USD 97.2394

+0.29

EUR 106.5074

+0.09

Brent 79.03

-0.05

Природный газ 2.66

-0.02

9 мин
3953

О формировании экологического сообщества в регионах расположения ключевых предприятий ГК «Росатом»

Современные стратегии взаимодействия крупных компаний  и других сторон, заинтересованных в устойчивом развитии территорий присутствия  и комфортной среды проживания местного населения, становятся основой корпоративной политики социально ответственного бизнеса, ориентированного на достижение долгосрочных целей. Умение выстроить диалог так, чтобы масштабные задачи воспринимались позитивно всеми заинтересованными сторонами, прежде всего, общественностью,  становится показателем профессионального уровня – компетенцией бизнес-компании. Это особенно актуально, когда речь идет о деятельности предприятий, воздействующих на  окружающую среду, а также реализующих  наукоемкие и высокотехнологичные программы.

О формировании экологического сообщества в регионах расположения ключевых предприятий ГК «Росатом»

Госкорпорация «Росатом» - масштабная инфраструктурная отрасль, обеспечивающая целый спектр экономических, энергетических и технологических потребностей государства. В то же время, деятельность Росатома в сфере работы с одними из ключевых стейкхолдеров – общественностью и местным населением, имеет самостоятельное важное значение для отрасли.

Например, опыт создания и функционирования Общественного совета как инструмента взаимодействия Госкорпорации с заинтересованными сторонами является заслуживающим внимания и вполне привлекательным для использования как на национальном, так и международном уровнях. Безусловно, формат общественных советов, работающих с различными органами государственной власти в России, получил уже широкое распространение. В то же время Общественный совет Госкорпорации отличает неформальный подход к выполнению функции донесения общественного мнения при принятии государственных и ведомственных решений в сфере атомной энергетики, когда учитываются точки зрения самых разных людей и организаций: от местных жителей до международных организаций. Следует заметить, что в странах – членах МАГАТЭ используются множество практик и инструментов при работе с общественностью, однако опыта, похожего на деятельность Общественного совета, в этой сфере нет.

В этой статье речь идет лишь об одной из сторон деятельности Общественного совета Госкорпорации «Росатом», представляющей живое неформальное сотрудничество с общественностью, направленное на достижение обоюдосторонних интересов. Амбициозные планы национального и международного лидерства в сфере наукоемких ядерных технологий и развития бизнеса требуют согласования с заинтересованными сторонами и построения диалога. Диалог возможен с использованием его участниками соответствующей терминологии со знанием основных технических и технологических параметров атомных объектов и воздействия на окружающую среду. Диалог может быть реализован на принципах открытости, доступности информации и уважения мнений. В диалоге поэтому должны участвовать подготовленные представители заинтересованных сторон, поскольку уровень дискуссии выходит за рамки общеобразовательных стандартов. Поэтому заинтересованным сторонам необходимы активные и квалифицированные представители, которые могут высказывать мнение по сложным техническим темам.

В образовательной сфере широко распространено понятие общественного эксперта – представителя общественных организаций, гражданских институтов, органов государственно-общественного управления муниципального, регионального уровня, уровня образовательного учреждения, выдвинутого в качестве участника общественной (государственно-общественной) экспертизы образования и прошедшего сертификацию [1].

В 2017 году Общественный совет Госкорпорации «Росатом» стал инициатором работы по формированию общественного экспертного экологического сообщества в регионах расположения ключевых предприятий Госкорпорации «Росатом», которая предполагает программы информирования и подготовки заинтересованных граждан, разработку методических материалов об атомной отрасли, организацию лекций в региональных ВУЗах, учреждениях дополнительного образования и др.

В этом же году была проведена серия мероприятий по вовлечению заинтересованных представителей студенческой и преподавательской аудиторий к участию в диалоге и распространению тематической информации в 8 регионах – Красноярском крае, Курской, Ленинградской, Свердловской, Томской, Челябинской областях, Москве и Санкт-Петербурге.

Преподавателям и студентам высших учебных заведений, старшеклассникам и педагогам общего среднего и дополнительного образования было предложено участвовать в разработке научно-технических проектов по теме «Вода и атом», экологических играх «Альтернативный атом» и подготовке презентаций на разнообразные темы по собственному выбору участников:

- Атом и ВИЭ: Экологические ниши

- Источники энергии будущего

- Экологическая безопасность предприятий отрасли

- Роль российской атомной энергетики в достижении целей Рамочной конвенции ООН об изменении климата

- Ядерная медицина на службе онкологии

- Применение метода нейтронно-активационного сканирования в системах безопасности

- Атомная электростанция как полюс инновационного роста в регионе

- Научно-образовательный проект «Встать, атом идет!» (научный суд)

- Источники радиофобии жителей населенного пункта

- Почему я хочу быть общественным экспертом? и др.

В результате в течение 2017 года в сотрудничестве с 25 образовательными и общественными организациями было вовлечено в информационно-просветительскую деятельность в области использования атомной энергии около 150 активных граждан, которые в свою очередь провели 35 общественных презентаций в 8 регионах для аудитории более 1000 человек. Заинтересованные региональные представители участвовали в панельной дискуссии «Общественный диалог. Роли и позиции экспертов», спецсессии «Энергия молодых – энергия будущего» в рамках общественных форумах-диалогах, проводимых ежегодно Общественным советом Госкорпорации «Росатом» [2-4]. Студентка из Ленинградской области выступила с презентацией своего экологического научно-технического проекта на встрече постоянных представителей 40 стран при МАГАТЭ [5]. Были организованы лекции ведущих экспертов атомной отрасли для студентов Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

В 2018 году была продолжена деятельность Общественного совета по ознакомлению заинтересованных представителей общественности с ядерными технологиями и современными тенденциями развития энергетики.

85 студентов, 3 аспиранта и 48 преподавателей четырнадцати ВУЗов и профильных специалистов выполнили 37 проектов, выбрав следующие основные направления с учетом специфики учебного заведения:

- Значение атомной энергетики для преодоления климатических ограничений экономического развития и законодательные аспекты развития атомной энергетики

- Потенциал развития возобновляемых видов энергии в регионах присутствия (Свердловская, Томская, Ленинградская, Челябинская области, Красноярский край, арктическая зона России)

- Эколого-просветительские проекты популяризации темы безуглеродной энергетики (интерактивые образовательные игры, квесты,интернет-платформы, мультмедийные технологии)

- Роль региональных экспертов в работе со СМИ

- Исследования общественного мнения об атомной и возобновляемой энергетике и концепции «Зеленый квадрат».


Профессор А.Н. Косариков, научный руководитель Института консалтинга экологических проектов, показал, что изменения в энергетическом сопровождении и объемах выбросов парниковых газов процесса выхода в постиндустриальный период прослеживаются распределением статистических показателей в зависимости от уровня подушевого ВВП [6]:

Рис.1.jpg

Рис. 1. А – Распределение подушевых показателей и регрессионная модель энергопотребления (тыс. т н.э./чел. год)

В – регрессионная модель изменений объема эмиссии парниковых газов.

Значками (*) для энергопотребления и (°) для объемов парниковых газов отмечены средние значения, отнесенные на жителя в странах с различием подушевых ВВП в пределах, выбранных для усреднения шагов – 5 тыс. USD/чел. Показатели эмиссии парниковых газов следуют за изменениями энергопотребления с ростом экономики с учетом структурных особенностей энергобаланса потребления разных стран (рис. 1В). При граничном условии сохранения энергетической достаточности для постиндустриального экономического развития перспективы выхода к 50-м годам на расчетный уровень парниковых выбросов, обеспечивающий климатическую стабильность, связаны с последовательным расширением до 40 – 45 % сектора безэмиссионных энергоисточников.

Снижение объемов техногенной эмиссии парниковых газов в два раза на душу населения, рассчитанное по климатическим показателям на период до середины 21 века, представляется реализуемым с трансформацией глобального энергобаланса к следующему формату:

- 40 % традиционная система энергогенерации на углеводородном ископаемом энергосырье;

- 40 % сеть базовых комплексов атомной энергетики;

- 20 % солнечные, ветровые ВИЭ, малые ГЭС, охватывающие преимущественно нишу локального и пообъектного энергоснабжения [6].

При реализации стратегии развития безэмиссионных видов энергии, по мнению студентов и преподавателей РАНХиГС, важно следовать процедуре полного цикла разработки и принятия решения до его реализации с вовлечением общественности [6]:

Рис.2.png

Рис. 2.

Если говорить о переходе к неуглеродным видам энергии в регионах, то, например, студенты Санкт-Петербургского Горного университета видят такие перспективы:

Рис.3.png

Рис. 3.

При этом многие наши эксперты прослеживают увеличение мощностей всех типов генерации, что в конечном итоге приведет к изменению энергобаланса стран и территорий, в то же время согласно опросам, проведенным участниками проекта «Зеленый квадрат», большинство населения осознают вред источников электроэнергии, основанных на сжигании углеводородов и хотят видеть в своих населенных пунктах, работающие на основе ВИЭ.

Другой важный аспект, привлекший внимание участников, был информационно - образовательным.

Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. При этом интересно, согласно исследованию группы студентов и преподавателей Челябинского филиала РАНХиГС, что 57% респондентов получили знание об атомной промышленности, обучаясь в школе, среднем специальном или высшем образовательном учреждении, и только 16% формировали своё мнение на основе материалов, представленных в СМИ и сети Интернет.

Предложенные участниками проекта методы работы со школьниками и студентами – интеллектуальные игры «Мифы и реальность атомной энергетики», разнообразные квесты, лекции, мультимедийные курсы – показывают свою образовательную эффективность.

Так, например, в Юго-Западном государственном университете (Курск) в рамках проекта были проведены социологические исследования для выявления знаний студентов в области безопасности использования атомной энергии: 40 человек по направлению «Техносферная безопасность» и 40 – по направлению «Экономика и менеджмент». Ниже приведена диаграмма из обширной выборки обработанных ответов.

Рис.4.jpg

Рис. 4. Результаты первого тестирования

Результаты первого тестирования послужили основой разработки лекционного материала и интерактивной игры «Чистая энергия», после реализации которых было проведено второе тестирование (рис.5).

Рис.5.jpg

Рис. 5. Результаты контрольного тестирования

Естественно-научное образование и экологическое просвещение становится не только способом формирования экологической культуры, борьбы с радиофобией и атомной необразованностью, но в целом повышения осведомленности граждан в сфере атомной энергетики.

Участники проекта, выбравшие для разработки тему популяризации в СМИ атомной науки и техники, считают необходимым находить слова про ядерные технологии и развитие безуглеродной энергетики, понятные обществу, а в качестве ключевых факторов расширения общественного диалога, способствующего достижению интересов вовлеченных сторон, рассматривают привлечение талантливых школьников, подготовку кадров и продвижение/реализацию масштабных целей и программ Госкорпорации и других крупных компаний, через критически важные для общества области применения новых энергетических и других современных технологий.

Возвращаясь к термину «общественный эксперт», можно сформулировать основные итоги и перспективы формирования экспертного экологического сообщества:

1. Программа Общественного совета Госкорпорации «Росатом» по работе с заинтересованными в диалоге по проблеме развития атомной промышленности активными представителями общественного сектора является актуальной и эффективной, о чем свидетельствует статистика участников и мероприятий проектов: в настоящее время наша база насчитывает около 250 человек в 10 регионах – примерно 175 аспирантов, студентов и старшеклассников, 75 преподавателей высших и средних учебных заведений и научных сотрудников;

2. Аудитория, которая проявляется интерес к тематике, имеет достаточный образовательный потенциал, чтобы самостоятельно разрабатывать интеллектуальные проекты, подразумевающие возможность быстрого темпа обучения новым знаниям, умения мыслить и умения успешно коммуницировать.

Создавая возможности для формирования и саморазвития заинтересованных и квалифицированных граждан, Общественный совет Госкопорации «Росатом» способствует выстраиванию квалифицированного общественного диалога по вопросам развития ядерных технологий.

Литература

1. http://edu-sovet.ru/content/obshchestvennyy-ekspert

2. http://www.osatom.ru/projects/international-public-forum-dialogue

3. http://eco-project.org/news/773/

4. https://www.rosatom.ru/journalist/news/v-murmanske-proshel-xi-regionalnyy-obshchestvennyy-forum-dialog/?sphrase_id=491986

5. http://rosatom.ru/journalist/news/-posly-zarubezhnykh-stran-pri-mezhdunarodnykh-organizatsiyakh-v-vene-posetili-baltiyskiy-zavod-i-len/?sphrase_id=491872

6. А.Н. Косариков. Значение атомной энергетики для преодоления климатических ограничений экономического развития – готовится к печати.

7. XI Региональный общественный форум-диалог «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики». Сессия для региональных экспертов с участием представителей Госкорпорации. Дайджест презентаций. – Мурманск, 2018г. – 36 с.




Статья «О формировании экологического сообщества в регионах расположения ключевых предприятий ГК «Росатом»» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2019)

443715Код PHP *">
Читайте также