USD 91.1604

-0.19

EUR 98.9366

-0.17

Brent 83.22

+1.19

Природный газ 1.929

-0.03

6 мин
850
0

Точки роста экономики российско-швейцарское партнерство, как механизм формирования шестого технологического уклада

Точки роста экономики российско-швейцарское партнерство, как механизм формирования шестого технологического уклада

read this article in En

- Г-н Видмер, чем занимается Швейцарский центр содействия бизнесу в России. Какие задачи Вы ставите перед возглавляемым Вами ведомством, в отношении развития партнерства двух стран?

- Швейцарский центр содействия бизнесу в России (Swiss Business Hub Russia) – московское представительство официальной организации по продвижению международной торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise (S-GE). Центр является частью посольства Швейцарии и способствует развитию экспорта товаров и услуг в Россию, а также популяризирует идеи и осуществляет продвижение возможностей для ведения бизнеса в Швейцарии.

Двухсторонние экономические отношения между нашими странами развиваются успешно, но я убежден в том, что потенциал партнерства реализован не полностью, поэтому мы ставим себе задачи развивать его дальше. Для этого мы предоставляем информацию о бизнес возможностях и помогаем наладить контакты.

Swiss Business Hub Russia (Швейцарский центр содействия бизнесу в России при Посольстве Швейцарии в Москве) оказывает услуги для малого и среднего бизнеса из Швейцарии и Лихтенштейна по расширению присутствия на рынке России. Также центр оказывает поддержку для российских компаний, заинтересованных в открытии собственного подразделения в Швейцарии или поиске швейцарских деловых партнеров.

- И в каких же отраслях можно более полно раскрыть этот потенциал? Чем интересна Россия?

- Традиционно, швейцарские компании успешно работают в таких отраслях как фармацевтика, машиностроение, производство электронных товаров и инструментов, и конечно, в сфере потребительских товаров.

Хочу отметить, что помимо известных швейцарских глобальных лидеров существует большое количество малых и средних игроков, как правило, занимающих узкую нишу, в которой они часто претендуют на технологическое лидерство. Я думаю, что такие компании особенно интересны потенциальным российским партнёрам. Как правило, они очень открыты и готовы к совместному поиску оптимального формата сотрудничества.

- Насколько, по Вашему мнению, в России сформирован инвестиционный климат?

- За последние годы, несомненно, многие сферы деловой жизни в России стали более профессиональными. Рамки, создаваемые государством для бизнеса, стали более четкими и взаимодействие с государственными властями более удобным. Об этом, например, свидетельствует улучшенный показатель «легкости ведения бизнеса» Всемирного банка. Если говорить именно об инвестициях, то главный вызов – это слабость некоторых общественных институтов, в особенности тех, которые касаются частной собственности и судов. Именно такую точку зрения выражают наши клиенты – представители малого и среднего бизнеса.

- Какие швейцарские компании ведут сегодня бизнес в России в нефтегазовом секторе и сопутствующих отраслях? О каких успешно реализованных совместных проектах Вы могли бы рассказать?

- Швейцарские компании успешно поставляют технологии и специализированную химию в российский нефтегазовый сектор. Примеры таких технологии включают в себя оборудование и решения для процессов разделения в нефтехимии, компрессоры и установки подготовки газа, детали механического инжиниринга для бурения как, например, коробки передач для высоких мощностей, детали для строительства нефти- и газо-трубопроводов, в том числе, соединения без сварки. Наконец, Швейцария производит инструменты, в том числе, для работы во взрывоопасной среде.

Химическая промышленность – одна из важнейших отраслей швейцарской экономики.

Помимо компании с мировым именем, как ABB или Sulzer, и в этом секторе работают малые высокотехнологичные и высокоспециализированные компании, о которых знают только эксперты рынка. Enerproject SA – производитель газокомпрессорного оборудования из Кантона Тичино реализует проекты в России совместно со своим партнёром - компанией Энергаз. Недавний пример их сотрудничества – оснащение Грозненской ТЭС тремя компрессорными установками Enerproject. Оборудование швейцарское, запуск и обслуживание обеспечили российские специалисты Группы Энергаз.


Рис. 1 Грозный. Самые мощные в России КУ Enerproject обеспечивают топливным газом турбины Грозненской ТЭС

- Какие особенности работы швейцарских компаний в России Вы могли бы означить? И каковы особенности работы российских компаний в Швейцарии?

- Что касается швейцарских компании в России, то, наверное, главная сложность на начальной стадии – это поиск подходящего и надежного партнера. От этого многое зависит, и этот момент следует крайне тщательно проработать. Швейцарский центр содействия бизнесу как раз очень часто поддерживает швейцарские компании, которые предпринимают первые шаги на российском рынке в этом направлении.

Если говорить о работе российских компании в Швейцарии, то ситуация принципиально отличается тем, что чаще всего Швейцария не рассматривается как отдельный рынок. У российских компании, которые открывают свой бизнес в Швейцарии, амбиции глобальные или, как минимум, европейские. Они рассматривают Швейцарию в качестве площадки, через которую завоевываются самые разные рынки. Такую стратегию можно, например, наблюдать у российских IT-компании.

- Какие опасения останавливают швейцарские компании развивать бизнес в России?

- На данный момент очень сложно говорить об опасениях, поскольку все зависит от глубины глобального кризиса, который сейчас только разворачивается и который Россию не минует. Если оставить в стороне нынешний кризис, за последние годы многие компании, являющиеся нашими клиентами, внимательно следят за тем, какую модель развития в дальнейшем выберет Россия. Здесь имеются в виду такие категории, как огосударствление бизнеса или открытость/автаркия. Швейцарский бизнес в любом случае будет продолжать работать на российском рынке, но модели сотрудничества будут зависеть от этих стратегических решений.

- Не секрет, что российские предприятия нуждаются в европейских технологиях, но технологии не производятся на продажу, они разрабатываются в исследовательских центрах внутри компаний «для собственного потребления» по Вашим ощущениям, насколько охотно швейцарские компании готовы делиться этими технологиями с российскими предприятиями?

- Я убежден, что здесь есть интересные перспективы для сотрудничества с швейцарским малым и средним бизнесом. Если говорить о развитии технологии, то у российских предприятий есть, грубо говоря, два пути: либо самим развивать собственные технологии, либо приобрести готовые технологии путем партнерства с крупным зарубежным игроком. Первый путь – процесс, который требует значительных временных затрат, второй путь обозначает определенную утрату контроля. Есть однако же третий путь, который состоит в том, чтобы компания сама развивала свои технологии, но при этом прибегала к специализированным инжиниринговым компаниям, которые могут помочь ускорить процесс. Я знаю, что это делается в других отраслях и подозреваю, что это тоже применимо к нефтегазовой отрасли.

- Как Вы считаете, влияние санкций отражается только на российских компаниях, против которых направлены запретительные меры, или они сказываются и на европейских партнерах России?

- Во-первых, важно понимать, что Швейцария не применяет санкции ни Евросоюза, ни США. Наша нейтральная позиция состоит в том, что мы предприняли определенные меры для того, чтобы наша территория не была использована для обхода санкции.

Что касается влияния западных санкции и российских контрсанкции на швейцарский бизнес, то оно, естественно, есть, в том смысле, что любые ограничения мешают развитию экономической деятельности.

- Каковы, по Вашему мнению, перспективы сотрудничества России и Швейцарии в нефтегазовой отрасли? Расскажите о планах Швейцарского центра содействия бизнесу по развитию партнерских отношений на ближайшую перспективу.

- Как я говорил выше, швейцарские компании успешно работают в нефтегазовой отрасли в России, включая и большие корпорации, и предприятия поменьше. Некоторые из этих компании уже локализовали, по крайней мере, часть продукции в России, другие пока только набирают обороты. Мы определенно видим потенциал для дальнейшего развития, поэтому мы в этом году инвестировали в небольшое исследование российской нефтегазовой отрасли с точки зрения потенциала для швейцарских предприятии. Мы хотим использовать это исследование, в первую очередь, для швейцарского малого и среднего бизнеса.


Рис. 2 Варандей. ДКС низкого давления на базе КУ Enerproject перекачивает низконапорный ПНГ на УПН Варандейского месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».

Осенью, с 26 по 30 октября, мы соберем группу швейцарских компании на бизнес-миссию в нефтегазовой отрасли в Москву и Астрахань. Мы уже получили очень хороший отклик со стороны наших компании, и убеждены в том, что бизнес- миссия состоится в интересном составе. Это будет наш конкретный вклад в развитие партнерских отношений в этом году!


Швейцарский центр содействия бизнесу занимается продвижением международной торговли и инвестиций в том числе через организацию швейцарских павильонов на выставках.







Статья «Точки роста экономики российско-швейцарское партнерство, как механизм формирования шестого технологического уклада» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2020)

Авторы:
Комментарии

Читайте также