Истоки отечественного нефтегазового высшего образования своими корнями уходят в первые годы становления молодой Советской республики и неразрывно связаны с созданием Московской горной академии, столетие которой отмечается в этом году.
Ключевые слова: Московский горный университет, нефтяной факультет, И.М. Губкин, кадровый потенциал, образование
Keywords: Moscow mining University, oil faculty, I. M. Gubkin, human resources, education
Инициатива создания горного вуза принадлежала ученому с мировым именем, заведующему кафедрой минералогии Московского государственного университета, заведующему Отделом высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Д.Н. Артемьеву. В августе 1918 г. он выступил с проектом создания горного вуза в Москве на одном из заседаний Совета Народных Комиссаров, которое проходило под председательством В.И. Ленина. Проект был поддержан и 4 сентября 1918 г. Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР А.И. Рыков подписал Декрет «Об учреждении Московской горной академии». В Декрете отмечалось, что «… ввиду настоятельной потребности рабочих Московского горного района в горнотехническом образовании, а также в целях обеспечения Республики высококвалифицированными работниками и научными деятелями в области горнозаводского дела и горного хозяйства страны, учреждается в Москве Высшее Горное Учебное Заведение под названием «Московская горная академия».
Сформировать структуры МГА было поручено председателю Горного Совета ВСНХ Н.М. Федоровскому, впоследствии ставшему ее первым ректором, и автору проекта создания академии Д.Н. Артемьеву. Уже осенью 1918 г. было объявлено об открытии приема на все три факультета академии, однако формирование факультетов и кафедр продолжалось фактически до 1921 учебного года. Началась разработка учебных планов и программ, оснащение аудиторий и лабораторий. В феврале 1919 г. в МГА был переведен Горный факультет Нижегородского политехнического института.
В начале 20-х годов прошлого века чрезвычайная ситуация сложилась в отечественной нефтяной промышленности: мировая и гражданская войны оставили на месторождениях пожарища, взорванные нефтехранилища, поврежденные коммуникации. А между тем нефть была необходима стране, и инженеров-нефтяников, которые могли бы наладить ее добычу и переработку, нужно было где-то учить. Ощущалась острая нехватка руководящих инженерно-технических и научных кадров. Поэтому на повестку дня встал вопрос об организации нефтяного образования как самостоятельного направления технического образования. Между тем вузы России инженеров-нефтяников не готовили. Проблемами нефти занимались горняки, химики, механики, технологи, физики, математики.
Дальнейшее развитие и Московской горной академии, и высшего нефтегазового образования невозможно представить без Ивана Михайловича Губкина - выдающегося ученого и практика нефтяного дела, чье имя вот уже 78 лет носит Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет).
5 августа 1920 г. члена Главного нефтяного комитета ВСНХ РСФСР И.М. Губкина назначают профессором кафедры нефтяного дела МГА, где он практически сразу организует нефтяной музей для обобщения опыта разведки, добычи и переработки нефти в России. На кафедру нефтяного дела Иван Михайлович приглашает ведущих специалистов по разведке нефти, глубокому бурению, эксплуатации нефти, специалистов по газу, химиков-технологов, экономистов. В МГА пришли:
· Андрей Дмитриевич Архангельский – основоположник двух крупных геологических школ (тектонической и литологической), с 1920 по 1930 гг. возглавлявший геологоразведочный факультет МГА. Под его руководством были введены в учебные планы такие новые курсы, как «Петрография осадочных пород», «Структурная геология» и «Тектоника»;
· Дмитрий Васильевич Голубятников – профессор МГА с 1924 г., впервые разработавший метод составления структурных карт;
· Леонид Самуилович Лейбензон – профессор, автор новой учебной дисциплины – подземной гидравлики, которую ввели впервые в качестве специального курса лекций в 1927-1928 гг. в МГА;
· Сергей Семенович Наметкин – основатель кафедры органической химии и химии нефти на нефтяном факультете МГА, автор систематического учебного курса «Химия нефти» (впервые в мировой практике);
· Владимир Афанасьевич Обручев – действительный член АН СССР по физическому разряду (геология, география) Отделения физико-математических наук, проректор Московской горной академии;
· Николай Сергеевич Шатский – профессор, читавший в МГА курсы «Историческая геология», «Геология СССР», спецкурс «Геология Сибири».
Иван Михайлович Губкин был убежден, что специалист-нефтяник, будь то геолог, буровик или переработчик, должен хорошо знать нефтяное дело в целом. В 1921 г. И.М. Губкина начал читать в МГА курс «Геология нефти», который впоследствии назвал «Учение о нефти». В следующем году он уже читал курс «Геология советских нефтяных месторождений», а затем – «Геология мировых нефтяных месторождений». Студентов-нефтяников в 1921 г. было всего шестеро, но на лекциях Губкина о нефти аудитория была переполнена: приходили студенты других специальностей, преподаватели Горной академии. Иван Михайлович завораживал слушателей перспективами освоения богатейших месторождений Европейской части СССР, Западной Сибири, предгорий Урала. Блестящие научные прогнозы И.М. Губкина, впоследствии подтвердившиеся, завораживали студенческую аудиторию и вселяли веру и энтузиазм в будущее нефтяного дела, которому они решили посвятить свою жизнь.
За первые два года нефтяная кафедра настолько укрепилась и разрослась, что появилась возможность разделить ее. Так возникли кафедры разведки, бурения и эксплуатации, химии и технологии нефти. Сам Иван Михайлович возглавил кафедру геологии нефти.
На базе этих кафедр и музея в Московской горной академии возникли две нефтяные специальности: на геологоразведочном факультете «Поиск нефти», а на горном – «Нефтяная», готовившая инженеров-нефтяников широкого профиля, специалистов по нефтепромысловому делу и переработке нефти.
В настоящее время, когда ежегодно Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина выпускает почти 3 тысячи специалистов нефтегазовой отрасли, трудно представить, что в первом выпуске геологов-нефтяников Московской горной академии 1924 г. было всего четыре человека: М.М. Чарыгин, С.М. Ильинский, В.М. Барышев и И.Д. Коган. К 1928 г. на нефтяном отделении горного факультета насчитывалось уже 105 студентов.
И.М. Губкин, ставший ректором МГА в 1922 г., упорно добивается расширения подготовки специалистов по нефти. В 1926 г. он направляет в вышестоящие государственные органы «Объяснительную записку по поводу организации нефтяного факультета», в которой аргументировано излагает настоятельную необходимость расширения подготовки специалистов-нефтяников в связи с возросшими потребностями промышленности.
Усилия И.М. Губкина по созданию нефтяного факультета увенчались успехом лишь к 1930 г.
1 января 1930 г. был учрежден нефтяной факультет МГА и числилось на нем на тот момент 153 студента. Но просуществовал нефтяной факультет недолго – всего три с половиной месяца.
Для обеспечения планов индустриализации страны следовало резко увеличить количество инженеров. Было решено приступить к созданию высших учебных заведений нового типа, которые смогли бы в короткий срок (три-четыре года) подготовить инженеров с резко выраженной специализацией, прошедших разностороннюю производственную практику продолжительностью не менее десяти месяцев.
В 1928-1929 гг. различные концепции подготовки «красных инженеров» широко обсуждались в печати. Одной из наиболее взвешенных и глубоких была концепция И.М. Губкина. Он был убежден, что «основной тип инженера, которого готовит ныне и должна готовить… высшая техническая школа для обслуживания нужд нашей промышленности – это инженер-специалист в какой-либо определенной отрасли техники и промышленности, основательно изучивший как теорию, практику и экономику производства своей специальности, так и основные общеинженерные и теоретические науки, на которые данная отрасль опирается, или, формулируя кратко, это должен быть полноценный инженер – специалист определенной отрасли промышленности с широкой научно-технической (теоретической) подготовкой…». Слова И.М. Губкина не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
В январе 1930 г. специальная комиссия СНК СССР начала свою работу по реформе вузов страны. Расширение сети учебных заведений проходило путем выделения отдельных факультетов и создания на их базе отраслевых учебных заведений.
17 апреля 1930 г. был издан приказ по ВСНХ СССР, в котором говорилось: «На базе Московской Горной Академии им. т. Сталина создать шесть высших учебных заведений, а именно: институты – Горный, Черной металлургии, Цветных металлов и золота, Торфяной, Нефтяной и Геолого-Разведочный». Директором Нефтяного института назначался И.М. Губкин. В том же приказе в пункте 8 значилось: «Учитывая огромные заслуги академика И.М. Губкина в деле организации высшей школы по подготовке инженерно-технических кадров социалистической промышленности, в частности по созданию мощной Московской Горной Академии, на базе которой организуются вышеперечисленные институты, присвоить вновь организуемому Московскому Нефтяному Институту имя Ивана Михайловича Губкина.
А 18 апреля 1930 г. И.М. Губкин подписал приказ № 1 об открытии в Московском нефтяном институте факультетов геологии и разведки нефти, промыслово-механического факультета и факультета переработки нефти.
Так Московский нефтяной институт – ныне Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина – стал преемником Московской Горной Академии в столь важном и сегодня деле подготовки высококвалифицированных кадров для нефтегазового комплекса нашей страны.