Neftegaz.Ru
10 лет назад…
США, Азербайджан и Казахстан не хотят строить трубу через территорию России
Казахстан завершает экспертную работу над проектом "О содействии и поддержке транспортировки нефти через Каспийское море для транзита через территорию Азербайджана".
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан является альтернативным маршрутом транспортировки каспийской нефти, минуя территорию России. Как утверждает азербайджанская сторона, нефтепровод может быть построен уже к концу 2004 года. В рамках проекта выполнено порядка 65% строительных работ. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан получает активную поддержку госдепартамента США.
Комментарий
Со 2 июня 2006 г и до настоящего времени с нефтяного терминала Джейхан было отгружено 2 млрд барр нефти. Нефть поставляется в порт Джейхан по МНП Баку-Тбилиси-Джейхан. Общая протяженность нефтепровода БТД составляет 1768 км, из которых 443 км пролегают по территории Азербайджана, 249 км - Грузии, 1076 км - Турции. По МНП БТД перекачивается нефть с блока нефтяных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли и конденсат с ГКМ Шах-Дениз.
После подписания в июле 2010 г нового соглашения по трубопроводу транспортируется и туркменская нефть. Мощность МНП БТД составляет 1,2 млн барр/сут.
Время дешевой нефти прошло
Мировое потребление нефти-сырца в 2004 г составит 81,4 млн барр в день. В будущем году потребление "черного золота" достигнет 83,2 млн барр.
В конце прошлой недели нефть снова стоила более 40 долл за баррель.
На рынок продолжают влиять в частности геополитическая обстановка, включая нестабильность в Ираке.
По мнению министра энергетики Индонезии П. Юсгианторо, время дешевой нефти уже прошло. В то же время он не согласен с предположениями о том, что эпоха нефти кончается. "Я вообще в апокалиптические сценарии не верю. Мальтус говорил: людей становится все больше, потребление растет, а удовлетворить его невозможно, надвигается катастрофа. А что мы видим сегодня? Вы выжили, я выжил, все выжили. Почему? Благодаря технологиям. С технологиями можно добывать нефть там, где это казалось невозможным ".
Комментарий
Мировое потребление нефти в 2014 г увеличится на 1,3% до 91,59 млн барр в день. В 2015 г потребление нефти в развивающихся странах должно вырасти на 3% до 47 млн барр в день. На рынок, по-прежнему, продолжает влиять политическая ситуация, но теперь уже не на Украине и цена нефти колеблется вокруг цифры в 105,50 долл. Многое за 10 лет изменилось и в технологиях. Стали развивать добычу на Арктическом шельфе, добывать нефть близлежащих коллекторов зарезкой бокового ствола, появились новые методы увеличения нефтеотдачи.
Нужды геологоразведки
Чтобы защитить стратегические интересы страны и не допустить снижения поступлений от добычи полезных ископаемых в государственный бюджет, необходимо ежегодно тратить на геологоразведочные работы не менее 4 млрд долл.
Сейчас на исследование всего российского шельфа Арктики выделяется менее 1 млрд руб. Для обеспечения в РФ прироста запасов, необходимо уже сегодня активно заняться работой по обеспечению прироста запасов, наиболее перспективным направлением является шельф Северного Ледовитого океана.
Ю.Трутнев указал на необходимость разработки новых нефтегазовых провинций на Баренцевом, Охотском и Каспийском морях.
Комментарий
На проведение геологоразведки в России в 2013 г. было выделено около 16 млрд руб бюджетных средств.
Суммарный объем вложений в геологоразведку составил более 200 млрд руб.
В результате выполненных работ прирост запасов по нефти, природному газу, углю, урану превысил объемы их добычи.
По данным Минприроды, в 2013 г прирост запасов нефти составил 700 млн т, природного газа 1 трлн м3, угля 753,8 млн т, урана 24 тыс. т. Сегодня Лукойл ведет добычу на шельфе Каспийского моря. Летом 2014 г Statoil пробурил 3 разведочные скважины в районе Хуп в Баренцевом море. На шельфе Охотского моря Газпром построит 2 разведочные скважины на Южно-Киринском месторождении.
ППБУ «Северное сияние» ведет там бурение скважины №5, а ППБУ «Doo Sung» – скважины №6. В июле 2014 г Роснефть завершила ввод в эксплуатацию ледостойкой морской буровой платформы «Беркут» для работы на шельфовом проекте Сахалин -1.