Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, углеводородные запасы, методологический инструментарий, экономически устойчивое развитие, Шестой технологический уклад, технологический суверенитет, опережающее развитие, национальная безопасность, энергетическая безопасность.
Важнейшим направлением экономически устойчивого развития НГК является эффективная практическая реализация разработанных теоретико-методологических положений. В ее основе лежат баланс интересов государства и бизнеса, устранение возникающих противоречий, стратегическое видение перспектив, основанное на верно подобранном методологическом инструментарии, средствах достижения целевых ориентиров. Кроме того, учитывается ведущий мировой опыт государств и нефтегазовых компаний, адаптированный к российской специфике, позволяющий более прагматично разрабатывать собственную ресурсную базу, принимать участие в реализации крупнейших зарубежных нефтегазовых проектов, использовать их недостатки и негативную практику.
Взаимодействия в нефтегазовой сфере в значительной мере взаимосвязаны с национальной и мировой политической повесткой. Выбранный методологический инструментарий может быть индивидуальным для конкретной ситуации: создаются административные условия для внутреннего развития и совершенствования механизма ГР НГК, практического осуществления намеченных ориентиров с учетом местной специфики. Разграничение целей и задач государства и предприятий в НГК, подведение их под единое основание является неотъемлемой составляющей его устойчивого развития, учитывает различные аспекты деятельности зарубежных стран и компаний, а также глобальную экономическую и энергетическую конъюнктуру. Формы и инструменты ГР НГК напрямую завязаны на внутреннем потреблении и объемах экспорта, что в свою очередь влияет на нефтяные котировки и общую экономическую ситуацию.
Глобальный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) определяется исходя в т.ч. из сырьевого, технологического и инвестиционного потенциала различных государств. Цены на нефтегазовую продукцию на мировом рынке устанавливаются на основании интересов поставщиков и потребителей, предполагают равновесие противоположных точек зрения различных сторон. Внутренней движущей силой развития национального НГК выступают интересы российских компаний на новых и перспективных рынках сбыта, сокращение издержек и комплексное внедрение новейших цифровых технологий на всех стадиях производственного цикла. Потребители стремятся закупать топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и углеводородную продукцию у выбранного поставщика, предлагающего наиболее приемлемые условия, стабильные и низкие цены; однако при этом нередки ситуации злоупотребления монопольным положением, в результате чего возрастает необходимость в кардинальном повышении эффективности деятельности антимонопольных органов ГР, совершенствовании их работы на всех стадиях производственного цикла, в вопросах переработки и транспортировки углеводородов [2, 21].
Государство, нефтегазовые предприятия и иные участники экономических отношений преследуют собственные цели и задачи в соответствии с обозначенной миссией, зачастую вынуждены жестко отстаивать собственные интересы на максимально прагматичных и выгодных условиях, ориентироваться на устойчивость и энергетическую безопасность на долгосрочную перспективу. Одним из основных инструментов достижения целевых ориентиров для отдельных предприятий выступает административное лоббирование, которое направлено на увеличение ресурсно-сырьевой базы, создание условий для расширения производственной деятельности. Баланс различных позиций по отраслевым вопросам предполагает определенный вектор развития, учитывающий как общность точек зрения, так и противоречия на внутреннем рынке и во внешнеэкономических направлениях, совершенствование институциональной среды. Ключевые участники глобального нефтегазового рынка определяют его общую конъюнктуру, следовательно энергетическая политика государства опирается на позиции индустриально развитых стран и крупнейших корпораций, комплексное внедрение передовых технологий при одновременном учете интересов менее крупных предприятий и институтов, предполагает глубокую кооперацию в связанных отраслях экономики. Данное направление является значимым в рамках функционирования ЕАЭС, внешнеэкономических взаимодействий с другими государствами в нефтегазовой сфере, обеспечивает преимущества как на национальном уровне, так и для участников международных интеграционных объединений в качестве важнейшего элемента обеспечения национальной безопасности и развития ВПК.
Особенности разработки методологического инструментария ГР НГК
Методологический инструментарий разработки нефтегазовых месторождений предусматривает комплексное освоение углеводородных запасов, социально-экономическое развитие регионов присутствия, расширение интеграционных взаимодействий с предприятиями из связанных отраслей промышленности и нефтегазосервиса, строительство транспортной и энергетической инфраструктуры и др. При этом учитываются технико-экономические особенности освоения месторождений, такие как природно-климатические и геологические условия добычи, удаленность от трубопроводной системы, наличие инфраструктуры, вопросы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки, привлечения капиталовложений в конкретный проект и др. В его основу закладываются разработанные методологические основы ГР НГК, направленные на долгосрочный баланс интересов государства и нефтегазовых предприятий.
Стратегически значимым энергетическим направлением служит расширение внутренней нефтегазотранспортной системы, обусловливающее ускоренные темпы социально-экономичес-кого развития регионов, повышение устойчивости и экономической эффективности НГК. Данный вопрос затрагивает смежные отрасли производства, в т.ч. металлургическую промышленность, газификацию населенных пунктов, увеличение внутреннего потребления, наращивание экспорта продукции глубокой переработки. Устойчивость НГК связана с усилением внутренней конкуренции между поставщиками, равным, неизбирательным предоставлением лицензий на право пользования и распоряжения участками недр, независимостью в принятии регулирующих решений государства и управленческих – на уровне предприятий [4, 14].
В условиях цифровизации глобальной экономики взаимосвязи между ее субъектами тесно переплетены и увязаны между собой. Это содействует проведению единой государственной энергетической политики с учетом национальных интересов и приоритетов предприятий, предполагает дальнейшее нивелирование рисков, уточнение целей, задач и направлений развития всех сегментов нефтегазового производства, корректировку и дополнение внутренних и международных отраслевых НПА, государственных и целевых программ, унификацию институциональных условий, снятие административных и инфраструктурных ограничений, определение границ объекта регулирования, уровня правового и регулирующего воздействия. Разработанные правовые нормы, различные постановления и положения должны являться едиными для всех сегментов нефтегазового производства, ориентироваться на его экономически устойчивое развитие, быть применимыми к возникающим в НГК ситуациям, позволять находить оптимальные решения в рамках национального законодательства и формирования единого энергетического рынка государств ЕАЭС. Фактически, одно из направлений ГР НГК сводится к приведению под единую платформу разработанных теоретико-методологических, научных положений и практических результатов.
Внутренние и внешние приоритеты государства в нефтегазовой отрасли могут существен-но различаться. Развитие энергетической инфраструктуры благоприятно отражается на региональных социально-экономических показателях, укреплении взаимосвязей между государством и другими субъектами экономической деятельности. Их переплетение повышает устойчивость национальной экономики, а усиление конкуренции способствует общей эффективности функционирования НГК. Устойчивость связана с наличием долгосрочных диверсифицированных внутренних и экспортных поставок. Решение возникающих текущих и стратегических вопросов в различных сегментах нефтегазового производства в своей совокупности обеспечивает национальную и энергетическую безопасность, практическую реализацию государственных и международных НПА, уточняет границы объекта регулирующего воздействия, унифицирует национальное законодательство и нормы ЕАЭС.
Цели и задачи конкурирующих нефтегазовых предприятий в значительной мере могут пересекаться и быть связаны между собой; компании заинтересованы в увеличении собственной ресурсной базы, повышении устойчивости поставок, в т.ч. за счет нескольких источников добычи или снабжения, расширения сбыта первичных углеводородов и конечной продукции. Возможное столкновение позиций нескольких крупных компаний в рамках одного региона по возникающим экономическим, административным, экологическим и другим вопросам в итоге направлено на обеспечение единства, устойчивое функционирование НГК, в частности в отношении маршрутов пролегания трубопроводов. Субъекты экономической деятельности заинтересованы в приобрете-нии полного контроля над нефтегазовыми месторождениями, а также всем циклом производст-венно-сбытовой сети без излишних посредников при жестком отстаивании собственных позиций на прагматичных условиях. Это может происходить на внутреннем и зарубежных рынках при конкуренции со стороны правительств или иностранных предприятий; при этом сущность возникающих в различных регионах и сегментах нефтегазового производства вопросах зачастую имеет внутреннее сходство, требует подведения под единое методологическое обоснование на уровне государств и российских нефтегазовых предприятий в рамках отношений с иностранными компаниями, а также в отдельных случаях – государственной поддержки [1].
В силу того, что России на мировом рынке отводится роль глобальной энергетической державы, НГК способен выступить в качестве инструмента давления, жесткого отстаивания национальных интересов для практического решения внутренних и внешнеэкономических взаимодействий, достижения обозначенных целей и задач в других отраслях экономики. Это рассматривается с позиций обеспечения энергетической и экологической безопасности государства в отношении всех производственных сегментов с учетом различных позиций по вопросам социально-экономического развития [21]. В истории становления мировой и российской нефтегазовой промышленности существуют подтверждающие примеры их применения в различных регионах за счет оптимизации расходов и маршрутов, повсеместного использования новейших технологий, позволяющих осуществить импортоопережение производства и ускоренные темпы развития. Зачастую цель оправдывает средства в силу высокой нормы доходности проектов: в решении вопросов применяются не только технологии Шестого технологического уклада и новые методологические приемы, но и прошедшие проверку на практике, адаптированные к российской действительности. Это означает постоянное расширение используемого методолого-практического инструментария и снижение рисков, может затрагивать как отдельных субъектов экономической деятельности, так и быть распространено на все нефтегазовые производства.
Опора на методологический инструментарий позволяет верно определить исходные теоретические предпосылки, скорректировать воздействие форм и инструментов ГР. Важна детализированная предварительная подготовка, учитывающая все аспекты; не каждое экспертное мнение может быть реализовано на практике, а действительность – существенно расходиться с официальной точкой зрения. Разрабатываемые положения развития НГК должны находить отражение в НПА, программно-целевых документах, иначе существенно снижается вероятность их практической реализации. Принятие решений предполагает учет позиций всех субъектов экономической деятельности, затрагивающих предмет вопроса, их подведение под единое основание. Пути достижения целевых показателей могут быть как заранее спланированы, так и значительно скорректированы в ходе осуществления; аналогично, решения принимаются, исходя из общественного обсуждения или в закрытом режиме. Наиболее взвешенные регулирующие действия продиктованы полнотой информации о предмете вопроса, необходимостью опережения конкурентов по данному показателю, основаны на взаимном понимании интересов государства и нефтегазового бизнеса. Регулирующее воздействие должно быть открытым для конструктивной критики и возможности ее практического внедрения, а также устойчивым в части деструктивного влияния, резкого изменения конъюнктуры, обстоятельств или возникновения иных рисков.
Инструменты регулирующего воздействия и механизмы развития могут применяться как на уровне правительства, региональных и местных органов власти, так и непосредственно в самих нефтегазовых предприятиях. Это затрагивает заключаемые контракты и сделки, отражается на ключевых аспектах функционирования НГК: вопросах недропользования, развития ресурсной базы и конкретных сегментов производства, правах на разработку месторождений, монополизации региональных рынков сбыта и др. Государство заинтересовано в сокращении производственных и непроизводственных издержек предприятий; на особом контроле находятся вопросы развития Арктической зоны и шельфовых акваторий. Отраслевое развитие непосредственно сопряжено со строительством новых нефтегазохимических производств, включая сектор сжиженного природного газа (СПГ), транспортной инфраструктуры. Создание государством условий, обеспечивающих экономически устойчивое развитие НГК, предполагает проведение новых транспортных и логистических маршрутов, устранение административных барьеров [13].
Решение отраслевых вопросов осуществляется в рамках действующего законодательства, превалирования норм национального права над международными НПА, что позволяет обращать их на внутреннее развитие, находит отражение в недопущении получения излишней информации партнерами по нефтегазовым проектам, выстраивании собственной позиции с целью извлечения максимальных конкурентных преимуществ. В настоящее время приостановлена проработка вопросов допуска иностранных компаний к российским месторождениям; регулирующее воздействие направлено на повышение коэффициента извлечения углеводородов, расширение присутствия российских предприятий на зарубежных рынках. Нормы национального законодательства должны предусматривать расширение государственного воздействия на право владения, пользования и распоряжения участками недр, находящихся в спорных и нейтральных территориях; одним из следствий данного направления выступает доступ к новым месторождениям и неосвоенной ресурсной базе.
Позиции различных участников нефтегазовой деятельности по актуальным вопросам могут выноситься на общественное обсуждение, обсуждаться в частном порядке с участием всех заинтересованных субъектов, а также быть закреплены в НПА, соглашениях и др. В дальнейшем это позволяет существенно снизить определенные риски, предоставляет возможность вникнуть в предмет рассмотрения вопроса, подобрать необходимый инструментарий для его скорейшего разрешения за счет задействования имеющихся в распоряжении ресурсов, обеспечения практической реализации намеченных действий, использования выверенной технологии достижения цели и задач.
Территории стратегических интересов предприятий и границы лицензионных участков могут определяться объемами разрабатываемой, разведанной и прогнозируемой ресурсной базы. Практическая реализация разработанных положений закладывается как в НПА, стратегические и программно-целевые документы, так и в виде исполнения частных поручений и инициатив с участием заинтересованных представителей во всех направлениях нефтегазового производства в контексте изучения сущности и предмета вопроса, нахождения оптимального варианта развития за счет принятия точечных регулирующих мер. Осуществление конкретной меры, формы или инструмента ГР НГК зависит от предмета вопроса, а скорость ее внедрения – от имеющихся экономических и административных ресурсов, прямых интересов сторон и наличия различных барьеров.
Взаимозависимость внутренних и внешнеэкономических вопросов НГК в своей совокупности составляет основу его устойчивого развития. Их решение следует производить быстро, не затягивать: видение конечного ориентира существенно сокращает сроки и ресурсы для его достижения. В изучаемых вопросах необходимо опускаться до их сути, привлекать к участию стороны, способные оказать воздействие на принятие решений, скорость их осуществления, высказывающие значимое экспертное мнение. Следует сконцентрироваться на основной цели, при этом учитывать все незначимые факторы и риски, вытекающие из них. Выбранный методологический инструментарий важен в контексте результативности применительно к конкретной ситуации, исходя из накопленного собственного и глобального опыта. Экономические и административные методы ГР НГК могут являться рекомендациями или быть обязательными к исполнению. Жесткость в принятии решений предусматривает возможность определенного отступления в краткосрочном горизонте с целью существенного улучшения результатов в стратегическом разрезе; здесь также следует выделить значимость долгосрочного сотрудничества между государством и субъектами нефтегазовой деятельности [18]. Аналогично маневрирование, основанное на обязательном решении вопросов оперативного и стратегического характера, предполагает возможность получения отрицательных результатов в краткосрочном периоде. Регулирующее воздействие определяется значимостью конечной цели, может предполагать использование силовых методов, задействование правоохранительных органов и военных технологий, обеспечивающих национальную и энергетическую безопасность.
Интеграция различных отраслей экономики, применение новейших технологий и ускорение происходящих процессов обеспечиваются в т.ч. за счет использования качественно иного методологического инструментария, способствующего укреплению внутренних связей между субъектами экономической деятельности и максимизации конечных результатов на основе баланса интересов различных сторон. Так, необходимость комплексной разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения сопряжена с освоением сопутствующих запасов лития и других полезных ископаемых. В подобных условиях негативное состояние одного из них может отрицательно сказаться на других, отраслевой или общеэкономической ситуации в целом; это предполагает возможность маневрирования при принятии решений в рамках регулирующего воздействия, обеспечение устойчивости функционирования и учета рисков, связанных с возможным изменением позиций и приоритетов участников нефтегазового рынка. Наиболее острые вопросы представлены во внешней нефтегазовой повестке, предполагают жесткое административное воздействие на субъекты экономической деятельности с задействованием имеющихся ресурсов и допустимых технологий.
Практическая реализация методологического инструментария ГР НГК
Долгосрочное взаимодействие обеспечивает максимизацию результатов; важен баланс интересов участников, выстроенный в единое направление и содействующий экономически устойчивому развитию НГК. В условиях цифровизации системы государственного управления и всех сфер производства устраняются неэффективные звенья, находится быстрая замена наименее результативным участникам, в т.ч. обладающих административным и иным ресурсом. Проводимая по отношению к России санкционная политика выявила необходимость опережающего развития отечественной нефтегазовой промышленности, расширения производственной базы, послужила фактором укрепления национальной и энергетической безопасности [6, 10]. Ввиду тесного переплетения различных звеньев экономической системы, выбранный методологический инструментарий может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, в особенности в «пиковые периоды», в условиях нестабильности или неопределенности: в данном контексте первоочередной выступает антициклическая форма ГР НГК.
Все регулирующие решения основываются на стратегическом развитии НГК, а методологический инструментарий – должен быть оптимальным в контексте решения текущего вопроса, исходя из долгосрочных приоритетов; важно именно достижение цели. Решение отраслевых вопросов зачастую обусловлено уровнем реального влияния и интересов субъектов экономической деятельности. Часть из них несут в себе глобальное экономическое значение: нефтяные котировки, квоты на добычу, разведанные запасы, открытие новых месторождений, объемы потребления, влияние на мировые валюты и глобальную денежно-кредитную систему и др. Показатели нефтегазовых производств напрямую воздействуют на все аспекты социально-экономического развития регионов, в т.ч. в условиях существенного подъема или обвала нефтяных цен. Подобные «пиковые точки» циклов в значительной степени определяют национальную нефтегазовую политику, позволяют подобрать оптимальные регулирующие меры для дальнейшего развития. Воздействие может осуществляться за счет экономических и административных приемов и технологий. Баланс позиций различных участников обеспечивает устойчивость функционирования национального НГК, бесперебойность поставок для населения, предприятий и целей экспорта; таким образом, механизм ГР НГК самостоятельно устраняет излишние элементы, повышает собственную устойчивость в стратегической перспективе.
Изменение характера взаимоотношений отдельных субъектов НГК не должно оказывать воздействия на общий ход развития, что характеризует устойчивость его функционирования. Из одних регулирующих мер органично вытекают другие, что охватывает все сегменты НГК, а также основано на долгосрочных интересах государства и предприятий. Принимаемые регулирующие решения носят как общественный, так и закрытый характер, который с течением времени становится общеизвестным в условиях цифровой экономики. Следует учитывать возможность расторжения одной из сторон условий контрактов, отказа от взятых обязательств, переноса ответственности, принятия работ, не осуществимых в данных условиях или для выполнения которых требуются значительные дополнительные ресурсы. В данном контексте особое значение придается развитию внутреннего сегмента транспортировки и системы трубопроводов, а не только экспортных и транзитных направлений, газификации регионов, обеспечению страны углеводородным продуктом [15].
Баланс интересов государства и нефтегазовых компаний исходит из общих долгосрочных приоритетов; нарушение одной из сторон взятых обязательств способно значительно сказаться на сроках проектов, поставить под вопрос их практическое осуществление, привести к деструктивным взаимодействиям между субъектами экономической деятельности или их прекращению. Действительность оставляет наиболее результативные регулирующие меры и методологический инструментарий, учитывает позиции ключевых участников нефтегазового рынка по конкретным вопросам и имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Принятие регулирующих решений требует устойчивости системы, определенной платформы, на которой они основаны; в обратном случае, при резком изменении экономической и политической конъюнктуры возможно нарушение функционирования механизма ГР НГК. При отсутствии подобной платформы любые риски могут оказать крайне негативное воздействие, а принимаемые регулирующие меры – не иметь должного социально-экономического эффекта или приносить обратный результат.
На государственном уровне особое внимание уделяется вопросам недропользования, лицензирования, границ лицензионных участков, в т.ч. в рамках взаимодействий с зарубежными странами. Максимизация результатов проистекает из имеющихся в распоряжении ресурсов, методологического инструментария, конкурентной составляющей и др. Решение вопросов в нефтегазовом секторе зачастую обусловливается интересами сторон, отстаиванием ими собственных позиций, осознанным созданием административных и иных барьеров, влиянием предмета вопроса на социально-экономические условия и различные сферы производства; это возможно рассмотреть в макроэкономическом контексте, охватить комплекс внутренних и международных вопросов из других отраслей. Обсуждаемые вопросы общего плана могут не иметь прямого отношения к НГК; регулирующие решения должны затрагивать именно их сущность, при этом быть опосредованно связанными с другими аспектами функционирования.
Учет рисков предполагает возможность отсутствия должного экономического эффекта от внедрения мер ГР НГК, а также отрицательную реакцию на их практическое осуществление. Любые регулирующие действия следует рассматривать в контексте общей экономической ситуации, взаимосвязей с прочими отраслями экономики и сферами деятельности, учитывать их реакцию на предпринимаемые меры. Подобное взаимодействие охватывает все сегменты НГК и связанные производства во внутреннем и международном разрезе, в т.ч. в части недропользования, развития арктического и континентального шельфа России, вопросов территориальной принадлежности, прав собственности, пользования и распоряжения участками недр. Таким образом, стратегическое развитие НГК рассматривается комплексно, в едином русле. В рамках решения международных вопросов в НГК первоочередным выступает российское законодательство, жесткое отстаивание собственных позиций как ключевое направление устойчивого развития. Законодательные меры должны благоприятствовать деятельности нефтегазовых производств во всех сегментах, создавать необходимые правовые, институциональные и инфраструктурные условия, закреплять права и интересы России, а также отечественных топливно-энергетических предприятий, совершенствовать ранее утвержденные нормы [9, 12].
Вопросы недропользования и прав собственности могут обладать индивидуальными характеристиками в зависимости от интересов участников или условий конкретной ситуации; сохранение баланса без структурных перекосов предполагает определенные уступки. Устойчивость функционирования НГК зачастую связана с исполнением государством и предприятиями взятых обязательств. В решении отраслевых вопросов важны верность выбранному методологическому инструментарию, нормам законодательства, достижение абсолютного контроля за распоряжением ресурсами и запасами МСБ, отстаивание прав собственности. Принятие регулирующих решений в НГК требует возможности маневрирования, использования экономических и административных рычагов воздействия для практической реализации конкурентных преимуществ и претворения разработанных теоретико-методологических положений ГР НГК сообразно конкретной ситуации и перспективам ее развития, исходя из различных сценарных вариантов. Экономическое и административное воздействие служит ключевым аспектом в реализации выбранного методологического инструментария, обеспечивает необходимые результаты, сокращает сроки достижения намеченных ориентиров; ГР предполагает задействование различных институтов, органов всех ветвей государственной власти с учетом национальных особенностей, нормативно-правовой специфики, уточнения положений основных НПА и расширения возможностей государственного аппарата [3].
Международные документы в НГК должны отвечать национальным целям и задачам, соответствовать региональной и местной специфике; это же в полной мере применительно ко взаимоотношениям государства и нефтегазовых компаний. Реализация стратегических целей не останавливается в связи с возникновением административных и иных внутренних барьеров, наличием противоречий в работе отдельных государственных ведомств. Задействование имеющихся в распоряжении государства ресурсов обеспечивает необходимые социально-экономические результаты. Государственные интересы могут быть направлены на зарубежные нефтегазовые рынки, освоение российскими предприятиями местных континентальных и шельфовых месторождений с комплексным использованием отечественных технологий. Жесткое отстаивание национальных интересов в определенной степени формирует экономическую и энергетическую повестку государства, содействует расширению ресурсной и сырьевой базы российских компаний, позволяет диктовать условия развития конкретных проектов.
Разработка крупнейших месторождений требует колоссальных инвестиций, сопряжена со всеобъемлющим задействованием административного ресурса, выдвижением трудноисполнимых условий. Полное снятие административных барьеров содействует максимально быстрому решению основных отраслевых вопросов; в противном случае, реализация перспективных проектов может быть отложена на неопределенный срок [16]. В зарубежных странах освоение нефтегазовых запасов сопровождается спецификой международного права и национальных законодательств, в отдельных случаях – использованием силовых методов, противоречащих экологическим нормам. Для конкретной ситуации баланс интересов затрагивает экономические и административные вопросы, объективные возможности и ресурсы государства и субъектов нефтегазовой деятельности; важен правильный выбор момента, скорость принятия решения и конкретных действий.
Фиксирование в НПА и других документах разработанных теоретико-методологических положений и инициатив с указанием ответственных ведомств, исполнителей и сроков содействует их скорейшей реализации. Интересы российских нефтегазовых компаний на международной арене выступают одним из приоритетов государственной политики в сфере ТЭК. Важнейшим на-правлением устойчивого развития НГК является эффективное распределение функциональных обязанностей сообразно намеченным программам при использовании выверенных теоретических положений, полного арсенала методологического инструментария, практической реализации разработанных предложений, результаты которых могут варьироваться в зависимости от форм и инструментов ГР НГК, а также выбранного момента; важно органичное соединение принципов, под-ходов и методов, учет всех аспектов предмета вопроса и причинно-следственных связей.
Эффективность регулирующего воздействия зависит от квалификации и профессионализма исполнителей, их мотивации и прямой заинтересованности в результате. Отражение в НПА целей и задач повышает ответственность за их исполнение, позволяет находить иные способы и средства для практического осуществления. Кроме того, это содействует снижению барьеров во взаимоотношениях, касающихся предмета вопроса, между государственными ведомствами и институтами. Юридические нормы, прошедшие полную процедуру согласований, обязательны к исполнению; во множестве отраслевых вопросов существуют различия в позициях органов власти и ответственных исполнителей, следовательно необходимо вырабатывать решения, приемлемые для достижения наилучших результатов. Государственные поручения могут издаваться в виде указов, постановлений и распоряжений.
В каждой ситуации необходимо понимать сущность вопроса, учитывать имеющиеся ресурсы и возможности для реализации проектов, социально-экономический эффект от их осуществления; важна ответственность предприятий и исполнителей за нанесение экологического ущерба. Практическая реализация вопросов требует выверенной последовательности действий, которые в своей сути являются простыми и легко исполнимыми. Государственный аппарат способен повысить устойчивость функционирования за счет своевременного исполнения обязательств, отсутствия «отписок» в рамках взаимодействий с нефтегазовыми компаниями, соответствия выработанных резолюций отраженным в НПА положениям, позиций отраслевых ведомств и доверия к ним со стороны предприятий.
Создание необходимых условий для развития национальной нефтегазовой промышленности, исполнение взятых государством и предприятиями обязательств в совокупности с полным удовлетворением внутреннего спроса на отраслевую продукцию содействуют повышению устойчивости функционирования НГК. Именно целостность развития промышленного производства с опорой на научно-технический потенциал обеспечивает качественный рывок и опережающее технологическое развитие отечественных нефтегазовых предприятий [6]. Практика взаимодействий на межгосударственном уровне вполне может использоваться во взаимоотношениях углеводородных мэйджоров, предприятий, акционерных обществ и прочих субъектов экономической деятельности, в т.ч. с прямым зарубежным участием и управлением. Это возможно при общности данных взаимодействий, экономическом стимулировании деятельности нефтегазовых компаний на внутреннем и зарубежных рынках; инициатива в развитии обычно исходит от самих предприятий. Реализация методологического инструментария может быть заранее апробирована в прочих сегментах экономики и сферах деятельности общества, впоследствии результативно внедрена в рамках заданного направления. Одним из направлений государственной политики служит отстаивание интересов российских нефтегазовых предприятий на зарубежных рынках за счет работы различных ведомств и институтов [11].
Нахождение оптимального регулирующего решения в конкретной ситуации предполагает, что проигрыш одного из субъектов экономической деятельности способен оказать негативное воздействие на общую конъюнктуру рынка, а также существенное влияние на деятельность прочих субъектов. Технологии достижения целевых ориентиров могут существенно варьироваться. Так, управленческие решения одних предприятий связаны с позициями других, регулирующими мерами государства, и наоборот; кроме того, они могут быть продиктованы в качестве ответной реакции на осуществляемыми другими субъектами меры. Тем не менее, взаимозависимость субъектов экономической деятельности обычно подразумевает устойчивость их функционирования.
В данном случае также проявляется «невидимая рука рынка» А. Смита, когда деятельность предприятий топливно-энергетического сектора, подразумевающая монополизацию отдельных направлений и жесткую конкуренцию, влечет за собой повышение общей эффективности функционирования НГК: каждый участник нефтегазового рынка, ориентируясь на собственные цели и задачи, вносит свой вклад в его дальнейшее развитие. Результативность ГР НГК предполагает независимость государственных ведомств при осуществлении ими полномочий, в частности работы антимонопольных органов. Актуальность вопросов регулирования ценообразования на внутреннем рынке предполагает совершенствование отдельных форм и инструментов, внедрение передовых практик ГР НГК, целесообразность применения жестких административных мер для решения оперативных и стратегических вопросов, извлечения дополнительной прибыли, создания искусственной ситуации в ТЭК или в экономике в целом; примерами могут служить нефтяное эмбарго 1973 г. или санкционная политика в отношении российских энергетических компаний со стороны зарубежных государств. Подобные ситуации также могут быть созданы не только с целью осознанной дестабилизации и причинения ущерба отдельным участникам, но и в результате непонимания общеэкономических процессов, природы и причин их возникновения. Так, превышение спроса над предложением на первичные углеводороды и нефтегазовую продукцию на внутреннем и мировом рынках обычно приводит к росту цен, взаимосвязано с прочими отраслями производства и сферами деятельности, предполагает стабильность и устойчивость энергообеспечения для внутреннего потребителя в качестве важнейшего связующего звена в функционировании национальной экономики; в обратном случае могут возникнуть сбои в экономическом механизме, ослабнуть его надежность, т.к. разрыв существующих связей практически неизбежно приводит к спаду промышленного производства, способен оказать значительное деструктивное воздействие для населения, предприятий, а также внешнеторговых партнеров России [17, 22].
Взаимосвязь вопросов энергетической безопасности и энергообеспечения государств учитывает, что негативное воздействие в рамках одного направления может найти существенное выражение в деятельности других. Это касается вопросов экологии, утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), уменьшения антропогенного воздействия, разработки месторождений, прокладки трубопроводов, сокращения промышленных отходов. Экологические вопросы продолжают находиться в центре общемировой экономической повестки, в ряде стран подразумевают квотирование выбросов, выступают неотъемлемой составляющей устойчивого развития нефтегазового сектора и национального промышленного производства, объединяют взаимодействия государства, энергетических предприятий, различных институтов и организаций.
Подобное объединение предусматривает возможность сокращения чистой прибыли компаний и доходов бюджета в рамках краткосрочного периода, однако в стратегическом разрезе обеспечивает сохранение окружающей среды в районах функционирования нефтегазовых объектов, а также иные конкурентные преимущества. Следует отметить необходимость практической реализации совместных решений в рамках работы с международными институтами, нефтегазовыми корпорациями и отраслевыми объединениями как на межгосударственном уровне, так и во взаимосвязях российских и зарубежных предприятий, выработки долгосрочных ориентиров и устойчивых связей, позволяющих реализовывать крупномасштабные инвестиционные проекты. Экологические вопросы позволяют перейти на качественно иной уровень отраслевых взаимодействий, заниматься их расширением с российскими и иностранными компаниями в рамках альтернативных направлений, эффективно осваивать новые перспективные рынки. Участие всех субъектов нефтегазовой отрасли предполагает учет их позиций в отношении реализации проектов и сохранения окружающей среды, которые могут являться противоположными, а также значительно расходиться с практическими действиями.
Используемые в отношении НГК принципы, подходы и методы ГР являются общепризнанными, обладающими индивидуальными характеристиками, применимыми для конкретного аспекта деятельности, в совокупности охватывают весь комплекс форм и инструментов. Они могут быть продиктованы административными решениями, преследующими национальные и корпоративные интересы, подразумевать объединение нескольких сторон для достижения целевых ориентиров. В краткосрочном периоде возможно полное «замораживание» экспорта углеводородов в отдельные регионы или значительное повышение цен на них, целесообразные для эффективной реализации прочих экологических вопросов и направлений государственной деятельности, скорейшего разрешения значимых ситуаций для достижения стратегических целей. Поставки углеводородов могут использоваться в качестве средства административного воздействия, искусственно созданная конъюнктура – оказаться таковой в течение продолжительного времени, а политическое влияние – нести за собой долгосрочный экономический эффект. Показавшие результативность формы и инструменты ГР зачастую используются при различных сценарных условиях внутренней и внешней конъюнктуры, призваны повысить эффективность функционирования НГК, содействовать реализации крупномасштабных проектов. Ответная санкционная политика, направленная на импортоопережение нефтегазового производства, является одним из наиболее актуальных направлений регулирующего воздействия [19].
Выводы и рекомендации
Решение вопросов стратегического развития НГК требует задействования различных институтов и организаций в своей совокупности, т.к. именно объединение усилий способно обеспечить необходимый результат, устойчивость функционирования, создать условия, благоприятствующие дальнейшему развитию. Определенные регулирующие меры могут иметь долгосрочный экономический эффект в различных сегментах НГК, доказавшие в прошлом результативность формы и инструменты ГР, в некоторой степени зависимые от конкретных факторов, – прагматично использоваться в современных условиях, преследовать определенные политические интересы и задачи в иных отраслях и альтернативных направлениях, а создаваемые условия – трансформировать общую конъюнктуру национального промышленного производства. Получение необходимых целевых результатов возможно за счет внедрения конкретных экономических и административных мер ГР, своевременных действий, органичной работе различных государственных ведомств, т.е. административное наполнение необходимо для достижения поставленных экономических ориентиров. Устойчивое развитие НГК напрямую связано с ценами на нефть, его инвестиционными возможностями. Регулирующие решения в одном сегменте вполне могут быть эффективно внедрены в прочих, распространяться на новые направления, применяться в течение продолжительного прогнозного периода [7, 8].
Вне зависимости от ценовых колебаний и деятельности международных институтов, устойчивость российского НГК обеспечивается за счет стабильных поставок углеводородов и продукции их переработки на внутренний и внешние рынки, применении эффективных инструментов ГР при ведении внешнеэкономической деятельности, напрямую влияет на энергетическую безопасность государства и предприятий. Выбранные формы и инструменты ГР НГК позволяют осуществлять контроль за текущей ситуацией на глобальном энергетическом рынке, действовать опережающими темпами в рамках существующего законодательства, создавать условия, необходимые для экономически устойчивого развития, за счет практической реализации выработанных теоретико-методологических положений. Поступающая информация учитывается комплексно, в контексте общеэкономической ситуации, что в значительной мере позволяет предотвратить возможные риски и их последствия, форс-мажорные факторы, способствующие значительным изменениям глобальной энергетической конъюнктуры; отдельные публикуемые прогнозы являются заведомо ложными, преследуют определенные цели. В силу того, что на общую ситуацию в НГК существенное воздействие оказывают экономическая и политическая ситуация в крупнейших нефтегазовых районах, в т.ч. в странах Персидского залива, наличие текущих и потенциальных военных конфликтов, основные административные решения принимаются на уровне глав государств, правительств, профильных государственных ведомств, руководителей нефтегазовых корпораций. Конкретная ситуация способна повлечь за собой прямые или опосредованные регулирующие меры, продиктованные в т.ч. событиями на внешних энергетических рынках; здесь могут возникать как прямые причинно-следственные связи, так и существенна доля случайной составляющей.
Крупные политические события вполне могут выступить причиной значительных экономических действий и преобразований в НГК, в т.ч. разрыва в одностороннем порядке заключенных соглашений, «заморозку» проектов и добычи на месторождениях. Административное «продавливание» отдельных вопросов в НГК возможно при совместных действиях ряда субъектов экономической деятельности: государства, нефтегазовых предприятий, институтов и др. Принимаемые в отношении одного сегмента НГК решения в определенной степени способны распространиться на остальные; то же справедливо в отношении отдельных регионов, взаимодействий поставщиков и потребителей. Решение отраслевых вопросов в одностороннем порядке впоследствии может быть скорректировано или денонсировано в результате административного воздействия или по экономическим причинам; при этом большинство или ряд других субъектов экономической деятельности способны придерживаться альтернативных позиций.
В условиях Шестого технологического уклада неэффективные формы и инструменты ГР НГК устраняются естественным образом, появляются конструктивные решения значимых отраслевых вопросов. Потребители стремятся диверсифицировать риски, связанные с надежностью поставок, резким изменением конъюнктуры и форс-мажорными факторами, различными ограничениями в условиях имеющихся в распоряжении ресурсов. Фактически, глобальное информационное пространство и транспарентность данных способствуют минимизации внешних и внутренних деструктивных воздействий на общую конъюнктуру энергетического рынка; потребители предъявляют определенные условия к качеству продукции и экологические требования к производству. Использование в современных условиях доказавших эффективность форм и инструментов ГР НГК не всегда имеет должную результативность, что характерно как для государств, так и управленческого уровня предприятий [5].
Одной из тенденций технологических изменений выступает сокращение излишних звеньев в проводимых сделках, предприятий-прокладок. Активными темпами развивается биржевой сектор, позволяющий выбирать поставщиков с наиболее приемлемыми ценовыми условиями и географическим расположением, минимизировать негативные монопольные проявления. Выдвигаемые для одного предприятия условия могут иметь значительные последствия для всех субъектов экономической деятельности, оказывать воздействие на общую энергетическую конъюнктуру. Несмотря на множество факторов влияния и различных ситуаций, устойчивое развитие НГК сопряжено с совершенствованием финансовой системы, расширением внутреннего рынка поставок на справедливых, а не спекулятивных условиях. С течением времени, участниками нефтегазового рынка остаются наиболее эффективные и гибкие по отношению к изменяющимся условиям предприятия, обладающие необходимыми политическими, административно-управленческими и финансово-экономическими ресурсами, обеспечивающие собственное развитие и расширение производств открытием и постановкой на баланс месторождений сырьевой базы. Наиболее эффективные регулирующие практики и управленческие решения начинают превалировать над остальными. Принимаемые в отношении одного предприятия или проекта жесткие административные действия способны оказать значительное влияние на прочих субъектов экономической деятельности, напрямую с ним не связанными. При этом также учитываются последствия прошедших рисков; связующие звенья способны выполнять стабилизирующую функцию в решении спорных вопросов между участниками энергетических отношений [20].
Литература
1. Брагинский О. Б. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт / О. Б. Брагинский, К. Н. Миловидов. – М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2018. – 424 с.
2. Бушуев В. В. Энергетическая стратегия – 2050: методология, вызовы, возможности /
В. В. Бушуев, А. И. Громов // Энергетическая политика. – 2013. – № 2. – С. 11 – 19.
3. Воейков М. И. Экономическая природа государства: новый ракурс. Научный доклад / М. И. Воейков, А. Е. Городецкий, Р. С. Гринберг. – М.: Ин-т экономики РАН, 2018. – 54 с.
4. Гарипов В. З. Государственный подход – фундамент нефтяной отрасли / В. З. Гарипов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2017. – Т. 7. –
№ 1. – С. 10 – 16.
5. Глазьев С. Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / С. Ю. Глазьев. – М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.
6. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С. Ю. Глазьев. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.
7. Дементьев В. Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике /
В. Е. Дементьев // AlterEconomics. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 116 – 130.
8. Дмитриевский А. Н. Ресурсно-инновационная стратегия развития экономики России / А. Н. Дмитриевский, А. М. Мастепанов, В. В. Бушуев // Вестник РАН. – 2014. – Т. 84. – № 10. – С. 867 – 873.
9. Колганов А. И. Сравнительное исследование современных социально-экономических моделей достижения технологической независимости / А. И. Колганов // Российский экономический журнал. – 2023. – № 5. – С. 19 – 35.
10. Конторович А. Э. Стране нужна мощная программа реиндустриализации на новом технологическом уровне / А. Э. Конторович // Бурение и нефть. – 2017. – № 7 – 8. – С. 4 – 11.
11. Макаров А. А. Достижения и проблемы стратегического планирования развития энергетики России / А. А. Макаров // Энергетическая политика. – 2018. – № 3. – С. 26 – 33.
12. Мартынов В. Г. Природный газ – основа устойчивого развития мировой энергетики /
В. Г. Мартынов [и др.]. – М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2021. – 173 с.
13. Мастепанов А. М. Прогнозы развития мирового нефтегазового комплекса как отражение глобальных проблем и тенденций энергопотребления / А. М. Мастепанов // Нефтяное хозяйство. – 2018. – № 5. – С. 6 – 11.
14. Некипелов А. Д. Приоритеты долгосрочного социально-экономического развития /
А. Д. Некипелов, В. В. Ивантер, С. Ю. Глазьев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 6. – С. 18 – 31.
15. Новак А. В. Старые цели, новые задачи / А. В. Новак // Россия в глобальной политике. – 2016. – Т. 6. – № 5. – С. 146 – 156.
16. Ресурсные регионы России в «новой реальности» / под ред. В. В. Кулешова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. – 308 с.
17. Сафонова Т. Ю. Исследование эндогенных и экзогенных факторов влияния на результаты прогнозирования развития нефтегазовой отрасли на фоне трансформации структуры топлив-но-энергетического баланса: дис. … д-ра экон. наук: 5.2.3 / Т. Ю. Сафонова. – М., 2023. – 410 с.
18. Сечин И. И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски / И. И. Сечин // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65. – № 10. – С. 33 – 44.
19. Трофимов С. Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса на современном этапе экономических вызовов и технологических трансформаций / С. Е. Трофимов // Российский экономический журнал. – 2024. – № 4. – С. 61 – 86.
20. Трофимов С. Е. Практические вопросы реализации государственной нефтегазовой политики / С. Е. Трофимов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 400 с.
21. Шафраник Ю. К. Глобальные энергетические изменения и Россия. Новая карта мирового энергетического пространства / Ю. К. Шафраник // Энергетическая политика. – 2016. – № 3. – С. 3 – 12.
22. Эволюция мировых энергетических рынков и ее последствия для России / под ред.
А. А. Макарова, Л. М. Григорьева, Т. А. Митровой. – М.: ИНЭИ РАН, АЦ при Правительстве РФ. – 2015. – 400 с.