– Дмитрий Андреевич, какова сегодня концепция развития региона? На что делается основная ставка, какие направления Вы развиваете?
– Ямал обладает 147 триллионами м3 начальных суммарных ресурсов природного газа. Это почти в 10 раз больше, чем было извлечено из недр региона почти за полвека активной добычи. Запасы нефти и конденсата – 23 миллиарда тонн. Освоены они на 5-6 процентов.
Поэтому социально-экономическое развитие округа базируется во многом на дальнейшем развитии добычи углеводородов. В связи с этим очевидны долгосрочные перспективы увеличения объема инвестиций в разработку новых газовых и нефтяных месторождений автономного округа.
Большая часть перспективных нефтегазовых запасов находится на севере округа – в Арктической зоне. И именно туда – на Север, мы сейчас и движемся. Например, только полуостров Ямал располагает подготовленными разведанными запасами газа в размере более 17 триллионов м3. Промышленное освоение этого полуострова компенсирует естественное снижение добычи газа на базовых месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона.
По мере дальнейшего строительства заводов по сжижению природного газа (СПГ) округ становится и главным производителем СПГ в России, а с точки зрения внутренней экономики – обретает дополнительную устойчивость к колебаниям мировых цен на углеводороды. Мы сейчас говорим о том, что, по сути, в монорегионе возникает вторая базовая отрасль – высокотехнологичная газопереработка. Это не только СПГ-заводы, но и Новоуренгойский газохимический комбинат, предприятия по переработке попутного нефтяного газа и даже такие экзотические пока проекты, как производство метанола.
Третье стратегическое направление развития – создание в центре Российской Арктики единого транспортного коридора. Его основой станут железнодорожные магистрали «Северный широтный ход» и «Северный широтный ход 2», а «точкой выхода в мир» – арктической морской порт Сабетта на полуострове Ямал. Строительство железной дороги даст возможность в полном объеме реализовать задачи, поставленные Президентом России по освоению Российской Арктики. В частности, это позволит развивать новую добычу, сократит время и упростит доставку грузов из Западной Сибири, разгрузив Транссибирскую магистраль. Это крайне важный проект и для страны, и для автономного округа.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как реализуется колоссальный проект «Ямал». Что ждать от этого проекта России и региону?
– Мегапроект «Ямал» реализуется ПАО «Газпром», и, действительно, не имеет аналогов в мире по уровню сложности, обусловленной труднодоступностью территории и экстремальными климатическими условиями. Достаточно сказать, что для того чтобы начать осваивать залежи углеводородов полуострова, национальный газовый концерн построил специальную железную дорогу «Обская – Бованенково – Карская» длиной почти 572 километра.
Первый газовый промысел на Бованенковском месторождении был введен в эксплуатацию в 2012 году. В перспективе, с вводом в разработку неоком-юрских залежей, производительность этого месторождения составит до 140 миллиардов м3 газа в год. Этот газ с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России, а через нее – в Европу, поступает по газотранспортному коридору нового поколения, построенному от Бованенково до Ухты.
Сейчас «Газпром» вплотную подошел к началу освоения следующего месторождения полуострова – Харасавэйского. Прорабатывается вопрос освоения и других крупных месторождений, в том числе находящихся в акватории Карского моря.
Параллельно «Газпром нефть» на полуострове Ямал ввела в промышленную эксплуатацию Новопортовское нефтяное месторождение и морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», через который нефть особого сорта NovyPort круглогодично по Северному морскому пути поступает западным потребителям.
Уникален не только сам проект, но и технологии, применяемые в рамках его реализации. На Бованенковском месторождении, например, впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских и апт-альбских залежей. Это позволяет значительно сэкономить средства на обустройство, сократить время строительства и повысить эффективность эксплуатации месторождения.
Если говорить в целом, то доля добычи газа на полуострове Ямал с учетом прилегающего шельфа со временем составит более трети в общем объеме газодобычи страны.
– А какую долю рынка Ваш регион намерен занять в производстве сжиженного природного газа?
– Если говорить о России, то через несколько лет Ямал станет основным производителем СПГ в нашей стране. Если говорить о мировом рынке, то стратегия развития производства СПГ в нашем округе предусматривает возможность производства 70 миллионов тонн СПГ в год и больше. По оценке аналитической компании Gas Strategies, объем производства СПГ в мире в 2017 году составил 292 миллиона тонн.
Сейчас на Ямале с опережением сроков запущены в эксплуатацию уже две очереди завода «Ямал СПГ» (Напомним, участие в торжественной церемонии погрузки первой партии сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года принял Президент РФ Владимир Путин). А танкер-газовоз Christophe de Margerie с ямальским СПГ на борту недавно установил новый рекорд скорости прохождения по Северному морскому пути. По данным Совкомфлота, танкер без сопровождения ледокола прошел 2 360 морских миль от Сабетты до мыса Дежнева (Чукотский полуостров) всего за 7 дней 17 часов.
Второй СПГ-завод – «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого станет Салмановское (Утреннее) месторождение на полуострове Гыдан, сейчас находится на предпроектной стадии: разрабатывается базовый проект в соответствии международными требованиями, изучаются различные технические решения, предусмотренные как российским, так и международным опытом, чтобы выбрать для завода наиболее оптимальное и безопасное решение. Кроме того, сейчас рассматривается ресурсная база для третьего СПГ-завода на Ямале и обсуждается возможность строительства в Сабетте производства метанола.
– Каковы перспективы развития перерабатывающих производств в Вашем регионе?
– Мы уже затронули этот вопрос, обсуждая развитие на Ямале высокотехнологичных производств СПГ. Но если брать отдельно газохимию, то у нас продолжается строительство Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК). Он будет перерабатывать этансодержащий газ, который является побочным продуктом, получаемым в результате деэтанизации газового конденсата. Мощность предприятия по переработке должна составить 1,4 миллиона тонн в год, при этом на заводе ежегодно планируется производить до 400 тысяч тонн полиэтилена различных марок. На базе НГХК предполагается создание газохимического кластера и производства упаковочных материалов, предметов бытового обихода из полиэтилена, стрейч-пленки и т.д.
При этом надо понимать, что степень развития крупных перерабатывающих производств напрямую зависит от пропускной способности транспортной сети, по которой их продукция вывозится на внешние рынки. Поэтому одной из важнейших задач, которые мы ставим перед собой, является создание сквозного транспортного коридора в центре Российской Арктики, по которому миллионы тонн грузов отечественных производителей могли бы кратчайшим образом через ямальский порт Сабетта получить доступ на мировые рынки. В том числе – и продукция ямальской газохимии.
– Вы имеете в виду новый мегапроект «Северный широтный ход», который должен на территории Ямало-Ненецкого автономного округа соединить Северную и Свердловскую железные дороги?
– Да, это проект, над которым мы много работали последние годы с ямальскими коллегами, нефтегазовыми компаниями и федеральными министерствами и который сейчас обрел реальные очертания. В августе Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, регламентирующее заключение концессионного соглашения с ООО «СШХ» на предмет финансирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская – Салехард – Надым». ОАО «Российские железные дороги» при этом обеспечит финансирование и выполнение работ по реконструкции железнодорожной линии «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги», «Газпром» – обеспечит финансирование, проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию железнодорожной линии «Надым – Пангоды». Правительство ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Также регион передаст в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства полярной магистрали, обеспечит доступ строителей к водным и лесным объектам.
То есть мы вплотную подошли к тому моменту, когда у нас есть все необходимое для опережающего начала строительства самого сложного, важного элемента СШХ – совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Обь. Сейчас с инвестором делаем все для того, чтобы приступить к нему этой зимой. Более того, сейчас идет очень продуктивный диалог с нашими ключевыми партнерами о том, чтобы довести железную дорогу до станции Обская до порта Сабетта. Это проект «Северный широтный ход 2». Он жизненно необходим для развития центральной части Арктики, и у нас есть все возможности для его реализации.
– Каковы перспективы развития добычи нефти на территории округа?
– К 2025 году мы ожидаем подъем добычи нефти до уровня около 45 миллионов тонн в год. Это вдвое больше, чем добывалось на Ямале несколько лет назад. Перспективы связаны, прежде всего, с созданием двух новых добывающих центров в арктической зоне – Новопортовского на полуострове Ямал и Мессояхского в северо-восточной части округа. В Новом порту прошлой зимой уже была добыта 10-миллионная тонна нефти. Промышленное освоение Мессояхи связано, прежде всего, с вводом в эксплуатацию в 2016 году магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». Этот нефтепровод позволил вовлечь в разработку крупнейшие нефтяные месторождения Ямала – Русское, Заполярное, Восточно-Мессояхское, Западно-Мессояхское. Пякяхинское и другие, общая ресурсная база которых оценивается в объеме 3,2 миллиарда тонн.
При этом мы понимаем, что в разработке небольших новых или сильно выработанных месторождений во всем мире наиболее эффективно работают малые и средние предприятия при условии обеспечения их доступа к нефтегазопроводам и объектам первичной подготовки. Поэтому в автономном округе имеются предпосылки для создания малых и средних инновационных компаний, которые способны не только повысить нефтеотдачу, но и сохранить коллективы сервисных организаций, обслуживающих нефтегазовый сектор. А устойчивый экономический рост в базовом секторе экономики, который мы сейчас видим, приведет к развитию на территории региона таких конкурентоспособных видов экономической деятельности, как сервис нефтегазодобычи и нефтегазохимия, способных диверсифицировать монопрофильный характер экономики автономного округа.
– Текущая ситуация подтверждает Ваши стратегические планы?
– Да, практически все проекты на Ямале идут сейчас с опережением графика. Третью очередь «Ямал СПГ», например, планируется запустить в эксплуатацию уже через несколько месяцев – фактически, на год раньше запланированного срока.
Ситуация в автономном округе стабильна. За 7 месяцев этого года объемы добычи газа на Ямале, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 11 процентов, нефти – на 1 процент, газового конденсата – на 12 процентов. Это хорошая динамика.
– Что делают власти ЯНАО для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе?
– В первую очередь, это налоговое стимулирование и устранение излишних административных «барьеров». Взаимоотношения с инвесторами должны быть максимально открытыми и прозрачными. За прошедшие 6 лет, мы модернизировали региональное законодательство в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Благодаря работе инвестиционно-активных организаций в экономику региона в 2012-2017 годах было привлечено порядка 970 миллиардов рублей инвестиций и создание ими более 5 200 рабочих мест.
У нас сформирован и регулярно актуализируется перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов. На начало этого года в него включено 19 компаний, получивших право на господдержку в форме налоговых преференций. С ними заключены инвестиционные соглашения о реализации 29 проектов на общую сумму почти 3 триллиона рублей.
Особое внимание мы уделяем новым формам работы с инвесторами, такими как концессия. В мировой практике это наиболее прогрессивная форма реализации крупных капиталоёмких инициатив, позволяющая обеспечить их полноценное финансирование.
Так, благодаря качественно проработанной экономической части проекта, на условиях концессии нам удалось привлечь инвесторов для реконструкции аэропортового комплекса в Новом Уренгое. Концессионное соглашение заключено на срок 30 лет и не предусматривает участия в реконструкции аэропорта бюджетных средств. На принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в виде концессии в ЯНАО строится и «Северный широтный ход». Учитывая накопленный опыт, мы и в дальнейшем намерены уделять особое внимание индивидуальному подходу и ответственной проработке условий проектов, совместно работать с частными инвесторам и качественно выполнять принятые на себя обязательства.
В этом году, например, мы изменили законодательную базу для введения в регионе новой меры поддержки крупных проектов, а именно – инвестиционного налогового вычета. Пилотным проектом выступит обустройство нефтяных оторочек месторождений с падающей добычей. Тем самым мы планируем дать «второе дыхание» старым месторождениям и содействовать добыче трудноизвлекаемых запасов региона.
– Какие сферы экономического потенциала региона, на Ваш взгляд, еще не в полной мере задействованы и требуют дополнительного развития?
– В соответствии с майским указом Президента России в автономном округе в рамках соответствующего национального проекта планируется интенсифицировать работу по созданию в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
В этом году мы намерены принять Стандарт деятельности органов исполнительной власти автономного округа по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности, а к 2020 году – внедрить в практику гибкую линейку финансовых и инфраструктурных инструментов поддержки экспорта, включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки.
К 2024 году при реализации в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы планируется обеспечить модернизацию системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Мы намерены увеличить долю таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов.
Кроме того, один из незадействованных пока в округе потенциалов – развитие внутреннего и въездного туризма. Нам необходимо развивать региональную туристскую инфраструктуру, совершенствовать систему информационного обеспечения и расширять спектр предоставляемых туристских услуг. Это обеспечит повышение конкурентоспособности и узнаваемости автономного округа среди российских арктических регионов.
Поверьте, нам есть что показать гостям. Это могут подтвердить сотни тысяч туристов, которые уже побывали на Ямале.