Метан – новый игрок топливного рынка
С начала 2013 года профессиональное сообщество дискутировало о переходе отечественного транспорта на природный газ. Планируется, что к 2020 году объем ежегодного потребления метана в России достигнет 10,4 млрд м3. К этому сроку на природный газ должно быть переведено 50 % общественного транспорта, 30 % грузового, 20 % сельскохозяйственной техники и 10 % частных автомобилей.
Комментарий
В 2022 году ежегодное потребление метана на транспорте в России составило 1,72 млрд м3, в 2023-м потребление выросло еще на 26 % и составило 2,2 млрд м3. По прогнозам, к 2035 году эта цифра может увеличиться до 11–15 млрд м3. За 10 лет количество заправочных станций увеличилось в 3,6 раза, за это время в России было произведено более 56 тыс. автомобилей на ГМТ. Сегодня в России насчитывается 658 АГНКС, к 2030 г., по планам Газпрома, их количество увеличится еще на 189.
Совет директоров Роснефти обсудит проект СПГ на Сахалине
Совет директоров Роснефти 10 декабря 2013 г. планирует определить позицию по бизнес-проекту строительства завода СПГ на Дальнем Востоке. Роснефть и ExxonMobil планируют начать строительство в первой половине 2015 г., ввод в эксплуатацию намечен на 2018 г.
Комментарий
30 сентября 2020 г. консорциум «Сахалин-1» заключил контракт на предварительное проектирование СПГ-завода с TechnipFMC. Изначально планировалось, что завод будет построен в п. Ильинский, но из-за отсутствия разрешения на доступ к ГТС Сахалина от оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy (дочки Газпрома) в 2015 г. было принято решение о переносе завода в п. Де-Кастри. В 2014 г. Газпром заявил о готовности покупать у Роснефти будущий газ проекта «Сахалин-1» на рыночных условиях. В 2017 г. договоренность была достигнута, в декабре 2019 г. анонсировано проведение комплекса морских инженерных изысканий для подготовки проекта. 1 марта 2022 г. ExxonMobil объявила о выходе из всех проектов в России, с 15 мая 2022 г. производственная деятельность на проекте «Сахалин-1» практически остановилась. В октябре 2022 г. контроль над проектом «Сахалин-1» вместо ExxonMobil получила «Роснефть». Ввод завода в эксплуатацию перенесен на 2027 г.
Проект «Печора СПГ» может быть реализован с участием Газпрома или Роснефти
Проект «Печора СПГ», предусматривает освоение двух газоконденсатных месторождений на территории НАО и строительство завода по сжижению природного газа с отправкой конечного продукта на экспорт танкерами ледового класса. Проект может быть реализован с участием Газпрома или Роснефти, заявил в декабре 2013 г. замглавы Минэнерго К. Молодцов.
Комментарий
Совсем скоро стало понятно, что ни Роснефти, ни Газпрому проект не интересен, т.к. первая может экспортировать газ только с шельфа, а второму хватает уже имеющихся СПГ-проектов. Alltech, которой принадлежала «Печора СПГ», долгое время владела лицензиями на газовые месторождения Коровинское и Кумжинское в НАО, которые вместе с Ванейвисским и Лаявожским месторождениями считались перспективной ресурсной базой для проекта. Либерализация экспорта СПГ могла повысить шансы проекта на успех, но в итоге закон разрешил экспорт только Роснефти и НОВАТЭКу. В мае 2014 г. Роснефть подписала необязывающее соглашение с Alltech по проекту «Печора СПГ». В 2015 г. ФАС РФ одобрила ходатайство РН-Печора СПГ о покупке 100%-ной доли в «Печора СПГ», но продолжения не последовало. В конце 2020 г. Alltech продала Коровинское и Кумжинское месторождения. Тогда же стало известно, что новые владельцы «Печора СПГ» намерены реализовать планы по организации в НАО комплекса по производству и перевалке метанола.