USD 90.0055

-2.65

EUR 100.3139

-0.25

Brent 80.17

+0.3

Природный газ 2.221

-0.01

34 мин
815

Шестой технологический уклад в обеспечении экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса России

Современные макроэкономические реалии обусловили необходимость разработки принципиально новых государственных подходов к развитию отраслей промышленного производства. Государственное стимулирование внедрения передовых технологических решений во все этапы производственных процессов предусматривает гибкость регуляторной практики, соответствие нормативно-правовой базы темпам осуществляемых изменений, содействие целям и задачам устойчивого развития национальной экономики и нефтегазового комплекса. В статье исследованы специфика и ключевые направления реализации шестого технологического уклада в нефтегазовом комплексе России, рассмотрены вопросы повышения устойчивости финансово-инвестиционного состояния нефтегазовых компаний в условиях технологических трансформаций. В целях обеспечения национальной и энергетической безопасности и достижения технологического суверенитета научно обоснована целесообразность государственной поддержки связанных с НГК направлений опережающего технологического развития. Предложены теоретико-методологические рекомендации по дальнейшему совершенствованию предлагаемых мер ГР НГК и комплексному развитию институциональной и производственной инфраструктуры, направленных на укрепление государственной платформы, в рамках которой возможны прорывные темпы экономического роста.

Шестой технологический уклад в обеспечении экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса России

Комплексное развитие НГК содействует улучшению социально-экономического положения регионов, условий функционирования предприятий, обеспечению роста промышленного производства в стратегической перспективе. Это предполагает внедрение наиболее современных технологий в сегментах разведки, добычи и глубокой переработки углеводородов, последующий переход на цифровые решения четвертой промышленной революции и шестого технологического уклада на всех этапах производственных процессов. Значительное повышение производительности труда в НГК в долгосрочном прогнозном горизонте способствует не только увеличению доходов государственного бюджета, но и улучшению финансового состояния, оздоровлению нефтегазовых компаний. В результате возможно сокращение их числа, корректировка доли государственного участия в отдельных из них, уменьшение коррупциогенных факторов, повышение эффективности задействования трудовых ресурсов, уровня профессиональной квалификации сотрудников, перераспределение полномочий между Федерацией и ее субъектами в регионах присутствия предприятий, ключевых проектах и направлениях функционирования НГК.

Государство как институт призвано укреплять и совершенствовать характер взаимодействий с энергетическими предприятиями, предоставлять им необходимые условия для выхода на зарубежные рынки, что выступает фактором улучшения инвестиционного климата. В условиях переплетения взаимодействий различных отраслей энергетики, постепенного увеличения глобального спроса и предложения на нефтегазовые ресурсы, перехода на цифровые технологии и экологизации всех направлений следует наращивать и укреплять производственные мощности, улучшать качественные характеристики производимой продукции, что высвобождает колоссальные финансовые средства, позволяет вкладывать их в дальнейшее развитие НГК. Особое внимание уделяется глубокой переработке углеводородов внутри страны, развитию межгосударственных взаимоотношений в нефтегазовой сфере, позволяющих заключать прагматичные долгосрочные контракты, обеспечивающие технологическую модернизацию действующих и строительство новых предприятий [10, 20].

Структура производства и потребления в НГК на внутреннем и мировых рынках претерпевает существенные изменения. Данный процесс коррелирует с основными трендами и экономическими циклами на глобальном и национальном уровнях. Это характерно проявлялось в экономическом спаде конца 1980–1990-х гг., последующем постепенном выходе на ключевые показатели функционирования отрасли середины 1980-х гг. РСФСР, кризисных периодах 2008–2009, 2014–2015 и 2020–2021 гг. Соответственно, противодействием негативным макроэкономическим тенденциям от падения цены на нефть выступает развитие антициклической формы ГР.

Устаревшие производственные мощности в целом значительно более энергозатратны в расчете на единицу выпускаемой продукции. Соответственно, существенное повышение энергоэффективности содействует не только экономически устойчивому развитию НГК, но и позволяет уточнить прогноз спроса и предложения на углеводороды. Все качественные изменения изначально должны быть заложены в Энергетическую стратегию РФ; это возможно осуществить при корректировке действующих, разработке новых НПА. В частности, модернизация нефтегазовых предприятий основана на внедрении цифровых технологических решений, способствующих улучшению экологической ситуации, увеличению объемов производства и глубины переработки выпускаемой продукции.

Темпы роста национальной экономики и объемы потребления энергоресурсов взаимосвязаны, в определенной степени взаимозависимы. Устойчивое развитие НГК в значительной мере предопределяет макроэкономические показатели. На его темпы оказывает воздействие технологическое состояние, степень износа производственных мощностей во всех сегментах производства: их уровень по технико-экономическим и экологическим показателям должен существенно превосходить ведущие мировые аналоги, в т.ч. с целью дальнейшего наращивания экспорта производимой продукции. В условиях санкционной политики особую актуальность приобретают вопросы импортоопережения в нефтегазовой промышленности, развития сервисного сектора, а также более экологического газового рынка.

Основные показатели шестого технологического уклада в нефтегазовом комплексе России

Модернизация производственного фонда, переход на цифровые экономические решения, вопросы энергоэффективности, экологии, обеспечения национальной и энергетической безопасности – важнейшие звенья одной цепи устойчивого развития НГК. Технологическое переоснащение способно существенно скорректировать качественные показатели его функционирования, при этом не должно быть искусственного завышения ключевых индикаторов инвестиционных программ. По отдельным направлениям целесообразно применять не столько новейшие, сколько уже доказавшие на практике свою эффективность управленческие и технологические решения, что обусловлено снижением рисков. В целом комплексный охват государственных действий позволяет рационализировать производственные процессы, устранить деструктивные факторы.

В концепцию шестого технологического уклада включаются структурные преобразования в энергетике, связанные с инновационным и инфраструктурным развитием НГК и сопряженных отраслей производства. Комплексное внедрение новейших цифровых технологий продиктовано значимостью сохранения и укрепления позиций на глобальном энергетическом рынке. Изменение мирового порядка непосредственно отразилось на секторе промышленного производства, вызвало необходимость разработки принципиально новых отечественных технологических решений и продуктов, их последующего экспорта на рынки дружественных стран. Создание благоприятных экономических условий в НГК связано с углублением переработки углеводородов, развитием нефтегазовой инфраструктуры, сокращением производственных затрат, внедрением искусственного интеллекта, big data и иных технологий четвертой промышленной революции на предприятиях.

Ключевой задачей технологических изменений выступает обеспечение устойчивости и содействие внутреннему развитию НГК. Основные показатели его функционирования связаны с макроэкономической динамикой, объемами внешнего товарооборота. По данным Росстата и ФТС РФ, по итогам 2022 г. доля нефтегазового сектора в структуре ВВП составила 19,4 %[1], в объеме внешнего товарооборота – 45,4 %[2]. Разработка передовых технологических решений позволяет оказывать экономическое и административное воздействие на зарубежные страны, проводить прагматичную региональную политику по отношению к приграничным государствам. Технологическая составляющая НГК оказывает непосредственное влияние на надежность энергообеспечения, сопровождается установлением новых критериев промышленного производства, таких как уровень цифровизации, регуляторными изменениями, связанными с комплексным внедрением инновационных разработок и изменением организационных процессов на предприятиях. Это способствует повышению темпов цифровой трансформации предприятий и системы государственного управления.

Гибкость регуляторной практики также направлена на повышение устойчивости НГК, стимулирование внутреннего спроса на инновационные решения. Важным направлением их внедрения является рациональное производство и потребление ТЭР. Жесткость отдельных внутренних взаимосвязей энергетической системы государства в отдельных случаях выступает сдерживающим фактором комплексного внедрения цифровых разработок. В целом цифровизация обеспечивает синергетический эффект для сопряженных отраслей, оптимальную загрузку промышленного производства, является системным решением устойчивого развития национальной экономики, связности ее различных сегментов. Технологический потенциал отечественного НГК отвечает мировым стандартам, увязан с достижением ведущих производственных показателей, направлен на импортоопережение производства, содействие национальной и энергетической безопасности.

В рамках четвертой промышленной революции энергетическая система государства самостоятельно выявляет несоответствия, устраняет внутренние неисправности. Это связано с повышением конкурентоспособности отечественных производств на глобальном рынке, экспортными ценами на товары, услуги и сервисные решения, их своевременной оплатой, созданием спроса на производимую продукцию глубокой переработки. Интеллектуальные производства в энергетике способствуют распространению технологических преобразований, внедрению передовых цифровых решений. Объединенная технологическая цифровая платформа позволит адаптировать применяемые меры ГР НГК к внутренним условиям, связана с производствами глубокой переработки, комплексным задействованием технологического потенциала, следованием опережающему направлению экономического развития, расширением и укреплением отраслевых отношений между субъектами экономической системы, преодолением внутренних ограничений. Подобные разветвленные связи позволяют производить новые виды продукции с улучшенными качественными характеристиками [19].

Новые технологии подразумевают гибкость организационно-управленческой структуры на всех этапах производства и распределения энергии, концентрацию различных видов ресурсов. Шестой технологический уклад предполагает изменения в глобальном ТЭБ, увеличение доли природного газа в его структуре, комплексное развитие водородной энергетики и ВИЭ. Инновационные разработки определяют дальнейшее развитие НГК как ключевого сегмента отечественного производства. При этом инновационные процессы связаны с циклическими колебаниями глобальной экономики [7], а фундаментальные технологические изменения оказывают непосредственное влияние на становление нового мирового порядка. Совокупность данных изменений и их практическое применение в воспроизводственных процессах обеспечивают переход на качественно новый уровень экономического развития [15].

Технологические уклады напрямую связаны с производством, переработкой, сбытом и потреблением энергии, обеспечением потребностей экономики, комплексным внедрением инноваций, строительством современных предприятий, трансформацией их организационно-управленческой структуры. Одной из основ нового технологического уклада выступают технологии четвертой промышленной революции, соответствующие им институциональные преобразования и изменения потребительских предпочтений. Цифровые технологии играют ключевую роль в развитии национальной экономики, ее устойчивости, целостности и связности в результате переориентирования технологических цепочек на новые направления. Смена технологических укладов свидетельствует о фундаментальных экономических преобразованиях. Связность субъектов экономической деятельности осуществляется в т.ч. посредством цифровых технологий, формированием отраслевых экосистем и кластеров, обеспечивает улучшение качества конечной продукции. Подобная информационная составляющая должна выступить важным конкурентным преимуществом. Так, роботизация производственных процессов обеспечивает высвобождение рабочей силы, которую следует переобучить и направить на перспективные проекты, испытывающие дефицит кадров.

Специфика нового технологического уклада определяет перспективы развития мировой и национальной экономики. Масштабирование наиболее эффективных технологий характеризует новую экономическую систему, позиции крупнейших предприятий, смену их долгосрочных приоритетов. Меры ГР НГК направлены на стимулирование инновационных процессов на предприятиях, преодоление технологических разрывов в условиях санкционных ограничений. Таким образом, следует сосредоточиться на комплексном внедрении новейших цифровых технологий, содействующих практическому внедрению разработанных инноваций, импортоопережению производства, становлению новой модели государственного управления. Взаимодействия государственных ведомств, предприятий, научных организаций и институтов способствуют технологическому развитию экономики, обеспечению национальной безопасности, глубокой интеграции различных сегментов энергетического производства [6, 9].

Особенности и ключевые тенденции шестого технологического уклада в отечественном НГК

Одним из аспектов энергетической безопасности государства выступает обеспечение в полном объеме населения и промышленности углеводородной продукцией, отвечающей современным экологическим требованиям, по экономически обоснованным ценам. В отдельных случаях могут применяться экстренные, ужесточенные меры ГР, в частности в отношении многократного завышения внутренних цен на энергоносители, например в рамках северного завоза. Он предусматривает своевременное снабжение удаленных территорий и труднодоступных районов, отсутствие сбоев при поставках, ответственность поставщиков, профильных федеральных и региональных органов государственной власти за неисполнение взятых обязательств и соответствующих решений, оперативное и точечное реагирование на кризисные ситуации. В режиме реального времени осуществляется мониторинг уровня запасов в нефтегазохранилищах и терминалах, состояния внутренних и экспортных транспортных потоков углеводородов, причем не только основных, но и относительно небольших, продолжается планомерная газификация регионов. Следует рационализировать внутренний спрос на углеводородную продукцию, который неразрывно связан с внешним спросом на энергоносители и выступает приоритетом при формировании государственной энергетической повестки.

Прогнозирование национального ТЭБ на долгосрочную перспективу учитывает комплексное развитие всех сегментов НГК, в т.ч. сервисного направления, значительное сокращение неэффективных финансовых расходов, изменение структуры промышленного производства и обновление производственных фондов, которые взаимосвязаны между собой [4, 11]. Законодательные и административные меры, направленные на повышение энергоэффективности, внедрение передовой зарубежной практики ГР НГК и технологических решений, позволяют корректировать взаимодействия государства и бизнеса, их соотношение в структуре капитала нефтегазовых компаний. В перспективе небольшие частные предприятия вполне могут эффективно разрабатывать относительно некрупные месторождения; постепенно изменится степень воздействия крупнейших нефтегазовых корпораций, которые могут претерпеть значительные изменения в части как органов управления, кадровых решений, так и структуры акционерного капитала, прекращения необоснованных выплат менеджменту за несуществующие критерии эффективности.

Экономически устойчивое развитие НГК предполагает введение в промышленную эксплуатацию новых месторождений и производств, опирающихся на передовые цифровые и технологические решения, корректировку планов стратегического развития, учитывающих требуемые объемы капиталовложений, изменение конъюнктуры и различные виды рисков. Наиболее значимые этапы следует проходить максимально быстро, в кратчайшие сроки во избежание задержек: важен темп осуществляемых изменений, планомерность в принятии регулирующих решений, обеспечивающих комплексное развитие национального производства. Отраслевые НПА должны органично сочетаться, дополнять друг друга, быть адаптированы к условиям трансформации экономической системы, направлены на повышение эффективности взаимодействий ведомств ГР НГК [16]; корпоративные документы стратегического развития – предусматривать пути решения возникающих вопросов, обосновывать необходимость изменений, системно подходить к учету различных, на первый взгляд не связанных между собой, аспектов.

Изменения в НПА способны находить отражение в механизме функционирования ГР НГК, его методах, формах и инструментах как на общегосударственном уровне, так и в разрезе субъектов Федерации. Они призваны обозначить стратегические ориентиры ГР, предусматривают платформу, на которой эти изменения будут сформированы и обеспечена их практическая реализация, когда все факторы воедино содействуют экономически устойчивому развитию НГК. Особая роль в стратегическом планировании и прогнозировании отводится крупнейшим нефтегазовым компаниям, чьи внутренние документы и программы развития должны быть сходными с общегосударственными, главным образом в силу наличия контрольного пакета акций государства в отдельных из них и того значения, которому НГК отводится в российской экономике [1, 5].

Государство как институт разрабатывает и координирует направления стратегического развития с учетом изменения конъюнктуры, применения различных методологических инструментов и рычагов влияния, регулирует происходящие процессы посредством принятия административных и экономических решений. В отдельных случаях следует подходить не только комплексно, но и оказывать точечное воздействие на компании, проекты или месторождения. Конкурентная составляющая в НГК не проявляется в полной мере: фактически продолжаются процессы монополизации предприятий, которые должны находиться в относительно равных условиях, в т.ч. в части доступа к МСБ. Одним из оснований для изменений законодательства также может служить развитие инфраструктуры в районах нефтегазодобычи.

По отдельным направлениям государственной энергетической политики прагматичным решением являлась монополизация отрасли, как в случае с формированием естественной монополии на газовом рынке в 1990-е гг., по другим – развитие конкурентной среды, в частности формирование вертикально-интегрированных структур в нефтяной отрасли в результате происходивших в данный период экономических и политических преобразований. ВИНК предполагают полный производственный цикл, собранный в рамках одного предприятия, объединяющего в себе различные сегменты нефтегазового рынка, что делает данный тип компаний более эффективным, устойчивым, нецелесообразным к разделению на несколько более мелких предприятий, позволяет существенно уменьшить финансовые затраты, в т.ч. управленческие расходы. Вертикальная интеграция включает в себя как добычу и производство, так и реализацию конечной продукции по мировым или приближенным к ним ценам на экспорт, и по более низким – для внутреннего рынка, призвана содействовать устойчивому росту связанных отраслей промышленности и социально-экономическому развитию регионов [2].

На современном этапе экономического развития процесс объединения различных сегментов нефтегазового рынка под единое управление в рамках одного предприятия не столь значим: непрофильные направления деятельности передаются на аутсорсинг, а сами предприятия концентрируются на выполнении собственной миссии, поставленных целей и задач, позволяющих им обеспечить необходимые экономические показатели и конкурентные преимущества. Многопрофильные предприятия показывают различные результаты по показателям эффективности: в отдельных случаях экономический эффект является ощутимым, в других – не наблюдается необходимой отдачи от их укрупнения. Выделение из более крупных компаний небольших, разделенных по отдельным сегментам, преимущественно не имеет под собой практических финансовых обоснований: ключевые направления развития связаны именно с комплексным развитием основных предприятий [3].

Устойчивость финансово-инвестиционного положения нефтегазовых компаний в условиях технологических изменений

Финансовое состояние НГК характеризуется относительной устойчивостью, что связано с экономическими результатами крупнейших компаний: внутренней и экспортной выручкой, налоговых отчислений в государственный бюджет, поступлениями нефтегазовых доходов. Анализ их изменений характеризует тенденции внутреннего энергетического рынка, включая наращивание технологического потенциала и интенсификацию производств. В свою очередь, это содействует импортоопережению в промышленности, обеспечению национальной и экономической безопасности. Финансовое состояние НГК зависит от индикаторов промышленного производства, ценовой конъюнктуры на энергоносители, заключения и исполнения контрактов. Его анализ в дальнейшем позволяет рассчитать экономический эффект от предлагаемых мер ГР.

Санкционные и иные внешние вызовы оказали воздействие на финансово-экономические показатели крупнейших предприятий, которые зависят от объемов добычи и экспорта, их динамики, внутренней конъюнктуры. Объемы добычи влияют на загрузку производств и объектов системы хранения, баланс субъектов нефтегазового рынка. Своевременное реагирование на происходящие процессы, скоординированные меры ГР, снижение валютных рисков за счет отказа от долларовых расчетов и заключение контрактов в национальных денежных единицах позволяют обеспечить экономическую устойчивость энергетических производств. Это приобретает актуальность в условиях предоставления скидок на экспорт российской нефти, в отдельных случаях доходящих до 30 %.

Торговая активность в НГК непосредственно воздействует на ценовую политику, экономические и золотовалютные резервы государства. При этом внешняя ценовая конъюнктура на энергоносители не должна существенно влиять на устойчивость финансового состояния небольших предприятий; это зависит главным образом от компетенций их управленческого персонала. Антимонопольное пресечение необоснованного завышения цен для внутреннего потребителя должно компенсироваться проведением прагматичной внешней энергетической политики. Это позволяет осуществлять воспроизводственные процессы, проводить дополнительные ГРР, принимать выверенные налоговые и таможенно-тарифные меры регулирования, включая обоснованное предоставление различных льгот, понижающих коэффициентов к ставкам НДПИ, экспортной пошлины, использовать иные инструменты государственной поддержки.

Устойчивость финансового состояния НГК должна достигаться в условиях постоянных изменений в глобальном ТЭК, волатильности биржевых котировок, проведения стимулирующей налоговой политики, баланса экономических и промышленных индикаторов, снижения валютных и денежно-кредитных рисков. Выручка нефтегазовых предприятий связана с объемом производства и реализации продукции, результативностью капиталовложений. Комплексное освоение ресурсной базы характеризуется повышением экономической эффективности предприятий, осуществлением гибкой налоговой политики, способствующей внедрению инноваций [12, 14]. Например, по итогам 2020 г. поступления НДД в федеральный бюджет составили 149,0 млрд руб., т.е. 2,8 % от нефтегазовых доходов. Изменение их структуры после введения бюджетного правила, а затем налогового маневра было призвано обеспечить дополнительные доходы государства, стабильное функционирование бюджетной системы в условиях волатильности нефтяных цен и внешнеэкономических вызовов.

На практике же возникла необходимость в дальнейшем совершенствовании налоговых мер, смягчении циклических колебаний, принятии решений, направленных на преодоление необоснованного завышения цен для населения и предприятий. Изменение методики расчета НДПИ, акцизов на нефть и нефтепродукты, включая перевод части выработанных залежей на режим НДД, предоставление льгот по экспортным пошлинам связано со снижением негативных экономических проявлений, нивелированием экономических последствий выпадающих доходов бюджета. Несмотря на то, что принятые меры направлены на развитие сектора глубокой переработки углеводородов, в результате изменения нефтяных цен и введения налогового маневра в 2019 г. нефтегазовые доходы бюджета уменьшились на 1094 млрд руб., а в 2020 г. еще на 2689 млрд руб. [13, с. 18–19].

Налоговый маневр в сочетании с расширением добычи в рамках режима НДД фактически способствовали сокращению доходов бюджета от НДПИ; при этом доля экспортной пошлины также имеет тенденцию к снижению. Введение НДД и отмена необоснованно предоставленных льгот позволили частично компенсировать недополученные доходы. В частности, в 2020 г. данный показатель уменьшился до 534 млрд руб., по сравнению в 2019 г. составил 839 млрд руб. [13, с. 22] Помимо принятия выверенных бюджетно-налоговых решений, устойчивость экономики также характеризуется наличием финансовых резервов, динамикой промышленного производства, показателями переработки, экспортно-импортными операциями. В свою очередь, внешние поставки углеводородов определяются торгово-экономической политикой, ранее наблюдалась динамика их снижения в общем объеме экспорта. Однако по итогам 2022 г. экспорт нефти и газа составил рекордные 383,7 млрд долл., или 64,9 % от общего объема внешних поставок[3]. Это позволило увеличить доходы федерального бюджета до 27,77 трлн руб.,[4] при этом объем средств ФНБ сократился до 10,4 трлн руб.[5] Достоверность прогнозирования производственных и финансовых показателей нефтегазовых компаний определяется в т.ч. устойчивостью национальной денежной единицы, в которой осуществляются расчеты за поставки энергоносителей в недружественные страны[6].

Для российской экономики характерны монополизация нефтегазового производства, которая сопровождается приростом экспортной выручки в результате увеличения цен на природный газ. В условиях санкционной политики предприятия стремятся сбалансировать и диверсифицировать структуру поставок, обеспечить интенсификацию производств за счет комплексного внедрения инноваций. Общее увеличение операционных затрат связано с усложнением условий добычи, прокладкой объектов инфраструктуры в осваиваемых регионах. Новые реалии повлияли на финансово-экономические результаты нефтегазовых компаний. Различия в организационной и производственной структуре отражаются на устойчивости их функционирования в период внешних вызовов, направлениях деятельности и поставках на рынки сбыта. Соответственно, различаются структуры затрат, налоговых отчислений и доходов. Следует выделить инвестиционную политику «Лукойла», который занимается закупкой углеводородов у местных производителей, их реализацией на внешних рынках, а также приобретением различных зарубежных активов НГК. В отдельных случаях это позволяет контролировать полный производственный цикл от добычи углеводородного сырья до выпуска готовой продукции и ее продажи конечным потребителям. Подобную практику следует распространить и на другие нефтегазовые компании при освоении рынков сбыта азиатских стран.

Интернационализация хозяйственной деятельности отечественными предприятиями приводит к увеличению объемов производства и доходов. Следовательно, возрастают налоговые отчисления, часть которых через бюджеты различных уровней идет на развитие социальной сферы. В решение социальных вопросов включаются и сами нефтегазовые компании, особенно в районах с экстремальными условиями производства. За счет капитализации части прибыли они способны перейти на полный производственный цикл, что содействует дальнейшему развитию перерабатывающих и нефтегазохимических проектов. Размер налоговых отчислений определяется проводимой государственной политикой, конъюнктурой энергетического рынка, спецификой и устойчивостью налоговой системы, предоставлением льгот и иными показателями. Дальнейшему совершенствованию подлежит налогообложение газовой отрасли, в т.ч. в отношении операционных расходов предприятий. Экспортная пошлина является составной частью реализуемой на внешних рынках продукции. В рамках налогового маневра структура нефтегазовых доходов бюджета претерпела изменения: ее доля существенно сократилась, в то время как отчисления от НДПИ увеличились не столь значительно.

Динамика налоговых поступлений является труднопрогнозируемым процессом из-за воздействия экзогенных внешнеполитических факторов. В сложившихся условиях на особом контроле государства находятся финансово-экономические и производственные показатели крупнейших налогоплательщиков, структура и изменения их налоговых выплат, проводимая дивидендная политика, осуществляемые в разрезе сегментов деятельности капиталовложения, соотношение собственных и привлеченных ресурсов [21]. Введение НДД носит стимулирующий характер, направлено на разработку месторождений в более сложных условиях, увеличение КИН. В целом эффективность нефтегазовых предприятий зависит от структуры операционных и инвестиционных затрат, поставленных на баланс запасов, производственных возможностей, направлений деятельности и сбыта продукции. Данные показатели существенно различаются в зависимости от компании, отражают устойчивость их функционирования. Это относится к рентабельности экспортеров и поставщиков на отечественный рынок, их фискальной нагрузки, стабильности налоговых режимов. В частности, эффективные показатели добычи углеводородов и капиталовложений характерны для ПАО «НОВАТЭК».

Связанные направления опережающего технологического развития

ГР НГК должно осуществляться равномерно: предприятия, представляющие отдельный сегмент нефтегазового рынка – органично вписываться в национальную и региональные экономики, содействовать их устойчивому развитию, взаимодействовать с компаниями из других сегментов производства, обладать достаточным финансовым и ресурсно-сырьевым обеспечением. Фактически необходимо укрупнение предприятий при общем повышении конкуренции, формирование новых цепочек вертикальной интеграции, законодательное обеспечение принципов и инструментов ГЧП, увеличение объемов финансирования нефтегазовых проектов, обусловленное как инфляционной составляющей, так и естественными факторами удорожания ГРР и добычи в более сложных природно-климатических условиях, причем структура их соотношения в рамках некоторых проектов претерпит определенные изменения. Отдельные предприятия и месторождения продолжат оставаться подконтрольными государству, в других – сохранится преобладающая доля частного финансового капитала. Данные процессы разнонаправленны, при этом взаимосвязаны друг с другом.

Выставление участков из нераспределенного фонда недр должно осуществляться исходя из экономических принципов хозяйствования с учетом полного устранения коррупционной составляющей. Часть запасов может быть выставлена на приватизацию или являться предметом сделок по слияниям и поглощениям. Под государственным контролем остаются все этапы производственных процессов: отдельные решения принимаются и реализуются только на высшем государственном уровне. Крупнейшие нефтегазовые месторождения продолжат осваиваться совместными усилиями ряда предприятий, в т.ч. с привлечением иностранного капитала. По целому ряду направлений НГК вероятен его дополнительный приток: отсутствует разделение степени воздействия государства на внутренние процессы по отдельным сегментам за исключением транспортировки углеводородов с преобладающим влиянием ПАО «Транснефть». Соответственно, совершенствование мер ГР происходит за счет создания необходимых институциональных условий под привлечение инвестиций и развитие частных и государственных производств в НГК.

Регулирующие НПА должны учитывать сочетание естественных монополий и конкурентной среды, а принимаемые меры административного и экономического характера в различных сегментах НГК – соответствовать проводимой государством экономической политике, ее концептуальным положениям, быть выстроены в единую линию отраслевого развития, направленную на достижение обозначенных целевых показателей, отражать глобальные изменения и их аспекты в национальном законодательстве, в т.ч. финансово-инвестиционного плана, сочетать в себе как монопольные, так и конкурентные факторы. Деятельность нефтегазовых компаний находится на контроле органов государственной власти, в частности Счетной палаты РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу, что позволяет пресекать манипулирование с финансовой отчетностью, оперативными и управленческими показателями, выявлять теневые потоки капитала и углеводородов; данными вопросами также занимаются собственные службы безопасности предприятий.

Значимым направлением повышения эффективности ГР НГК выступает прагматичное расходование нефтегазовых доходов бюджета, распределение средств ФНБ, финансовых и инвестиционных потоков, в частности, на развитие производственной и институциональной инфраструктуры, укрепление государственной платформы, в рамках которой возможны прорывные темпы экономического роста. Конкуренция призвана стимулировать внедрение передовых технологических решений, повысить устойчивость функционирования предприятий, сократить неэффективные расходы. Российский НГК в долгосрочной перспективе продолжит оставаться одним из наиболее привлекательных объектов капиталовложений в силу высокой рентабельности, принимаемых государством мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечению стабильности законодательства, нормативно-правовой базы и налоговых режимов. Задачей контрольных органов и аудиторских компаний является обеспечение подотчетности и прозрачности деятельности нефтегазовых предприятий, а аналитических и консалтинговых структур – разработка рекомендаций и направлений дальнейшего развития с учетом передовой мировой практики.

К вопросу совершенствования ГР НГК следует подходить с позиций системно-функционального и комплексного подходов. Это позволяет наиболее полно учитывать все аспекты функционирования, предупреждать и устранять риски, негативные проявления конъюнктуры и принимаемых решений, содействует органичному экономическому развитию, обеспечению национальной и энергетической безопасности, получению значительных конкурентных преимуществ. Нефтегазовые предприятия должны быть заинтересованы в улучшении экономических результатов, что возможно при повышении конкуренции, возникновении большего количества частных компаний, обеспечении равных условий функционирования и возможностей экономического роста, введении налоговых льгот и иных мер стимулирующего характера. Это служит фактором компетенций и прямой ответственности антимонопольных органов в различных сегментах НГК.

Формируемый механизм ГР НГК должен объективно соответствовать текущему состоянию российской экономики, стратегическим направлениям развития, трансформироваться в соответствии с изменяющейся конъюнктурой на внутреннем и мировом рынке. Так, со временем некоторые частные компании будут развиваться более активными темпами по сравнению с государственными ввиду большей эффективности. Определенные негативные элементы рынок способен отрегулировать самостоятельно, привести себя в равновесное состояние при условии, что участники экономической деятельности соблюдают установленные законодательные нормы и требования, функционируют в рамках правового поля; в частности, это относится к вопросам ликвидации неэффективных производств. Другие, как в случае с импортозамещением нефтегазового оборудования или, например, если данные производства являются стратегически значимыми, возможно осуществить только при прямом государственном участии. Предпочтение отдается отечественному производителю: например, должна быть обеспечена загрузка производственных мощностей, выступающая целевым показателем эффективности НГК.

Задачами государства выступают формирование институциональной платформы, необходимой для функционирования и устойчивого развития нефтегазовых предприятий, в первую очередь относительно небольших, реализации национальной энергетической политики и укрепления экономик субъектов Федерации, разработка методики и критериев эффективности проводимой тарифной политики, установление цен на углеводородную продукцию для населения, промышленности и прочих отраслей производства, не подрывающих их финансовые возможности [14]. Внутренний рынок потребления частично уравновешивается за счет более высоких экспортных цен. Стабильно функционирующая экономика является значимым фактором снижения внутренних цен и тарифов. В перспективе возможна корректировка методики перераспределения бюджетных трансфертов в части нефтегазовых доходов между федеральным центром и нефтегазодобывающими регионами.

Планируемые к реализации государственные реформы в НГК следует приводить к практической реализации без административных барьеров и временных разрывов между принятием регулирующих решений и их исполнением. Например, таможенно-тарифная политика и ценообразование на внутреннем рынке должны быть подчинены правовым нормам, за неисполнение которых предусматривается жесткая административная ответственность. Различные категории потребителей углеводородов существенно отличаются между собой, соответственно выработка единых правил функционирования предполагает разработку механизмов, средств и технологий регулирующего воздействия для участников нефтегазового рынка, в частности условий предоставления льгот. Крупномасштабные нефтегазовые проекты могут требовать привлечения средств государственного бюджета и ФНБ. Устойчивость поставок российских углеводородов внутренним и внешнеторговым потребителям, закрепленная заключением долгосрочных контрактов, способствует получению неоспоримых конкурентных преимуществ по сравнению с другими поставщиками энергоносителей. Это благоприятно отражается в вопросах национальной безопасности, повышения прозрачности деятельности субъектов нефтегазового рынка, обеспечивает прагматизм и защиту государственных интересов. В свою очередь, экономические партнеры должны в полном объеме в установленные сроки соблюдать финансовые и иные условия заключенных соглашений.

Изменениям в ГР НГК сопутствуют необходимые предпосылки, причинно-следственные связи. НПА должны предвидеть дальнейшие изменения, быть реализованы на подготовленной под них экономической платформе, учитывать стратегические планы крупнейших нефтегазовых компаний, в т.ч. освоение значимых месторождений. Развитие рыночных принципов хозяйствования совместно с частичным государственным вмешательством по отдельным вопросам возможно при активном внедрении передовых мировых практик ГР с учетом региональной и местной специфики. Наиболее эффективные формы и инструменты могут получить дальнейшее развитие, применяться повсеместно или выборочно для конкретных предприятий или проектов, способствовать органичному функционированию российского нефтегазового рынка в глобальной энергетической конъюнктуре. Становление равных первоначальных условий осуществления деятельности для всех государственных и частных предприятий содействует улучшению макроэкономической ситуации.

Важно понимать механизмы воздействия на ведущие мировые торговые площадки, фондовые рынки и биржи в отношении нефтяных котировок. Цена на конечную продукцию может варьироваться в зависимости от региона, однако в пределах допустимого диапазона. Так, продолжается частичное бюджетное субсидирование поставок бензина, мазута и иных видов углеводородной продукции для бесперебойного энергообеспечения отдаленных и труднодоступных районов. Финансовые затраты возможно сократить за счет становления новых предприятий, осуществляющих северный завоз. Взаимоотношения на договорной основе в столь значимом с позиций энергетической безопасности и энергоэффективности аспекте предусматривают дополнительную ответственность участников нефтегазовых отношений.

Вопросы повышения экологической эффективности на государственном уровне подразумевают значительное сокращение выбросов парниковых веществ в атмосферу, бережное отношение к окружающей среде в районах функционирования нефтегазовых компаний. Экология взаимоувязана с экономическими результатами деятельности предприятий, которые могут позволить вкладывать в данное направление дополнительные инвестиции и иные виды ресурсов. Аналогичное характерно в отношении макроэкономических циклов и производственных процессов: например, количественные показатели, связанные напрямую с объемами производства в целом, впоследствии позволяют улучшить качественные характеристики выпускаемой продукции. В данном направлении разрабатываются дополнительные меры государственной поддержки, в т.ч. в части субсидирования экологически эффективных проектов, направленных на глубокую переработку углеводородного сырья, планомерный переход на новые экологические стандарты топлива и источники энергии, в первую очередь – на природный газ. Должна быть прописана ответственность для органов государственной власти за неисполнение полномочий, их передачу между собой и срыв сроков, для предприятий и иных субъектов экономической деятельности – за несоблюдение принимаемых государственных мер и нарушение требований экологического законодательства.

Государственные экологические мероприятия предусматривают разработку поэтапной программы их реализации, дополнительные объемы финансирования, что способствует повышению инвестиционной привлекательности национальной экономики и НГК. Экологическая ситуация напрямую связана с темпами экономического роста, проводимой промышленной политикой, технологическим состоянием производственных мощностей, привлечением финансовых ресурсов для их обновления, своевременным проведением общенациональных и точечных мероприятий по охране и защите окружающей среды. В целом промышленное производство, соответствующее передовым экологическим стандартам, в долгосрочном периоде благоприятно влияет на производительность во всех сегментах НГК, взаимоувязано с уровнем и эффективностью финансовых затрат. Так, на законодательном уровне целесообразно проработать формы и инструменты ГР административного и экономического характера, стимулирующие нефтегазовые предприятия к бережному отношению к окружающей среде, внедрению наиболее современных экологических и энергосберегающих технологий.

Присоединение России к различным международным экологическим соглашениям также содействует стабилизации, постепенному улучшению сложившейся ситуации, в особенности в период расширения промышленных производств, направлено на декарбонизацию предприятий и достижение климатической нейтральности [8, 17]. Их ратификация позволяет систематизировать, привести в соответствие международное и российское законодательство, экономическую и экологическую государственную повестку, ужесточить ответственность предприятий-загрязнителей. Следует ориентироваться на ведущие мировые экологические показатели, однако не обременять дополнительными взятыми обязательствами, т.к. часть предприятий могут выйти за черту рентабельности производств, а отдельные НПА потребуют значительной переработки или отмены ввиду невозможности их реализации в изменившихся условиях. Объем поступающих иностранных инвестиций также связан с вопросами экологии, проводимой российскими предприятиями НГК политикой в данном направлении, что является фактором повышения производительности. На конечные результаты оказывает воздействие прозрачность деятельности компаний, привлечение общественных движений к решению экологических вопросов.

Выводы и рекомендации

Разрабатываемые формы и инструменты ГР должны быть реализуемы на практике, способны доказать собственную эффективность. Улучшение экологической ситуации в НГК возможно не только при сокращении, но и значительном наращивании производственных мощностей. В условиях становления шестого технологического уклада ускорение темпов экономического роста подразумевает уменьшение промышленных выбросов, минимизацию отрицательных экологических проявлений во всех сферах и отраслях; это должно находить подтверждение в НПА в качестве ключевого фактора устойчивого развития национальной экономики и НГК. Исполнение экологических требований и нормативов, опережающих ведущие мировые показатели, является одним из аспектов обеспечения энергетической безопасности государства.

Качественным показателем устойчивого развития национального НГК выступает постепенное сокращение потребления энергии в расчете на единицу выпускаемой продукции. Имеющиеся в распоряжении запасы характеризуют устойчивость НГК; для целей национальной экономики их следует расходовать максимально прагматично, задействовать передовые цифровые технологии для проведения в данной области аналитической работы в расчете на долгосрочную перспективу. Этим обусловливается дальнейшее повышение эффективности недропользования, добычи и потребления углеводородов, направлений и условий экспорта, т.е. фактически по всем показателям функционирования российского НГК, задачей которого является опережение ведущих мировых стандартов.

Результативность макроэкономической промышленной политики также зависит от увеличения объемов производимой продукции при существующем уровне добычи углеводородов и потребления энергетических ресурсов, планомерного достижения поставленных целевых ориентиров и показателей. Совместные действия государства и нефтегазового бизнеса направлены на повышение энергоэффективности и улучшение экологической ситуации, в первую очередь за счет бережного отношения к окружающей среде, прагматизма в добыче и потреблении углеводородов, часть которых направляется на глубокую переработку для последующего экспорта с высокой добавленной стоимостью.

Увеличение поставок продукции глубокой переработки с улучшенными качественными характеристиками на зарубежные рынки должно стать более привлекательным для потребителей, способствует загрузке и строительству производственных мощностей, расширению промышленного потенциала развития. В стратегической перспективе повышение энергоэффективности и уменьшение энергоемкости во всех сегментах НГК и прочих отраслей экономики, в т.ч. за счет применения новейших цифровых технологий, является одним из показателей экономически устойчивого развития: важное значение имеет скорость внедрения технологических инноваций. Бережное освоение разведанных запасов углеводородов предполагает высвобождение дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, которые следует своевременно переориентировать, направить, например, на строительство инфраструктуры в труднодоступных районах. Комплексное развитие национального НГК обеспечивает значительный прирост ВВП, способствует планомерному переходу России из разряда «энергетической» к категориям «технологической» и «индустриальной» сверхдержаве в мировой экономике [18].

Литература

1. Башмаков И. А. Энергетика мира: мифы прошлого и уроки будущего / И.А. Башмаков // Вопросы экономики. – 2018. – № 4. – С. 49–75.

2. Богданов В.Л. Эффективность устойчивого развития нефтегазовой компании в условиях реформирования ТЭК России: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.Л. Богданов. – СПб., 2005. – 327 с.

3. Брагинский О.Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О.Б. Брагинский, К.Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2018. – 424 с.

4. Бушуев В.В. Нефтяная промышленность России – сценарии сбалансированного развития / В.В. Бушуев [и др.]. – М.: Энергия, 2010. – 160 с.

5. Воропай Н.И. Методические основы стратегического планирования развития энергетики / Н.И. Воропай [и др.] // Энергетическая политика. – 2018. – № 3. – С. 35–44.

6. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С.Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.

7. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. – М.: ВлаДар, 1993. – 311 с.

8. Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России / под ред. Т.А. Митровой, И.В. Гайда. – М.: Центр энергетики Московской школы управления Сколково, 2021. – 158 с.

9. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика, 2002. – 768 с.

10. Конторович А.Э. Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне / А.Э. Конторович // Бурение и нефть. – 2017. – № 7–8. – С. 4–11.

11. Лисов С.В. Минерально-сырьевой комплекс России как объект национальной промышленной политики / С.В. Лисов // Российский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 36–55.

12. Миловидов К.Н. Инновационные технологии в зарубежной нефтегазовой отрасли / К.Н. Миловидов // Neftegaz.ru. – 2021. – № 8. – С. 42–52.

13. Нефтегазовый комплекс России – 2020: в 4 ч. Ч. 3: Экономика нефтегазовой промышленности – 2020: долгосрочные тенденции и современное состояние / И.В. Филимонова [и др.]. – Новосибирск: НГУ, ИНГГ СО РАН, 2022. – 75 с.

14. Пармон В.Н. Энергоресурсы Сибири – наука и институциональные инновации / В.Н. Пармон [и др.] // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – С. 22–39.

15. Плакиткин Ю.А. Цикличность инновационно-технологических процессов в глобальной энергетике, фракталы технологического времени и их применение при прогнозировании отраслей ТЭК Мира и России / Ю.А. Плакиткин. – М.: ИНЭИ РАН, 2014. – 292 с.

16. Сечин И.И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски / И.И. Сечин // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65. – № 10. – С. 33–44.

17. Телегина Е.А. Природный газ в условиях декарбонизации европейского энергетического рынка: факторы ограничения и меры адаптации / Е.А. Телегина, Д.О. Тыртышова // Нефть, газ и бизнес. – 2017. – № 11. – С. 38–43.

18. Трофимов С.Е. Совершенствование государственного регулирования нефтегазового комплекса России: проблемы теории и методологии / С.Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 337 с.

19. Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции / К. Шваб, Н. Дэвис. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.

20. Шмаль Г.И. Нефтегазовый комплекс как опора для модернизации экономики России / Г.И. Шмаль. – Федеральный справочник. Национальная безопасность России. – 2016. – Т. 3. – С. 325–331.

21. Эдер Л.В. Особенности фискальной политики в нефтегазовом комплексе / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, В.Г. Ларионов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2016. – № 6. – С. 13–22.




[1] Национальные счета [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 14 марта 2023).


[2] Внешняя торговля Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 14 марта 2023).


[3] Внешняя торговля Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 14 марта 2023).


[4] Доклад министра финансов А.Г. Силуанова об итогах исполнения федерального бюджета в 2022 г. [Электронный ресурс]: Правительство РФ. – Режим доступа: https://government.ru/news/47509 (дата обращения: 14 марта 2023).


[5] Фонд национального благосостояния и резервный фонд [Электронный ресурс]: Министерство финансов РФ. –
Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund (дата обращения: 14 марта 2023).


[6] О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31 марта 2022 г. № 172 (в ред. от 30 дек. 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».





Статья «Шестой технологический уклад в обеспечении экономически устойчивого развития нефтегазового комплекса России» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, 2024)

Авторы:
Комментарии

Читайте также