USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.08

0

Природный газ 3.222

+0.03

10 мин
478

Россия строит нефтепродуктопроводы

Россия строит нефтепродуктопроводы

В мире всего четыре страны, которые отгружают из своих портов более 600 миллионов тонн различных грузов в год. Это Китай, США, Австралия и Россия. Хотя российскую экономику много и справедливо критикуют, однако есть и достижения. За последние пятнадцать лет экспорт светлых нефтепродуктов высокого качества в Европу вырос почти втрое.


Генеральная линия

Насколько востребованы светлые нефтепродукты из России в Европе? С 2000 по 2013 годы число НПЗ в Европе сократилось со 156 до 125, а мощность переработки снизилась с 926 млн т до 835 млн т. Это происходит потому, что маржа, прибыль от работы европейских НПЗ невысока. Плюс постоянный прессинг со стороны защитников окружающей среды. Российские НПЗ в силу разницы экспортных пошлин на сырую нефть и светлые нефтепродукты находятся в комфортной зоне по прибыли. Соответственно в Европе за последние годы увеличился дефицит светлых нефтепродуктов. Если в 2000 году баланс по дизельному топливу был минус 20 млн т, то сейчас это минус 63,7 млн т. Это и есть рынок для поставки дизельного топлива. Всего же дисбаланс по светлым нефтепродуктам составляет в Европе минус 71 млн т. Следует отметить, что более 80% из экспорта светлых нефтепродуктов в Европу приходится на дизельное топливо высокой очистки с содержанием серы не более 10 ppm. Большинство автомобилей в Европе имеют дизельные двигатели.

Выступая в декабре с посланием Федеральному собранию, президент России Владимир Путин упомянул о необходимости модернизации портовой инфраструктуры страны, в том числе в Балтийском регионе. Ничего принципиально нового в этом не было, однако восприняли эти слова как сигнал к переводу транзитных грузов из Прибалтики в российские порты. Власти прибалтийских республик начали бить тревогу по этому поводу еще в позапрошлом году, когда отношения с Россией обострились.

Транснефть теперь собирается переориентировать экспортные потоки на Ленинградскую область и Новороссийск, минуя порты Прибалтики. Об этом в Кремле на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявил президент компании Николай Токарев. По словам Токарева, в прошлом году через Прибалтику прошло 9 млн тонн нефтепродуктов, а в этом году показатель снизится почти вдвое – до 5 млн тонн. Уже к 2018 году Транснефть собирается полностью отказаться от этого маршрута, в частности увеличив транзит через Приморск и Усть-Лугу в Ленинградской области.

Кроме того, продукцию из Волгограда и Краснодарского края будут вывозить через Новороссийск.

Опасения прибалтов вполне понятны. Они получили в наследство от Советского Союза, который им так не мил, развитую портовую инфраструктуру. Доходы от транзита из России играли существенную роль в бюджетах карликовых государств. В Латвии и Эстонии на долю услуг транспорта и хранения в ВВП приходится 8%, Литвы – 7,7%. Так что для прилегающих стран уход российского транзита будет означать весомые бюджетные потери и лишение рабочих мест. В случае потери всего транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%.

Север

На северном направлении одна нитка БТС уже сейчас переоборудована под прокачку светлых нефтепродуктов до порта Приморск. Строится мощный нефтепродуктопровод «Север», который свяжет основные НПЗ северного и центрального регионов с портами Усть-Луга и Приморск. Пуск этого объекта намечен Транснефтью на 2020 год и рассчитан он будет на перекачку 25 млн тонн нефтепродуктов в год.

По итогам 2015 года суммарный грузооборот в Балтийском регионе увеличился на 3,2%, положительный результат целиком и полностью заслуга двух портов – Усть-Луга и Приморск, сумевших завершить прошлый год на мажорной ноте – грузооборот данных портов за годовой период вырос на 16,1 и 11,1% соответственно. Тем временем Большому порту Санкт-Петербург (БП СПб) с товарищем по несчастью портом Калининград впору бить тревогу – на двоих они растеряли порядка 15% оборота. На их фоне даже сохранившие перегрузку на прежнем уровне Выборг и Высоцк выглядят настоящими триумфаторами.

В 2012 году в порту Усть-Луга начал работу терминал «Роснефтьбункер» (позже переименован в «Усть-Луга Ойл»), ставший конечной точкой второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Нарастив мускулы, порт принялся отбирать транзит у оппонентов – Таллина, Риги и Вентспилса, а также переключил на себя часть нефтеналива из Петербургского нефтяного терминала (располагается на территории БП СПБ) и Приморска.

В прошедшем году перевод нефтяных грузов из Прибалтики также стал фактором роста двух крупнейших портов региона – Усть-Луги и Приморска, тогда как снижение объемов перевалки этих товаров ощутили на себе наиболее зависимые от транзита Таллин, Рига и Вентспилс. Рост перевалки в порту Приморск и терминалов «Усть-Луга-Ойл» и «Невская трубопроводная компания» во многом достигнут за счет грузов, которые пришли из портов Эстонии и Латвии.

В Транснефти считают, что это не только политическое решение, здесь есть и экономические интересы – зачем терять прибыль там, где ее можно получить? В компании объясняют эти изменения маршрута экономической целесообразностью – более короткое транспортное плечо (приблизительно на 600 км) обеспечивает более низкий уровень тарифов на перекачку. Маршрут в направлении Вентспилса включает в себя участки системы магистральных нефтепроводов, пролегающие по территории Республики Беларусь, Латвии и Литвы, что существенно удорожает стоимость транспортировки. В результате объем нефтепродуктов, поставляемых в Вентспилс в 2015 году, уменьшился почти на 1,5 млн тонн в пользу порта Приморск.

Грузооборот порта Усть-Луга в 2015 году достиг уровня 87,9 млн тонн, показав рост в 16%. 91% грузооборота – это нефтепродукты, газ и уголь. Перспективы возврата российских грузов из Балтии в отечественные порты реальны. Насколько успешны будут планы по переориентированию российского экспорта из Балтии на Усть-Лугу, будет зависеть от того, найдутся ли инвесторы, готовые вложить свои деньги в строительство современных терминалов. Основную часть российского экспорта составляют низкотарифные навалочные грузы, и для того чтобы зарабатывать на таких грузах, нужно

обеспечить высокую интенсивность погрузо-разгрузочных работ, а значит, применять современные технологии, требующие значительных вложений. Усть-Луга имеет огромный потенциал для увеличения объемов обработки любых категорий грузов, но особенно навалочных. Прежде всего потому, что на Балтике не так много портов, способных принимать суда класса Panamax и выше и нет железнодорожных станций, способных обрабатывать такое количество вагонов, как станция Усть-Луга.

Юг

Здесь находятся южные морские ворота России, пересекаются важнейшие транспортные маршруты, здесь находится крупнейший перевалочный комплекс «Шесхарис», на котором в июле 2015 года была отгружена 1,5-миллиардная тонна углеводородного сырья. Порт Новороссийск стал важнейшим экспортным терминалом не только для России, но и для Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. По итогам прошлого года через него было отгружено 8,3 млн т нефти этих соседних государств.

Значимым шагом для эффективного функционирования промышленной инфраструктуры Южного федерального округа станет развитие системы нефтепродуктопроводов «Юг», которая будет способствовать увеличению переработки нефти на территории нашей страны и росту экспорта дизельного топлива российских производителей, в частности с Волгоградского, Орского НПЗ, группы уфимских заводов. Завершение этого проекта запланировано на 2020 год.

На южном направлении нефть поставляется не только на экспорт, но и для нескольких НПЗ. Эти НПЗ активно развиваются и хотят получать нефть самым эффективным трубопроводным транспортом. Уже в этом году поставка на Афипский НПЗ идет исключительно по трубопроводу – 6 млн т малосернистой нефти в год. В 2018 году этот объем вырастет до 9 млн т в год, плюс 3 млн т будет поставляться на Ильский НПЗ. После 2020 года Ильский НПЗ планирует принимать до 6 млн т в год, Афипский – до 12 млн т. Создание необходимых для увеличения поставок мощностей будет финансироваться самими заводами по договору подключения к магистральному нефтепроводу.

В свое время все крупные НПЗ стали участниками программы реконструкции предприятий и увеличения глубины переработки нефти. В 2016-2017 годах эта программа закончится, и, по разным оценкам, производство дизельного топлива в стране увеличится на 50-80 млн т в год. Компания Транснефть сейчас активно занимается реконструкцией и строительством продуктопроводов, чтобы принять увеличивающиеся объемы в систему и транспортировать их как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Идея строительства магистрального нефтепродуктопровода от Самары до Новороссийска для развития южного направления экспорта дизельного топлива обсуждалась еще в 2008 году. Однако реализовать ее силами компании Транснефтепродукт было тогда нереально. Инвестиции в реконструкцию действующих и строительство новых продуктопроводов появились только в результате объединения дочерних предприятий Транснефти и Транснефтепродукта. И в рамках поручения президента РФ Владимира Путина по перенаправлению экспортных потоков с зарубежных портов в российские началось строительство продуктопровода «Юг».

На первом этапе планируется создать продуктопровод от Тихорецка до Новороссийска. Это будет не строительство, а перевод нефтепровода Тихорецк – Новороссийск-1 диаметром 500 мм под транспортировку нефтепродуктов. Подобный вариант увеличения поставок нефтепродуктов уже опробован на северном направлении, в порту Приморск. Надо почистить трубу, провести реконструкцию нефтеперекачивающей станции (НПС) «Тихорецкая», линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Крымская» и построить трубопровод от Волгограда до Тихорецка. Это позволит обеспечить транспортировку в Новороссийск до 6 млн т дизельного топлива стандарта Евро-5 в год.

На последнем этапе, в конце 2019 года, будет построена труба от Самары до Волгограда и одновременно проведено расширение системы от Волгограда до Новороссийска. После завершения всего проекта мы планируем транспортировать по этому трубопроводу до 11 млн т дизельного топлива в год. Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность подключения к данному трубопроводу Новошахтинского НПЗ, который планирует выпускать дизельное топливо Евро-5 в объеме 3,5-4 млн т в год.

Портовая инфраструктура Азово-Черноморского бассейна – вторая по объемам перевалки нефтеналивных грузов и даже конкурирующая с Балтийским бассейном. Если посмотреть на динамику отгрузки здесь нефтеналивных грузов, увидим, что за относительно стабильным уровнем в 2013 и 2014 годах следует резкий скачок в первом квартале 2015 года. Он обусловлен двумя факторами: зимним периодом, когда спрос на внутреннем рынке падает и есть спрос на внешнем рынке, и налоговым маневром, который вступил в действие с января этого года.

В Новороссийске сегодня работают три крупных терминала, включая перевалочный комплекс (ПК) «Шесхарис». По итогам прошлого года и пяти месяцев нынешнего ПК смог нарастить объемы перевалки нефтепродуктов, которые в этом году должны составить 9,6 млн т. На ПК «Шесхарис» планируется и дальше наращивать объем перевалки нефтепродуктов до 20 млн т в 2020 году. Это произойдет за счет реконструкции, развития терминала, а также реализации проекта «Юг». В итоге объем перевалки нефтепродуктов в порту Новороссийск может достигнуть 30-40 млн т в год. При этом в соотношении «нефть - нефтепродукты» доля последних будет расти и на западном направлении в целом, и в порту Новороссийск в частности.

Сегодня на ПК «Шесхарис» идет масштабная реконструкция, которая продлится до 2025 года. Цель – повышение экологической и инженерной защищенности объектов, замена устаревших железобетонных резервуаров на современные, увеличение емкости резервуарного парка и модернизация оборудования. Всего планируется реконструировать 53 объекта. На сегодня уже построены 10 резервуаров объемом 20 и 30 тыс. куб. м, котельная и аварийная дизельная электростанция, выполнены другие работы. Завершено строительство технологического тоннеля диаметром 3,3 м и протяженностью 3225 м, соединяющего производственные площадки «Шесхарис» и «Грушовая».

С 2015 по 2025 годы будут построены и реконструированы 47 объектов. Основные из них – инженерная защита 13-го и 14-го ущелий, которая позволит отвести паводковые воды в обход ПК «Шесхарис». Кроме того, будут заменены все технологические трубопроводы, реконструированы очистные сооружения системы сбора сточных вод и заменены узлы учета нефти и нефтепродуктов.

Реконструкция ПК «Шесхарис» позволит обновить основные производственные фонды предприятия, увеличить количество товарных резервуаров и их общий объем до 1,58 млн куб. м, оптимизировать технологическую схему и за счет этого сократить протяженность технологических трубопроводов, уменьшить количество насосных агрегатов, энергетического оборудования, а также количество зданий и сооружений. Комплексная реконструкция ПК «Шесхарис» позволит переваливать нефть и нефтепродукты суммарным объемом более 40 млн т в год.

В 2014 году через причалы ПК «Шесхарис» перевалено на экспорт 30,4 млн т нефти, 3,4 млн т дизтоплива и 3,6 млн т мазута. Основные направления экспорта – страны Средиземноморского региона. Учитывая стратегическое партнерство порта с АК «Транснефть», можно рассчитывать на сохранение существующих объемов нефти и привлечение дополнительных объемов нефтепродуктов.

За последние четыре года в порту проведена реконструкция части трубопроводов и системы пожаротушения, построен и сдан в эксплуатацию причал №1а, выполнена реконструкция и капитальный ремонт еще нескольких причалов. Объем затрат составляет около 4 млрд руб., а плановый объем инвестиций в развитие инфраструктуры до 2019 года – 6,2 млрд руб.

Следует напомнить, что в Южном федеральном округе сосредоточено 14% нефтепереработки всей России. Здесь присутствуют все три сектора НПЗ: крупные заводы, такие как Волгоградский и Туапсинский, пять средних, а также мини-заводы. По итогам 2014 года, например, на внутреннем рынке страны практически по всем нефтепродуктам наблюдался префицит, в результате на экспорт было направлено около 10% бензина и авиакеросина, 50% дизельного топлива, более 80% мазута. Казалось бы, перспективы экспорта светлых нефтепродуктов в Европу радужные, но все же есть скрытые риски, связанные с общим негативным настроем к России в Европе.

В Черноморско-Средиземноморском регионе постепенно происходили изменения в раскладе сил и влияния на углеводородные потоки. И Россия, в частности, с 1991 года серьезно усилила свои позиции на всех направлениях, укрепив морские порты, увеличив погрузочные мощности. В прошлом году перегрузки всех видов по России – импорт, экспорт, каботаж – составили 627 млн т, этот показатель за 10 лет удвоился.

Южное направление не является крупнейшим из направлений экспорта по нефтепродуктам, но, возможно, на сегодняшний день оно является ключевым с точки зрения переориентации экспортных объемов с других направлений, прежде всего северо-западного, на юг Европы.

Проект «Юг» – это около 15% от объема нового строительства Транснефти текущего года и примерно 7% от общей инвестиционной программы компании. Завершение проекта позволит увеличить отгрузку нефтепродуктов на экспорт, переориентировав существенные объемы с прибалтийского направления – Риги и Вентспилса. Уже сейчас без новых мощностей можно переориентировать около 5 млн т в год. Но если увести из Прибалтики все объемы – 15 млн т, то только за счет собственной перевалки внутри страны будет оставаться около 5 млрд руб. в год.

Для полноты картины следует добавить, что не столь значительные по объемам поставки нефтепродуктов из России осуществляются из Арктического и Дальневосточного бассейнов.




Статья «Россия строит нефтепродуктопроводы» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№12-11, Ноябрь 2016)

Авторы:
Комментарии

Читайте также