USD 60.8803

-0.19

EUR 63.0504

-0.34

BRENT 86.89

+0.01

AИ-95

0

AИ-98

0

ДТ

0

5 мин
49
0

Импортозамещающие катализаторы ООО «НПП Нефтехим»: ликвидация слабых звеньев производственного процесса на российских НПЗ

В связи с введенными в 2022 году санкциями российские нефтеперерабатывающие компании испытывают высокую потребность в отечественных технологиях, катализаторах и оборудовании. По экспертным оценкам, в 2021 году около 50 % российского автомобильного бензина производилось с использованием иностранных катализаторов гидроочистки, изомеризации и риформинга. Поставки этих катализаторов из-за рубежа сегодня невозможны, что ставит под угрозу обеспечение качественным топливом всего автомобильного рынка в России. И если в отдельных регионах с развитой нефтепереработкой эти потребности могут быть быстро замещены продукцией из соседних регионов, то для таких регионов, как, например, Иркутская область или Хабаровский край, перерывы в поставках бензина могут серьезно сказаться на всей гражданской инфраструктуре этих регионов. При этом иностранные поставки могут быть успешно заменены на катализаторы российского производства.

Импортозамещающие катализаторы ООО «НПП Нефтехим»:  ликвидация слабых звеньев производственного процесса на российских НПЗ

Уже более 20 лет ООО «НПП Нефтехим» успешно конкурирует на российском и международном рынке с ведущими иностранными поставщиками катализаторов изомеризации и риформинга. Разработанные еще в начале нулевых годов катализаторы и технологии за минувшие годы были усовершенствованы в собственной лаборатории ООО «НПП Нефтехим» и ушли далеко вперед от устаревших западных аналогов. Сегодня все иностранные катализаторы изомеризации, риформинга и гидроочистки бензиновых фракций могут быть успешно заменены на российские с повышением эксплуатационной надежности и качества продукции.

В текущих реалиях деятельность ООО «НПП Нефтехим» по разработке, производству и поставке современных катализаторов приобретает стратегически важное значение для импортной независимости России в области ТЭК.

Чтобы подробнее узнать о достижениях российской науки и промышленности в этой области, мы побеседовали с генеральным директором ООО «НПП Нефтехим» – Александром Никитовичем Шакуном.

  – Александр Никитович, расскажите подробнее – в чем главные преимущества технологий и катализаторов, разработанных под Вашим руководством?

– Если говорить о катализаторах изомеризации бензиновых фракций, катализаторах марки СИ-2, то главными преимуществами, несомненно, являются высокая надежность, устойчивость к отклонениям в составе сырья и содержанию в нем примесей. Катализаторы изомеризации СИ-2 непрерывно эксплуатируются на протяжении 10 – 15 лет с сохранением всех гарантированных показателей активности и селективности процесса. При этом не требуется проведение регенерации – специальной операции по удалению кокса и загрязняющих веществ с поверхности катализатора. Если регенерация СИ-2 и проводилась на некоторых установках, то это было вызвано в основном необходимостью выгрузки для проведения инспекции реакторов. Во всех остальных случаях катализатор превосходно работает без регенерации в течение всего гарантийного срока,а это 10 – 15 лет. Это практически невозможно представить для иностранных катализаторов, которые пользовались спросом на российском рынке до введения санкций.

– С учетом этих преимуществ как выглядит спрос на катализаторы изомеризации в 2022 году?

– Сейчас технология «Изомалк-2» на базе катализатора СИ-2 насчитывает уже 37 референций, из которых 18 – уже реализованные проекты. Остальные находятся сейчас на разной стадии проектирования и строительства. Большинство наших проектов реализуются в России, но есть также и в других странах. Множество проектов в последние годы реализовалось в Китае. Мы смогли выиграть в жесткой конкурентной борьбе с иностранными фирмами шесть проектов в Китае, один проект в Индии, один в Пакистане, один в Ираке. И к тому же при поддержке наших партнеров мы реализовали два проекта замены хлорированного катализатора на Ближнем Востоке. Мы открыты к сотрудничеству и с другими странами. Однако сейчас большую потребность в нашей продукции испытывает именно российский рынок. Мы делаем все возможное для того, чтобы этот спрос был удовлетворен качественной продукцией нашего, отечественного производства.

– Вы сказали, что реализовали два проекта на Ближнем Востоке по замене хлорированного катализатора. Расскажите подробнее об этом опыте. Требуется ли модернизация оборудования при замене этого типа катализаторов на СИ-2?

 – Нет, никакой модернизации существующего оборудования не требуется. Мы усовершенствовали свою технологию и катализатор, адаптировав ее для эксплуатации в тех условиях, в которых применяются хлорированные катализаторы изомеризации.

Хлорированные катализаторы изомеризации получили широкое распространение и в России, и по всему миру, поскольку обладают высокой активностью и селективностью. Однако у них масса недостатков:

• чувствительность к примесям каталитических ядов, отравление катализатора вследствие проскока влаги в сырье – нередкая причина вынужденной замены катализатора на установках;

• срок службы хлорированных катализаторов существенно ниже, чем для СИ-2, обычно он не превышает 5 лет,

• необходимость постоянной подачи содержащих хлор реагентов в сырье и вследствие этого повышенная коррозия оборудования, приводящая иногда к внеплановым остановам,

• хлор, подаваемый в сырье, требуется удалять из углеводородного газа, образующегося в процессе. Для этого обычно используется щелочная очистка, соответственно на установке постоянно присутствуют щелочные отходы.

Технология Изомалк-2, использующая нехлорированный катализатор СИ-2, не имеет перечисленных недостатков. При этом обеспечивается требуемый уровень активности на протяжении всего срока эксплуатации. После перехода на катализатор СИ-2 срок жизни оборудования на установке может быть продлен и для этого не требуется никаких специальных мероприятий, кроме самой замены катализатора.



 – Есть ли в России опыт замены хлорированного катализатора на катализатор СИ-2?

 – Такой опыт есть. В 2021 году мы полностью заменили хлорированный катализатор на катализатор СИ-2 на установке Penex (UOP, США) на Ачинском НПЗ. Это не потребовало никаких изменений в существующей технологической схеме, кроме отключения подачи хлорирующего реагента и блока защелачивания газов колонны стабилизации. В результате замены удалось увеличить выход высокооктанового изомеризата – дистиллята колонные деизогексанизации, снизить эксплуатационные затраты установки за счет отсутствия подачи реагентов. Таким образом, эффективность работы установки была повышена после замены хлорированного катализатора на СИ-2.



– Что бы вы могли рассказать о достижениях в области риформинга бензиновых фракций? Есть ли в России аналоги иностранных катализаторов и какие катализаторы наиболее востребованы сегодня?

– Процесс каталитического риформинга бензиновых фракций является важным элементом нефтеперерабатывающей промышленности, основной продукт установок которого – высокооктановый компонент с высоким содержанием ароматических углеводородов, широко используемый в производстве бензинов. Также процесс риформинга является главным в производстве ароматических углеводородов для нефтехимической отрасли.

Сегодня существует два типа установок риформинга – со стационарным слоем и с движущимся слоем катализатора. В ООО «НПП Нефтехим» разработаны собственные катализаторы для обоих типов уставок риформинга – серия REF для работы в стационарном слое и серия RC для работы в движущемся слое. Эти катализаторы могут полностью заместить иностранные аналоги. Возможна как полная, так и частичная замена на действующих установках без модернизации оборудования.

Катализаторы серии REF – это современные полиметаллические катализаторы на основе высокочистого оксида алюминия с добавлением специально разработанного в ООО «НПП Нефтехим» стабилизирующего и промотирующего комплекса компонентов.

Серия REF обладает более высокой стабильностью по сравнению с существующими иностранными аналогами. Под стабильностью понимается сохранение активности катализатора в течение длительного периода времени в режиме получения октанового числа риформата 98 пунктов с максимальным выходом. Чем выше этот показатель, тем длиннее период эксплуатации без регенерации. Сегодня это главный показатель качества катализаторов стационарного риформинга.


Что касается катализаторов риформинга для установок в движущемся слое – так называемых установок НРК* (* непрерывной регенерации катализатора – прим. ред.), то мы еще в 2015 году разработали наш первый катализатор такого типа под маркой RC. Первый опыт его промышленной эксплуатации состоялся в 2018 году на одном из нефтеперерабатывающих заводов на Ближнем Востоке. Катализатор полностью выполняет все заявленные гарантии по показателям выхода и октанового числа риформата. Сейчас в линейке RC три основные марки катализатора непрерывного риформинга, которые могут успешно использоваться для замены импортных аналогов.



Таким образом, можно заключить, что Россия готова перейти на отечественные марки катализаторов изомеризации и риформинга бензиновых фракций. При этом российские НПЗ только выиграют от этого перехода. Сроки поставки, российская валюта, техническая поддержка на родном языке, повышение эксплуатационной надежности – все это положительно скажется на российской нефтепереработке.


Статья «Импортозамещающие катализаторы ООО «НПП Нефтехим»: ликвидация слабых звеньев производственного процесса на российских НПЗ» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2022)

Авторы:
Комментарии

Читайте также