Формулы пермских ученых повысили эффективность ГТС

На пропускную способность газопровода влияет температурный режим транспорта газа. Ученые Пермского Политеха разработали метод, позволяющий определить оптимальный тепловой режим МГП с учетом территориальных особенностей региона.

На компрессорных станциях газ проходит через систему очистки, где его температура повышается в среднем на 20 °С. Для направления газа к следующей станции его охлаждают. Часто паспортные характеристики аппарата воздушного охлаждения (АВО) не соответствуют фактическому режиму работы. Для решения этой проблемы ученые преобразовали паспортные характеристики оборудования в виде графиков в формулы для расчетов. В результате были определены диапазоны включения вентиляторов АВО, что помогло сократить расходы электроэнергии. Снижение температуры газа влияет на увеличение пропускной способности и продление срока службы всей газотранспортной системы.

Раскрыта тайна жидких фракций при паротепловом воздействии на пласт

Процесс паротеплового воздействия является одним из основных методов добычи тяжелой нефти. Однако состав жидких фракций в этом процессе оставался до конца неясным. Ученые КФУ совместно с зарубежными коллегами провели работу по созданию кинетической модели процесса паротеплового воздействия с учетом конверсии тяжелой нефти с образованием газов. Разработка позволяет подобрать вид катализаторов, спрогнозировать природу реакций и расход реагентов. Ученые провели анализ распределения продуктов реакции с использованием статистических методов для оценки кинетических параметров, обеспечивающих наилучшее соответствие экспериментальным данным. Научная новизна заключается в обширном раскрытии состава жидких фракций тяжелой нефти при реакциях акватермолиза. Работа обеспечивает понимание взаимодействия нефти с водяным паром при ее внутрипластовом облагораживании.

Генератор водорода от ученых ТПУ

Ученые Томского политехнического университета разработали демонстрационный образец мобильного генератора водорода для Газпрома. Образец представляет собой плазмохимическую установку для конверсии природного газа в водород и углерод при воздействии плазмы СВЧ-разряда. Установка работает за счет метода плазмохимической конверсии при атмосферном давлении газа. Процесс происходит в закрытом реакторе проточного типа в сверхвысокочастотном поле без вредных выбросов в атмосферу, в неравновесной низкотемпературной плазме, возникающей в реакционной зоне реактора за счет СВЧ-разряда. Природный газ одновременно является и плазмообразующим газом.

Поэтому СВЧ-разряд в процессе реакции поддерживается самостоятельно, без дополнительных газов и инициаторов разряда. Установка позволяет получить водород и мелкодисперсный углерод. Такой углерод можно применять в энергетике, электронике, химической промышленности и металлургии.

Ученые Пермского Политеха закатали отходы в асфальт

Ученые Пермского Политеха разработали асфальтобетон, минеральный порошок которого состоит из отходов нефтедобычи.

Для исследования были отобраны три образца бурового шлама из различных нефтяных месторождений Западной Сибири. Содержание нефти в горной породе считается положительным фактором и может быть использовано для производства активированного минерального порошка. Для анализа физико-механических характеристик материала, в составе которого в качестве минерального порошка использовался обезвоженный буровой шлам, было сформировано три серии образцов асфальтобетона. Смесь состояла из песка , щебня, отсева дробления, бурового шлама и битума. Анализ результатов показал, что содержание тяжелых металлов не превышает норму. Буровой шлам на нефтяной основе может быть рекомендован для включения в состав асфальтобетона от 1 до 6 % в качестве минерального порошка.

Новые топливные смеси от сибирских ученых

Сотрудники Сибирского федерального университета (СФУ) и Томского политехнического университета (ТПУ) нашли способ повысить эффективность топливных смесей, перспективных с точки зрения использования в теплоэнергетике. Ученые изучили процессы горения двух- и трехкомпонентных твердотопливных смесей. Лучше всего показали себя в эксперименте трехкомпонентные смеси с добавкой 30 % частично газифицированного угля: они быстро воспламеняются и обладают высокими энергетическими характеристиками. Вовлечение в топливно-энергетический комплекс высококалорийных карбонизированных углей – это перспективное направление в теплоэнергетике. Но переход на сжигание карбонизата в чистом виде экономически нецелесообразен, это слишком дорого, поэтому ученые предлагают добавлять к бурым углям не более 30 % карбонизата для повышения калорийности топливной смеси.

Образования плазмы в атмосферных условиях впервые описал ученый КНИТУ

Ученый Казанского национального исследовательского технического университета впервые описал механизмы образования различных форм газовых разрядов постоянного тока при атмосферном давлении. Он выяснил, что, меняя условия охлаждения электродов, можно контролировать свойства разрядов, искусственно контролируя температуру электродов, можно добиться различных режимов разрядов, а следовательно, и свойств плазмы. В частности, исследователь нашел условия, при которых формировался дуговой разряд, имеющий вблизи катода диффузную, то есть в виде распыленного пятна, или, наоборот, сжатую до точки форму. Фактически было показано, что этими двумя режимами можно управлять. Результаты математического моделирования были подтверждены экспериментальными измерениями. Эти данные позволят использовать плазму с определенными свойствами при синтезе высококачественных искусственных наноалмазов, которые применяются в приборах для хранения больших объемов информации.

Статья «Новости науки» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№10, Октябрь 2022)