Для эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти, в том числе высоковязкой нефти, и дальнейшего увеличения ее добычи представляется перспективным широкомасштабное применение новых комплексных технологий увеличения нефтеотдачи, сочетающих базовое воздействие на пласт закачкой воды или водяного пара с физико-химическими методами, увеличивающими охват пласта и коэффициент нефтевытеснения при одновременной интенсификации разработки [1-7].
Современная тенденция развития физико-химических методов увеличения нефтеотдачи базируется на «смарт» материалах со сложной иерархической структурой. Перспективной представляется разработка систем, химически эволюционирующих непосредственно в пласте с приобретением коллоидно-химических свойств, оптимальных для целей нефтевытеснения. Факторами, вызывающими химическую эволюцию инжектированных систем, являются термобарические пластовые условия, взаимодействие с породой коллектора и пластовыми флюидами. В результате химической эволюции систем образуются гели и золи, нефтевытесняющие жидкости с высокой кислотно-основной буферной емкостью, эмульсионные и газо-жидкостные системы коллоидной степени дисперсности [7-10].
В ИХН СО РАН созданы «интеллектуальные» композиции с регулируемой вязкостью, плотностью и щелочностью: термотропные неорганические и полимерные золе- и гелеобразующие композиции, а также нефтевытесняющие композиции на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ) для закачки в нефтяные пласты с целью увеличения нефтеотдачи, снижения обводненности добывающих скважин и интенсификации добычи нефти в осложненных условиях эксплуатации [7-14]. В развитие этих работ создана многофункциональная химическая композиция на основе ПАВ с регулируемой вязкостью и щелочностью, низким межфазным натяжением и высокой буферной емкостью в диапазоне 2.5-10 ед. рН, высокой нефтевытесняющей способностью в области температур 20-250 оС, низкозастывающая, совместимая с минерализованными пластовыми водами, увеличивающая проницаемость пластов-коллекторов. В 2019 г. планируются ее промысловые испытания.
Гель-технологии для увеличения нефтеотдачи и ограничения водопритокf
На поздней стадии разработки месторождений доминирующая роль принадлежит гель-технологиям, увеличивающим охват пласта заводнением или паротепловым воздействием, снижающим обводненность продукции и увеличивающим добычу нефти. В ИХН СО РАН созданы термотропные гелеобразующие системы, которые в поверхностных условиях являются маловязкими водными растворами, в пластовых – превращаются в гели. Гелеобразование происходит под действием тепловой энергии пласта или закачиваемого теплоносителя, без сшивающих агентов [7-10]. Исследованы кинетика гелеобразования, реологические и фильтрационные характеристики гелей различных типов для неоднородных пластов с проницаемостью в интервале от 0.01 до 10 мкм2. Предложены термотропные гелеобразующие композиции: неорганические на основе системы «соль алюминия – карбамид – вода» (ГАЛКА®) и полимерные (МЕТКА®) на основе эфиров целлюлозы (ЭЦ) с различным временем гелеобразования – от нескольких минут до нескольких суток – в интервале температур 10-320оС [7, 8]. Следует отметить, что в области скоростей сдвига 0,01 – 3.0 с-1 при высоких давлениях, в условиях всестороннего сжатия, напряжение сдвига и вязкость гелей в указанных системах имеют значения на несколько порядков выше (рисунок 1), чем при атмосферном давлении, гель является твердообразным телом, вид реологических зависимостей указывает на его вязкоупругие свойства.
Рисунок 1 – Зависимость вязкости в термотропной гелеобразующей системе на основе эфиров целлюлозы от температуры:
а – при атмосферном давлении, б – при давлении 50 атм (резкое увеличение вязкости связанно с гелеобразованием)
Поэтому термотропные гелеобразующие композиции могут использоваться для регулирования профиля приемистости в нагнетательных скважинах и изоляции водопритоков в добывающих скважинах, а также совместно с паротепловым и пароциклическим воздействием на пласт с целью увеличения нефтеотдачи. С их использованием разработаны пять гель-технологий для увеличения нефтеотдачи высоко неоднородных пластов, которые промышленно используются на месторождениях Западной Сибири и республики Коми. Экологическая безопасность реагентов, их безвредность для человека позволяют широко использовать гель-технологии на месторождениях России и других стран. Проведены промысловые испытания и осуществляется промышленное использования комплексных технологий физико-химического и паротеплового воздействия в Западной Сибири и в респ. Коми. Так, в 2014-2018 гг. на пермо-карбоновой залежи высоковязкой нефти Усинского месторождения по технологиям ИХН СО РАН обработаны более 190 скважины. Прирост дебита по нефти составил от 3 до 24 тонн в сутки на скважину, дополнительная добыча нефти ≈1000 тонн на скважино-обработку, например, рисунок 2 [9-12].
Рисунок 2 – Результаты работ по ограничению водопритока и увеличению нефтеотдачи на пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения с применением композиций: МЕТКА®
(а) – суммарно по 5 добывающим скважинам, увеличение дебитов по нефти, снижение обводненности; ГАЛКА® (б) – промышленное использование технологии в 2017 г., прирост среднемесячного дебита нефти по добывающим скважинам после пароциклической обработки (ПЦО) с композицией ГАЛКА®
Геофизические исследования до и после закачки гелеобразующих композиций показали, что происходит перераспределение фильтрационных потоков и увеличение охвата пласта паротепловым воздействием. Результаты проведенных работ демонстрируют синергизм методов физико-химического и паротеплового воздействия на пласт, перспективность их комплексного применения для увеличения нефтеотдачи залежей высоковязких нефтей [8, 10, 11].
Наноструктурированные композиции с двумя гелеобразующими компонентами для ограничения водопритока и увеличения нефтеотдачи
Применительно к проблемам увеличения нефтеотдачи логическим развитием идеи «смарт» материалов со сложной иерархической структурой является создание систем с двумя гелеобразующими компонентами, образующими непосредственно в пласте связнодисперсные наноразмерные структуры типа «гель-в-геле» с улучшенными реологическими характеристиками и структурно-механическими свойствами. В последние годы в ИХН СО РАН созданы новые наноструктурированные гелеобразующие композиции для ограничения водопритока и увеличения нефтеотдачи при заводнении и паротепловом воздействии с двумя гелеобразующими компонентами – полимерным и неорганическим, образующие в пласте структуры типа «гель-в-геле», которые имеют более высокие вязкость, упругость и предельное напряжение сдвига по сравнению с гелями с одним гелеобразующим компонентом.
Для области высоких температур (60-200 оС) предложены гелеобразующие композиции на основе системы «соль Al – простой эфир целлюлозы (ЭЦ) – карбамид – полиол – вода», в которых при нагревании за счет фазового перехода сначала образуется полимерный гель, а затем внутри него по механизму гидролитической поликонденсации, инициируемой продуктами гидролиза карбамида, возникает неорганический гель гидроксида Al, то есть связнодисперсная наноразмерная структура «гель-в-геле» [7, 13].
Для области низких температур (20-60 оС) создана новая гелеобразующая композиция на основе системы «поливиниловый спирт (ПВС) – полиол – многоосновная кислота – соль Al – карбамид – алифатический амин – вода», которая в пласте также образует связнодисперсные наноразмерные структуры типа «гель-в-геле». После закачки в пласт при температуре 20-60 оС сначала за счет реакции гидроксополиконденсации ионов алюминия образуется необратимый неорганический гель гидроксида алюминия, а затем, через определенное время, внутри неорганического геля возникает полимерный гель на основе ПВС и многоосновной кислоты, то есть связнодисперсная наноразмерная структура типа «гель в геле». В результате улучшаются структурно-механические свойства геля, его вязкость и упругость кратно возрастают.
Проведены лабораторные исследования реологических свойств наноструктурированных гелеобразующих композиций – растворов и гелей, полученных из этих растворов: динамической вязкости, модуля упругости (модуля Юнга) и предельного напряжения сдвига (предела текучести). Измерение вязкости проводили с использованием вибрационного вискозиметра «Реокинетика» с камертонным датчиком и ротационного вискозиметра Реометра HAAKE Viscotester iQ (измерительная система коаксиальных цилиндров СС25 DIN/Ti) при изменении скорости сдвига в интервале от 10 до 1200 с-1. Определение модуля упругости гелей проводили на основании диаграмм «напряжение – деформация», полученных в квазистатическом режиме сжатия цилиндрических образцов. Предел текучести гелей определяли с помощью ротационного вискозиметра Реометра HAAKE Viscotester iQ.
Исследования кинетики гелеобразования и реологических свойств растворов и гелей показали, что созданные синергетическая связнодисперсные наноразмерные структуры типа «гель в геле» имеют повышенную вязкость и упругость по сравнению с гелями с одним неорганическим или полимерным гелеобразующим компонентом (рисунки 3, 4 – для системы «соль Al –ЭЦ – карбамид – вода»).
Рисунок 3 – Реологические кривые течения: зависимости напряжения сдвига от скорости сдвига до и после образования геля при 150 оС композиций с двумя (2) и одним (1) гелеобразующими компонентами
Рисунок 4 – Значения модуля упругости гелей, полученных из композиций с двумя (2) и одним (1) гелеобразующими компонентами после термостатирования при 90-150 оС
Так, предельное напряжение сдвига наноструктурированных гелей, полученных в интервале температур 90-150 оС из растворов композиций на основе системы «соль Al –ЭЦ – карбамид – вода» с двумя гелеобразующими компонентами, в 1.6-2 раза выше, чем для гелей из растворов композиций с одним неорганическим гелеобразующим компонентом: 433 - 844 и 378 - 427 Па, соответственно, значения модулей упругости комбинированных гелей также значительно выше. Для гелей, полученных из композиций на основе ЭЦ с одним полимерным гелеобразующим компонентом, предельное напряжение сдвига составляет 109 - 321 Па.
Промысловые испытания технологии с применением гелеобразующей композиции на основе системы «соль Al –ЭЦ – карбамид – вода» для ограничения водопритока и увеличения нефтеотдачи успешно проведены в 2016-2017 гг. на 9 добывающих скважинах пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения при ПЦО и в зоне площадной закачки пара. После обработки скважин наблюдается значительное снижение обводненности, на 12-40 %, и кратное увеличение дебитов по нефти, рисунок 5. Образующиеся в пласте структуры типа «гель-в-геле» сдерживают прорыв воды или пара из нагнетательных в добывающие скважины, перераспределяют фильтрационные потоки пластовых флюидов в нефтяном пласте, что приводит к стабилизации либо обводненности продукции окружающих добывающих или пароциклических скважин, увеличению добычи нефти.
Заключение
Созданы термотропные гелеобразующие системы, которые в поверхностных условиях являются маловязкими водными растворами, в пластовых – превращаются в гели. Гелеобразование происходит под действием тепловой энергии пласта или закачиваемого теплоносителя, без сшивающих агентов. При высоких давлениях, в пластовых условиях, напряжение сдвига и вязкость гелей кратно возрастают, гели становятся твердообразными телами, что позволяет использовать их в технологиях увеличения нефтеотдачи и ограничения водопритока.
Неорганические и полимерные гели и золи с одним гелеобразующим компонентом проявили высокую эффективность при заводнении и паротепловом воздействии в интервале температур 10-320 оС. Показана перспективность новых термотропных наноструктурированных композиций с двумя гелеобразующими компонентами – полимерным и неорганическим, образующих в пласте структуры типа «гель-в-геле» с улучшенными реологическими характеристиками и структурно-механическими свойствами. При приготовлении и закачке композиций используется стандартное нефтепромысловое оборудование и экологически безопасные продукты многотоннажного промышленного производства.
Результаты проведенных работ по применению термотропных наноструктурированных гелей и золей в технологиях увеличения нефтеотдачи и ограничения водопритока показывают перспективность промышленного использования технологий для эффективного освоения трудноизвлекаемых запасов нефти, в том числе залежей высоковязкой нефти, и дальнейшего увеличения ее добычи в труднодоступных регионах и сложных природно-климатических условиях, включая северные и арктические регионы.
Работа выполнена в рамках государственного задания по проекту V.46.2.3. «Физическая химия и реология нефти и полидисперсных нефтесодержащих систем в процессах увеличения нефтеотдачи пластов и транспорта нефти».
Литература:
-
Ruzin L. M., Morozyuk O. A., Durkin S. M. Features and innovative ways of highly viscous oil field development //Oil Industry. 2013, № 8. P. 51–53.
-
Romero-Zeron L. Chemical Enhanced Oil Recovery (cEOR). A Practical Overview. InTech, 2016. 200 p. DOI: 10.5772/61394.
-
Wang Y., Hou J., Song Z., Yuan D., Zhang J., Zhao T. A Case Study on Simulation of In-Situ CO2 Huff-‘n’-Puff Process // SPE Reservoir Evaluation & Engineering. 2018. Vol. 21, No. 01. P. 109–121.
-
Hascakir B. Introduction to thermal Enhanced Oil Recovery (EOR) specialissue // Journal of Petroleum Science and Engineering. 2017. Vol. 154. P. 438–441.
-
Sheng J. J. Modern Chemical Enhanced Oil Recovery. Gulf Publishing, 2011. 617 р.
-
Xiaohu Donga, Huiqing Liua, Zhangxin Chena, Keliu Wua, Ning Lua, Qichen Zhanga. Enhanced oil recovery techniques for heavy oil and oilsands reservoirs after steam injection // Applied Energy. 2019. Vol. 239, Is. C. P. 1190–1211.
-
Алтунина Л. К., Кувшинов В. А., Стасьева Л. А., Кувшинов И. В. Тенденции и перспективы развития физико-химических методов увеличения нефтеотдачи месторождений тяжелой нефти (обзор) // Химия в интересах устойчивого развития. 2018. Т. 26, № 3. С. 261–277.
-
Алтунина Л.К., Кувшинов В.А. Физико-химические методы увеличения нефтеотдачи пластов нефтяных месторождений (обзор) // Успехи химии. 2007. Т. 76. № 10. С. 1034-1052.
-
Altunina L. Enhanced oil recovery from high-viscosity oil deposits by chemically evolving systems / L. Altunina, V. Kuvshinov, I. Kuvshinov, L. Stasyeva // The 20th European Symposium on Improved Oil Recovery, Paris, France, April 8-11, 2019. - EarthDoc website. - DOI:10.3997/2214-4609.201900175 - http://earthdoc.eage.org/publication/publicationdetails/?publication=96143
-
Алтунина Л. К., Кувшинов В. А., Кувшинов И. В., Стасьева Л. А., Чертенков М. В., Шкрабюк Л. С., Андреев Д. В. Физико-химические и комплексные технологии увеличения нефтеотдачи пермокарбоновой залежи высоковязкой нефти Усинского месторождения // Нефтяное хозяйство. 2017. № 7. C. 26–29.
-
Altunina L. K., Kuvshinov V. A., Kuvshinov I. V., Chertenkov M. V., Ursegov S. O. Pilot tests of new EOR technologies for heavy oil reservoirs // Proceedings of SPE Russian Petroleum Conference, Moscow, October 26-28, 2015. Paper 176703-MS.
-
Kuvshinov, I. V., Altunina L. K., Kuvshinov V. A. Combined well treatment with various chemical compositions and thermal methods // Journal of Siberian Federal University. Chemistry. 2019. Т. 12, № 4. С.473-482. DOI: 10.17516/1998-2836-0143
-
13. Козлов, В.В. Новые термотропные композиции мега с двумя гелеобразующими компонентами для ограничения водопритока и увеличения нефтеотдачи / В.В. Козлов, Л.К. Алтунина, Л.А. Стасьева, В.А. Кувшинов // Химия в интересах устойчивого развития. 2019. Т. 27. № 1.– С. 19–23. DOI: 10.15372/KhUR20190103
-
Altunina L.K., Kuvshinov V.A., Stayeva L.A., Kuvshinov I.V. (2019). Enhanced oil recovery from high-viscosity oil deposits by acid systems based on surfactants, coordining solvents and complex compounds. Georesursy = Georesources, 21(4), pp. 103-113. DOI: https://doi.org/10.18599/grs.2019.4.103-113
Keywords: hard-to-recover reserves, high viscosity oil, enhanced oil recovery, water shutoff, technologies, gels, sols, kinetics, rheology