На данный момент на большинстве месторождений с традиционными запасами углеводородов происходит постепенное ожидаемое падение уровня добычи, что связано с хорошей изученностью данного типа коллекторов. Вне всякого сомнения, будущие перспективы будут связаны с месторождениями с трудноизвлекаемыми запасами, с запасами на недостаточно изученных территориях, которые требуют особого подхода и технологий как на геологоразведочной стадии изучения, так и на этапе разработки.
Целью исследований явилось определение перспектив газонефтеносности слабоизученной территории севера Западной Сибири площадью около 15 000 км2. Сделан комплекс работ по участку, включающий в себя создание разломной модели и анализ дизъюнктивных нарушений. Разломная модель дает важную информацию о морфологическом строении кровли фундамента и структуры осадочного чехла рассматриваемой площади. В этой связи выделение разломов и определение геологического времени их активизации и проявления является важным этапом построения сейсмогеологической модели. Для анализа тектонических дизъюнктивных нарушений на исследуемом участке использовались сейсмические профили МОГТ-2D, в количестве 34 штук, общим объемом 2581 пог. км.
Процесс оценки качества разломной модели сводился к следующему:
-
Анализ качества прослеживания разломов в волновом поле, в том числе наличие дополнительных (непротрассированных) нарушений, корректности траекторий разрывов.
-
Работа с материалами по объяснению природы разрывных нарушений на площади.
-
Оценка необходимости включения тектонических разломов в структурный каркас.
Исходный профиль данных сейсморазведки 2D с нанесенными кривыми корреляции
РИС. 1. Сейсмический профиль МОГТ-2D (№41)
Визуальный анализ временных разрезов по различным направлениям показал, что на территории исследований и сопредельных площадях присутствуют ярко выраженные, с небольшими амплитудами смещений по вертикали, дизъюнктивные нарушения. В центре и на востоке исследуемой площади прослеживается зона субвертикальных разломов с небольшими амплитудами. На западе территории разломы имеют менее выраженный в волновом поле характер.
РИС. 2. Временной разрез по профилю №41:
Выделение и трассирование тектонических нарушений проводилось на основе анализа волновой картины и характера поведения отражающих горизонтов на временных разрезах на основе известных признаков:
-
Скачкообразного смещения осей синфазности по времени, осложнения волновой картины дифракционными эффектами;
-
Локального аномального изменения динамических характеристик отражённых волн по латерали и вертикали;
-
Резкой смены характера волновой картины;
-
Флексурообразного искажения отражающих горизонтов с локальным изменением в области перегиба их динамических характеристик.
Помимо этого выделение и анализ дизъюнктивных разрывных нарушений проводились также на основе объемных сейсмических атрибутов. Были проанализированы как продольные, так и поперечные профили на предмет разрывных нарушений на всем участке работ. По всем профилям были построены базовые, структурные и стратиграфические объемные сейсмические атрибуты.
Базовые сейсмические атрибуты:
-
Envelope – огибающая трассы или мгновенная амплитуда;
-
Instaneous Phase – мгновенная фаза.
Атрибуты, позволяющие провести анализ сейсмотрассы, которая выражена через действительную и мнимую части.
-
Amplitude Contrast – мгновенная амплитуда, позволяющая количественно оценить перепад скоростей и плотностей в слоях. Делает возможным выявление поверхностей несогласия, которые вызваны резким контрастом упругих свойств пород, прилегающих снизу к границе несогласия.
Структурные сейсмические атрибуты:
-
Variance – дисперсия, отображает локальные структурные изменения в волновой картине.
Стратиграфические сейсмические атрибуты:
РИС. 3. Временной разрез по профилю №41
-
Chaos – подчеркивает и обособляет особенности волновой картины.
На рисунках приведены примеры по всем перечисленным атрибутам, отчетливо прослеживаются границы распространения вертикальных дизъюнктивных нарушений.
РИС. 4. Временной разрез по профилю №41
Сдвиговая природа разломов прослеживается на временных разрезах, где отображены многочисленные дизъюнктивные сдвиговые нарушения со смещениями, которые в основном выделяются на территории раннеюрских и пермских отложений, реже захватывают отложения средней юры. Все разломы носят вертикальный и субвертикальный характер.
Присутствие в разрезе сдвиговых нарушений говорит о том, что в пределах площади действовали не только тектонические напряжения сжатия или растяжения, но и существовали горизонтальные тектонические движения, что важно учесть на этапе разработки открытых месторождений региона.
Идентификация разрывов и их трассирование в плане по данным недостаточно плотной сети профильных наблюдений имеет известную неоднозначность. При этом их роль в экранировании ловушек и установленных залежей в пределах выявленных локальных поднятий, приуроченных к юрско-нижнемеловым отложениям, не вызывает сомнений.
С учетом имеющихся данных нами был произведен анализ выявленных тектонических нарушений с блоковым районированием по результатам анализа магнитных и гравиметрических аномалий исследуемого района.
Предполагаемые разрывные нарушения, выявленные ранее по результатам интерпретации гравимагнитных полей, подтверждаются выявленными разрывными нарушениями по сейсмическим профилям МОГТ-2D. Предполагаемые разломы зачастую либо повторяют выявленные нами разломы, либо образуют с ними взаимно ортогональные системы, что не противоречит тектонической природе образования разрывных нарушений. Однако в центральной и юго-западных частях района нарушения, выделенные по гравиметрической сьемке и сейсмической, имеют различный характер. Таким образом, с одной стороны мы подтверждаем достоверность выделенных тектонических нарушений в плане, с другой, уточняем принятую ранее разломно-блоковую модель региона. Исходя из того, что сейсмические данные имеют большую разрешающую способность и позволяют более точно определить разрывные нарушения, использование разломно-блоковой модели, выявленной по сейсмическим данным, является более правомерным.
Широкое развитие тектонических нарушений требует применение пространственных систем сейсмических наблюдений (МОГТ-3D) при детализации установленных и подготовке к поисковому бурению выделенных объектов.
Суммарная доля трудноизвлекаемой нефти в текущих разведанных запасах России к настоящему моменту превышает 60-65%. Тенденция увеличения доли нетрадиционных запасов будет расти и в будущем. Данная работа позволяет внести практический вклад в развитие нефтегазовой промышленности региона.
Литература:
-
Якуцени В.П., Петрова Ю.Э., Суханов А.А. Динамика доли относительного содержания трудноизвлекаемых запасов нефти в общем балансе. Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2). УДК 553.98.042(470+571).
-
Ампилов Ю.П. Сейсмическая интерпретация: опыт и проблемы. М.: Геоинформмарк, 2004. - 277с., 14,5 п. л. 5-900357-81-3.
-
Крылов Д.Н. Комплексный геологический анализ сейсмических отражений и данных ГИС: обзорн. информ. Геоинформмарк. М., 1992. - 44 с. Разведочная геофизика Вып. 9.