USD 63.4536

0

EUR 68.771

0

BRENT 57.62

+0.29

AИ-92 42.41

-0.04

AИ-95 46.16

0

AИ-98 52.11

+0.02

ДТ 48.19

-0.01

8 мин
52
0

Арктическая доктрина России и стратегия морской деятельности

Активное освоение углеводородных запасов северных морей ставит на повестку дня создание особого документа, регламентирующего деятельность в Арктическом регионе.

Арктическая доктрина (далее – АДР) является источником, основой разработки концепций, стратегических целей, задач и основных направлений их решения. Структура Арктической доктрины включает три взаимосвязанные части: основы стратегии обеспечения развития Арктических регионов России, геополитические и экономические основы. По мнению автора, геополитические основы являются определяющими по отношению к остальным частям Арктической доктрины. Актуальность ее принятия обусловлена рядом факторов, в частности:

  • «глобализация» интересов человечества в Арктике, связанная с активным заселением северных территорий и истощением природных, пространственных и других ресурсов;


  • тенденции к утрате Россией лидерства в Арктике, закреплённого в том числе её максимальным секторальным влиянием;тенденции к утрате Россией накопленного за годы широкомасштабного освоения Арктики научно-информационного потенциала по арктическим проблемам;

  • экологические проблемы;

  • перспективность арктического фундамента сохранения евроазиатского единства России; а также СМП как основы евразийского транспортно-коммуникационного каркаса;

  • представляется перспективной стабилизация устойчивого мирового развития на основе стабилизации российского развития;

  • становится очевидной целесообразность оценки рентабельности арктических решений, в первую очередь с позиций геополитических масштабов;

  • продолжается тенденция возрастания военно-стратегического значения для России Арктического региона. 


Арктическая организация государства естественно должна включать в себя систему управления. Основные факторы, определяющие безальтернативность создания Центра управления – ядра Арктической организации государства – состоят в следующем:

  • обеспечение пространственного арктического планирования,

  • обеспечение единой инвестиционной политики в Арктике по привлечению внутренних и внешних инвестиций; содействие сокращению разрыва в оттоке и притоке капитала в АЗРФ для снятия социальной напряжённости в обществе. 

Резкое возрастание активности арктических и неарктических государств в Арктике привело к принятию некоторых решений, расширяющих возможности неарктических государств, например путём создания Арктического экономического совета. Очевидным становится возрастание роли Китая в арктической политике и практике. Это можно пояснить чётко сформулированной позицией Китая, аргументированно обосновывающее его участие в процессах управления. Арктическая политика Китая, излагаемая в Белой книге, относится к следующим направлениям:

  • Углубление разведки и понимания Арктики.

  • Охрана экологической среды Арктики и решение проблемы изменения климата.

  • Законное и рациональное использование ресурсов Арктики.

  • Активное участие в управлении Арктикой и международном сотрудничестве.

  • Содействие миру и стабильности в Арктическом регионе. 

В Белой книге Китая подчеркивается, что будущее Арктики касается интересов арктических государств, благополучия неарктических государств и человечества в целом. Управление в Арктике требует участия и вклада всех заинтересованных сторон. На основе принципов «уважения, сотрудничества, беспроигрышного результата и устойчивость», Китай готов сотрудничать, чтобы воспользоваться этой исторической возможностью для развития Арктики, для решения проблем не только евразийского масштаба, но и глобального.

Приближённым аналогом «Белой книги Китая» мог бы быть документ России в виде Арктической доктрины, концентрирующий основные положения, излагаемые в большом количестве документов. Проект такого документа был разработан Арктической общественной академией наук ещё в 2003 году, но официально не принят, хотя многие его положения реализованы в почти 500 документах, определяющих арктическую политику России.

Достаточно сказать, что до сих пор не принят многократно предлагаемый и корректируемый закон об Арктической зоне России, который должен именно быть основан на Арктической доктрине. Это усложняет сотрудничество с зарубежными государствами, в первую очередь с Китаем, особенно в сфере обеспечения всех видов безопасности, включая морскую деятельность в Арктике. 

Рассматривая современное состояние проблемы формирования единого информационного пространства в Арктике, следует отметить, что создаваемая в настоящее время интегральная система освещения обстановки (СОО) в регионе по утвержденной правительством РФ концепции практически будет выдавать информацию, соответствующую требованиям МО РФ, и мало будет востребована хозяйствующими в Арктике структурами Минтранса, Минэнерго и др. Так в СОО предусматривается точность радиолокационного определения координат наблюдаемых целей не лучше 1 км, тогда как указанным хозяйствующим субъектам для решения задач обеспечения безопасности и охраны важных объектов (управление движением судов на Севморпути и в районах шельфовой добычи углеводородов, охрана добывающих вышек и т.д. и т.п.) требуются точность не хуже единиц/десятков метров. В связи с изложенным хозяйствующие в Арктике ведомства вынуждены самостоятельно развивать автоматизированные системы мониторинга окружающей обстановки и связи, как локальные/объектовые, так и региональные. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией формирования и развития единого информационного пространства РФ, одобренной решением президента России, при создании различных ведомственных целесообразно осуществлять их интеграцию, т.е. создавать межведомственные интегральные органы на государственном, региональном и локальном уровнях. Отсутствие такой интеграции приводит к дублированию различными ведомствами работ по созданию системы обеспечения национальной безопасности и распылению государственных ресурсов.

Во всех без исключения субъектах Российской Федерации Арктического региона органы государственной власти и подведомственные им предприятия и учреждения, органы управления муниципальных образований и подведомственные им предприятия и учреждения используют в качестве технологической основы управленческих процедур и процедур взаимодействия ресурсы сетей связи общего пользования. Все сети связи общего пользования построены коммерческими операторами связи на основе телекоммуникационного оборудования (средств связи) зарубежного производства и содержат в себе недокументированные возможности, которые используются иностранными техническими разведками и могут быть использованы организованными преступными сообществами. Необходимо исследовать возможность создания мультисервисных региональных сетей связи, построенных без применения средств связи зарубежного производства и реализующих политику криптографической защиты информации вне контролируемых зон.

Из сказанного следует, что для реализации основных положении Арктической доктрины России необходим Закон о развитии АЗРФ и одной из концептуальных причин его отсутствия является отсутствие доктрины. Отсюда же следуют существенные отличия итерации проектов Закона о развитии АЗРФ, включая представленный вариант предлагаемой структуры. В этом случае и стратегия морской деятельности может быть согласована сюрреалистически, т. е. на бумажном, а не в реальном фундаменте.

В качестве одного из актуальных на сегодня обоснований «конкурентности» СМП целесообразно его рассматривать как российский элемент единой транспортно-коммуникационной системы Евразии в выгодном для России ракурсе. В настоящее время важнейшим недугом арктического сообщества, как и мирового в целом, является разобщённость, поэтому в качестве стержневого духа закона о развитии АЗРФ возможно использовать консолидацию арктического сообщества как эталона и для всего человечества.

Автор вносит ряд предложений в Стратегию развития Арктической зоны.

Стоит отметить, что внимание передовых экономик мира сейчас направлено на разработку альтернативных источников энергии и снижение зависимости от традиционных углеводородов. Увеличивающиеся объемы добычи углеводородов морских и сланцевых месторождений в США, газовая революция в Китае – все это может привести к острой конкуренции поставщиков на рынке и, как следствие, дальнейшему снижению цен на углеводороды.

В связи с этим необходимо увеличить рентабельность добычи углеводородов посредством уменьшения доли импортных технологий; обеспечить доставку углеводородов за счет создания транспортной инфраструктуры и безопасность добычи на месторождениях (необходимы инвестиции в исследования геологического строения российского шельфа Арктики); увеличить эффективность использования углеводородов (провести исследования в области глубины переработки нефти и развитие газохимии); поднять на новый уровень работу Госкомиссии по Арктике; а также создать рабочую группу для реконструкции Арктической доктрины России и закона об АЗРФ.

Также автор вносит ряд предложений в области освоения Мирового океана и прибрежных акваторий, а также морского транспорта, судостроения и информационного обеспечения. 

В области морского транспорта – создание благоприятной организационной и экономической среды, способствующей развитию и поддержанию судового состава и прибрежно-портовой инфраструктуры, которые обеспечат сокращение транспортных издержек, увеличение доли судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, в объеме международных, каботажных и транзитных грузовых и пассажирских перевозок до уровня, гарантирующего морскую транспортную независимость и экономическую безопасность государства. 

В области освоения и сохранения ресурсов Мирового океана – обновление рыбопромыслового флота, создание научно-производственной базы; создание стратегического резерва разведанных запасов и определение возможностей использования твердых полезных ископаемых международного района морского дна в интересах расширения минерально-сырьевой базы РФ.

В области судостроения – обеспечение потребности государства и предпринимательского сообщества в современной продукции военного кораблестроения, судостроения, гражданской морской техники и судоремонте на российских предприятиях, которые оснащены оборудованием и комплектующими элементами преимущественно отечественного производства.

В области информационного обеспечения морской деятельности – завершение создания общей информационно-коммуникационной инфраструктуры информационного обеспечения морской деятельности, формирование и поддержание единого информационного пространства в интересах обеспечения эффективности и безопасности морской деятельности.

В области защиты и сохранения морской среды – обеспечение экологической безопасности морской среды и сохранение экосистем в акваториях Мирового океана, осуществление мониторинга ее состояния и комплексных мер по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения.

В области комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий – принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций по вопросам развития приморских территорий и прибрежных акваторий, управления природопользованием приморских территорий и прибрежных акваторий.

В области международно-правового обеспечения морской деятельности и международного сотрудничества в сфере морской деятельности – обеспечение правовой защиты национальных интересов России в сфере морской деятельности при работе в международных организациях, расширение международного сотрудничества.


Keywords: the development of Arctic, hydrocarbon resources, strategy, sustainable development, doctrine.




Статья «Арктическая доктрина России и стратегия морской деятельности» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№1, Январь 2020)

Авторы:

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Читайте также
Система Orphus