USD 63.8487

0

EUR 70.5975

0

BRENT 64.95

+0.32

AИ-92 42.31

-0.01

AИ-95 45.95

-0.04

AИ-98 51.59

-0.04

ДТ 45.97

-0.08

8 мин
43

Кто наполнит Севморпуть

Россия стремится превратить Северный морской путь (СМП) в важнейший морской маршрут между Европой и Азией, и ключевая роль в этом уделяется транспортировке грузов с арктических нефтегазовых проектов. Одновременно развитие СМП призвано стать драйвером для дальнейшего развития освоения арктических недр. Но чтобы достигнуть цели, государству и бизнесу требуется потратить триллионы рублей.

Задача государственного масштаба

 

Длина Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения составляет около 5 600 морских миль. Использование его трасс значительно сокращает путь из северных российских морей на Дальний Восток или в страны АТР. Так, в июле этого года танкер-газовоз «Владимир Русанов», груженный сжиженным газом с проекта «Ямал СПГ», преодолел путь из порта Сабетта на Обской губе в китайский порт Тяньцзинь всего за 16 дней. Это более чем в два раза быстрее по сравнению с традиционным западным маршрутом через Суэцкий канал и Малаккский пролив.

Для прохода по Севморпути используют суда высокого ледового класса. При этом круглогодичная навигация без ледокольной проводки ведется только в западном направлении, а в восточном она возможна только в течение арктического лета.

Для России развитие СМП, как и освоение ресурсов Арктики, имеет стратегическое значение. Майским указом (2018 г.) президента Владимира Путина поставлена цель – грузоперевозки по Севморпути к концу 2024 г. должны вырасти до 80 млн тонн в год.

В прошлом году по СМП было перевезено около 20 млн тонн грузов (в 2017 г. – более 10 млн тонн). На 2019 г. в федеральном проекте заложен показатель в 26 млн тонн. В «Росатоме» (выступает единым инфраструктурным оператором СМП), однако, полагают, что в текущем году может быть достигнут уровень 30 млн тонн, а к концу 2024 г. – превысить 92 млн тонн.

Львиную долю в этих объемах занимают (и продолжат занимать в обозримом будущем) нефть и сжиженный природный газ. Как в декабре прошлого года на совещании правительства докладывал министр энергетики Александр Новак, исходящий грузопоток углеводородного сырья и продукции по Севморпути в 2018 г. составил около 15 млн тонн – в 2,5 раза больше, нежели годом ранее. В 2024 г. показатель может быть увеличен до 65 млн тонн (из них 12 млн тонн – уголь, прочее – нефть, конденсат и СПГ). К 2030 г. грузооборот углеводородного сырья по СМП составит уже 95 млн тонн, прогнозировал глава Минэнерго.

 

Главный по СПГ

 

Крупнейшим грузоотправителем по Севморпути сегодня выступает подконтрольный «НОВАТЭКу» проект по сжижению газа «Ямал СПГ» (акционерами также выступают Total, CNPC и Фонд Шелкового пути). В ноябре прошлого года предприятие было выведено на проектную мощность в 16,5 млн тонн СПГ в год. Но, как сообщал «НОВАТЭК», по факту производительность на 10 % выше плановой. В первой половине текущего года на заводе произведено 9 млн тонн СПГ. Кроме того, уже после инвестрешения было решено построить четвертую линию предприятия мощностью в 1 млн тонн в год, которая будет работать на российском оборудовании и по отечественной технологии; запуск ожидается в этом году.

Поставки продукции ведутся в Европу и Азию из порта Сабетта собственным флотом танкеров-газовозов ледового класса Arc7. На начало второго полугодия 2019 г. с «Ямал СПГ» было отгружено 126 танкерных партий. Пока что большая часть СПГ уходит на западные рынки. Для этого применялась перевалка с арктических газовозов на конвенционные суда у берегов Норвегии, но теперь подобные операции будут организованы у берегов Мурманска. Поставки в восточном направлении ведутся в летний период, первые две партии прибыли в Китай в июле прошлого года. До 2025 г. «НОВАТЭК» рассчитывает приступить к круглогодичным поставкам в восточном направлении.

Доминирующее положение «НОВАТЭКа» на Севморпути укрепит следующий крупный проект – «Арктик СПГ-2» (иностранные участники – Total, CNPC, CNOOC и Japan Arctic LNG). Проект будет реализован на ресурсной базе Утреннего месторождения на полуострове Гыдан с запасами в 1 978 млрд м3 природного газа и 105 млн тонн жидких углеводородов. После запуска всех трех очередей мощностью 6,6 млн тонн СПГ в год каждая проект сможет пополнить грузовую базу Севморпути примерно на 20 млн тонн. Сроки пуска линий – 2023 г., 2024 г. и 2025 г. соответственно.

Кроме того, «НОВАТЭК» планирует построить близ Сабетты сравнительно небольшой «Обский СПГ», включающий три линии мощностью около 1,6 млн тонн в год каждая. Однако он, в отличие от вышеназванных проектов, будет работать на российском оборудовании – как и четвертая очередь «Ямал СПГ». Инвестрешение по проекту ожидается в следующем году, ориентировочный срок ввода первой очереди – 2022 г.

Предправления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон на декабрьском совещании в правительстве заявлял, что проекты компании могут обеспечить к 2024 г. 46,5 млн тонн грузоперевозок по Севморпути в год. Это почти 55 % от целевого общего показателя в 80 млн тонн.

Для СПГ-проектов «НОВАТЭКа» предусмотрены новые инфраструктурные объекты, часть их будет находиться в федеральной собственности. В частности, это терминал «Утренний» в порте Сабетта (инвестиции – свыше 150 млрд рублей, из них 112 млрд – бюджетные средства). Также будут созданы два морских перегрузочных комплекса СПГ – под Мурманском и на Камчатке, необходимые для организации круглогодичной перевалки продукции с танкеров ледового класса на обычные. Инвестиции в последние два проекта в конце 2018 г. оценивались в 70 и 100 млрд руб. соответственно. Сроки реализации – до 2023 г. Также специально для транспортировки грузов по Севморпути совместно с «Росатомом» создается флот ледоколов на СПГ.

 

Арктическое богатство «Газпром нефти»

 

Другим крупным грузоотправителем по Севморпути выступает «Газпром нефть», которая с 2014 г. использует этот маршрут для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения на Ямале (извлекаемые запасы более 250 млн тонн нефти и газового конденсата, газа – более 320 млрд куб. м.). Отгрузка ведется с нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», расположенного в акватории Обской губы близ мыса Каменный, в 3,5 км от берега. Отсюда сырье идет на запад, в Кольском заливе переваливается с танкеров класса Arc7 на танкер-накопитель и далее следует на экспорт в Европу. С 2016 г. отгрузка ведется круглый год.

В прошлом году «Новый порт» обеспечил 7,26 млн тонн нефти. В 2020 г. ожидается выход проекта на пиковую добычу в 8 млн тонн. В более отдаленной перспективе объемы добычи «Газпром нефти» в регионе могут увеличиться: в 2018 г. компания получила Южно-Обский участок в акватории Обской губы, расположенный в непосредственной близости от Новопортовского. Прогнозные геологические ресурсы участка оценены примерно в 400 млн тонн нефти.

Не исключено, что с 2024 г. через Севморпуть будет транспортироваться и нефть ачимовских залежей Ямбургского месторождения «Газпром нефти» (геологические запасы свыше 1,2 млрд тонн). Как в июне телеканалу «Россия 24» рассказал глава компании Александр Дюков, эта схема рассматривается в качестве одного из вариантов, но окончательное решение не принято.

 

«Таймырский Самотлор»

 

Еще один новый проект, который будет «подключен» к Севморпути – Пайяхская группа месторождений, расположенная на севере Красноярского края. Ее разрабатывает «Нефтегазхолдинг» (НГХ) бывшего топ-менеджера «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.

Недавно Госкомиссия по запасам подтвердила извлекаемые запасы шести месторождений Пайяхской группы в 1,2 млрд тонн нефти (C1+C2). О начале промышленного освоения Пайяхи было объявлено в середине июля, а запуск добычи ожидается в 2024 г. Проектный уровень добычи в 26 млн тонн нефти в год собираются достигнуть в 2030 г., с дальнейшей показатель может вырасти до 50 млн тонн.

Нефть собираются поставлять по Севморпути в Азию и Европу. Для этого в 40 км от Диксона потребуется построить морской терминал «Порт бухта Север», способный переваливать от 25 млн тонн сырья в год. С месторождения нефть станет поступать по 400-километровому трубопроводу, который также предстоит возвести. Кроме того, требуется создать «с нуля» автодороги, объекты электрогенерации, ЛЭП и другие объекты.

Ранее в этом году сообщалось, что структуры Худайнатова 2014–2024 гг. вложат в разработку месторождений и строительство терминала 330 млрд руб., а инвестиции за весь период реализации превысят 2 трлн руб. Для небольшой компании это слишком дорого. В этом году стало известно, что помочь «поднять» проект готова «Роснефть».

 

Идеи «Роснефти»

 

Крупнейшая российская нефтекомпания решила не оставаться в стороне от государственной задачи увеличить грузооборот Севморпути и предложила новый амбициозный проект – «Восток Ойл». Он предполагает создание общей инфраструктуры для Пайяхи и ряда активов «Роснефти», сырье с которых пойдет по трубе на север для дальнейшей транспортировки танкерами по СМП.

Сообщалось, что «Роснефть» собирается создать арктический кластер месторождений, куда включит участки нынешнего Ванкорского кластера: действующее Ванкорское, Сузунское, Тагулульское и Лодочное месторождения. Напомним, что сейчас Ванкор выступает главным источником поставок нефтекомпании в Китай по системе «Транснефти». Кроме того, в новый мегакластер могут войти ряд участков Южного Таймыра, где сейчас идет разведка (в том числе совместный с BP проект «Ермак»), а также участки Восточного Таймыра в районе Хатанги. Перспективные ресурсы «Восток Ойл» оценены в 2,6 млрд тонн углеводородного сырья

По сообщениям СМИ, необходимые инвестиции со стороны участников проекта «Роснефть» оценила в размере более 5 трлн руб., а компания KPMG – в 8,5 трлн руб. Решения по проекту пока нет.

Между тем «Роснефть» – крупнейший недропользователь на шельфе Арктики, и у компании есть другие проекты, способные в перспективе пополнить грузооборот Севморпути. В первую очередь это открытое в 2014 г. месторождение «Победа» в Карском море с суммарными извлекаемыми запасами порядка 130 млн тонн нефти и 500 млрд куб. м газа. Но активных работ на «Победе» в ближайшие годы не ожидается, говорил в декабре глава Минприроды Дмитрий Кобылкин.

 

Заполним Севморпуть. Дорого

 

Реализация масштабных арктических планов часто упирается в вопросы финансирования. В свое время «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы. Для «Арктик СПГ-2» «НОВАТЭК» преференций не просил, но, как уже отмечено, государство будет вкладываться в создание необходимой для проекта инфраструктуры. Налоговые льготы были и у «Нового порта», а теперь «Газпром нефть» переводит проект на НДД.

«Роснефть» и «Нефтегазхолдинг», по сообщениям СМИ, также просят для «Восток Ойл» поддержку у государства, в том числе лично у президента Путина. Объем запрашиваемых льгот оценивается в 2,6 трлн руб.

Нефтяникам мог бы помочь закон о развитии Арктики, проект которого разработан Минвостокразвития. Документ предлагает, в частности, значительно снизить (а в некоторых случаях – обнулить) налоги для работающих на Севере компаний.

Решения по законопроекту пока нет, и единодушия в правительстве по его поводу – тоже. В Минфине указывают, что принятие документа означает выпадение из бюджета доходов в сотни миллиардов рублей, а источники компенсации отсутствуют. Александр Новак в беседе с журналистами высказался в пользу создания системы стимулирующих мер для арктических проектов, но подчеркнул, что это требует тщательного обоснования.

Между тем Владимир Путин в июле поручил правительству ввести мораторий на оказание новых мер господдержки при разработке нефтяных месторождений до конца текущего года – пока не будет окончена инвентаризация запасов на предмет экономической эффективности освоения. Однако вопрос о льготах для «Восток Ойл», по информации газеты «Ведомости», президент ранее тоже поручил проработать.

Полная версия доступна после покупки

Авторизироваться
Система Orphus