USD 78.1856

+0.23

EUR 90.9716

+0.41

Brent 69.49

-0.11

Природный газ 3.523

-0.01

37 мин
125

Импортоопережение нефтегазового производства как фактор обеспечения устойчивого развития российской экономики на этапе технологических трансформаций и внешних вызовов

В статье выделены методолого-практические положения политики опережающего развития нефтегазового производства России, предусматривающие ускорение сроков транспортировки углеводородов и продуктов их переработки до конечных потребителей, ужесточение контроля качества производимой продукции до уровня передовых мировых стандартов, законодательное стимулирование конкуренции между потребителями российских углеводородов, направленное на рост среднеэкспортных цен, заключение прагматичных внешнеторговых контрактов. Рассмотрены отдельные вопросы проведения государственной нефтегазовой политики и функционирования отечественных компаний в условиях технологических преобразований. Обоснована значимость формирования единой цифровой экосистемы государства, топливно-энергетических компаний и разветвленной сети дочерних предприятий по связанным направлениям с целью недопущения воздействия санкционных рисков на производственную деятельность, обеспечения устойчивого экономического развития, достижения технологического суверенитета и импортоопережения.

Импортоопережение нефтегазового производства как фактор обеспечения устойчивого развития российской экономики на этапе технологических трансформаций и внешних вызовов

Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, промышленность, импортоопережение, экономически устойчивое развитие, методология опережающего развития, углеводородные ресурсы, недропользование, экологическое развитие, национальная безопасность, энергетическая безопасность, технологический суверенитет.

Беспрецедентные внешние вызовы и ужесточение санкционного давления на отечественную экономику обусловили целесообразность разработки принципиально новой государственной политики, основанной на опережающем экономическом развитии, комплексном внедрении передовых технологических решений для достижения технологического суверенитета. В условиях формирования нового мирохозяйственного уклада определяющим вектором экономического развития выступает концепция импортоопережения отечественного производства. Практическая реализация концепции предполагает государственное стимулирование разработки и комплексного внедрения технологий, не только замещающих, но и превосходящих передовые зарубежные аналоги. Это содействует не только существенному повышению эффективности промышленных предприятий, но и обеспечению устойчивости национальной экономики к внешним вызовам.

В рамках настоящего исследования рассмотрены отдельные положения реализации разработанной концепции импортоопережения в нефтегазовом комплексе (НГК) с акцентом на его технологическом и экологическом развитии. Технологическое развитие напрямую сопряжено с экологическим направлением функционирования НГК как составляющей устойчивого экономического роста. Экологические факторы отражаются на производственных показателях нефтегазовых предприятий, напрямую влияют на проводимую ими инвестиционную политику, прогнозирование ценовой динамики на углеводороды; им отводится значимая роль в вопросах социально-экономического развития территорий в стратегических и программно-целевых документах российских и международных институтов.

Ключевые тренды развития мировой энергетики связаны с исследованием экологических факторов. Так, в рамках осуществляемого глобального энергетического перехода происходит постепенное сокращение доли нефти в структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) при незначительном увеличении добычи, ее планомерное замещение более экологически чистым природным газом. При этом возобновляемые источники энергии (ВИЭ) не окажут существенного воздействия на развитие мировой энергетики в силу невозможности обеспечения роста глобального спроса на энергоносители, а их популяризация зачастую обусловлена политической повесткой. Энергетический переход связан не только с трансформацией структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), но и вопросами изменения климата, сокращения выбросов углекислого газа, декарбонизацией промышленных предприятий, достижения углеродной нейтральности крупнейшими экономиками в долгосрочном прогнозном горизонте.

Опережающее экономическое развитие НГК включает разработку форм и инструментов государственного регулирования стимулирования инновационной деятельности в различных сегментах производства, проведение взвешенной бюджетно-налоговой политики, предполагающей перераспределение части поступающих доходов на технологическое обновление предприятий, комплексное внедрение инноваций и передовых решений. Совершенствование недропользования связано с вопросами антимонопольного регулирования, принятием мер государственной поддержки небольших нефтегазовых компаний, предоставлением справедливых конкурентных условий при распределении лицензионных участков. Промышленные предприятия участвуют в реализации экологических проектов, реализуют программы устойчивого развития, сохранения окружающей среды в регионах осуществления производственной деятельности, в т.ч. в экстремальных природно-климатических условиях.

Особо знаковой выглядит ситуация с комплексным освоением ресурсной базы арктического и континентального шельфа. Сохранение хрупкой экосистемы и уникального биоразнообразия важнейшего геостратегического региона планетарного значения предполагает разработку новых государственных подходов к развитию Арктики, проведение дополнительных геологических исследований, выделение индивидуальных особенностей реализации нефтегазовых проектов, в т.ч. глубину залегания продуктивных пластов, удаленность от береговой линии, строительство прибрежной инфраструктуры, ледовую обстановку и др. Устойчивое развитие Арктического региона сопряжено с вопросами обеспечения национальной и энергетической безопасности государства, совершенствованием недропользования, становлением Северного морского пути в качестве глобальной транспортной артерии, ужесточением технологических и экологических требований к геологоразведке, добыче и глубокой переработке углеводородов, задействованием потенциала коренных и малочисленных народов Севера.

Практическая реализация концепции импортоопережения нефтегазового производства России

Согласно справедливому утверждению, «устойчивости в развитии экономики и нефтегазового сектора добивается тот, кому удается соединить учет таких общих тенденций, как повышение роли знаний и технологий с инициативой, поиском, заинтересованностью и финансовыми возможностями участников экономических процессов» [23, с. 98]. Значимым направлением государственного регулирования (ГР) выступает повышение эффективности отечественных нефтегазовых предприятий, обеспечивающих выпуск конечной продукции, отвечающей передовым мировым стандартам. Конкурентоспособность российских производителей зависит в т.ч. от их положения на глобальном нефтегазовом рынке, национального и мирового опыта ГР, характеризующего специфику функционирования. Она определяется количественными и качественными характеристиками по сравнению с ведущими мировыми аналогами.

Становление российской нефтегазовой промышленности осуществлялось через призму масштабных экономических и административных преобразований, сопровождаемых изменением системы хозяйственных отношений, разрывом взаимосвязей и производственных цепочек. Это нашло отражение в основных показателях нефтегазового комплекса (НГК), а также в высоком потребительском спросе на выпускаемую углеводородную продукцию глубокой переработки на внутреннем и зарубежных рынках. В условиях цифровых изменений всех сегментов и процессов нефтегазового производства важны устойчивость, стабильность и предсказуемость проводимой топливно-энергетической политики, меры государственной поддержки разработки месторождений и реализации стратегических проектов. Вопросы цифровизации в ГР НГК должны учитывать накопленный мировой опыт в периоды глобальных трансформаций экономических систем и смены технологических укладов. Несмотря на планомерное сокращение удельного веса НГК в структуре ВВП и доходов государственного бюджета, в долгосрочной перспективе его устойчивое развитие остается ключевым вопросом глобальной и национальной экономической и политической повестки [3].

Методы, формы и инструменты ГР должны быть своевременными, направленными на развитие соответствующей производственной и транспортной инфраструктуры, стимулировать производство и возможности его коммерциализации, составлять основу для повышения конкурентоспособности экономики. Российская практика демонстрирует немало примеров в части неэффективности использования предлагаемых решений как на современном этапе, так и в исторической перспективе. В частности, изобретенные российским ученым И.И. Ползуновым паровая машина и двухцилиндровый паровой двигатель не получили практического применения, в то время как аналогичное изобретение шотландского механика Дж. Уатта послужило толчком для осуществления промышленной революции и становления первого технологического уклада. Однако в мировой практике наблюдаются и обратные явления: множество стран как «третьего мира», так и отдельных развивающихся государств в силу своей отсталости сэкономили сотни млрд долларов на прокладке стационарной электронной связи и иных видов соединений, т.к. в связи с постепенным удешевлением технологий в первую очередь начали осуществлять строительство инфраструктуры для сотовой связи и подключения к широкополосному интернету.

Государственное стимулирование внедрения передовых технологических решений по повышению нефтеотдачи пластов, уплотнению сетки сейсмопрофилей производится с учетом индивидуального подхода к различным этапам освоения нефтегазовых проектов, совершенствования нормативно-правовых основ добычи и переработки углеводородов, процедур недропользования, развития отечественного машиностроения, направлено в т.ч. на дополнительную разработку освоенных ранее провинций и участков ресурсной базы, укрепление экономического потенциала территорий, доведение коэффициента извлечения нефти (КИН) до ведущих мировых показателей. Отдельные государства являются российскими должниками, что может быть использовано для содействия внедрению отечественных компаний в нефтегазовые отрасли данных стран, вхождения России в долю национальных нефтегазовых компаний [19].

Важнейшей составляющей экономически устойчивого развития НГК выступает комплексное расширение сегмента транспортировки углеводородов, непосредственно сопряженное с деятельностью прочих отраслей и промышленных производств, повышением надежности и экологичности конечной продукции, внедрением новейших технологий, решением вопросов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей среды в районах функционирования [10]. В значительной степени этому содействует переход к импортоопережению в нефтегазовой промышленности, достижение целевых показателей по газификации регионов, обеспечение бесперебойности поставок углеводородов по приемлемым для населения и предприятий ценам [2].

Транспортировка нефти и газа имеет внутреннюю специфику ввиду колоссальных расстояний между месторождениями, производствами по переработке, объектами инфраструктуры и рынками сбыта, протяженности трубопроводов, различных затрат, связанных с их обслуживанием, охраной, ликвидацией незаконных врезок в отдельных районах. Неразвитость трубопроводной транспортной инфраструктуры является одной из причин, сдерживающих развитие перспективных нефтегазоносных провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока. Становление местных нефтегазовых центров связано с увеличением не только добычи, но и потребления углеводородов, что обосновывает системообразующее значение НГК, необходимость дальнейшего совершенствования недропользования в прогнозном периоде последующих десятилетий. Это связано с вопросами обеспечения доступности информации, упрощения сложных управленческих решений, позволяет устранить их различную интерпретацию участниками нефтегазового рынка. Важны критерии отбора недропользователей в отношении внедрения передовых практик, экономическое и административное стимулирование их деятельности, отсутствие внутренних противоречий при распределении участков недр, возможное при принятии выверенных регулирующих решений, сокращении удельных затрат в технологически сложных проектах, расширении отечественного сервисного сегмента, нацеленности участников экономических отношений на наиболее продуктивное освоение ресурсной базы в долгосрочной перспективе.

НГК выступает одним из крупнейших заказчиков разработки и внедрения передовых технологических решений. Его устойчивое развитие сопряжено с комплексным подходом к воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ), прозрачностью деятельности предприятий, их быстрой адаптацией к изменениям. Учет позиций субъектов нефтегазовой деятельности осуществляется на различных уровнях государственной власти, позволяет обеспечить простоту и понятность государственных решений, условия допуска участников недропользования к распределению лицензионных участков, в особенности при разработке трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), результативность производственных процессов, в целом равные возможности развития крупнейших корпораций и относительно небольших компаний. Это возможно благодаря соответствию механизма ГР НГК, его форм и инструментов трансформации мировой экономической системы, принятию комплексных регулирующих мер, специфике проектов и различных групп факторов влияния на условия ведения деятельности, позволяет прагматично подходить к вопросу долгосрочных взаимодействий государства, нефтегазовых предприятий, национальных и международных институтов и финансовых организаций, обеспечить устойчивое развитие топливно-энергетического сектора и приемлемые темпы социально-экономической динамики регионов [9, 13].

После наступления критической массы масштабные экономические и политические преобразования способны произойти в относительно короткие сроки. В этой связи следует выделить значимость соответствия национальной нефтегазовой политики и нормативно-правовой базы трендам происходящих цифровых и технологических изменений, позволяющее действовать опережающими темпами, способствующее повышению эффективности функционирования нефтегазовых предприятий с государственным участием. В подобных условиях экспорт углеводородов снижает степень воздействия на масштабы экономических и административных преобразований, что приводит к ускорению хозяйственных процессов. Планомерный перевод активов под российскую юрисдикцию предполагает государственные гарантии обеспечения прав собственности, стабильность и предсказуемость налоговой политики, используемых форм и инструментов ГР НГК, ответственность государства за принимаемые решения в топливно-энергетической сфере, в т.ч. в части развития нефтегазовой инфраструктуры, внешнеэкономического и таможенно-тарифного регулирования, обеспечения благоприятного инвестиционного климата, результативности деятельности созданных институтов, обеспечивающих взаимодействие органов власти и нефтегазового бизнеса [6].

Трансформация экономических отношений обусловлена становлением шестого технологического уклада, проникновением новых цифровых решений во все направления государственной деятельности и отрасли народнохозяйственного механизма, включая НГК. Происходящие на внутреннем нефтегазовом рынке события в своей основе имеют причины, характерные только для национальной экономики: приватизация предприятий, удаленность месторождений от рынков сбыта, суровые природно-климатические условия и др. Законодательное стимулирование внедрения цифровых технологий в различных сегментах нефтегазового производства способствует выходу и формированию российских предприятий на зарубежных рынках, полному удовлетворению внутреннего спроса на углеводородную продукцию. Значимыми направлениями их результативного функционирования служат наличие достаточной ресурсно-сырьевой базы, стабильное финансовое состояние, повышение капитализации компаний на фондовых рынках, профессиональный кадровый состав, гарантии и обязательства по трудовым взаимоотношениям, расширение регионов присутствия и поставок, эффективный риск-менеджмент. В совокупности это также подразумевает необходимость совершенствования исходных теоретико-методологических положений.

Одной из составляющих внешнеэкономической формы ГР НГК выступает содействие развитию российских нефтегазовых компаний на зарубежных рынках. Предприятия ставят особый акцент на вхождении иностранного капитала в структуру акционеров, включения его представителей в состав совета директоров и правления. Тенденцией развития внутреннего энергетического рынка выступает увеличение числа независимых производителей, заинтересованных в доступе к МСБ, инфраструктуре и рынкам сбыта, как следствие, потребности в повышении квалификации руководящего состава предприятий, создании внутренних подразделений по цифровой трансформации. Значительную часть управленческих функций и выработку предложений по сокращению непроизводительных расходов способен взять искусственный интеллект. Институты взаимодействия государства и бизнеса могут формироваться под влиянием внутренней и международной конъюнктуры. Предприятия заинтересованы в результативности данных институтов, «продавливании» на государственном уровне внутренних интересов, практической реализации принимаемых решений, «взращивании» специалистов международного уровня, участии в крупных зарубежных нефтегазовых проектах, наличии административной поддержки в регионах присутствия.

Развитие институциональной среды непосредственно сопряжено с состоянием национальной экономики, внутренней политической ситуацией. Полнота информации по различным направлениям деятельности в сочетании с имеющимся опытом позволяют предприятиям избегать множества рисков. Значимым направлением экономически устойчивого развития НГК служит их выход не только на зарубежные рынки сбыта, но и капитала, в отдельных случаях – включение в структуру собственников; это подтверждается историей становления российской нефтегазовой промышленности, в особенности в период с 1990 г. На законодательном уровне следует уделять внимание относительно некрупным добывающим и перерабатывающим компаниям, занятым в разработке более мелких углеводородных залежей. Они могут объединяться между собой для отстаивания собственных интересов перед государством с целью получения налоговых льгот и иных преференций, в частности по территориальному кластерному принципу. Постепенное наращивание добычи на наиболее рентабельных участках новых нефтегазоносных провинций содействует улучшению качественных показателей функционирования национального НГК, строительству инфраструктуры в данных районах [11].

Особое внимание уделяется региональной структуре производства и потребления углеводородов, распределению межбюджетных трансфертов между федеральным центром и субъектами Федерации. В вопросе освоения российскими компаниями проектов и месторождений в зарубежных странах особое внимание отводится политическим решениям и административному ресурсу. Развитие внешнеторгового направления отечественных нефтегазовых предприятий сопровождается созданием сопутствующих условий, государственными гарантиями обеспечения безопасности, сохранности капиталовложений и других ресурсов. Так, в регионах их присутствия создаются развитая транспортная инфраструктура, соединяющая месторождения с рынками сбыта, система хранения углеводородов, в т.ч. порты, терминалы и др.

Становление крупных проектов возможно за счет бесперебойного доступа к финансовому обеспечению, внедрению передовых технологий на всех этапах производственных процессов. Предприятия стремятся поставить на внутренний баланс месторождения и перспективные лицензионные участки в различных регионах присутствия, занимаются расширением сбытовой сети, сокращением непроизводительных расходов. Отдельного внимания заслуживают ускорение сроков доставки углеводородов и продуктов их переработки до конечных потребителей, минимизация потерь при транспортировке, до начала специальной военной операции и диверсий на «Северных потоках» актуальная при экспорте и транзите природного газа через территорию Украины. Ключевая роль отводится вопросам производственной безопасности, модернизации и своевременному ремонту изношенных участков трубопроводной системы, расширению сегментов транспортировки и нефтегазосервиса. Контроль качества производимой продукции на уровне передовых мировых стандартов осуществляется с учетом опыта глобальных нефтегазовых корпораций, их интересов в отношении отдельных проектов на внутреннем российском рынке. Это обусловливает необходимость законодательного стимулирования конкуренции в рамках взаимодействий между потребителями российских углеводородов, которое способно привести к росту среднеэкспортных цен на нефтегазовую продукцию, увеличению продолжительности сроков внешнеторговых контрактов на прагматичных условиях. В свою очередь, это также позволяет потребителям диктовать определенные условия проведения нефтегазовой политики, развития частного сектора и конкуренции уже на национальном энергетическом рынке.

Охват предприятиями всех стадий производственных процессов, включая сбыт конечным потребителям, предполагает повышение ответственности за конечные результаты, в т.ч. в отношении экологических рисков. Разделение глобального и национального рынков сбыта продукции может происходить по секторальному принципу. Фактически регулирующие практики на международном и государственном уровне объединяют весь накопленный опыт регулирования. Планомерное увеличение доли российских углеводородов в структуре мирового нефтегазового экспорта взаимосвязано с расширением несырьевых поставок, технологической составляющей, вопросами безопасности на производственных объектах, стабильной политической ситуацией; это находит отражение в устойчивости внутреннего энергетического рынка, выступает значимым фактором внешнеторговых контрактов [15].

Особенности проведения государственной нефтегазовой политики в условиях технологических преобразований

Органы государственной власти способны оказывать непосредственное воздействие на разработку и реализацию отечественными предприятиями проектов в зарубежных странах, предлагать альтернативные варианты решения значимых нефтегазовых вопросов, жестко отстаивать национальные энергетические интересы на мировом рынке. Реализация крупных международных проектов требует учета позиций множества государств, в т.ч. в области технологических решений, формирования и развития совместных предприятий. В рамках подобных проектов обычно предлагаются несколько альтернативных вариантов развития; также следует учитывать объективные финансовые, административные возможности и иные ресурсы зарубежных государств и нефтегазовых корпораций, преследование ими собственных интересов, направленных на реализацию поставленных целей и задач. Цифровые технологии призваны находить оптимальные маршруты поставок, сократить издержки на всех этапах производственных процессов. Разработка перспективных нефтегазоносных участков обычно сопровождается противодействием между энергетическими компаниями; следовательно, на законодательном уровне целесообразно уточнить регламент и процедуры допуска предприятий к их освоению, что позволяет уменьшить недобросовестную конкуренцию и административное давление со стороны иностранных участников нефтегазовой деятельности [12].

Отдельного внимания заслуживают стимулирование проведения ГРР в перспективных малоизученных районах ввиду постепенного перемещения отдельных производств, обусловленного истощением некоторых крупных месторождений, а также проработка вопросов значительного сокращения непроизводительных расходов при строительстве и введении в эксплуатацию внутренней нефтегазотранспортной системы и экспортных трубопроводов. Решение наиболее значимых вопросов государственной энергетической политики в рамках реализации крупнейших проектов требует альянса государства и нефтегазовых предприятий, позволяющего «продавливать» национальные интересы на зарубежных рынках. Экономическое и административное воздействие способно распространяться на связанные сферы экономики и направления деятельности; так, присоединение России к соглашению «ОПЕК+» в 2020–2021 гг. показало результативность в части инструмента квотирования добычи нефти, способствовавшее стабилизации ситуации в ценовом сегменте, а также незначительному повышению биржевых котировок на фондовом рынке. Регулирующий инструментарий может предполагать ответные санкционные меры в виде запрета на экспорт производимой нефтегазовой продукции и сервисных услуг, манипулирования контрактными обязательствами для достижения поставленных ориентиров. Это способно найти отражение в динамике цен на нефть и природный газ, позволяет извлекать максимальные конкурентные преимущества из подобных труднопрогнозируемых ситуаций на глобальном энергетическом рынке [16].

Вопреки распространенному мнению, результативность ГР НГК в СССР находилась совсем не на высоком уровне: поставки практически бесплатной нефти социалистическим странам, привязка к импорту оборудования, отсутствие танкерного флота, подрыв добычи на крупнейшем Самотлорском месторождении, более низкие качественные характеристики функционирования предприятий и ТЭК в целом по сравнению с ведущими мировыми показателями, итогом которых явились полная зависимость экономики от нефтяного экспорта и государственного бюджета от цены на мировом рынке, послужившие в результате одной из основных причин развала страны. Кроме того, неэффективно функционировали советские внешнеторговые предприятия, явившиеся одним из катализаторов данных процессов.

Значимым аспектом устойчивого развития НГК выступает принятие регулирующих мер, направленных на расширение системы хранилищ и нефтегазотранспортной инфраструктуры, улучшение функционирования портов, терминалов, задействование неиспользуемых производственных мощностей. Учитывая высокое качество российской нефти, в условиях специальной военной операции и санкционной политики дисконт на нее не должен являться существенным. Следует расширять взаимодействия с небольшими зарубежными компаниями, способными привнести уникальные технологические и управленческие решения, дочерними предприятиями крупных холдинговых структур, отслеживать структуру спроса и предложения на углеводороды на внутреннем рынке и среди иностранных потребителей, предоставлять бюджетную и грантовую поддержку в части прорывных технологических решений на внутреннем рынке. При этом особый акцент ставится на сотрудничестве с крупнейшими потребителями отечественных углеводородов, обеспечивающими наибольший удельный вес в структуре поставок, увеличении российского присутствия на зарубежных топливно-энергетических рынках. Отдельные положения нефтегазовых контрактов могут быть не рекомендованы к вынесению на общественное обсуждение и публикациям в СМИ, даже в условиях всеобщей цифровой открытости. Причинами этого могут выступать возможность заключения крупных соглашений на прагматичных условиях, отсутствие излишнего давления со стороны других государств и предприятий.

Диверсификация экспортных поставок связана с расширением производств в связанных отраслях, прагматичными взаимодействиями с потребителями российских углеводородов. Для них важны стабильность поставок по приемлемым ценам в условиях экономических и политических преобразований, обеспечение устойчивости функционирования предприятий, сокращение непроизводственных издержек, в частности выплат по процентам посредническим структурам. В свою очередь, производители заинтересованы увеличении экспорта индустриальных технологий, сервисных услуг, строительстве промышленных нефтегазовых объектов и инфраструктуры в зарубежных странах. Высокотехнологичный экспорт несет в себе конкурентные преимущества, в т.ч. благодаря востребованности российских специалистов при реализации энергетических проектов [8]. Накопленный опыт ГР НГК исходит из сложившейся ситуации, учитывает условия влияния, имеющиеся в распоряжении ресурсы, позволяет объединить воздействие государственных ведомств, устранить излишние функции, непрофильные подразделения, перераспределить полномочия между ними. Подобное объединение предполагает усиление контрольной функции ГР, в т.ч. в отношении выделяемых бюджетных средств, эффективности государственных компаний, направлено на обеспечение населения и предприятий углеводородной продукцией, выступает составляющей энергетической безопасности [14].

Регулирующее воздействие распространяется на всю государственную юрисдикцию, позволяет осуществить поэтапную реализацию целевых ориентиров, обозначенных в программно-целевых, стратегических документах и иных НПА. Прогнозирование на долгосрочную перспективу может осуществляться в разрезе регионов, перспективных провинций, отраслевых центров, сегментов производства или энергетических проектов; при этом следует отметить снижение его значимости по ряду направлений в условиях цифровой трансформации мировой экономики в связи с ускорением темпов внедрения технологических преобразований. Часть поступающих нефтегазовых доходов государственного бюджета перераспределяется в социально значимые направления.

Информация о ключевых показателях функционирования НГК, факторах воздействия на них, изучение текущих и потенциальных рисков выступают функцией профильных федеральных органов государственной власти. Назначение ответственных лиц на посты в отраслевые министерства, подведомственные учреждения, советы директоров и правление компаний с государственным участием происходит в т.ч. через конкурсный отбор, в частности в рамках проекты «Лидеры России», предполагает постановку стратегических ориентиров, нацеленность на их достижение в установленные сроки. Соблюдение принципов меритократии, которых придерживается инвестор Р. Далио, проистекает из того, что «система государственного управления эффективна только в том случае, когда те, кто обладает всей полнотой власти, ценят принципы системы выше своих персональных целей» [7, с. 434]. Аналитические подразделения государственных ведомств аккумулируют поступающую информацию, предложения по повышению эффективности функционирования нефтегазовых предприятий. Наиболее значимые проекты и контракты могут требовать одобрения федеральных органов власти; они находятся на контроле правоохранительных и антимонопольных структур на предмет соответствия их положений нормам законодательства, государственным интересам, проведения контрольных и проверочных мероприятий.

Дальнейшее становление НГК в качестве системообразующего сегмента национальной экономики предполагает наличие внутренней специфики. Показатели его функционирования отражают не только отраслевую эффективность, но и результативность рыночной системы хозяйствования по сравнению с командно-административными методами. Государственное стимулирование развития нефтегазохимии, глубокой переработки углеводородов возможно осуществлять через содействие повышению уровня капитализации российских компаний. Его зависимость от множества факторов включает наличие деловых контактов руководителей, доступ к зарубежным рынкам капитала, обеспечение высокой нормы прибыли, иные финансово-экономические и административные показатели, обеспечивающие гарантии сохранности инвестиций, трудовые и социальные условия сотрудников, перспективы их профессионального развития, основанные на принципах меритократии, повышении квалификации, развитии компетенций. Российские нефтегазовые компании вполне способны стать мировыми лидерами по качественным показателям функционирования, включая глубину переработки продукции, ее удельного веса в общей структуре добываемого углеводородного сырья; при этом значительная доля непроизводительных расходов может быть сокращена за счет комплексного внедрения технологий нового технологического уклада [5].

Функционирование российских нефтегазовых компаний на современном этапе экономических отношений

В долгосрочной перспективе предприятия с государственным участием вполне способны стать примером эффективного функционирования. Внешние поставки углеводородов отражают суть проводимой государственной энергетической политики, нацелены на создание новых, укрепление действующих взаимосвязей с субъектами экономической деятельности, расширение сети сбыта углеводородной продукции глубокой переработки. Российские нефтегазовые компании следует стимулировать за счет экономических и административных методов воздействия в части реализации производимой продукции на внутреннем и зарубежных рынках на наиболее прагматичных для поставщиков и потребителей условиях.

Собственники и менеджмент нефтегазовых компаний определяют направления их стратегического развития; накопленный опыт позволяет эффективно управлять активами, поставленными на внутренний баланс запасами недр. Результативные управленческие практики могут направляться в Министерство энергетики РФ, Министерство промышленности и торговли РФ для масштабирования их внедрения, расширения прогнозного горизонта. Отдельные предприятия в своей деятельности руководствуются исполнением государственных контрактов, например в части строительства нефтегазовых объектов, осуществления северного завоза, поставок углеводородов в труднодоступные районы. Принимаемые регулирующие меры могут заимствоваться из других отраслей и сфер экономики с учетом региональных ТЭБ. В частности, производимую продукцию и услуги, не потребляемые на внутреннем рынке, возможно отправлять на экспорт благодаря функционированию связанных с НГК институтов, а также объединению предприятий.

Государственное стимулирование развития высокотехнологического сектора содействует импортоопережению российской нефтегазовой промышленности. Внутри одной организации проекты в различных сегментах НГК могут находиться под единым управлением с целью повышения общей эффективности функционирования; для этого ликвидируются непроизводительные и утратившие актуальность подразделения, связанные сферы деятельности переводятся в отдельное направление. Происходящие в НГК экономические преобразования отражают результативность отраслевого регулирования. Понимание управленческих решений, принимаемых конечными бенефициарами на подконтрольных ими предприятиях, обеспечивает расширение взаимодействий государства и нефтегазового бизнеса. Усиление контрольной функции ГР содействует сокращению количества контрактов с заниженными объемами поставок или ценами на них; результатом сокрытия данных и иных злоупотреблений выступает недополучение нефтегазовых доходов государственного бюджета. Она заключается в пресечении недобросовестных, фиктивных действий со стороны руководителей предприятий, направленных на дополнительное извлечение прибыли, сокрытие налогов или подрыв деятельности других организаций.

Предприятия стремятся обратить специфику действующего законодательства, происходящие экономические и энергетические процессы в собственное развитие, вносить соответствующие предложения на государственный уровень. В современных условиях определяющую роль играет не только уровень их профессиональных компетенций, но и возможность отстаивания собственных интересов, задействования административного ресурса, обеспечивающих обсуждение и практическую реализацию данных предложений. Корректировка нормативно-правовой базы может затрагивать структуру механизма ГР НГК, изменять роль и значение его форм и инструментов, содействовать развитию принципиально иных направлений функционирования, появлению возможностей извлечения дополнительных доходов. Государственные ведомства отчитываются об итогах и результативности деятельности; при этом они не должны проводить излишние проверки, оказывать административное воздействие на бизнес, т.е. контрольная функция не должна быть чрезмерной. Экспорт углеводородов зачастую обусловливает необходимость их кооперации с несколькими производителями, операторами проектов по добыче, переработке и транспортировке углеводородов, выработке консолидированной позиции. Следствием участия российских компаний и специалистов в практической реализации нефтегазовых проектов (разработки месторождений, экспорта технологий, строительства и расширения инфраструктуры, предоставления сервисных услуг и др.) в зарубежных странах, охватывающего фактически весь спектр работ и услуг, напрямую или опосредованно связанных с НГК, выступает законодательное стимулирование освоения ресурсной базы, внедрения передовых технологических и управленческих решений [4, 11].

Российские компании стремятся максимизировать экономические возможности из потенциала и неэффективности глобального и национального фондового сектора за счет осуществления крупномасштабных проектов, расширения спектра поставляемых товаров и услуг, рынков сбыта, диверсификации направлений деятельности, формирования прозрачной структуры собственников и органов управления. Это достигается за счет укрепления взаимосвязей между нефтегазовыми субъектами, воздействия производителей на потребительские предпочтения, внутренние процессы с целью увеличения зависимости от снабжения энергетическими ресурсами конкретным поставщиком. Получение контроля над месторождениями, лицензионными участками, перспективными проектами, контрактами, финансово-инвестиционными ресурсами, распределением поступлений может достигаться за счет применения административного ресурса, экономической ликвидации конкурентов, постановки потребителей в зависимое положение, комплексного охвата имеющихся в распоряжении средств, технологий и иных возможностей. В данном случае аналогично проявляется «эффект бабочки»: небольшие различия в первоначальных условиях способны привести к колоссальным расхождениям результатов на выходе. Собственники и руководство крупнейших компаний в значительной мере продолжат оказывать воздействие на государственную энергетическую политику, применять на практике нормы национального законодательства и международного права с целью отстаивания собственных интересов. Предприятия вынуждены адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды; их заинтересованность в обеспечении стабильности и устойчивости заставляет действовать опережающими темпами, становиться более конкурентоспособными, комплексно внедрять новейшие технологии во все сферы деятельности [21].

В условиях санкционной политики экспортеры углеводородов обратили пристальное внимание на внутренний рынок, в результате чего существенно возросла конкурентная составляющая. Так, ПАО «Газпром» более активно занялось вопросами газификации населения и предприятий. Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, усиление правовой составляющей, в целом ряде направлений продолжаются процессы перехода прав собственности на нефтегазовые объекты, обусловленные применением жесткого административного ресурса. Для разрешения одних вопросов на государственном уровне предприятия могут использовать механизмы и возможности институтов, для других – действовать самостоятельно, опережающими темпами, скрытно, не давать информационных поводов.

Трансформация отечественной экономики способствовала переходу российских нефтегазовых предприятий на рыночный путь хозяйствования, их становлению, изменению системы внутренних взаимосвязей, ужесточению конкурентной борьбы. Для сохранения достигнутых позиций на глобальном энергетическом рынке компании способны объединяться, развивать новые направления деятельности, создавать дочерние компании, структурные подразделения, передавать непрофильные функции на аутсорсинг. Для компаний с государственным участием следует разработать критерии эффективности управления, методику оценки, впоследствии производить их корректировку [1]. В условиях цифровых изменений существенно возрастает спрос на обучение рабочих инженерно-экономическим специальностям, переквалификацию сотрудников на пользование big data, системами искусственного интеллекта, предиктивной аналитики и иными технологиями четвертой промышленной революции, планомерное наращивание их профессиональных компетенций, адаптацию к трансформационным условиям, в т.ч. за счет создания внутренних исследовательских организаций и подразделений при предприятиях. Это позволяет достигать запланированных результатов в установленные сроки, внедрять наиболее эффективные управленческие практики, действовать в рамках норм этической конкурентной борьбы, сопоставлять и изменять стратегические и краткосрочные цели и задачи, постоянно улучшать качественные и количественные показатели функционирования [24].

Осуществляемый за короткий период переход на принципиально новый уровень развития возникает благодаря адаптации к изменениям внутренних и внешних условий, соответствию норм законодательства данным процессам, исполнению государством и предприятиями взятых обязательств, предоставлению гарантий прав собственности, проведению риск-менеджмента. Эффективное взаимодействие органов власти и субъектов нефтегазовой деятельности учитывает государственные интересы на зарубежных энергетических и фондовых рынках, содействует практической реализации крупномасштабных проектов за счет расширения направлений и каналов поставок, освоения перспективных участков, удовлетворения внутреннего спроса на углеводороды в регионах функционирования. Стимулирование предприятий к наращиванию экономической мощи обеспечивает устойчивость платформы функционирования механизма ГР НГК, способствует качественному улучшению макроэкономических показателей.

Руководители нефтегазовых предприятий должны в полной мере понимать роль, значимость и сущность цифровых технологий, стратегические преимущества от их внедрения, владеть современным экономическим понятийно-категориальным аппаратом, который претерпевает планомерное изменение: его часть постепенно утрачивает актуальность, появляются новые определения. Данные технологии применяются в финансово-экономическом направлении, при проведении расчетов, прогнозировании отраслевых показателей. Предприятия заинтересованы в получении крупных государственных заказов и подрядов, расширении сотрудничества с органами государственной власти, разработке и внедрении методологического инструментария. Понимание миссии и задач нефтегазовых предприятий, теоретической основы и практической реализации экономических и административных методов их развития, осуществляемых для повышения финансовой устойчивости и уровня капитализации бизнес-процессов, использование экономико-математического моделирования, институциональной и инфраструктурной платформы позволяет оперативно реагировать на любые возникающие изменения. Реализация стратегических планов обычно требует планомерного достижения краткосрочных ориентиров [22].

Для крупных предприятий важно учитывать позицию профильных органов государственной власти. Комплексное внедрение цифровых технологий содействует укреплению экономических отношений с российскими и иностранными технологическими компаниями. Устойчивое развитие НГК невозможно без становления небольших предприятий, стимулирующих качественное улучшение отраслевых показателей и рост национальной экономики в целом, позволяющих удовлетворить потребительский спрос на новых маршрутах поставок производимой углеводородной продукции. Однако в условиях конкурентной среды на данные предприятия способно оказываться излишнее административное давление, в результате которого они могут прекратить функционирование, войти в качестве структурных подразделений или дочерних компаний крупных энергетических корпораций. Их существование обеспечивает поддержку конкурентной среды, возможности маневрирования при освоении небольших месторождений, эффективной разработкой которых крупные компании не занимаются ввиду собственных масштабов, отсутствия экономического интереса и наличия более рентабельных направлений деятельности.

Под влиянием внутренних и внешних факторов воздействия даже крупнейшие энергетические корпорации способны прекратить собственную деятельность: на глобальном нефтегазовом рынке нередки случаи слияний и поглощений. Небольшие предприятия вынуждены взаимодействовать с отраслевыми монополистами, деятельность которых подчинена не только извлечению прибыли, но и исполнению взятых социальных обязательств. Они стремятся по возможности обеспечить полный производственный цикл с момента начала проведения ГРР до сбыта конечной продукции с целью сокращения издержек; часть предприятий функционируют в рамках одного региона, другие – имеют множество дочерних структур в различных географических и административных районах. Компании могут вводить в состав акционеров крупные зарубежные корпорации, обладающие необходимыми административным, технологическим ресурсом, финансово-инвестиционными возможностями. Некоторые внутренние сделки на национальном нефтегазовом рынке не получают одобрения антимонопольных органов. Трансформация структуры российских нефтегазовых предприятий, их взаимодействий с различными институтами должна соответствовать изменениям национальной и внешнеэкономической конъюнктуры для сохранения конкурентоспособности в новых геополитических условиях. Воздействие государства на институты НГК направлено на развитие инфраструктуры в регионах присутствия нефтегазовых компаний, носит выраженную социальную направленность. Эффективность функционирования определяется результативным взаимодействием предприятий различных сегментов нефтегазового производства, форм собственности, структуры акционеров, объемов выпуска и численности работников [17].

На государственном контроле находится деятельность строительных, подрядных, сервисных организаций в НГК, экспортеров углеводородов и конечной продукции. Строительство нефтегазовых предприятий, прокладка трубопроводов по новым маршрутам должны осуществляться за счет привлечения преимущественно российских специалистов. В их основу закладываются экологические принципы, в частности бережное отношение и минимизация ущерба окружающей среде. Обычно из нескольких альтернативных вариантов реализации проектов выделяется наиболее прагматичный, сроки реализации которого зависят от имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, профессионального решения возникающих вопросов, соблюдения экологических требований. В долгосрочной перспективе экспорт углеводородов продолжит находиться под контролем органов государственной власти; значимым направлением развития НГК выступают прокладка трубопроводов в зарубежных странах, становление собственниками и акционерами проектов, создание совместных предприятий, постановка разведанных запасов на внутренний баланс, расширение внешнеторговых отношений, рынков реализации продукции. Предприятия стремятся минимизировать количество посредников между производителями и потребителями, увеличить глубину переработки. Посреднические услуги оказываются, в частности, на рынке капитала и фондовом секторе при заключении нефтегазовых контрактов; цифровые технологии позволили существенно сократить их значение при осуществлении предприятиями основной деятельности.

Ценообразование на внутреннем рынке должно в большей степени регулироваться антимонопольными органами; при экспортных поставках оно осуществляется на оговоренных в контрактах условиях, обычно не ниже установленной цены. Ряд крупных нефтегазовых предприятий были основаны при непосредственном государственном участии, в настоящее время продолжают деятельность на базе производственных объединений и запасов МСБ, разведанных в период существования СССР. Зачастую бывшие партийные работники становились их руководителями, в результате чего эффективность функционирования находилась на относительно низком уровне; некоторые из них прекратили деятельность в качестве самостоятельных юридических лиц. Компании с государственным участием вполне способны разрешать возникающие вопросы без привлечения бюджетных средств, конкурировать в рамках отдельных проектов или прав на приобретение лицензионных участков.

В холдинговых структурах повышение эффективности взаимодействий между материнской и дочерней компаниями в части распределения финансовых ресурсов может быть осуществлено в результате разделения по территориальному принципу или сферам деятельности. Кроме административного ресурса, они должны обладать достаточным опытом в проведении геологоразведки и разработке залежей, располагать необходимыми производственными мощностями, стабильными источниками финансирования на протяжении срока реализации проектов, обеспечить устойчивое функционирование. Достаточный запас экономической прочности возможен благодаря разветвленной сети дочерних предприятий по связанным с НГК направлениям, зачастую объединенных под единым брендом в общую экосистему; он позволяет не допустить воздействия санкционных рисков на производственную деятельность, содействует импортоопережению нефтегазового производства.

Эффективность менеджмента компаний с государственным участием должна оцениваться аналогично показателям, критериям и принципам, используемых в частных предприятиях. Качественное улучшение ГР НГК возможно благодаря усилению контрольной функции, корректировке нормативно-правовой базы, совершенствованию форм и инструментов воздействия, их практическому осуществлению. Изменение мирового порядка затронуло деятельность внешнеторговых организаций, осуществляющих экспорт углеводородов. При реализации зарубежных проектов российские предприятия занимаются расширением взаимодействий с местными органами власти и предприятиями ТЭК, что выступает гарантией снижения рисков дискриминационного доступа к ресурсной базе и сбыта потребителям продукции, отвечающей стандартам качества и экологическим требованиям [18].

Выводы и рекомендации

В условиях санкционной политики, импортоопережения нефтегазового производства основной доход российских нефтегазовых компаний продолжает приходиться на экспорт, повышает значимость ужесточения условий внешнеторговых контрактов с целью противодействия протекционистской таможенно-тарифной политике зарубежных стран, нарушениям ими норм международного права. Разрешение экспортных вопросов НГК возможно при целенаправленном воздействии органов государственной власти и предприятий, расширении экономических отношений в инновационно-технологическом, цифровом направлении, финансовой сфере.

Законодательное обеспечение устойчивого развития НГК связано в первую очередь с соблюдением жестких экологических норм, охраной окружающей среды, бережным отношением к использованию природных ресурсов, разработке МСБ. Поставщики и потребители углеводородов взаимодействуют напрямую или при подключении к участию различных институтов, при этом способны конкурировать по различным направлениям или проектам. Небольшие частные компании заинтересованы в доступе к ресурсной базе, обеспечении гарантий прав собственности, соблюдении принципов верховенства закона, равенства прав субъектов экономической деятельности. Отдельные практические вопросы реализации нефтегазовых проектов разрешаются исключительно благодаря прямой или опосредованной поддержке органов государственной власти, в т.ч. в рамках строительства инфраструктуры. Их обсуждение обычно проходит на площадках профильных ведомств или институтов, курирующих данные направления.

Отдельные вызовы, стоящие перед российским НГК, имеют единые причины возникновения, затрагивают предприятия, для которых важно верно определить целевые ориентиры, показатели деятельности, средства и способы их достижения. Цифровые технологии затрагивают не только производственные, но и управленческие процессы: наличие целевых ориентиров подразумевает концентрацию, скоординированные действия различных подразделений, прагматизм в распределении ресурсов. Создаваемые экономическим блоком правительства РФ прогнозы развития национальной экономики обычно содержат несколько альтернативных сценариев в зависимости от политической и энергетической конъюнктуры, учета различных рисков. Их достоверное прогнозирование содействует устойчивости национальной экономической системы по отношению к происходящим в глобальной экономике негативным явлениям, стабильности налоговой политики, притоку дополнительных инвестиций, исполнению социальных обязательств.

Заинтересованность нефтегазовых предприятий в расширении производственной деятельности находит отражение в практической реализации комплекса связанных внешнеэкономических направлений, органичных внутренних взаимодействий с органами государственной власти благодаря осуществлению разработанных положений. Часть зарубежных энергетических проектов основана на экономических отношениях с приграничными странами, торговыми и политическими партнерами. Их реализация учитывает возможность усиления противодействий со стороны местных органов власти, нефтегазовых корпораций и иных субъектов экономической деятельности, затрагивает вопросы разработки месторождений, переработки углеводородов, транспортировки и сбыта продукции. Деятельность менеджмента компаний-операторов проектов связана с результативностью производственных и финансово-экономических показателей, обработкой объема информации, поступающей благодаря внедрению цифровых технологий, следованием мировым корпоративным стандартам, экологическим требованиям, этическим нормам ведения бизнеса. Это находит отражение в уровне их доходов, получении бонусов и опционов, открытости функционирования, структуры собственников, акционерного капитала, реализации различных проектов, не связанных с НГК; особое внимание уделяется деятельности крупнейших российских корпораций на внутреннем и зарубежных рынках [20].

Литература

1. Алекперов В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее. М.: Креативная экономика, 2011. 432 с.

2. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103–115.

3. Брагинский О.Б., Миловидов К.Н. Экономика производства и использования углеводородного сырья: мировая практика и отечественный опыт. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2018. 432 с.

4. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Российский экономический журнал. 2018. № 6. С. 27–60.

5. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.

6. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.

7. Далио Р. Принципы. Жизнь и работа. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 608 с.

8. Дементьев В.Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике // AlterEconomics. 2022. Т. 19. № 1. С. 116–130.

9. Жданеев О.В. Обеспечение технологического суверенитета отраслей ТЭК Российской Федерации // Записки Горного института. 2022. Т. 258. С. 1061–1078.

10. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Социально-экономические приоритеты устойчивого развития Арктического макрорегиона России // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 4. С. 985–1004.

11. Лисов С.В. Минерально-сырьевой комплекс России как объект национальной промышленной политики // Российский экономический журнал. 2017. № 2. С. 36–55.

12. Литвиненко В.С., Петров Е.И., Василевская Д.В., Яковенко А.В., Наумов И.А., Ратников М.А. Оценка роли государства в управлении минеральными ресурсами // Записки Горного института. 2023. Т. 259. С. 95–111.

13. Макаров А.А. Возможности технологического прогресса в энергетике России // Проблемы прогнозирования. 2020. № 1. С. 71–87.

14. Мастепанов А.М. Проблемы обеспечения энергетической безопасности в новых геополитических условиях // Энергетическая политика. 2017. № 1. С. 20–37.

15. Некипелов А.Д. Об экономической стратегии и экономической политике России в современных условиях // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 230.
№ 4. С. 76–89.

16. Новак А.В. Российский и мировой ТЭК: вызовы и перспективы // Энергетическая политика. 2022. № 4. С. 6–15.

17. Плакиткин Ю.А. Глобальный энергетический переход и современные мировые трансформации в прогнозах развития энергетики // Энергетическая политика. 2023. № 8. С. 8–25.

18. Сечин И.И. Альтернативы мировой энергетики: трансформационные тренды и риски // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 10. С. 33–44.

19. Трофимов С.Е. Государственная политика импортоопережения в нефтегазовом комплексе России // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 4. С. 62–77.

20. Трофимов С.Е. Практические вопросы реализации государственной нефтегазовой политики. М.: ИНФРА-М, 2023. 400 с.

21. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний. М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. 512 с.

22. Филиппов С.П. Переход к углеродно-нейтральной экономике: возможности и пределы, актуальные задачи // Теплоэнергетика. 2024. № 1. С. 21–40.

23. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. М.: Перо, 2016. 272 с.

24. Litvinenko V. S. Digital Economy as a Factor in the Technological Development of the Mineral Sector // Natural Resources Research. 2019. Vol. 29. № 3. Pp. 1521–1541.



Статья «Импортоопережение нефтегазового производства как фактор обеспечения устойчивого развития российской экономики на этапе технологических трансформаций и внешних вызовов» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№7, Июль 2025)

Авторы:
894274Код PHP *">
Читайте также