USD 73.4261

0

EUR 87.2889

0

BRENT 43.35

-0.29

AИ-92 43.34

0

AИ-95 47.59

0

AИ-98 53

0

ДТ 47.87

-0.02

10 мин
371
0

Аяшский участок. Проект Сахалин-3 прирастает новым месторождениями

«Газпромнефть-Сахалин» пробурила и испытала первую скважину на Аяшском лицензионном участке. Выявленные запасы в 255 млн т н. э. более чем в два раза превышают первоначальные прогнозы. С какими вызовами пришлось столкнуться специалистам и к каким технологическим решениям прибегнуть при разработке Аяшского лицензионного участка?

Шельфовые проекты

На сегодняшний день доказанные запасы углеводородов компании «Газпром нефть» составляют 2,72 млрд тонн  н. э. Развитие шельфвых проектов – одно из стратегических для компании направлений. В ее портфеле есть уникальный проект по добыче нефти в суровых условиях Арктики – разработка месторождения «Приразломное», а также ряд проектов, находящиеся на стадии геологоразведки, такие, как Долгинское нефтяное месторождение и Северо-Западный лицензионный участок (ЛУ) в Печорском море, Северо-Врангелевский ЛУ в Восточно-Сибирском море, Хейсовский ЛУ в Баренцевом море и Аяшский ЛУ в Охотском море.


Аяшский лицензионный участок в Охотском море является частью проекта «Сахалин-3». Он расположен рядом с открытыми месторождениями проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», уже доказавшими нефтегазоносность региона. Прогнозные извлекаемые запасы нового актива  — более 100 млн т.у.т.

Сегодня  на 2150 км2 Аяшского лицензионного участка выполнены  сейсморазведочные работы методом 3D, а также проведен анализ геолого-геофизической информации, по результатам которого принято решение о выборе наиболее перспективных структур для проведения геологоразведочных работ. «Газпромнефть-Сахалин» получила от Федерального агентства по недропользованию РФ лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на Аяшском участке в январе 2017 года и сегодня, в рамках выполнения лицензионных обязательств, «Газпром нефть» проводит  бурение и испытания первой поисково-оценочной скважины на Аяшской структуре.

При строительстве скважины специалисты опирались на опыт, приобретенный тремя годами ранее. В 2014 г. на Долгинском нефтяном месторождении компания «Газпромнефть-Сахалин» выступила оператором проведения геологоразведочных работ, которые позволили аккумулировать лучшие международные практики, многие из которых реализовывались впервые в современных российских условиях. По итогам бурения скважины был организован ряд сессий «lessons learned» в ходе которых специалисты компании, совместно с представителями подрядных организаций, шаг за шагом анализировали этапы выполнения проекта, отмечая слабые и сильные стороны, детально разбирая причины возникновения сложностей и формулируя методы нивелирования рисков. Выводы этих сессий и легли в основу подготовки проекта строительства скважины на Аяшском ЛУ.

Так, специалистами компании было организовано несколько сессий «бурения на бумаге»  (DWOP) и испытания на бумаге (TWOP), сессий по логистике грузов и персонала, а также сессии по безопасности, которой отдается первостепенное значение при выполнении проекта.

Кроме того, реализация сложнейшей инженерно-технической задачи по строительству разведочной скважины на Долгинском месторождении, нашла свое отражение в издании специального «Руководства по строительству скважины», ставшее уникальным практическим материалом по проведению геологоразведочных работ на шельфе в суровых климатических условиях. После того, как работы на Аяшском ЛУ будут завершены, это издание будет переработано, с учетом новых наработанных данных. Руководство носит исключительно практических характер, что позволяет быстро осуществлять трансфер компетенции вновь прибывающим сотрудникам «Газпромнефть-Сахалин» и учесть весь положительный опыт при планировании дальнейших работ. 

Вызовы и решения

При подготовке к реализации проекта специалистам компании пришлось столкнуться с рядом вызовов. 

Прежде всего, это суровые климатические условия. Несмотря на то, что данный регион не относится к числу арктических, условия работы на Аяшском ЛУ весьма схожи с Арктикой: около полугода в акватории наблюдаются паковые льды, шквалистый ветер и отрицательные температуры. 

Следующий вызов был обусловлен необходимостью проведения подготовительных мероприятий  в крайне сжатом периоде времени, а также  наличием так называемого «межледового окна», в рамках которого необходимо выполнить программу бурения скважины и провести необходимые исследования пластов. 

Важно подчеркнуть, что перед проектной командой ГПН-Сахалин стояла задача детального изучения существующего рынка российских и иностранных поставщиков и подрядчиков, опыта их работы в данном регионе. При этом особое значение придавалось способности подрядчиков соблюдать российские и международные стандарты в области промышленной и экологической безопасности. 

Свои особенности в проектное управление также внесла удаленность региона и 8-ми часовая разница с Москвой: компанией было открыто обособленное подразделение на о.Сахалин с офисами в г. Южно-Сахалинск и г. Корсаков, мобилизован персонал, который на месте выполняет все необходимые обеспечивающие проект функции, координирует логистику грузов и персонала.

И, конечно, экологическая безопасность. Экосистема шельфовых морей крайне чувствительна к деятельности человека и долго восстанавливается в случае неразумного вмешательства. Осознавая это, а также требования российского законодательства по «нулевому сбросу», компания в короткие  сроки  предприняла беспрецедентные меры в области обеспечения экологической безопасности, позволяющие исключить любое негативное воздействие на арктическую систему при добыче углеводородов на шельфе.

Обеспечение и логистика 

Все эти особенности - удаленность центрального офиса, необходимость организации бесперебойного обеспечения строительства скважины, требования в области промышленной и экологической безопасности, вызвали необходимость разработки интегрированной транспорт6но-логистической схемы проекта. 

Так, для медицинской эвакуации законтрактованы услуги оффшорной авиации. В а/п Ноглики базируется вертолет, готовый к экстренной эвакуации потенциально пострадавшего 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. 

При планировании реализации проекта были также учтены климатические условия, в связи с чем, логистика персонала осуществляется при помощи судов обеспечения. 


Для качественного планирования и своевременного начала работ по бурению был разработан общий плана-график проекта, включающий задачи всех производственных служб и согласующих сторон, ву частности, задачи по проектированию, закупке оборудования и услуг, подготовке и мобилизацию.


Непосредственный мониторинг выполнения программы бурения и испытаний велся на базе графика глубина/день, основой которого был детальный план строительства скважины по операциям.

Регулярные сводки с оперативной информацией, которые направлялись каждый шесть часов всем вовлеченным в проект сторонам и лицам, принимающим решения, позволили организовать работу по геологическому сопровождению бурения научно-техническим центром «Газпром нефти». Поступающие данные интерпретировались в режиме онлайн, интегрировались в геологическую модель, позволяя уточнять прогноз по глубинам залегания пластов.

В качестве интегрированного центра обеспечения морских операций проекта был выбран Корсаковский морской торговый порт. Существующая база обеспечения представляет собой единый логистический центр, обеспечивающий весь спектр работ по логистике персонала,  приему и переработке разных видов грузов, необходимых для проекта, а также приему шлама.

Важно отметить, что перед отправкой на точку бурения, буровая установка «HAKURYU-5», была отбуксирована на рейд порта Корсаков, где на нее была завершена окончательная подготовка ППБУ.

На базе имеется все необходимое оборудование для обеспечения бесперебойной работы строительства скважины: портово-крановое хозяйство,  административно-бытовой комплекс, специальные оффшорная тара для транспортировки оборудования на шельф.

Однако, наряду с этим, порт только начал свою работу по обеспчению строительства скважин на шельфе, в связи с чем, существуют зоны роста компетенции, среди которых стоит отметить такие, как возможность организации транспортировки источников ионизирующего излучения; расширение зоны временного хранения под таможенным контролем; установка аварийных дизель-генераторов в южном районе порта; организация постоянно действующего медицинского пункта; повышение качества дорожного покрытия; установка bulk-plant на причальной линии.


В качестве интегрированного центра обеспечения морских операций Проекта выбран Корсаковский морской торговый порт

Технические решения

Особенность разработки месторождений на российском шельфе — сложнейшие климатические условия, недостаток инфраструктуры и отсутствие достаточного количества реализации подобных проектов.  Благодаря слаженной работе сотрудников «Газпромнефть-Сахалина»  успешно выполнен весь комплекс подготовительных мероприятий, необходимых для реализации проекта: проведены тендеры  на выбор буровой установки, комплексной базы обеспечения, судов снабжения, нефтесервисных услуг и т.д.

Бурение и испытание скважины в 2017 г. выполнялось при помощи полупогружной буровой установки «HAKURYU-5», прибывшей на месторождение в середине июня. В 2014 г. «HAKURYU-5» прошла глубокую модернизацию технологического оборудования, и в 2016 г., была проведена ее «винтеризация» - дополнительная подготовка для соответствия климатическим условиям Охотского моря.


При строительстве скважины были применены передовые технологические решения.

С учетом потенциальных осложнений верхней части разреза (приповерхностный газ) стандартный технологический подход к бурению верхних интервалов применить было невозможно. Поэтому проектная команда выбрала перечень технических решений, которые подтвердили свою эффективность в процессе бурения.

Впервые, для повышения стабильности стенок скважины, бурение с использованием бурового раствора производилось с самого начала, т.е. с бурения «пилотного» ствола, благодаря применению инновационной системы безрайзерного удаления шлама и отвода цемента. Роторная управляемая система автоматического поддержания вертикальности скважины позволила сократить время бурения и количество бурового шлама, минимизировать количество спускоподъемных операций. Для реализации принципа «нулевого сброса» весь отработанный буровой раствор и шлам был вывезен на сушу для дальнейшей утилизации. Инновационная внутрискважинная технология испытаний, дает возможность ускорить исследование перспективных пластов и провести высокоточные измерения максимально безопасным и эффективным способом.

Все это позволяет выполнить максимальный объем исследований скважины в межледовый период и  сформировать дальнейшую программу изучения месторождения.

Для реализации проекта были привлечены лучшие технические предложения. Так, все выбранные суда обеспечения многофункциональны, оснащены системой динамического позиционирования (DP-2), обладают мощным тяговым усилием,  полностью соответствуют современным российским и международным стандартам промышленной и экологической безопасности.

В частности, с норвежского рынка привлечены 2 мощных (тяговое усилие 275 т) транспортно-буксировочных судна (AHTS) с гибридными силовыми установками, выполняющие операции по буксировке и постановке/снятию ППБУ на точке бурения, а также доставку МТР и оборудования. С азиатского рынка - 2 судна снабжения (PSV). Это новые экономичные суда для вывоза буровых отходов и перевозки МТР, оборудования и персонала. А также, аварийно-спасательное судно из флота Морспасслужбы Росморречфлота России, которое аварийно-спасательное дежурство и обеспечивает готовность к ЛАРН. 

Кроме того, учитывая, что логистика персонала в проекте осуществляется на судах обеспечения, суда комфортабельны для перевозки экипажа и при этом обладают значительной грузовой вместимостью и экономичностью. 

Важной особенностью якорезаводчиков является наличие ледового класса и мощного тягового усилия, что позволяет минимизировать риски, связанные с климатическими особенностями региона.

 Экологический приоритет

Главным приоритетом при реализации шельфовых проектов «Газпром нефти» деле являются Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность. Компания имеет большой опыт в вопросах заботы о регионах присутствия и шельф Охотского моря не станет исключением.

Для соблюдения экологической безопасности реализуется целый комплекс мер, среди которых план ликвидации аварийных разливов нефти, распространение лучших практик «Газпром нефть» в области безопасности на поставщиков и подрядчиков; система предупреждения разливов нефти, аварийно-спасательное дежурство; реализация принципа «нулевого сброса».  

6 июля проведены комплексные учения по ликвидации разлива нефти в районе бурения первой поисково-оценочной скважины на шельфе Охотского моря.

Комплексное учение проводилось в целях проверки готовности компании к действиям в случае возникновения нештатных ситуаций. Во время учения отрабатывались различные сценарии чрезвычайных ситуаций, такие как возгорание на полупогружной буровой установке, оказание помощи пострадавшему, разлив нефти и т.д.

В соответствии с решением комиссии, оценивавшей комплексное учение, результат учения признан успешным. По общему мнению членов комиссии, сотрудники «Газпромнефть-Сахалина», экипаж ППБУ и привлеченные аварийно-спасательные формирования, имеют необходимую квалификацию и опыт для выполнения всех необходимых в чрезвычайных ситуациях действий

Важно подчеркнуть, что в 2014г. при работе на Долгинском месторождении в Печорском море, компания сумела организовать безаварийную работу, не допустив не единого происшествия, каким-либо образом потенциально воздействовавшего на окружающую среду. Компания намерена спроецировать данный положительный опыт на проект строительства скважины на Аяшском ЛУ,

В 2018 г. компания планирует продолжить научно-исследовательские работы по изучению биологического разнообразия на Аяшском лицензионном участке.


Открытие Нептуна

Завершив бурение и испытание поисково-оценочной скважины на Аяшском лицензионном участке можно говорить об открытии нового крупного месторождения уже получившего название Нептун. Его геологические запасы составляют порядка 255 млн т.н.э., извлекаемые запасы – 70 – 80 млн тонн, а это означает добычу на пике около 5 – 6 млн тонн в год. Но специалистам еще предстоит проанализировать весь объем информации, полученный в ходе бурения: изучить полученный керн и геологические данные, актуализировать геологическую модель. Детальная оценка запасов будет подготовлена к середине 2018 года. На основании этих данных будет приниматься решение о доразведке Нептуна в 2019 году.

 



Статья «Аяшский участок. Проект Сахалин-3 прирастает новым месторождениями» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2018)

Читайте также
Система Orphus