USD 93.5891

+0.15

EUR 99.7934

+0.07

Brent 90.77

+0.4

Природный газ 1.688

0

12 мин
669
0

Итог реформы электроэнергетики в России

Итог реформы электроэнергетики в России

В статье рассматриваются отличия электроэнергетики от остальных отраслей экономики. Также говорится о том, что энергосистема будет тем надежнее, чем больше в ней электростанций различных по маневренности и экономичности. Высокая капиталоемкость энергетики компенсируется экономией за счет повышения надежности оборудования. Упоминаются подходы разных государств к электроэнергетике. Рассмотрены проблемы электросетевого комплекса страны, приводящие к отключениям электричества в регионах, росту тарифов на электроэнергию, снижению оперативности в аварийных ситуациях, старению и снижению надежности сетей. По итогам реформы электроэнергетики цены на электроэнергию возросли как для промышленности, так и для граждан, хотя целью являлось снижение тарифов на электроэнергию.


Чем отличается электроэнергетика от остальных отраслей экономики? Отличий много. И они разительны.

Момент потребления электроэнергии совпадает по времени с моментом ее производства. Электричество нельзя запасать впрок. Гидроаккомулирующие станции не в счет. Они так дороги в производстве и эксплуатации, что возникают сомнения в их рентабельности. Особенно если посчитать и стоимость затопляемых земель. Создание энергетических мощностей процесс затратный по капиталам и времени. Для ТЭС процесс от постановки задачи до ввода в эксплуатацию занимает не менее 10 лет и стоит миллиарды долларов США. Для атомных электростанций этот процесс занимает лет 15. А для гидроэлектростанций и 20 лет может оказаться мало, и стоимость на порядок больше. То есть нарастить резко производство электроэнергии в случае необходимости невозможно. А недостаток электричества станет тормозом экономики. Приходится ради перспективы терпеть и оплачивать приносящие огромные убытки, особенно в периоды спада экономики, «лишние» мощности .

Стоимость электроэнергии, альтернативной произведенной на электростанциях, для дизелей в разы дороже. Для всякой экзотики, вроде ветровых и солнечных станций, – в десятки, а то и в сотни раз. Причем при производстве всей электроэнергии из моторного топлива на дизелях расход этого самого топлива вырастет в разы.

Для того чтобы появилась альтернатива промышленной электроэнергетики и стало выгодно ставить ветровики во дворе, солнечные батареи на крыше, а подвал забить аккумуляторами, стоимость электричества должна подняться как минимум в десятки раз. Только в этом случае в электроэнергетике появится реальная конкуренция электростанциям. И только тогда заработает рынок. А пока электроэнергетика относятся к естественным монополиям .

Производство и распределение электроэнергии – единый технологический процесс. Невозможно отделить электропроводку и котлы от турбогенераторов. Вся электроэнергия подается в единую сеть. И все потребители используют единую энергию из единой сети. Где чье электричество, установить невозможно. Всякие разговоры о том, что какой-то потребитель будет напрямую договариваться с владельцем генератора о покупке у него электричества, являются шарлатанством. Все договоренности сведутся лишь к тому, кто будет получать деньги за произведенную совместно электроэнергию.

Энергосистема тем надежнее, чем больше в ней электростанций. Если одна вылетит из системы в случае аварии, то другие подхватят, и толчок для потребителей будет менее заметен.

Электростанции не заменяют одна другую. Они разные по маневренности и экономичности. А электрическая нагрузка сильно меняется от времени суток. Поэтому чем на большее количество суточных поясов раскинулась энергосистема, тем меньше изменение нагрузки и стабильнее она работает .

Атомные станции работают только в базе. Если играть нагрузкой на атомной станции, то или будет поломка реактора, или произойдет Чернобыль.

Гидроэлектростанции – самые маневренные. Для того чтобы набрать мощность с нуля до максимума, нужны минуты. И у них самая дешевая электроэнергия. Но самое дорогое строительство.

Тепловые станции – среднее между ними по маневрености и самые дешевые в строительстве.

Есть еще и газотурбинные генераторы. На раскрутку ГТС требуются часы, а иногда и сутки. Они так же маневренны, как и ГЭС. Но электроэнергия у них самая дорогая по топливу – в разы дороже, чем на ТЭС. Особенно с учетом того, что ГТС работают на дорогом газе или керосине, а ТЭС на дешевых углях. Именно поэтому станции и объединяют в систему, где разные типы станций дополняют друг друга. Чем больше и мощнее система, тем дешевле производство электроэнергии и тем она надежнее.

В силу высокой капиталоемкости энергетики, малого количества персонала на электростанциях и, соответственно, малой доли зарплаты в себестоимости продукции, а также того, что персонал и менеджмент энергетики на стоимость топлива влияния не имеют, единственной существенной статьей экономии на уже построенных станциях может быть только экономия на надежности. Иными словами, для получения прибыли сдать в металлолом или для начала прекратить ремонт и обслуживание резервных мощностей.

Для минимизации ущерба от аварий надо волевым порядком разделить потребителей по категориям важности и в случае аварии отключать потребители вначале четвертой, потом третьей и т.д. категорий, пока не сбалансируются оставшаяся после аварии мощность генерации и нагрузка, чтобы не отключать тех, кого отключать нельзя. Если отключить, к примеру, химкомбинат, то в его реакторах и трубах застынет полимер. И в этом случае будет выгоднее построить новый химкомбинат, чем восстанавливать старый.

Из особенностей энергетики вытекает то, что энергетика – одна из немногих отраслей, созревшая для национализации. То есть при правильной организации государство в энергетике более эффективный собственник, чем частник.

Чем отличаются подходы разных государств к электроэнергетике?

Принципиальным является вопрос о том, что такое электроэнергетика – инфраструктурная отрасль, призванная обеспечивать функционирование всей экономики, или бизнес-средство, предназначенное исключительно для зарабатывания денег?

В СССР энергетика была в госсобственности. Именно этим и объясняется более высокая надежность советской энергетики по сравнению с той же американской.

Занимаясь реформой электроэнергетики, Анатолий Чубайс любил повторять, что изменения в отрасли необходимы хотя бы для того, чтобы не настало время, когда электроэнергию нельзя будет купить ни за какие деньги. Мол, без инвестиций все может обветшать до такой степени, что перестанет функционировать. О возможной обратной стороне этого процесса, когда энергия станет настолько дорогой, что существование целых отраслей промышленности окажется под угрозой, он предпочитал не упоминать. А между тем именно такой стала ситуация в настоящее время

Сейчас электроэнергия для российских предприятий уже часто стоит дороже, чем в США. А если она и дальше продолжит дорожать существующими темпами – по 15% в год, то через 10 лет превысит американские тарифы в 3-4 раза. Последнее будет означать автоматическую смерть энергоемких отраслей экономики, если только у них не окажется собственных генерирующих мощностей. Не зря ведь алюминиевый магнат Дерипаска после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС предлагал выкупить ее у Русгидро и восстановить своими силами: производство у него очень энергоемкое.

Реформа в электроэнергетике должна была стабилизировать тарифы и одновременно создать достаточный ресурс для инвестиций в отрасль. Но ни того, ни другого не случилось. Если судить о реформе по уровню тарифов, то можно заключить, что она провалилась. Стабилизации или снижения цен на энергию не происходит. Наоборот, они растут и уже сегодня угрожают существованию целых отраслей отечественной промышленности. Цены на электроэнергию, превышающие американские и одновременно не обеспечивающие должные потоки инвестиций на воспроизводство и модернизацию энергетики, являются наиболее очевидным свидетельством неблагополучия в отрасли.

Сегодняшний российский энергорынок характеризуют произвольное ценообразование и резкие скачки тарифов, которые заставляют задуматься об энергетической безопасности российских предприятий и граждан. Неустойчивости ему добавляет то, что в любой момент лоббисты могут продавить новое повышение цен на энергию, и это уже наблюдалось во многих регионах страны в последние годы. При таком положении вещей не существует никаких гарантий, что тарифы на энергию не перегонят цены в самых богатых странах мира. Вследствие этого внутреннее производство может стать нерентабельным, а предприятия окажутся неконкурентоспособными из-за высоких издержек .

Если оставить все как есть и не пытаться изменить ситуацию, то уже скоро цены на электроэнергию в России будут выше, чем в США или в Финляндии, что крайне негативно скажется на всех потребителях. Однако в первую очередь это ударит по малому и среднему бизнесу. В 2011 году произошло серьезное увеличение цен на электроэнергию. Темп роста тарифов в большинстве субъектов РФ существенно опередил определенный правительством предельный уровень индексации в 15%. Так, рост цены для конечных потребителей составил:

· в Тверской области – 32,9%;

· в Курской – 33,2%;

· в Саратовской – 32%;

· в Омской – 30%;

· в Астраханской – 46,5%;

· в Пензенской – 37%.

Спустя почти 10 лет после реформирования РАО «ЕЭС России» споры о том, куда двигаться отечественной электроэнергетике, продолжаются. Надежды реформаторов на то, что дроблением энергокомпаний можно создать между ними конкуренцию и так оздоровить отрасль, оказались мифом. Теперь специалисты ищут пути объединения раздробленных сетевых компаний, которое может исправить положение в электроэнергетике .

В стране действуют тысячи мелких электросетевых компаний, у которых нет денег и производственных мощностей для ремонта сетевого хозяйства.

Эти мелкие компании повышают тарифы и собирают с потребителей деньги на псевдоинвестиционные программы, тогда как в действительности состояние сетевого хозяйства ухудшается. Чтобы переломить тенденцию, необходимо объединение, укрупнение и централизация сетевых компаний. Юридически подтолкнуть компании к укрупнению можно с помощью новых технических нормативов, которым мелкие компании не смогут соответствовать. Нужно стимулировать присоединение мелких компаний к Россетям или осуществить передачу контроля над ними муниципалитетам

Проблемы распределительного электросетевого комплекса страны приводят к отключениям электричества в регионах, росту тарифов на электроэнергию, снижению оперативности в аварийных ситуациях, старению и снижению надежности сетей. В подавляющем большинстве случаев распределительные сети в городах и населенных пунктах России эксплуатируются территориальными сетевыми организациями (ТСО) различных форм собственности, не входящих в структуру ОАО «Россети». Любое юридическое лицо может стать сетевой организацией. Большинство небольших компаний этим пользуется и откровенно паразитирует на услуге по передаче электроэнергии, нагружая своими затратами тариф на электроэнергию, – говорится в презентации доклада. – В России более 3600 таких ТСО, которые живут по своим правилам. Для сравнения: в Германии менее 800 ТСО, в Великобритании – 16.

Приватизация распределительного электросетевого комплекса была задумана и продекларирована как способ создания конкурентной среды с целью повышения качества предоставляемой услуги со снижением ее стоимости. При этом основная задача по распродаже электрических сетей, принадлежащих ранее местным администрациям и ведомствам, была выполнена. В результате приватизации на сегодня мы имеем более 3600 локальных территориальных сетевых организаций различных форм собственности. Такого рода ТСО не имеют обязательств выполнять отраслевые стандарты при оказании услуги потребителю и не несут ни юридической, ни экономической ответственности. В результате потребители – без их согласия – были разделены на две категории: везучие и невезучие. Везучие – те, которые питаются от сетей, имеющих государственный контроль и четкую техническую и правовую политику. Территориальные сетевые организации, находящиеся в руках частного собственника, как правило, владеющего небольшими участками электрической сети, сами себе определяют уровень и качество предоставляемой услуги и практически не несут никакой ответственности перед потребителем, которого смело можно отнести к категории невезучих. А что касается влияния подобных рыночных механизмов на стоимость электрической энергии, то чем больше ТСО, тем выше издержки, а значит, и тариф.

Также проблема состоит в разрозненности территориально-сетевых организаций, число которых в России чрезвычайно велико. При этом многие из них получают должную тарифную выручку, но качество услуг оставляет желать лучшего, а некоторые существуют только формально. Поэтому сейчас основным направлением развития ТСО является консолидация этих организаций на базе дочерних компаний Россетей и утверждение единой технической политики всех организаций электросетевого комплекса.

По итогам реформы электроэнергетики, цены на электроэнергию для промышленности выросли в 2,7 раза, для граждан – в 3,8 раза за последние 10 лет, подсчитали эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). В итоге упала конкурентоспособность российской промышленности, выросли расходы населения. Однако без реформы и обновления мощностей страна столкнулась бы с угрозой крупных аварий, отмечают эксперты.

Небывалый, по словам экспертов, рост цен на электроэнергию для конечных потребителей – главный и самый ощутимый итог реформы электроэнергетики, говорится в докладе ИПЕМ по результатам реформы отрасли, формально завершенной в 2008 году с распадом РАО «ЕЭС России».

С 2002 по 2012 годы цены на электроэнергию для промышленности выросли в 2,7 раза. Правда, сама промышленная продукция, как следует из данных Росстата, подорожала еще больше: цены на нее выросли за тот же период в 3,3 раза. Однако в других секторах отмечался опережающий рост цен на электроэнергию. Цена для бытовых потребителей за этот же период росла в среднем на 14% в год и в результате увеличилась почти в 3,8 раза, что в полтора раза превысило рост потребительских цен. Больше всего выросла цена для сельскохозяйственных потребителей – в 5,5 раз, что вдвое быстрее ростацен на сельхозпродукцию.

При сохранении нынешних темпов роста цены на электроэнергию для бытовых потребителей России будут выше, чем в США, уже в ближайшие годы. Цены для промышленности превысили американские еще в прошлом году.

Казалось бы, что после завершения преобразований цены, напротив, будут постепенно снижаться, в том числе из-за возникшей конкуренции в секторе генерации, значительная часть которого была приватизирована.

Но в секторе генерирующих компаний так и не была создана необходимая для снижения цен и издержек конкурентная среда, считают в ИПЕМ. Механизм договоров на предоставление мощности (ДПМ) из механизма, гарантирующего обеспечение выполнения обязательств инвесторов, превратился в порочный для нашей электроэнергетики инструмент, исключающий предпринимательские риски для генераторов, гарантируя им окупаемость инвестиций в рекордно короткие по отраслевым меркам сроки.

Кроме того, идеологи реформы переоценили темпы роста потребления, и инвестпрограммы по строительству новых мощностей, ради которых в основном и затевалась реформа, оказались завышенными.

Что касается сетевых компаний, оставшихся под контролем государства, основными причинами роста цен в этом комплексе являются непрозрачность инвестпрограмм электросетевых компаний, а также дискриминация в процессе тарифообразования на местном уровне в пользу недобросовестных местных территориальных сетевых компаний, уверены в ИПЕМ.

Из-за роста цен заметно снизилась рентабельность деятельности компаний энергоемких отраслей промышленности: если в 2008 году она составляла 21-32%, то в 2014-м уже 6-13%, что даже ниже, чем в кризисном 2009 году, подсчитали эксперты института.

Литература

1. Некрасов А.С., Синяк Ю.В., Узяков М.Н. Электроэнергетика России: экономика и реформирование. – Проблемы прогнозирования. – 2001. – №5.

2. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий - Вопросы экономики. – 2000. – №1.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. распоряжением 2. правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715р.

4. Постановление правительства РФ № 411 от 10 мая 2009 г. «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»

http://www.nv-tess.ru/press_center/mass_media/2009/06/03/109.

5. Постановление правительства РФ №118 от 14.02.2009 «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»

// http://www.nv-tess.ru/press_center/mass_media/2009/06/03/109.

6. Воропай Н.И. Инвестиции в развитие электроэнергетики в рыночной среде // ТЭК, 2002, №3. с. 63-65.

7. Россия в мировой энергетике ХХI века // Велихов Е.П., Гагаринский А.Ю., Субботин С.А., Цибульский В.Ф. – М.: ИздАТ, 2006, с. 48.

8. Наследие Чубайса поделят натрое? http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2009/02/20/tek/402828).

9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Карамян О.Ю., Чебанов К.А., Соловьева Ж.А. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 326.

10. Анализ выбора трансформатора собственных нужд с учетом надежности срабатывания защиты при токах короткого замыкания. Любицкий А.М., Чебанов К.А., Кумратова Ж.Р., Головченко А.П. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 328.







Статья «Итог реформы электроэнергетики в России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№9, 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также