Одной из задач ФБГУ «ВНИИОкеангеология имени И.С. Грамберга» в части нефтегазоносности российских шельфов является оперативное обеспечение Министерства природных ресурсов и экологии РФ геологической, геофизической и другой информацией, необходимой для решения задач организации и планирования работ на углеводородные полезные ископаемые.
Для решения поставленной задачи по информационному обеспечению Минприроды России на протяжении ряда лет, с начала 90х годов прошлого столетия развивается компьютерная система «Нефтегазоносность шельфов России». В ее становлении и развитии огромная заслуга принадлежит М.Н. Григорьеву, В.В. Сусловой, О.И. Козловой, Р.А. Карклину, С.Ф. Стоянову и др.
Предлагаемая компьютерная система предоставляет широкие возможности для создания единого информационного пространства, включающего самые разнообразные данные, получаемые в процессе проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ на нефть и газ, аналитических работ, тематических исследований и т.д.
Одной из главных особенностей этой технологии является использование векторных графических изображений, что обеспечивает возможность детализации объектов при просмотре на экране монитора и печать графических документов, соответствующих требованиям Росгеолфонда.
С объектами на графическом изображении может связываться практически любая информация, необходимая для оценки эффективности проведенных ГРР и дальнейшего планирования ведения поисковых, разведочных и добычных работ на шельфах: карты, планы, профили, разрезы, схемы; сейсмические и каротажные данные; результаты аналитических исследований; нормативная база природопользования; материалы по лицензиям и т.п.
Все необходимые сведения (как в графической, так и текстовой форме, равно как и сведения из структурированных массивов информации (далее СМИ)) по объекту на графическом изображении (например, по месторождению или продуктивному пласту) могут быть получены при использовании принятой последовательности уточнения и детализации сведений: нефтегазоносная область - нефтегазоносный район - карта месторождений - карта месторождения – скважина - пласт и т.д., что делает работу с ней привычной для специалиста в предметной области.
При разработке информационной системы основное внимание было уделено созданию инструмента, обеспечивающего эффективное использование системы и высокий уровень её коммерческой безопасности (Рис. 1).
Рис. 1. Распределенная схема обмена и защиты информационно-аналитической системы «Нефтегазоносность шельфа России»
В процессе выполнения работ решался ряд задач информационно-предметного и технологического характера: мониторинг геологической изученности континентального шельфа России и прилегающих геологически однородных частей нефтегазоносных бассейнов суши на углеводородные полезные ископаемые; учет объектов лицензирования на шельфе; анализ геологической эффективности и обобщение результатов деятельности по пользованию недрами на основании выданных лицензий; обобщение международного и отечественного опыта лицензирования недр континентального шельфа на углеводородные полезные ископаемые; развитие информационной системы «Нефтегазоносность шельфов России» Министерства природных ресурсов и экологии РФ в качестве информационной базы пользования недрами шельфа, по следующим тематическим блокам:
-
Геологическая изученность
-
Геофизическая изученность
-
Нефтегазоносные бассейны шельфа
-
Запасы и ресурсы углеводородов
-
Конкурсы / аукционы на право пользования недрами
-
Лицензированные ресурсные объекты
-
Законодательство в области недропользования.
Документы, входящие в информационную систему, могут быть связаны одновременно с несколькими тематическими СМИ. Так, например, карты и разрезы месторождений углеводородов являются составной частью целого ряда СМИ: «Запасы и ресурсы углеводородов», «Программы освоения ресурсов шельфа», «Конкурсы / аукционы на право пользования недрами», «Лицензированные ресурсные объекты», «Нефтегазоносные бассейны шельфа».
Возможности информационной системы «Нефтегазоносность шельфов России» показаны ниже на примере изучения и освоения арктического шельфа страны, содержащего в своих недрах подавляющую часть нефтегазовых ресурсов всего континентального шельфа РФ.
С переходом России к рыночной модели экономики стало очевидно, что наиболее значимыми и востребованными из минерально-сырьевых ресурсов арктической континентальной окраины России являются нефть и газ. На территории Российской Арктики поиски месторождений нефти и газа были начаты еще в 30-е гг. ХХ века и привели к замечательным результатам, главным из которых стало открытие уникальных месторождений северных областей Западно-Сибирской НГП.
Историю изучения и освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа СССР/Российской Федерации можно условно разделить на 3 этапа, существенно отличающихся друг от друга темпами геологоразведочных работ и их результатами:
-
Советский период со второй половины XX века до конца 80-х годов XX века, когда государство являлось ведущей структурой на шельфе;
-
Переходный период – 1993 г. – 2008 г. – постепенное восстановление морской геологоразведки и начало процесса массового лицензирования;
-
Современный период.
Советский период. Советское время – это период после выполнения первой количественной оценки ресурсов нефти и газа по состоянию геолого-геофизической изученности на 01.01.1971 г. (ИГИРГИ, ВНИГРИ, НИИГА) до создания Главморнефтегаза (1978 г.), а затем – «золотой период» Главморнефтегаза (1978-1992 г.), когда ежегодная проходка на поиски морских месторождений составляла 25,6 тыс. пог.м, на поиски новых залежей – 49.7 тыс пог.м (т.е. всего поискового бурения ежегодно более 75 тыс. пог.м), а ежегодный объем разведочного бурения – 36,5 тыс пог.м. Итогом такой активности стало открытие в 1981-1990 г.г. на шельфе СССР 35 месторождений нефти и газа, включая уникальные газоконденсатные Штокмановское, Русановское и Ленинградское.
Переходный период (1993 – 2008 гг.). Гораздо сложнее складывалась история освоения шельфа в постсоветское время, начиная с 1993 г. Начавшееся после 1988 года снижение объемов ГРР особенно резко происходило после 1992 года (вплоть до их полного прекращения в отдельных районах шельфа). Восстановление же морской геологоразведочной подотрасли началось, по существу, после 2000 г. и протекало достаточно сложно. Объемы работ испытывали резкие колебания: от менее 30 тыс. пог. км сейсморазведки 2Д в 2003 и 2008 гг. до более 60 тыс. пог. км в 2005 г., причем в 2003 г., 2007 и 2008 гг. объемы работ за счет госбюджета превосходили объемы, выполненные недропользователями. Несмотря на очевидные успехи, к концу этого периода отчетливо проявились серьезные недостатки в изучении, прежде всего, морей арктического шельфа России:
-
наиболее низкий на континентальном шельфе страны уровень геолого-геофизической изученности арктических морей (кроме Баренцева и Печорского);
-
полное отсутствие бурения в восточно-арктических морях (Лаптевых, Восточно-Сибирское и российский сектор Чукотского моря). При этом достаточно многочисленные скважины в Баренцевом (с Печорским) и Карском морях расположены в южных областях обоих морей, а в их обширных северных областях также не пробурено ни одной морской скважины.
Отдельно стоит отметить, что конец XX — начало XXI века ознаменовались в акваториях России переходом к реализации лицензионного процесса. Была разработана программа лицензирования участков недр шельфа до 2010 года, и в 1999 году состоялся первый конкурс «Баренц-1», а с середины 2008 г. право недропользования на континентальном шельфе было сохранено лишь за двумя государственными компаниями – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром». После этого процесс лицензирования резко ускорился, и к настоящему времени практически все перспективные работы шельфа, в том числе арктического, перешли в распоряжение недропользователей несмотря на то, что на большинстве из них не завершен региональный этап ГРР (Рис. 2).
Рис. 2. Современное лицензионное состояние арктического шельфа России
Современный период. Главные итоги ГРР 2008-2017 г.г. для арктического шельфа можно сформулировать следующим образом: 1) заметно вырос уровень сейсмической изученности акватории; 2) было открыто газонефтяное месторождение «Победа» в Карском море; 3) по результатам количественной оценки начальных суммарных ресурсов (НСР) углеводородов (УВ) на 01.01.2009 г. существенно возросли ресурсы нефти и газа; 4) количество выявленных локальных объектов на шельфе на 01.01.2017 г. составило 738 структур. В то же время, как отмечено выше, сохранились: 1) неравномерность геолого-геофизической изученности и ее невысокий уровень на больших площадях шельфа; 2) полное отсутствие бурения на большей части шельфа; 3) резкое преобладание газа в НСР УВ – более 84%; 4) доминирование в начальных суммарных УВ ресурсах низших категорий (D1 и D2) 5) низкая степень разведанности ресурсов – около 8% по газу и 1% – по нефти.
Принятые в 2008 г. поправки в Федеральный закон «О недрах» ограничили число компаний, допущенных к поисково-разведочным и добычным работам на шельфе. Только компаниям ОАО «Газпром» и ОАО НК «Роснефть» было предоставлено право на заявочный, по существу, порядок получения лицензий. В условиях текущей экономической ситуации вызывает сомнение возможность изучения и освоения шельфа силами только ОАО «Газпром» и НК «Роснефть». Вместе с тем, анализ лицензионных обязательств недропользователей арктического шельфа - ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром» - не свидетельствует и в пользу возможности решения задачи добычи крупных объемов нефти и в ближайшие 15-20 лет: за последнее десятилетие на арктическом шельфе (вне пределов территориального моря) была пробурена всего одна поисковая скважина, а параметрическое бурение как вид геолого-разведочных работ вообще давно исключено из повестки дня. Более того, в процессе проводимой актуализации действующих лицензий начало поискового бурения в ряде случаев было перенесено с 2021-2023 годов на 2024-2025 и даже на 2027-2029 годы, что, очевидно, обусловлено отсутствием отечественного морского бурового оборудования.
С учетом сформулированной в проекте Энергетической Стратегии–2035 цели добывать к 2035 году на арктическом шельфе 33 млн.т нефти в год, становится очевидным, что обоснованное выявление преимущественно нефтеносных участков шельфа, в которых необходимо сосредоточить поисково-разведочные работы, сегодня не может быть выполнено без решительного вмешательства государства. В этих условиях, не найдя лучшего решения, Минприроды России поспешило отказаться от руководства процессом освоения нефтегазовых ресурсов шельфа, финансирования ГРР (путем внедрения в отечественную практику геологоразведочных (юниорных) компаний) и вообще от необходимости подготовки государственной программы разведки континентального шельфа Российской Федерации и разработки его минеральных ресурсов, оставив за собой лишь ничтожную задачу подготовки участков для аукционов в зонах прибрежного мелководья.
В 2017 г. был проведен аукцион на право пользования участком недр федерального значения, включающим Штормовое месторождение, расположенным на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и в Обской и Гыданской губах Карского моря; в сентябре 2018 г. – объявлен аукцион на право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря.
Выполненный с помощью информационной системы «Нефтегазоносность шельфов России» анализ истории изучения и освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа доказывает: сегодня представляющие практический интерес преимущественно нефтеносные районы на арктическом шельфе, за исключением восточной части Печорского моря и приновоземельской части Карского моря, доказательно не выделены, что является следствием незавершенности регионального этапа геологоразведочных работ и интенсивного лицензирования в последние годы, фактически закрывшего для организаций Минприроды России – Роснедр возможности работы на шельфе Арктики.
В современной России Фонд недропользования, в подавляющей части унаследованный от СССР, практически полностью передан добывающим компаниям, которые, обладая пока достаточными запасами, воздерживаются от масштабного финансирования ГРР из-за высоких геологических и экономических рисков, в то время как финансирование ГРР за счет средств федерального бюджета также активно снижается.
На сегодняшний день Арктический шельф пока не может считаться надежным отраслевым резервом: эффект возможен только в рамках госпрограммы под жестким контролем Правительства РФ и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Key words: information system «The potential for hydrocarbon resource on the Russian offshore», Arctic shelf, oil, state program