаций, гражданских институтов, органов государственно-общественного управления муниципального, регионального уровня, уровня образовательного учреждения, выдвинутого в качестве участника общественной (государственно-общественной) экспертизы образования и прошедшего сертификацию [1].
В 2017 году Общественный совет Госкорпорации «Росатом» стал инициатором работы по формированию общественного экспертного экологического сообщества в регионах расположения ключевых предприятий Госкорпорации «Росатом», которая предполагает программы информирования и подготовки заинтересованных граждан, разработку методических материалов об атомной отрасли, организацию лекций в региональных ВУЗах, учреждениях дополнительного образования и др.
В этом же году была проведена серия мероприятий по вовлечению заинтересованных представителей студенческой и преподавательской аудиторий к участию в диалоге и распространению тематической информации в 8 регионах – Красноярском крае, Курской, Ленинградской, Свердловской, Томской, Челябинской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Преподавателям и студентам высших учебных заведений, старшеклассникам и педагогам общего среднего и дополнительного образования было предложено участвовать в разработке научно-технических проектов по теме «Вода и атом», экологических играх «Альтернативный атом» и подготовке презентаций на разнообразные темы по собственному выбору участников:
- Атом и ВИЭ: Экологические ниши
- Источники энергии будущего
- Экологическая безопасность предприятий отрасли
- Роль российской атомной энергетики в достижении целей Рамочной конвенции ООН об изменении климата
- Ядерная медицина на службе онкологии
- Применение метода нейтронно-активационного сканирования в системах безопасности
- Атомная электростанция как полюс инновационного роста в регионе
- Научно-образовательный проект «Встать, атом идет!» (научный суд)
- Источники радиофобии жителей населенного пункта
- Почему я хочу быть общественным экспертом? и др.
В результате в течение 2017 года в сотрудничестве с 25 образовательными и общественными организациями было вовлечено в информационно-просветительскую деятельность в области использования атомной энергии около 150 активных граждан, которые в свою очередь провели 35 общественных презентаций в 8 регионах для аудитории более 1000 человек. Заинтересованные региональные представители участвовали в панельной дискуссии «Общественный диалог. Роли и позиции экспертов», спецсессии «Энергия молодых – энергия будущего» в рамках общественных форумах-диалогах, проводимых ежегодно Общественным советом Госкорпорации «Росатом» [2-4]. Студентка из Ленинградской области выступила с презентацией своего экологического научно-технического проекта на встрече постоянных представителей 40 стран при МАГАТЭ [5]. Были организованы лекции ведущих экспертов атомной отрасли для студентов Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В 2018 году была продолжена деятельность Общественного совета по ознакомлению заинтересованных представителей общественности с ядерными технологиями и современными тенденциями развития энергетики.
85 студентов, 3 аспиранта и 48 преподавателей четырнадцати ВУЗов и профильных специалистов выполнили 37 проектов, выбрав следующие основные направления с учетом специфики учебного заведения:
- Значение атомной энергетики для преодоления климатических ограничений экономического развития и законодательные аспекты развития атомной энергетики
- Потенциал развития возобновляемых видов энергии в регионах присутствия (Свердловская, Томская, Ленинградская, Челябинская области, Красноярский край, арктическая зона России)
- Эколого-просветительские проекты популяризации темы безуглеродной энергетики (интерактивые образовательные игры, квесты,интернет-платформы, мультмедийные технологии)
- Роль региональных экспертов в работе со СМИ
- Исследования общественного мнения об атомной и возобновляемой энергетике и концепции «Зеленый квадрат».
Профессор А.Н. Косариков, научный руководитель Института консалтинга экологических проектов, показал, что изменения в энергетическом сопровождении и объемах выбросов парниковых газов процесса выхода в постиндустриальный период прослеживаются распределением статистических показателей в зависимости от уровня подушевого ВВП [6]:
Рис. 1. А – Распределение подушевых показателей и регрессионная модель энергопотребления (тыс. т н.э./чел. год)
В – регрессионная модель изменений объема эмиссии парниковых газов.
Значками (*) для энергопотребления и (°) для объемов парниковых газов отмечены средние значения, отнесенные на жителя в странах с различием подушевых ВВП в пределах, выбранных для усреднения шагов – 5 тыс. USD/чел. Показатели эмиссии парниковых газов следуют за изменениями энергопотребления с ростом экономики с учетом структурных особенностей энергобаланса потребления разных стран (рис. 1В). При граничном условии сохранения энергетической достаточности для постиндустриального экономического развития перспективы выхода к 50-м годам на расчетный уровень парниковых выбросов, обеспечивающий климатическую стабильность, связаны с последовательным расширением до 40 – 45 % сектора безэмиссионных энергоисточников.
Снижение объемов техногенной эмиссии парниковых газов в два раза на душу населения, рассчитанное по климатическим показателям на период до середины 21 века, представляется реализуемым с трансформацией глобального энергобаланса к следующему формату:
- 40 % традиционная система энергогенерации на углеводородном ископаемом энергосырье;
- 40 % сеть базовых комплексов атомной энергетики;
- 20 % солнечные, ветровые ВИЭ, малые ГЭС, охватывающие преимущественно нишу локального и пообъектного энергоснабжения [6].
При реализации стратегии развития безэмиссионных видов энергии, по мнению студентов и преподавателей РАНХиГС, важно следовать процедуре полного цикла разработки и принятия решения до его реализации с вовлечением общественности [6]:
Рис. 2.
Если говорить о переходе к неуглеродным видам энергии в регионах, то, например, студенты Санкт-Петербургского Горного университета видят такие перспективы:
Рис. 3.
При этом многие наши эксперты прослеживают увеличение мощностей всех типов генерации, что в конечном итоге приведет к изменению энергобаланса стран и территорий, в то же время согласно опросам, проведенным участниками проекта «Зеленый квадрат», большинство населения осознают вред источников электроэнергии, основанных на сжигании углеводородов и хотят видеть в своих населенных пунктах, работающие на основе ВИЭ.
Другой важный аспект, привлекший внимание участников, был информационно - образовательным.
Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. При этом интересно, согласно исследованию группы студентов и преподавателей Челябинского филиала РАНХиГС, что 57% респондентов получили знание об атомной промышленности, обучаясь в школе, среднем специальном или высшем образовательном учреждении, и только 16% формировали своё мнение на основе материалов, представленных в СМИ и сети Интернет.
Предложенные участниками проекта методы работы со школьниками и студентами – интеллектуальные игры «Мифы и реальность атомной энергетики», разнообразные квесты, лекции, мультимедийные курсы – показывают свою образовательную эффективность.
Так, например, в Юго-Западном государственном университете (Курск) в рамках проекта были проведены социологические исследования для выявления знаний студентов в области безопасности использования атомной энергии: 40 человек по направлению «Техносферная безопасность» и 40 – по направлению «Экономика и менеджмент». Ниже приведена диаграмма из обширной выборки обработанных ответов.
Рис. 4. Результаты первого тестирования
Результаты первого тестирования послужили основой разработки лекционного материала и интерактивной игры «Чистая энергия», после реализации которых было проведено второе тестирование (рис.5).
Рис. 5. Результаты контрольного тестирования
Естественно-научное образование и экологическое просвещение становится не только способом формирования экологической культуры, борьбы с радиофобией и атомной необразованностью, но в целом повышения осведомленности граждан в сфере атомной энергетики.
Участники проекта, выбравшие для разработки тему популяризации в СМИ атомной науки и техники, считают необходимым находить слова про ядерные технологии и развитие безуглеродной энергетики, понятные обществу, а в качестве ключевых факторов расширения общественного диалога, способствующего достижению интересов вовлеченных сторон, рассматривают привлечение талантливых школьников, подготовку кадров и продвижение/реализацию масштабных целей и программ Госкорпорации и других крупных компаний, через критически важные для общества области применения новых энергетических и других современных технологий.
Возвращаясь к термину «общественный эксперт», можно сформулировать основные итоги и перспективы формирования экспертного экологического сообщества:
1. Программа Общественного совета Госкорпорации «Росатом» по работе с заинтересованными в диалоге по проблеме развития атомной промышленности активными представителями общественного сектора является актуальной и эффективной, о чем свидетельствует статистика участников и мероприятий проектов: в настоящее время наша база насчитывает около 250 человек в 10 регионах – примерно 175 аспирантов, студентов и старшеклассников, 75 преподавателей высших и средних учебных заведений и научных сотрудников;
2. Аудитория, которая проявляется интерес к тематике, имеет достаточный образовательный потенциал, чтобы самостоятельно разрабатывать интеллектуальные проекты, подразумевающие возможность быстрого темпа обучения новым знаниям, умения мыслить и умения успешно коммуницировать.
Создавая возможности для формирования и саморазвития заинтересованных и квалифицированных граждан, Общественный совет Госкопорации «Росатом» способствует выстраиванию квалифицированного общественного диалога по вопросам развития ядерных технологий.
Литература
1. http://edu-sovet.ru/content/obshchestvennyy-ekspert
2. http://www.osatom.ru/projects/international-public-forum-dialogue
3. http://eco-project.org/news/773/
6. А.Н. Косариков. Значение атомной энергетики для преодоления климатических ограничений экономического развития – готовится к печати.
7. XI Региональный общественный форум-диалог «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики». Сессия для региональных экспертов с участием представителей Госкорпорации. Дайджест презентаций. – Мурманск, 2018г. – 36 с.