В целях повышения своей конкурентоспособности и во исполнение поручений органов государственной власти ряд крупнейших государственных компаний разработали программы инновационного развития и приступили к их реализации. Подготовили такие программы и государственные компании топливно-энергетического комплекса: в 2011 г. - ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть», в 2012 г. – ОАО «Газпром нефть» (Программа инновационного развития ОАО «Газпром нефть» по состоянию на 1 ноября 2012 г. разработана, но еще не согласована федеральными органами исполнительной власти и не утверждена советом директоров компании. Ожидается, что программа будет утверждена до конца 2012 г.) и ОАО «Зарубежнефть».
В рамках программ планируется значительно увеличить расходы как на инновационную деятельность в целом, так и на исследования и разработки. По данным Минэкономразвития России, в целом госкомпании планируют довести объем НИОКР к 2013 г. до 357,5 млрд. руб. (в 2010 г. было 216,8 млрд. руб.), при этом расходы на реализацию программ инновационного развития в 2011 году составили 663 млрд. рублей, в 2012 году составят 950 млрд. рублей и 1 441 млрд. рублей – в 2013 году (прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов). Существенная часть этих расходов придется на компании топливно-энергетического комплекса.
Таблица 1. Объем финансирования основных направлений НИОКР
ОАО «НК «Роснефть» (Паспорт программы инновационного развития ОАО «НК «Роснефть»).
Основные направления НИОКР |
Объем финансирования, млн. руб. |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого |
|
Разведка и добыча |
5 330 |
5 170 |
5 986 |
6 486 |
7 069 |
30 041 |
Нефтепереработка |
2 021 |
2 240 |
2 593 |
2 810 |
3 062 |
12 725 |
Инновации в управлении |
1 201 |
1 630 |
1 887 |
2 045 |
2 229 |
8 992 |
Альтернативная энергетика |
0 |
120 |
139 |
151 |
164 |
574 |
Итого |
8 552 |
9 160 |
10 604 |
11 491 |
12 523 |
52 330 |
Таблица 2. Затраты на НИОКР, млн. руб., Группа Газпром (Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г.)
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
8 310 |
7 710 |
7 870 |
11 200 |
15 730 |
Таблица 3. Объем финансирования НИОКР ОАО «Зарубежнефть» (паспорт программы инновационного развития ОАО «Зарубежнефть»)
Период финансирования |
2013 |
2014 |
2015 |
млн. руб. |
|||
Объем финансирования НИОКР, запланированных в программе |
136 |
160 |
185 |
Всего за период 2013-2015 гг. |
481 |
||
Объем финансирования НИОКР, выполняемых вузами по заказу Общества |
5,5% |
8,5% |
11,5% |
7,5 |
13,6 |
21,3 |
|
Всего за период 2013-2015 гг. |
42,4 |
Одной из целей реализации этих программ является активизация взаимодействия с внешним окружением, что представляется чрезвычайно важным с учетом традиционной закрытости компаний отрасли. В рамках программ инновационного развития компании указали конкретные мероприятия и взяли на себя четкие обязательства по взаимодействию с научными организациями, высшими учеными заведениями, малым и средним бизнесом. Эти обязательства зафиксированы в ключевых показателях эффективности программ, которые связаны с получаемым менеджментом вознаграждением.
Кроме того, в программах указаны технологии, на разработку и внедрение которых компании планируют сделать акцент в среднесрочном периоде, а также инновационные товары и услуги, которые компании планируют потреблять/производить. Эта информация чрезвычайна важна для всех организаций, которые планируют взаимодействовать с госкомпаниями топливно-энергетического комплекса в инновационной сфере.
Получить доступ можно не ко всем программам инновационного развития, так как они могут содержать коммерческую тайну, хотя, например, программа инновационного развития ОАО «Газпром» размещена на сайте компании. Но все компании разработали публично доступные паспорта программ инновационного развития, в которых содержатся наиболее важная для внешних пользователей информация.
Одно из важных направлений программ инновационного развития – взаимодействие с технологическими платформами. Технологические платформы – относительно новый для России инструмент инновационной политики. В соответствии с определением, предложенным Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям Протокол от 3 августа 2010 г. № 4), под технологической платформой следует понимать коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, образования, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Всего в России существует 30 технологических платформ, из них две - в топливно-энергетическом комплексе: «Технологии добычи и использования углеводородов» (координатор – РГУ нефти и газа им. Губкина) и «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» (координатор – ОАО «ВНИПИнефть»).
Основными целями технологических платформ являются:
-
усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
-
выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов экономики;
-
определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
-
стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;
-
расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;
-
совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.
Для решения указанных задач необходимо формирование стратегических программ исследований и технологических дорожных карт достижения поставленных целей. Хотел бы отметить, что Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) оказывает содействие технологической платформе «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» в разработке данных документов.
В ближайшее время начнется процесс оценки технологических платформ. Такой мониторинг необходим, так как около половины технологических платформ не проявляют должной активности в своей сфере деятельности, соответственно, в них могут смениться организация-координатор либо они и вовсе могут быть ликвидированы. По просьбе ряда федеральных министерств НИУ ВШЭ были подготовлены экспертные оценки деятельности всех технологических платформ и обе платформы, действующие в топливно-энергетическом комплексе, получили весьма высокие баллы. Это означает, что они на самом деле смогли консолидировать научную общественность, бизнес и государство для решения важнейших проблем отрасли.
На 2013 г. запланирована финансовая поддержка технологических платформ со стороны государства в размере 300 млн. руб. Планируется и выделение средств по линии различных федеральных целевых программ (ФЦП), в первую очередь, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы» Минобрнауки России.
Если технологические платформы объединяют бизнес, науку и государство на основе единства отраслевой специализации, то территориальные инновационные кластеры – на основе территориальной близости. В 2012 г. был проведен конкурс на вхождение в соответствующий перечень, было отобрано 25 кластеров. Некоторые из них объединяют предприятия топливно-энергетического комплекса, в частности, «Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан» (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татнефть»), «Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии» (ОАО «Сибур), «Нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан» (ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Каустик», ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод»), «Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области» (ОАО «СУЭК», ОАО «Кокс»).
При этом под кластером в этом случае понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Таблица 4. Целевые показатели «Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии» (презентация программы развития «Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии» на Рабочей группе по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям)
Наименование показателя
|
Ед. измерения
|
2011
|
2016 БЕЗ господдержки
|
2016 С учетом господдержки
|
Выручка кластера
|
Млрд. руб |
175
|
395 |
465 |
Инвестиции в научные исследования и разработки
|
Млрд. руб |
0,350
|
1,090
|
1,150 |
Количество рабочих мест |
Чел.
|
68 650 |
78 600
|
85 236
|
Производительность труда
|
Тыс. руб./год.
|
2 545
|
5 025
|
5 455
|
Доля инновационной продукции
|
%
|
7%
|
40%
|
58%
|
Таблица 5. Целевые показатели «Камского инновационного территориально-производственного кластера Республики Татарстан» (презентация программы развития «Камского инновационного территориально-производственного кластера Республики Татарстан» на Рабочей группе по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям)
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2011 |
2015 |
2020 |
Темп роста (2020/2011), раз |
Валовой территориальный продукт |
млрд. руб. |
333,0 |
641,2 |
1568,5 |
5 |
Объем промышленной продукции |
млрд. руб. |
600,0 |
970,8 |
1996,0 |
3 |
Доля инновационной продукции |
% |
22,3 |
33,6 |
44,7 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
21,8 |
44,8 |
73,0 |
3 |
Численность занятых |
чел. |
200000 |
245000 |
264000 |
1,3 |
Количество высокопроизводительных рабочих мест |
ед. |
23111 |
60111 |
89198 |
4 |
Таблица 6. Целевые показатели кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области»
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2020 |
Совокупный объем выручки предприятий – резидентов кластера, млрд. рублей. |
90 |
140 |
160 |
220 |
275 |
Уровень инвестиций в основные фонды на предприятиях кластера, млрд. рублей (накопленным итогом) |
30 |
70 |
120 |
180 |
250 |
Уровень инвестиций в исследования и ОКР на предприятиях кластера, млрд. руб. накопленным итогом |
1,1 |
2,6 |
4,4 |
6,6 |
11 |
Количество создаваемых рабочих мест на предприятиях кластера, тыс. (накопленным итогом) |
15 |
25 |
35 |
50 |
75 |
Таблица 7. Целевые показатели «Нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан» (программа развития «Нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан»)
|
2011 |
2016 |
объем совокупной выручки предприятий-участников кластера от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынке, млрд. руб. |
200,46 |
316,8 |
доля продукции кластера в объеме мирового рынка, % |
0,4% |
0,45 |
общее число рабочих мест на предприятиях и организациях-участниках кластера с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионе базирования кластера, ед. |
3910 |
5120 |
выработка на одного работника в среднем по предприятиям и организациям-участникам кластера, тыс. руб./чел. в год |
7328,36 |
9945,38 |
Отобранные кластеры будут поддерживаться с привлечением различных механизмов, в том числе за счет федеральных целевых программ, а также за счет федеральной субсидии на реализации наиболее приоритетных кластерных проектов (на 2013 г. выделено 1,3 млрд. руб., рассматривается возможность увеличения финансирования до 5 млрд. руб.).
Таким образом, представляется, что за последние годы государством был предпринят целый ряд мер, которые могут быть использованы для инновационного развития топливно-энергетического комплекса. Задача заключается в том, чтобы превратить хорошо работающие в теории механизмы в реальные инструменты модернизации и развития отрасли.